Файл: Влияние мотивации на эффективность учебной деятельности младших школьников.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 231

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Изучение мотивации обучающихся показывает, как велико желание младших школьников узнать новое. Успех обучения русскому языку может быть, достигнут лишь на основе реализации строго продуманной системы учебно-воспитательных мероприятий.

Весь процесс формирования мотивационной сферы младшего школьника можно представить в виде следующих этапов: подготовительный, основной и заключительный. Остановимся на характеристике первого подготовительного этапа.

Младший школьный возраст является отправной точкой в осознании человеком своей личности, определении собственной позиции в учебном процессе и в других сферах жизнедеятельности. По мнению ведущих специалистов (Е.В. Бондаревской, С.В. Кульневич, В.В. Серикова, И.С. Якиманской и др.) осуществление этих задач возможно в условиях личностно ориентированного обучения.

У современного ребенка семи лет уровень субъективной готовности к школе может несколько снижаться из-за рассказов других детей о трудностях в школе, а также из-за того, что стремление учиться в некоторой мере удовлетворяется в детском саду. Наряду с этим уровень объективной готовности повышается в связи с общим ростом культуры, использованием радио, телевидения. Уровень осведомленности современных семилеток значительно выше. Таким образом, у современного ребенка уровень субъективной готовности несколько понижается, а уровень объективной готовности повышается, что уже усложняет дело дальнейшего формирования мотивации к начальной школе.

В качестве благоприятных черт мотивации отмечается общее положительное отношение ребёнка к школе, широта его интересов, любознательность. Широта интересов младших школьников проявляется в том, что их интересуют многие явления окружающей жизни, которые не входят в программу даже средней школы. Широта этих интересов проявляется и в не всегда учитываемой потребности младших школьников в творческих играх. Особенно на героико-романтические сюжеты, на сюжеты из книг, кинофильмов. В проигрывании этих сюжетов реализуются социальные интересы младших школьников, их эмоциональность, коллективные игровые сопереживания. Любознательность является формой проявления широкой умственной активности младших, школьников. Непосредственность, открытость, доверчивость младших школьников, их вера и непререкаемый авторитет учителя
, и готовность выполнять, любые его задания являются благоприятными условиями для упрочения в этом возрасте широких социальных мотивов долга, ответственности, понимания необходимости учиться.

Мотивация младших школьников имеет и ряд негативных характеристик, препятствующих учению. Так, интересы младших школьников:

- недостаточно действенны, так как сами по себе долго не поддерживают учебную деятельность;

- неустойчивы, т. е. ситуативны, быстро удовлетворяются и без поддержки учителя могут угасать и не возобновляться (учебный материал и задания нередко быстро надоедают ученику, вызывают утомление);

- малоосознанны, что проявляется в неумении школьника назвать, что и почему ему нравится в данном предмете;

- слабо обобщены, т. е. охватывают один или несколько учебных предметов, но объединенных по их внешним признакам;

- содержат в себе ориентировку школьника чаще на результат учения (знания, причем с их фактической, иллюстративной стороны и лишь затем -- закономерности), а не на способы учебной деятельности;

-до конца начальной школы порой не складывается интерес к преодолению трудностей в учебной работе (что нередко косвенно стимулируется самими учителями, так как в отметке оценивается, прежде всего, результат, а не стремление к преодолению трудностей, которое чревато неуспехом).

Все эти особенности обуславливают поверхностный, в ряде случаев недостаточный интерес к учению, называемый иногда формальным и беспечным отношением к школе.

Младший школьный возраст характеризуется первичным вхождением ребенка в учебную деятельность. Мотивация учения в младшем школьном возрасте развивается в нескольких направлениях. Широкие познавательные мотивы (интерес к знаниям) могут уже к середине этого возраста преобразоваться в учебно-познавательные мотивы (интерес к способам приобретения знаний); мотивы самообразования представлены пока самой простой формой - интересом к дополнительным источникам знаний; широкие социальные мотивы развиваются от общего неразделенного понимания социальной значимости учения к более глубокому осознанию причин необходимости учится; узкие социальные мотивы представлены желанием ребенка получить, главным образом одобрение учителя. Мотивы сотрудничества и коллективной работы широко присутствуют у младших школьников, но пока в самом общем представлении.



Интерес к учебной деятельности по сравнению с другими интересами учащихся планомерно возрастает в 1-2 классах и заметно снижается в 4 классе. Как показал анализ, снижение интереса происходит более заметно в тех классах начальной школы, где преобладала установка учителя на сообщение готовых знаний, на их запоминание, где активность школьника носила воспроизводящий, подражательный характер.

Мотивационная сфера в младшем школьном возрасте существенно перестраивается: общая познавательная и социальная направленность дошкольника конкретизируется в «позиции школьника» - стремлении посещать школу, затем эта позиция удовлетворяется и должна быть заменена новым типом отношения - учебно-познавательными мотивами и более зрелыми формами социальных мотивов. К концу младшего школьного возраста у учащихся совершенно необходимо сформировать, хотя бы в первом приближении, учебно-познавательный мотив - интерес не только к новым знаниям и даже не только к общим закономерностям, а именно к способам добывания новых знаний. Воспитание этого мотива необходимо для подготовки перехода ученика в среднюю школу. Формирование этих новых уровней мотивации составляет существенный резерв воспитания положительного отношения к учению в данном возрасте.

Для формирования уверенности и возникновения у школьников мотивации достижения учителю особенно важно:

1. Создавать атмосферу доверия между учителем и учеником.

2. Быть заинтересованным в успехах детей, иметь авторитет.

3. Видеть индивидуальность каждого ученика и мотивировать его, опираясь на уже имеющиеся у ребенка мотивы.

4. Сделать деятельность учащихся определенной и понятной.

5. Обеспечивать у учеников ощущение продвижения вперед, переживание успеха в деятельности [7].

Таким образом, данные психолого-педагогических исследований свидетельствуют о том, что младший школьный возраст имеет большие резервы формирования мотивационной сферы учения. Г лавное содержание мотивации в этом возрасте - «научиться учиться». Младший школьный возраст - это начало становления мотивации учения, от которого во многом зависит ее судьба в течение всего школьного возраста.

Формирование у младших школьников мотивов, придающих дальнейшей учебе ребенка значимый для него смысл, является крайне необходимым, без чего дальнейшее обучение школьника может быть затруднено или просто невозможно. Важно обеспечить такую подготовку и ее дальнейшее формирование, которое поддерживало бы эффективную и плодотворную учебную деятельность каждого ребенка на протяжении всех лет его пребывания в школе, и было бы надежной основой для его самообучения и самосовершенствования в будущем.

Список литературы





  1. Александровская, Э. М. Психологическое сопровождение детей младшего школьного возраста: Учебно-методическое пособие. Часть 1 / Э. М. Александ­ровская, Н. В. Куренкова. - СПб.: Питер, 2017. - 208 с.

  2. Апиш, Ф. Н. Психолого-дидактические основы развития учебной мотивации младших школьников средствами текущего контроля [Электронный ресурс] / Ф. Н. Апиш. - Майкоп.: АГУ. - URL: // http://www.dslib.net/obw-pedagogika/psihologo- didakticheskie-osnovy-razvitij a-uchebnoj -motivacii-mladshih-shkolnikov.html

  3. Бабанский, Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса : Ме­тодические основы / Ю. К. Бабанский. - СПб.: Питер, 2018. - 192 с.

  4. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Бес­палько. - СПб.: Питер, 2017. - 190 с.

  5. Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе / М. Р. Битянова. - М.: Совершенство, 2017. - 298 с.

  6. Божович, Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка / Л. И. Божович. - СПб.: Питер, 2015. - 184 с.

  7. Бурлачук, Л. Ф. Психодиагностика : Учебник для вузов / Л. Ф. Бурла- чук. - СПб.: Питер, 2018. - 351 с.

  8. Вайндорф-Сысоева, М. Е. Учебник педагогики / М. Е. Вайндорф- Сысоева, Л. П. Крившенко. - М.: Юрайт, 2016. - 239 с.

  9. Возрастная и педагогическая психология : Учебник для студентов всех специальностей педагогических вузов / Под ред. М. В. Гамезо, Л. М. Орлова. - М, МГОПУ АНОО НОУ, 2016. - 234 с.

  10. Григорович, Л. A. Педагогика и психология : Учебное пособие / Л. A. Григорович, Т. Д. Марцинковская. - М.: Гардарики, 2015. - 480 с.

  11. Дубровина, И. В. Школьная психологическая служба / И. В. Дубровина. - СПб.: Питер, 2018. - 320 с.

  12. Зверева, Г. Ю. Развитие у школьников мотивации к учению / Г. Ю. Зверева // Молодой ученый. - 2015. - №22. - С. 787-792.

  13. Зимняя, И. А. Педагогическая психология : учеб. пособие / И. А. Зим­няя. - Ростов на/Д.: Феникс, 2017.- 480 с.

  14. Ковалев, Н. Е. Введение в педагогику / Н. Е. Ковалев, Б. Ф. Райский, Н. А. Сорокин. - М.: Эксмо, 2018. - 175 с.

  15. Колычева, З. И. Теоретические основы педагогической технологии: Учебное пособие для студентов педагогического института / З. И. Колычева; под ред. О. Б. Епишевой. - Тобольск: ТГПИ им. Д. И. Менделеева, 2017. - 233 с.

  16. Кузнецов, В. М. Психолого-педагогические условия формирования личности учащихся / В. М. Кузнецов. - М.: Народное образование, 2016. - 144 с.

  17. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека . Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. - М.: ТЦ «Сфера», 2016. - 464 с.

  18. Лидерс, А. Г. Мотивы учения у школьников [Электронный ресурс] / А. Г. Ли- дерс. - URL: // http://www.voppsy.ru/issues/1980/801/801161.htm

  19. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте : Пособие для учителя / А. К. Маркова. - СПб.: Питер, 2018. - 96 с.

  20. Матюхина, М. В. Мотивация учения младших школьников / М. В. Матюхина. - СПб.: Питер, 2018. - 144 с.

  21. Михайлова, О. В. Учебная мотивация как один из критериев эффективности учебного процесса [Электронный ресурс] / О. В. Михайлова // Педагогическая мас­терская Открытый урок Первое сентября. - URL: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn-p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B 8/583615/

  22. Мурадова, В. И. Мотивация учения младших школьников / Мурадова В. И. // Инновационная наука. - 2016. - №1. - С. 3-8.

  23. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П. И. Пидкасистого. - М.: Российское педагогиче­ское агентство, 2015. - 635 с.

  24. Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс : Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. - Кн. 1. / И. П. Подласый. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2016. - 354 с.

  25. Прядехо, А. Н. Мотивы обучения как средство повышения эффективности учебного процесса / А. Н. Прядехо, А. А. Прядехо // Вестник Брянского госу­дарственного университета. - 2013. - №1. - С. 3-10.

  26. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И. В. Дубровиной. - М.: Научная книга, 2016. - 108 с.

  27. Сластенин, В. А. Педагогика: инновационная деятельность / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова. - М.: ИЧП «Издательство Магистр», 2017. - 224 с.

  28. Степанян, Ж. Х. Мультимедийные технологии как средство повышения учеб­ной мотивации младших школьников (на примере работы с интерактивной доской) / Ж. Х. Степанян, О. А. Некрасова // X Международная студенческая научная конферен­ция. Студенческий научный форум Сургут. - Сургутский государственный педагогиче­ский университет. - 2017. - С. 64-68.

  29. Столяренко, Л. Д. Психология и педагогика : учебник / Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2016. - 636 с.

  30. Талызина, Н. Ф. Педагогическая психология / Н.Ф. Талызина. - М.: Академия, 2013. - 288 с.

  31. Талызина, Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школь­ников / Н. Ф. Талызина. - М., Эксмо. - 2018. - 136 с.

  32. Чикишева, О. В. Психолого-педагогические особенности детей младшего школь­ного возраста [Электронный ресурс] / О. В. Чикишева // Проблемы и перспективы разви­тия образования: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). - Пермь: Меркурий, 2014. - С. 90-92. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/58/2267/ (дата обра­щения: 02.05.2018).

  33. Шамова, Т. А. Активизация учения школьников / Т. А. Шамова. - М.: Эксмо, 2018. - 209 с.

  34. Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г. И. Щукина. - М.: Эксмо, 2017. - 100 с.

  35. Я работаю психологом... : Опыт, размышления, советы / под ред. И. В. Дубровиной. - М.: Эксмо, 2014. - 252 с.