ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 96
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Основные пути снижения себестоимости перевозок грузов и пассажиров на автотранспорте следующие:
- повышение производительности труда;
- повышение качественных показателей использования подвижного состава;
- снижение технико-экономических норм;
- экономия материальных и денежных ресурсов;
- сокращение административно-хозяйственных расходов.
Рост производительности труда, улучшение технико-эксплуатационных показателей, экономия материалов являются факторами, зависящими от работы предприятия. Не зависят от деятельности предприятия:
- тип подвижного состава; уровень цен на топливо, запасные части и другие материалы; дорожные условия;
- вид перевозок (грузовые, пассажирские).
Рост производительности труда позволяет сокращать общественно необходимый труд для производства единицы продукции. За счёт увеличения производительности труда представляется возможным выполнить тот же объём транспортной работы с меньшим числом водителей и других категорий работающих.
Рост производительности труда водителей тесно связан с ростом производительности подвижного состава.
На уровень производительности подвижного состава и себестоимости перевозок существенное влияние оказывают технико-эксплуатационные показатели. По характеру влияния они делятся на две группы.
В первую группу входят грузоподъёмность автомобилей, коэффициент использования грузоподъёмности и коэффициент использования пробега. С увеличением показателей этой группы производительность подвижного состава повышается без увеличения, а часто и при снижении пробега. Поэтому себестоимость перевозок в расчёте на единицу транспортной работы снижается как по группе постоянных, так и по группе переменных затрат.
Увеличить значение коэффициента использования пробега можно за счёт выявления потенциальных грузоотправителей и грузополучателей, внедрения рациональных маршрутов и технологий перевозок грузов и пассажиров, совершенствования оперативного управления транспортным процессом и т.д.
Значение коэффициента использования грузоподъёмности можно увеличить за счёт рациональной укладки груза в кузове автомобиля, применения прицепов и полуприцепов, наращивания бортов при перевозке легковесных грузов и т.д.
Большую роль в улучшении показателей первой группы в настоящее время играет компьютеризация выбора оптимальных вариантов эксплуатации подвижного состава, основанная на применении экономико-математических методов и моделей.
Во вторую группу входят время пребывания автомобилей в наряде за сутки, время простоя под погрузочно-разгрузочными операциями, техническая скорость, коэффициент технической готовности и коэффициент выпуска (использования) автопарка. С улучшением показателей данной группы производительность подвижного состава растёт при соответствующем увеличении пробега, а значит, и переменных расходов. Сумма накладных расходов остаётся постоянной. Хотя переменные расходы увеличиваются, однако в целом себестоимость перевозок снижается, потому что рост производительности подвижного состава происходит в большей степени, чем общая сумма расходов.
Одним из главных резервов повышения производительности труда водителей и производительности подвижного состава является сокращение времени простоя автомобилей под погрузочно-разгрузочными операциями и оформлением транспортных документов.
При повышении коэффициента технической готовности автопарка увеличивается, соответственно, и коэффициент выпуска автомобилей на линию.
Средствами достижения высокого значения коэффициента выпуска автомобилей являются совершенствование производственно-технической базы и технологий выполнения процессов ТО и ремонта подвижного состава, совершенствование оперативно-производственного планирования на предприятии.
На автобусных перевозках снижение себестоимости достигается вследствие повышения эксплуатационной скорости, коэффициентов использования пробега и вместимости автобусов, увеличения продолжительности рабочего дня водителей.
При больших расстояниях перевозок удельный вес переменных затрат больше, чем постоянных. В этой связи на указанных расстояниях нужно стремиться к экономии переменных затрат, разрабатывать для этого соответствующие мероприятия.
Из всех технико-эксплуатационных показателей наибольшее влияние на себестоимость автомобильных перевозок оказывают: коэффициенты использования пробега и грузоподъёмности.
Значение всех технико-эксплуатационных показателей зависит от уровня организации труда, состояния материально-технического снабжения, применяемых систем заработной платы.
Снижение себестоимости от сокращения затрат на ТО и ремонты может быть достигнуто за счёт совершенствования организации ТО, механизации работ и т.д. Снижение расхода на автошины (износ и ремонт) можно получить за счёт
правильной технической эксплуатации – регулировкой ходовой части автомобиля, умелым вождением, поддержанием
нормального давления и т.д.
Величина накладных расходов (административно-управленческих и общепроизводственных) зависит в основном от режима работы и пробега подвижного состава, а также от мощности ЛТП, структуры парка, площади застройки, штатного расписания и т.д. Основным способом сокращения накладных расходов является сокращение административно-управленческого аппарата, достигаемое за счёт механизации и автоматизации управленческого труда, внедрения компьютерных технологий и т.д.
Снижение себестоимости перевозок может быть достигнуто за счёт улучшения организации труда работников и системы заработной платы. Одной из особенностей автомобильного транспорта являются большие затраты труда водителей, ремонтных рабочих и административно-технического персонала на выполнение транспортной работы, ТО и TP подвижного состава. В соответствии с этим в структуре себестоимости
перевозок большой удельный вес занимает заработная плата.
Производительность труда водителей может быть увеличена в результате снижения потерь рабочего времени по различным причинам. Водители в первую очередь ответственны за повышение производительности автомобиля путём увеличения коэффициентов использования пробега и грузоподъёмности.
Реализация всех перечисленных обязательств уменьшает расходы на содержание автомобильного парка по всем статьям и обеспечивает значительное снижение себестоимости перевозок.
Контрольные вопросы
1. Что такое себестоимость перевозок?
2. Чем отличаются прямые и косвенные затраты?
3. Приведите классификацию затрат на выполнение перевозок.
4. Что такое калькуляция?
5. Какие основные виды калькуляции различают?
6. Назовите основные пути снижения себестоимости перевозок грузов и пассажиров на автотранспорте.
Глава 6. Система финансовых отношений.
Финансовые ресурсы
6.1. Финансовые ресурсы транспорта
Финансы – это денежные отношения, возникающие в процессе распределения валового внутреннего продукта и части национального богатства в связи с формированием и использованием денежных доходов у хозяйствующих субъектов. Финансы и деньги – не идентичные понятия.
Под финансами понимают:
- деньги и денежные средства, используемые как один из видов экономических ресурсов;
- источники, объёмы, виды и способы обеспечения предприятий и государства финансовыми ресурсами (финансирование);
- существующие в обществе распределительные отношения, распределение стоимости может происходить на уровне предприятий или на уровне государства, поэтому выделяют финансы предприятий и финансы государства.
Финансы предприятия – это денежные отношения, возникающие в процессе его производственно-хозяйственной деятельности и связанные с формированием и распределением его финансовых ресурсов.
Финансирование предприятия представляет собой систему финансово-экономических отношений, которые возникают в процессе кругооборота основного капитала и оборотных средств в сфере производства и обращения, образования и использования денежных доходов и фондов денежных ресурсов. Оно выполняет функции обеспечения предприятий денежными ресурсами, распределения денежных доходов, контроля и стимулирования.
Формирование финансовых ресурсов осуществляется из различных источников: внутренних (образуются за счёт собственных и приравненных к ним средств) и внешних.
Внутренние источники.
Основной источник собственных средств – уставный капитал предприятия. Из уставного капитала формируются основной и оборотный капиталы.
Важнейший внутренний источник – прибыль – представляет собой разность между доходами, полученными предприятием от всех видов деятельности, и расходами.
В составе доходов автотранспортного предприятия учитываются: доходы от перевозок грузов и пассажиров, других видов деятельности (погрузочно-разгрузочных, транспортно-экспедиционных и др.); дивиденды от вкладов в уставный капитал других предприятий; операционные доходы (от продажи и сдачи в аренду имущества); внереализационные доходы (штрафы, пени, неустойки).
Прибыль составляет основу экономического развития любой коммерческой организации. Общая величина прибыли, полученная в результате всех видов хозяйственной деятельности, называется балансовой прибылью, которая включает:
- прибыль (убыток) от выполненных перевозок (выручка без НДС, акцизов и затрат);
- прибыль (убыток) от реализации других видов работ и услуг;
- прибыль по акциям других предприятий (дивиденды);
- прибыль от операций, связанных с движением имущества;
- прибыль от внереализационных операций.
Прибыль, остающаяся после уплаты налога на прибыль, называется чистой. Из чистой прибыли на предприятии формируются фонды: накопления (для развития предприятия), потребления (на удовлетворение материальных потребностей работников, финансирование объектов непроизводственной сферы, выплата дивидендов), резервный.
Кроме прибыли к внутренним источникам относятся: амортизационные отчисления; выручка от реализации выбывшего имущества; устойчивые пассивы (средства на оплату труда); паевые взносы; целевые поступления.
Внешние источники.
Внешние источники предприятия включают:
• заёмные средства и кредиты коммерческих банков. Краткосрочный кредит (до 1 года) предоставляется для обеспечения сверхнормативных запасов сырья и материалов, на своевременную выплату заработной платы, на временное восполнение недостатка собственных оборотных средств, на внедрение новой техники, технологии, механизацию и автоматизацию производственных процессов, на выпуск продукции повышенного качества и т.д. Долгосрочный кредит (от 2 до 5 лет) выдаётся на реконструкцию и расширение действующих предприятий, строительство новых предприятий при условии возмещения затрат в пределах 5 лет. Погашение кредита производится за счёт прибыли и амортизационных отчислений в сроки, установленные обязательствами, с одновременной уплатой соответствующих процентов;
• средства от продажи собственных ценных бумаг;
• дивиденды и проценты по ценным бумагам других эмитентов;
• страховые возмещения по рискам;
• бюджетные ассигнования