Файл: Особенности развития, обучения и воспитания, диагностики детей с зпр в общеобразовательной школе.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 218
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
6. Содействие родителям в поиске наиболее эффективных видов помощи и условий ее оказания.
7. Повышение мотивации семьи на решение проблем ребенка, оказание ему помощи и поддержки.
8. Формирование навыков адекватного общения с окружающим миром.
9. Способствовать преодолению психологических барьеров.
Основные этапы процесса психологического сопровождения:
-
этап : Диагностическое сопровождение ребенка и его семьи. Установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка. Психолого - педагогическая диагностика особенностей развития ребенка, профилактика отклонений психического развития. Определение модели воспитания, используемой родителями и диагностика их личностных характеристик. -
этап: Реализация индивидуальной программы и групповых занятий. Оказание необходимой помощи родителям ребенка с ограниченными возможностями. Просвещение и консультирование педагогов, работающих с ребенком. Психологические занятия. Включающие в себя комплексы на развитие внимания, памяти, мышления, эмоционально- волевой сферы. Проведение совместных мероприятий с родителями и детьми. Разработка рекомендаций, определение оптимальной индивидуальной нагрузки с учетом психофизических особенностей. -
этап Анализ эффективности процесса и результатов сопровождения.
Формы работы с родителями.
-
Коллективные формы взаимодействия: общие родительские собрания; групповые родительские собрания; дни открытых дверей; семинары – практикумы;круглые столы, где родители делятся собственным опытом воспитания и обучения ребенка;Проведение совместных праздников и развлечений;совместные тренинги для родителей по оптимизации детско – родительских отношений
2.Индивидуальные формы работы: анкетирование родителей; беседы и консультации специалистов; родительский час - информирования родителей о ходе образовательной работы с ребенком; присутствие родителей на индивидуальных коррекционных занятиях; «Служба доверия» или « Почтовый ящик» - организация обратной связи для родителей; использование современных устройств для общения с родителями.
3.Формы наглядного информационного обеспечения:
информационные стенды и тематические выставки, литературы, фото, доска объявлений; выставки детских работ; открытые занятия специалистов и воспитателей; размещение информации на сайте учреждения.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 10-11
Тема: Работа с детьми, имеющими ОВЗ в образовательной организации в рамах инклюзивного образования.
1. Психолого-педагогическая работа с детьми с ОВЗ в образовательном учреждении.
Психолого-педагогическое сопровождение – это организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для дальнейшего успешного обучения и психологического развития каждого ребенка в школьной среде. Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в образовательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте).
Если сопровождение идентифицировать с понятием организация, то служба сопровождения – это объединение специалистов разного профиля, осуществляющих процесс сопровождения.
Здесь важно предусмотреть взаимосвязанную систему сопровождения:
- обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и их родителей,
- обучающихся с условно нормативным развитием и их родителей,
- педагогов, участвующих в инклюзивной практике.
Задачами психолого-педагогического сопровождения участников инклюзивного образования в отношении обучающихся с ОВЗ будут:
· систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса обучающегося с ОВЗ в динамике его психического развития;
· создание социально-психологических и педагогических условий для эффективной адаптации и психического развития обучающихся и обеспечения успешности в обучении;
· оказание помощи в адаптации к новым условиям жизнедеятельности;
· обеспечение систематической помощи детям с ОВЗ в ходе обучения;
· организация жизнедеятельности ребенка в социуме с учетом психических и физических возможностей обучающегося; в отношении обучающихся с нормальным психофизическим развитием;
· предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
· помощь ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации, в том числе проблем взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
· психологическое обеспечение образовательных программ; в отношении семей обучающихся;
· систематическая психологическая помощь родителям и родственникам обучающихся;
· повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей;
· повышение уровня реабилитационной компетентности родителей обучающихся с ОВЗ;
· оказание помощи в осуществлении правильного выбора образовательного маршрута ребенка с ОВЗ;
· формирование психологической культуры; в отношении педагогов, участвующих в инклюзивной практике;
· повышение профессиональной компетентности;
· формирование навыков командной работы;
· формирование психологической культуры.
Эффективное психолого-педагогическое сопровождение реализуется через следующие направления деятельности: диагностическое; профилактическое; консультативное; коррекционно-развивающее; поддерживающее; просветительское; образовательное.
Основными принципами психолого-педагогического сопровождения участников образовательного пространства являются: - приоритет интересов сопровождаемого; - непрерывность сопровождения; - целенаправленность сопровождения; - систематичность сопровождения; - гибкость сопровождения; - комплексный подход к сопровождению; - преемственность сопровождения на разных уровнях образования; - принцип сетевого взаимодействия; - рекомендательный характер советов специалистов сопровождения.
Важной составляющей организации сопровождения ребенка с проблемами в развитии и его родителей является психологическая поддержка образовательного процесса.
Деятельность специалистов сопровождения может быть реализована в двух направлениях.
Первое направление - профилактическое: предупреждение трудностей в обучении и адаптации детей к школе.
Второе направление - актуальное: конкретная помощь специалистов, в том числе коррекционная, в преодолении трудностей в обучении.
Основные этапы индивидуального сопровождения ребенка в ОУ
Этапы психолого-педагогического сопровождения:
1 этап: организационный.
Цель – организация процесса психолого-педагогического сопровождения.
Задачи:
● определение специалистов и педагогов, которые будут участвовать в психолого-педагогическом сопровождении ребенка / детей;
● определение направлений психолого-педагогического сопровождения детей;
● определение последовательности процесса сопровождения;
● подготовка документации - составление графика / плана работы.
2 этап – содержательный.
Цель – определение содержания (перспективного содержания) психолого- педагогического сопровождения
Задачи:
● определение степени участия и содержания деятельности каждого специалиста - обсуждение единых подходов к реализации психолого-педагогического сопровождения и его границ;
● включение родителей в процесс психолого-педагогического сопровождения (мотивационно-стимулирующая работа с родителями);
● информационно-просветительская деятельность учителя-логопеда в отношении взрослых участников психолого-педагогического сопровождения.
3 этап – сопроводительный.
Цель – психолого-педагогическое сопровождение ребенка.
Задачи:
●выработка адекватного отношения к достижениям и неудачам ребенка;
●выработка стратегии индивидуального оценивания ребенка - выработка стратегии поведения по отношению к ребенку во время уроков и других мероприятий, предполагающих усвоение или воспроизведение учебного материала;
●освоение приемов работы с детьми, имеющими речевые нарушения (например, индивидуальное уточнение последовательности выполнения работы, подбор индивидуальных заданий, определение целесообразности включения ребенка в процесс чтения по цепочке, ответа у доски и пр.);
●определение объема необходимой помощи ребенку;
●реализация консультативной деятельности (взаимное консультирование специалистами и педагогами и совместное консультирование родителей);
●коррекционно-педагогическая, психокоррекционная деятельность по отношению к ребенку.
М.Р. Битянова описала алгоритм цикла организации индивидуального сопровождения ребенка в образовательной организации, которую на современном этапе можно представить следующим образом:
1. Первичная диагностика.
2. ПМПк.
3. Разработка индивидуального образовательного маршрута.
4. Разработка адаптированной образовательной программы.
5. Реализация индивидуального образовательного маршрута.
6. Динамическая диагностика.
7. Оценка результатов определенного этапа сопровождения.
Социальное сопровождение детей-инвалидов и детей с ОВЗ необходимо проводить по следующим направлениям:
● социально-педагогическая работа с учащимися;
● социальная помощь семьям с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ;