Файл: Предмет и задачи экономики транспортной отрасли.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
и др.
6.2. Понятие рентабельности

Для оценки эффективности работы предприятия недостаточно использовать только показатель прибыли. При одинаковой прибыли два предприятия могут иметь различную стоимость производственных фондов, т.е. сумму основного капитала и оборотных средств. Более эффективно работает то предприятие, у которого стоимость производственных фондов меньше. Таким образом, для оценки эффективности работы предприятия необходимо сопоставить прибыль и производственные фонды, с помощью которых она создана. Это и есть рентабельность.

Рентабельность доходность, прибыльность предприятия; показатель экономической эффективности работы предприятия, который отражает конечные результаты хозяйственной деятельности. Её рассчитывают как отношение балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основного капитала и нормируемых оборотных средств (ОК + ОС).

Различают три вида рентабельности: рентабельность, рассчитанная на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.

При формировании цен на продукцию можно использовать рентабельность отдельных изделий, которая рассчитывается как отношение прибыли к себестоимости. Показатель рентабельности взаимосвязан со всеми показателями эффективности производства, в частности с себестоимостью продукции, фондоёмкостью продукции и скоростью оборачиваемости оборотных средств.

Рентабельность измеряется в относительных единицах или процентах.

Рентабельность продаж (оборота) ( ) определяется делением прибыли от реализации продукции (работ, услуг) ( ) или чистой прибыли (ЧП) на размер полученной выручки (В) и заключается в оценке предпринимательского аспекта деятельности организации (сколько прибыли приходится на 1 р. дохода):
= / В или = ЧП / В.
Рентабельность производства (окупаемость затрат) определяется отношением прибыли ( , ЧП) к сумме затрат на производство и реализацию (З) и
характеризует количество прибыли, получаемой с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию:
= / З или = ЧП / З.
Рентабельность инвестиций (окупаемость инвестиционных проектов) определяется аналогично – как отношение прибыли к сумме инвестиций в анализируемый проект.

Рентабельность капитала рассчитывается как отношение балансовой прибыли к среднегодовой стоимости капитала (К):
БП / К.
В условиях рыночной экономики повышение эффективности работы предприятия неразрывно связано с усилением интенсификации, что позволяет исключить возможность декларативного подхода и ориентироваться на реальные механизмы организации производства.
6.3. Сущность, понятие, функции и классификация налогов
Государство для осуществления своих функций должно обладать правом собственности на часть валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в обществе за определённый период. Изъятие государством в пользу общества определённой части стоимости ВВП в виде обязательного взноса составляет сущность налога. Проявляется она в отношениях, складывающихся у государства с налогоплательщиками, которые характеризуются как денежные отношения, возникающие по поводу уплаты налогов, сборов и других платежей в бюджет и во внебюджетные фонды.

Понятие налога.

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и(или) муниципальных образований.

Сбор – это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определённых прав или выдачу разрешений (лицензий).



В общем смысле слова налог можно определить, как обязательный платёж, устанавливаемый государством и взимаемый на основании законодательно закреплённых правил для удовлетворения общественных потребностей.

Налоговая система представляет собой совокупность налогов, сборов и других платежей, взимаемых в государстве с плательщиков – юридических и физических лиц, а также принципов, форм и методов их изменения, обмена, уплаты, взимания и контроля. Она включает также налоговую базу, налоговую ставку и другие элементы.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения и является основой для исчисления суммы налога, так как именно к ней применяется налоговая ставка.

Налоговая ставка – это величина налоговых начислений на единицу

измерения налоговой базы.

Налоги выполняют следующие функции: регулирующую, стимулирующую, распределительную, фискальную и контрольную.

Регулирование развития народного хозяйства достигается путём маневрирования налоговыми ставками, предоставлением льгот, применением штрафных санкций. Изменяя условия налогообложения, государство создаёт условия для селективного развития экономики.

С помощью налогов, льгот и санкций государство может стимулировать инвестиционную активность, направленную на техническое перевооружение предприятий и отраслей, внедрение достижений науки и передового опыта в производстве.

Распределительная (перераспределительная) функция заключается в том, что часть доходов предприятий и граждан, поступающая в бюджеты страны в виде налогов, направляется на развитие производственной и социальной инфраструктуры, а также капиталоёмких отраслей с длительными сроками окупаемости затрат.

Фискальная функция состоит в том, что за счёт налогов содержится государственный аппарат, оборонный комплекс, непроизводственная сфера, в том числе наука, образование, культура и др.

Контрольная функция предполагает контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходами. Государство отслеживает своевременность и полноту поступления в бюджеты налогов, сопоставляет их величину с потребностями в финансовых ресурсах и определяет необходимость реформирования налоговой системы и бюджетной политики.


Социальная функция налогов реализуется путём воздействия на формирование совокупного интеллекта и нравственности человека, проявляется через обеспечение качества жизни человека (медицина, образование).

Наиболее существенное значение для современной теории и практики налогообложения имеют следующие основные формы классификации налогов.

1. По способу взимания:

- прямые налоги – взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщиков (НДФЛ, налог на прибыль, налог на имущество);

- косвенные налоги – включаются в цену товаров, работ, услуг.

Окончательным плательщиком является потребитель товара (работы, услуги) (НДС, акцизы, таможенные пошлины).

2. В зависимости от органа, устанавливающего налоги (по уровню управления):

- федеральные налоги (9), элементы которых определяются федеральным законодательством и которые являются едиными на всей территории страны (НДС, акцизы, НДФЛ, ЕСН, налог на прибыль организаций,

НДПИ, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; государственная пошлина);

- региональные налоги (3) вводятся в соответствии с НК РФ и устанавливаются законодательными органами субъектов Федерации и являются обязательными на территории данного субъекта (налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог);

- местные налоги (2) вводятся в соответствии с НК РФ и устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (налог на имущество физических лиц, земельный налог).

3. По целевой направленности введения налогов:

- общие налоги, предназначенные для формирования доходов бюджетов в целом (НДС, НДФЛ, акцизы);

- целевые (специальные) налоги и отчисления, которые вводятся для финансирования конкретного направления государственных расходов (ЕСН). Для них часто создаётся специальный внебюджетный фонд.

4. По субъекту-налогоплательщику:

- налоги, взимаемые с физических лиц (НДФЛ);

- налоги, взимаемые с юридических лиц (налог на прибыль предприятий);

- смежные налоги, которые уплачивают физические и юридические лица (земельный налог).

5. По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платёж:

- закреплённые налоги, которые непосредственно и целиком поступают в тот или иной бюджет (НДС);

- регулирующие налоги, которые поступают
одновременно в различные бюджеты в пропорции, определённой законодательством (НДФЛ, акцизы).

6. По характеру бухгалтерского учёта:

- включаемые в себестоимость или цену продукции (НДС);

- уплачиваемые за счёт налогооблагаемой прибыли (налог на имущество предприятий);

- удерживаемые из доходов работника (НДФЛ).

7. По срокам уплаты:

- срочные налоги, которые уплачиваются к сроку, определённому нормативными актами (государственная пошлина, транспортный налог);

- периодично-календарные налоги, которые подразделяются на следующие разновидности: декадные, ежемесячные (НДФЛ), ежеквартальные (налог на прибыль), полугодовые, годовые.

8. По отношению налогов к доходам предприятия:

- прогрессивные – ставка налога возрастает в зависимости от величины дохода (налог на землю);

- пропорциональные – ставка налога остаётся неизменной (НДФЛ – 13%);

- регрессивные – по мере роста налогооблагаемой базы ставка налога снижается.

Транспортные организации уплачивают в бюджет все виды налогов, определённые законодательством РФ, в том числе:

- налог на прибыль;

- НДС;

- ЕСН;

- налог на имущество;

- транспортный налог и др.

Часть автотранспортных организаций и индивидуальных предпринимателей применяют упрощённую систему налогообложения. Суть её в том, что вместо нескольких видов налогов уплачивается единый налог.

При переходе на упрощённую систему налогообложения индивидуальными предпринимателями и организациями необходимо выполнить ряд условий: численность наёмных работников не должна превышать 100 человек; доля уставного капитала, принадлежащего юридическим лицам ограничена до 25% и др.

В настоящее время, в соответствии с Налоговым кодексом РФ, применяется также система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и применяется наряду с общей системой налогообложения.

Вменённый доход – это потенциально возможный доход налогоплательщика единого налога, рассчитываемый с учётом совокупности условий, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчёта величины единого налога по установленной ставке.