ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
и др.
6.2. Понятие рентабельности
Для оценки эффективности работы предприятия недостаточно использовать только показатель прибыли. При одинаковой прибыли два предприятия могут иметь различную стоимость производственных фондов, т.е. сумму основного капитала и оборотных средств. Более эффективно работает то предприятие, у которого стоимость производственных фондов меньше. Таким образом, для оценки эффективности работы предприятия необходимо сопоставить прибыль и производственные фонды, с помощью которых она создана. Это и есть рентабельность.
Рентабельность – доходность, прибыльность предприятия; показатель экономической эффективности работы предприятия, который отражает конечные результаты хозяйственной деятельности. Её рассчитывают как отношение балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основного капитала и нормируемых оборотных средств (ОК + ОС).
Различают три вида рентабельности: рентабельность, рассчитанная на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.
При формировании цен на продукцию можно использовать рентабельность отдельных изделий, которая рассчитывается как отношение прибыли к себестоимости. Показатель рентабельности взаимосвязан со всеми показателями эффективности производства, в частности с себестоимостью продукции, фондоёмкостью продукции и скоростью оборачиваемости оборотных средств.
Рентабельность измеряется в относительных единицах или процентах.
Рентабельность продаж (оборота) ( ) определяется делением прибыли от реализации продукции (работ, услуг) ( ) или чистой прибыли (ЧП) на размер полученной выручки (В) и заключается в оценке предпринимательского аспекта деятельности организации (сколько прибыли приходится на 1 р. дохода):
= / В или = ЧП / В.
Рентабельность производства (окупаемость затрат) определяется отношением прибыли ( , ЧП) к сумме затрат на производство и реализацию (З) и
характеризует количество прибыли, получаемой с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию:
= / З или = ЧП / З.
Рентабельность инвестиций (окупаемость инвестиционных проектов) определяется аналогично – как отношение прибыли к сумме инвестиций в анализируемый проект.
Рентабельность капитала рассчитывается как отношение балансовой прибыли к среднегодовой стоимости капитала (К):
БП / К.
В условиях рыночной экономики повышение эффективности работы предприятия неразрывно связано с усилением интенсификации, что позволяет исключить возможность декларативного подхода и ориентироваться на реальные механизмы организации производства.
6.3. Сущность, понятие, функции и классификация налогов
Государство для осуществления своих функций должно обладать правом собственности на часть валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в обществе за определённый период. Изъятие государством в пользу общества определённой части стоимости ВВП в виде обязательного взноса составляет сущность налога. Проявляется она в отношениях, складывающихся у государства с налогоплательщиками, которые характеризуются как денежные отношения, возникающие по поводу уплаты налогов, сборов и других платежей в бюджет и во внебюджетные фонды.
Понятие налога.
Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и(или) муниципальных образований.
Сбор – это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определённых прав или выдачу разрешений (лицензий).
В общем смысле слова налог можно определить, как обязательный платёж, устанавливаемый государством и взимаемый на основании законодательно закреплённых правил для удовлетворения общественных потребностей.
Налоговая система представляет собой совокупность налогов, сборов и других платежей, взимаемых в государстве с плательщиков – юридических и физических лиц, а также принципов, форм и методов их изменения, обмена, уплаты, взимания и контроля. Она включает также налоговую базу, налоговую ставку и другие элементы.
Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения и является основой для исчисления суммы налога, так как именно к ней применяется налоговая ставка.
Налоговая ставка – это величина налоговых начислений на единицу
измерения налоговой базы.
Налоги выполняют следующие функции: регулирующую, стимулирующую, распределительную, фискальную и контрольную.
Регулирование развития народного хозяйства достигается путём маневрирования налоговыми ставками, предоставлением льгот, применением штрафных санкций. Изменяя условия налогообложения, государство создаёт условия для селективного развития экономики.
С помощью налогов, льгот и санкций государство может стимулировать инвестиционную активность, направленную на техническое перевооружение предприятий и отраслей, внедрение достижений науки и передового опыта в производстве.
Распределительная (перераспределительная) функция заключается в том, что часть доходов предприятий и граждан, поступающая в бюджеты страны в виде налогов, направляется на развитие производственной и социальной инфраструктуры, а также капиталоёмких отраслей с длительными сроками окупаемости затрат.
Фискальная функция состоит в том, что за счёт налогов содержится государственный аппарат, оборонный комплекс, непроизводственная сфера, в том числе наука, образование, культура и др.
Контрольная функция предполагает контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходами. Государство отслеживает своевременность и полноту поступления в бюджеты налогов, сопоставляет их величину с потребностями в финансовых ресурсах и определяет необходимость реформирования налоговой системы и бюджетной политики.
Социальная функция налогов реализуется путём воздействия на формирование совокупного интеллекта и нравственности человека, проявляется через обеспечение качества жизни человека (медицина, образование).
Наиболее существенное значение для современной теории и практики налогообложения имеют следующие основные формы классификации налогов.
1. По способу взимания:
- прямые налоги – взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщиков (НДФЛ, налог на прибыль, налог на имущество);
- косвенные налоги – включаются в цену товаров, работ, услуг.
Окончательным плательщиком является потребитель товара (работы, услуги) (НДС, акцизы, таможенные пошлины).
2. В зависимости от органа, устанавливающего налоги (по уровню управления):
- федеральные налоги (9), элементы которых определяются федеральным законодательством и которые являются едиными на всей территории страны (НДС, акцизы, НДФЛ, ЕСН, налог на прибыль организаций,
НДПИ, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; государственная пошлина);
- региональные налоги (3) вводятся в соответствии с НК РФ и устанавливаются законодательными органами субъектов Федерации и являются обязательными на территории данного субъекта (налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог);
- местные налоги (2) вводятся в соответствии с НК РФ и устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (налог на имущество физических лиц, земельный налог).
3. По целевой направленности введения налогов:
- общие налоги, предназначенные для формирования доходов бюджетов в целом (НДС, НДФЛ, акцизы);
- целевые (специальные) налоги и отчисления, которые вводятся для финансирования конкретного направления государственных расходов (ЕСН). Для них часто создаётся специальный внебюджетный фонд.
4. По субъекту-налогоплательщику:
- налоги, взимаемые с физических лиц (НДФЛ);
- налоги, взимаемые с юридических лиц (налог на прибыль предприятий);
- смежные налоги, которые уплачивают физические и юридические лица (земельный налог).
5. По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платёж:
- закреплённые налоги, которые непосредственно и целиком поступают в тот или иной бюджет (НДС);
- регулирующие налоги, которые поступают
одновременно в различные бюджеты в пропорции, определённой законодательством (НДФЛ, акцизы).
6. По характеру бухгалтерского учёта:
- включаемые в себестоимость или цену продукции (НДС);
- уплачиваемые за счёт налогооблагаемой прибыли (налог на имущество предприятий);
- удерживаемые из доходов работника (НДФЛ).
7. По срокам уплаты:
- срочные налоги, которые уплачиваются к сроку, определённому нормативными актами (государственная пошлина, транспортный налог);
- периодично-календарные налоги, которые подразделяются на следующие разновидности: декадные, ежемесячные (НДФЛ), ежеквартальные (налог на прибыль), полугодовые, годовые.
8. По отношению налогов к доходам предприятия:
- прогрессивные – ставка налога возрастает в зависимости от величины дохода (налог на землю);
- пропорциональные – ставка налога остаётся неизменной (НДФЛ – 13%);
- регрессивные – по мере роста налогооблагаемой базы ставка налога снижается.
Транспортные организации уплачивают в бюджет все виды налогов, определённые законодательством РФ, в том числе:
- налог на прибыль;
- НДС;
- ЕСН;
- налог на имущество;
- транспортный налог и др.
Часть автотранспортных организаций и индивидуальных предпринимателей применяют упрощённую систему налогообложения. Суть её в том, что вместо нескольких видов налогов уплачивается единый налог.
При переходе на упрощённую систему налогообложения индивидуальными предпринимателями и организациями необходимо выполнить ряд условий: численность наёмных работников не должна превышать 100 человек; доля уставного капитала, принадлежащего юридическим лицам ограничена до 25% и др.
В настоящее время, в соответствии с Налоговым кодексом РФ, применяется также система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и применяется наряду с общей системой налогообложения.
Вменённый доход – это потенциально возможный доход налогоплательщика единого налога, рассчитываемый с учётом совокупности условий, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчёта величины единого налога по установленной ставке.
6.2. Понятие рентабельности
Для оценки эффективности работы предприятия недостаточно использовать только показатель прибыли. При одинаковой прибыли два предприятия могут иметь различную стоимость производственных фондов, т.е. сумму основного капитала и оборотных средств. Более эффективно работает то предприятие, у которого стоимость производственных фондов меньше. Таким образом, для оценки эффективности работы предприятия необходимо сопоставить прибыль и производственные фонды, с помощью которых она создана. Это и есть рентабельность.
Рентабельность – доходность, прибыльность предприятия; показатель экономической эффективности работы предприятия, который отражает конечные результаты хозяйственной деятельности. Её рассчитывают как отношение балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основного капитала и нормируемых оборотных средств (ОК + ОС).
Различают три вида рентабельности: рентабельность, рассчитанная на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.
При формировании цен на продукцию можно использовать рентабельность отдельных изделий, которая рассчитывается как отношение прибыли к себестоимости. Показатель рентабельности взаимосвязан со всеми показателями эффективности производства, в частности с себестоимостью продукции, фондоёмкостью продукции и скоростью оборачиваемости оборотных средств.
Рентабельность измеряется в относительных единицах или процентах.
Рентабельность продаж (оборота) ( ) определяется делением прибыли от реализации продукции (работ, услуг) ( ) или чистой прибыли (ЧП) на размер полученной выручки (В) и заключается в оценке предпринимательского аспекта деятельности организации (сколько прибыли приходится на 1 р. дохода):
= / В или = ЧП / В.
Рентабельность производства (окупаемость затрат) определяется отношением прибыли ( , ЧП) к сумме затрат на производство и реализацию (З) и
характеризует количество прибыли, получаемой с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию:
= / З или = ЧП / З.
Рентабельность инвестиций (окупаемость инвестиционных проектов) определяется аналогично – как отношение прибыли к сумме инвестиций в анализируемый проект.
Рентабельность капитала рассчитывается как отношение балансовой прибыли к среднегодовой стоимости капитала (К):
БП / К.
В условиях рыночной экономики повышение эффективности работы предприятия неразрывно связано с усилением интенсификации, что позволяет исключить возможность декларативного подхода и ориентироваться на реальные механизмы организации производства.
6.3. Сущность, понятие, функции и классификация налогов
Государство для осуществления своих функций должно обладать правом собственности на часть валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в обществе за определённый период. Изъятие государством в пользу общества определённой части стоимости ВВП в виде обязательного взноса составляет сущность налога. Проявляется она в отношениях, складывающихся у государства с налогоплательщиками, которые характеризуются как денежные отношения, возникающие по поводу уплаты налогов, сборов и других платежей в бюджет и во внебюджетные фонды.
Понятие налога.
Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и(или) муниципальных образований.
Сбор – это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определённых прав или выдачу разрешений (лицензий).
В общем смысле слова налог можно определить, как обязательный платёж, устанавливаемый государством и взимаемый на основании законодательно закреплённых правил для удовлетворения общественных потребностей.
Налоговая система представляет собой совокупность налогов, сборов и других платежей, взимаемых в государстве с плательщиков – юридических и физических лиц, а также принципов, форм и методов их изменения, обмена, уплаты, взимания и контроля. Она включает также налоговую базу, налоговую ставку и другие элементы.
Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения и является основой для исчисления суммы налога, так как именно к ней применяется налоговая ставка.
Налоговая ставка – это величина налоговых начислений на единицу
измерения налоговой базы.
Налоги выполняют следующие функции: регулирующую, стимулирующую, распределительную, фискальную и контрольную.
Регулирование развития народного хозяйства достигается путём маневрирования налоговыми ставками, предоставлением льгот, применением штрафных санкций. Изменяя условия налогообложения, государство создаёт условия для селективного развития экономики.
С помощью налогов, льгот и санкций государство может стимулировать инвестиционную активность, направленную на техническое перевооружение предприятий и отраслей, внедрение достижений науки и передового опыта в производстве.
Распределительная (перераспределительная) функция заключается в том, что часть доходов предприятий и граждан, поступающая в бюджеты страны в виде налогов, направляется на развитие производственной и социальной инфраструктуры, а также капиталоёмких отраслей с длительными сроками окупаемости затрат.
Фискальная функция состоит в том, что за счёт налогов содержится государственный аппарат, оборонный комплекс, непроизводственная сфера, в том числе наука, образование, культура и др.
Контрольная функция предполагает контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходами. Государство отслеживает своевременность и полноту поступления в бюджеты налогов, сопоставляет их величину с потребностями в финансовых ресурсах и определяет необходимость реформирования налоговой системы и бюджетной политики.
Социальная функция налогов реализуется путём воздействия на формирование совокупного интеллекта и нравственности человека, проявляется через обеспечение качества жизни человека (медицина, образование).
Наиболее существенное значение для современной теории и практики налогообложения имеют следующие основные формы классификации налогов.
1. По способу взимания:
- прямые налоги – взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщиков (НДФЛ, налог на прибыль, налог на имущество);
- косвенные налоги – включаются в цену товаров, работ, услуг.
Окончательным плательщиком является потребитель товара (работы, услуги) (НДС, акцизы, таможенные пошлины).
2. В зависимости от органа, устанавливающего налоги (по уровню управления):
- федеральные налоги (9), элементы которых определяются федеральным законодательством и которые являются едиными на всей территории страны (НДС, акцизы, НДФЛ, ЕСН, налог на прибыль организаций,
НДПИ, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; государственная пошлина);
- региональные налоги (3) вводятся в соответствии с НК РФ и устанавливаются законодательными органами субъектов Федерации и являются обязательными на территории данного субъекта (налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог);
- местные налоги (2) вводятся в соответствии с НК РФ и устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (налог на имущество физических лиц, земельный налог).
3. По целевой направленности введения налогов:
- общие налоги, предназначенные для формирования доходов бюджетов в целом (НДС, НДФЛ, акцизы);
- целевые (специальные) налоги и отчисления, которые вводятся для финансирования конкретного направления государственных расходов (ЕСН). Для них часто создаётся специальный внебюджетный фонд.
4. По субъекту-налогоплательщику:
- налоги, взимаемые с физических лиц (НДФЛ);
- налоги, взимаемые с юридических лиц (налог на прибыль предприятий);
- смежные налоги, которые уплачивают физические и юридические лица (земельный налог).
5. По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платёж:
- закреплённые налоги, которые непосредственно и целиком поступают в тот или иной бюджет (НДС);
- регулирующие налоги, которые поступают
одновременно в различные бюджеты в пропорции, определённой законодательством (НДФЛ, акцизы).
6. По характеру бухгалтерского учёта:
- включаемые в себестоимость или цену продукции (НДС);
- уплачиваемые за счёт налогооблагаемой прибыли (налог на имущество предприятий);
- удерживаемые из доходов работника (НДФЛ).
7. По срокам уплаты:
- срочные налоги, которые уплачиваются к сроку, определённому нормативными актами (государственная пошлина, транспортный налог);
- периодично-календарные налоги, которые подразделяются на следующие разновидности: декадные, ежемесячные (НДФЛ), ежеквартальные (налог на прибыль), полугодовые, годовые.
8. По отношению налогов к доходам предприятия:
- прогрессивные – ставка налога возрастает в зависимости от величины дохода (налог на землю);
- пропорциональные – ставка налога остаётся неизменной (НДФЛ – 13%);
- регрессивные – по мере роста налогооблагаемой базы ставка налога снижается.
Транспортные организации уплачивают в бюджет все виды налогов, определённые законодательством РФ, в том числе:
- налог на прибыль;
- НДС;
- ЕСН;
- налог на имущество;
- транспортный налог и др.
Часть автотранспортных организаций и индивидуальных предпринимателей применяют упрощённую систему налогообложения. Суть её в том, что вместо нескольких видов налогов уплачивается единый налог.
При переходе на упрощённую систему налогообложения индивидуальными предпринимателями и организациями необходимо выполнить ряд условий: численность наёмных работников не должна превышать 100 человек; доля уставного капитала, принадлежащего юридическим лицам ограничена до 25% и др.
В настоящее время, в соответствии с Налоговым кодексом РФ, применяется также система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и применяется наряду с общей системой налогообложения.
Вменённый доход – это потенциально возможный доход налогоплательщика единого налога, рассчитываемый с учётом совокупности условий, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчёта величины единого налога по установленной ставке.