Файл: Особенности развития, обучения и воспитания, диагностики детей с зпр в общеобразовательной школе.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 216
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
● работа со специалистами сопровождения и педагогами;
● сотрудничество с представителями внешних учреждений.
Формами социально-педагогического сопровождения участников образовательных отношений являются: профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, просвещение, социально-диспетчерская деятельность.
Работа социального педагога в рамках Программы комплексного сопровождения детей-инвалидов и детей с ОВЗ включает: посещение семей с целью изучения условий воспитания и проживания детей; контроль исполнения родительских обязанностей; консультации родителей (законных представителей) и детей по правовым вопросам; социальная поддержка семей; проведение мероприятий по адаптации детей в образовательном пространстве, профилактике пагубных привычек, отклонений социального поведения; вовлечение в различные кружки и спортивные секции, в ученическое самоуправление класса; привлечение к общественно-полезному труду и волонтерству, организация занятости в каникулярное время.
2. Коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ в образовательном учреждении.
В условиях современного российского образования уделяется большое внимание системе специального (коррекционного) образования, которое, в свою очередь, выделяет приоритетные цели и задачи для решения проблем в сфере психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья в условия образовательного учреждения.
Основной задачей по данной проблеме является обеспечение успешной социализации, сохранения здоровья и коррекции нарушений воспитанников, то есть обеспечить социальное благополучие и защищенность. А вот непосредственно само обучение (набор знаний и навыков) в образовательном учреждении остается на заднем плане. Это все сводится к вопросу о качестве образования.
Каждый воспитанник дошкольного учреждения по-своему готов к школьному обучению на своем уровне развития. Это зависит от многих факторов.
В условиях дошкольного учреждения коррекционно-развивающая работа ведется группой специалистов, которые преследуют цели всестороннего развития воспитанников с ОВЗ с учетом их индивидуальных особенностей и психо-физических возможностей.
Психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ в условиях образовательного учреждения должна нести разрозненный метод обучения, где главной целью должно быть определение индивидуального маршрута коррекционно-педагогической работы с детьми с ОВЗ.
При реализации коррекционно-педагогической работы специалистами дошкольного учреждения необходимо учитывать такие принципы организации, как:
– единство диагностики и коррекции: наблюдение за динамикой развития воспитанников в условиях целенаправленной коррекционной работы имеет важное значение для определения путей, методов и конкретного содержания на различных этапах обучения и воспитания;
– принцип этио- патогенетического подхода, с помощью которого определяется этиология, механизмы и структура дефекта при томили ином варианте ЗПР, что является основой для выбора оптимальной коррекционно-развивающей программы;
–принцип комплексного подхода. Диагностическая часть программы включает медицинское, психологическое, педагогическое, логопедическое исследования ребенка, что позволяет прогнозировать его дальнейшее развитие в условиях адекватной педагогической коррекции;
– принцип качественного анализа результатов обследования;
–принцип учета закономерностей онтогенетического развития при организации коррекционно-педагогической работы. Важно выявить качественное своеобразие психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, определить их уровень, чтобы выявить полноценную базу для коррекции и дальнейшего развития;
–принцип единства коррекции и развития. Это значит, что решение о необходимости коррекционной работы принимается только на основе психолого-педагогического анализа внутренних и внешних условий развития ребенка;
–принцип единства возрастного и индивидуального в развитии ребенка. Это означает индивидуальный подход к ребенку в контексте его возрастного развития;
–деятельностный принцип осуществления коррекции. Этот принцип определяет выбор средств, путей и способов достижения поставленной цели.
В организацию работы дошкольного учреждения с детьми с ОВЗ:
1.Взаимодействие ДОУ с семьей.
2.Взаимодействие группы специалистов в процессе реализации коррекционно-развивающих задач.
3.Проведение открытых занятий.
Главная цель дошкольного коррекционного воспитания является создание максимально комфортных условий для интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общество, формирование у него адекватных способов вхождения в социум и обеспечение в этом процессе ребенка и его семьи психолого-педагогической поддержкой.
3. Психолого-педагогическая помощь семье ребенка со статусом ОВЗ.
Семья – это особый мир, где под влиянием созданных социально-средовых факторов и сложившихся межличностных взаимоотношений происходит формирование личность ребенка. Но, к сожалению, рождение ребенка с нарушениями в развитии снижает социальный статус семьи, изменяет, а нередко и нарушает весь ход ее жизни, что может привести, наоборот, к деформации личности малыша. А для ребенка, имеющего недостатки в психическом или физическом развитии, семья, как первичное, наиболее эмоционально значимое пространство жизнедеятельности, должна выполнять свое базовое предназначение - стать для него своеобразной коррекционно-развивающей средой, обеспечивающей компенсацию имеющегося дефекта.
Очень важно, чтобы родители не оставались один на один со своей бедой, не замыкались, не стеснялись своего ребенка. Воспитание ребенка с ОВЗ требует от родителей больших физических и духовных сил, поэтому взрослым очень важно сохранить физическое здоровье, душевное равновесие и оптимизм. Судьба ребенка и самой семьи будет зависеть от того, как в дальнейшем поведут себя родители. И поэтому, самый эффективный и наилучший способ помощи детям с ОВЗ -это помощь их родителям.
Именно поэтому психолого-педагогическое и социальное сопровождение семей, воспитывающих ребенка с ОВЗ, является на сегодняшний день востребованной и актуальной.
Целью психолого-педагогического сопровождения является: получение ребенком квалифицированной помощи специалистов, направленной на индивидуальное развитие, успешную адаптацию, реабилитацию ребенка в социуме; социально-психологическое содействие семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачами психолого - педагогического сопровождения являются:
-
Изучение личности ребенка и его родителей, системы их отношений. -
Защита интересов ребенка, сохранение семейных связей, максимальное использование сохраненных ресурсов положительного развития, как ребенка, так и семьи, на основе партнерства. -
Информирование родителей о системе ППк, задачах и возможностях психолого - педагогической и медико– социальной помощи. -
Развитие детско-родительских отношений, подбор оптимальных способов взаимодействия с ребенком с ОВЗ. -
Повышение мотивации семьи на решение проблем ребенка, оказание ему наиболее эффективных видов помощи и поддержки. -
Формирование адекватных родительских установок на заболевание и социально-психологические проблемы ребенка путем активного привлечения родителей в психо-коррекционный процесс; обучение родителей коррекционным и оздоровительным методикам, применяемым в домашних условиях -
Формирование навыков адекватного общения с окружающим миром, создание условий для обмена опытом семейного воспитания, сплочение групп родителей (законных представителей) на основе общих интересов и потребностей;
8. Содействовать в преодолении психологических барьеров: помочь родителям принять себя и своих детей, такими, какие они есть; вооружить родителей различными способами коммуникации; научить помогать и поддерживать друг друга; помочь в формировании адекватной оценки психологического состояния детей; снять тревогу и страх отвержения; помочь избавиться родителям от комплекса вины и неполноценности по отношению к своему ребенку и своей семье
Направления работы с родителями детей с ОВЗ:
-
проведение психологического диагностирования семьи; -
разработка основных направлений психологической помощи:
- обучение родителей специальным приемам, необходимым для проведения занятий с ребенком в домашних условиях;
-обучение родителей воспитательным приемам, необходимым для коррекции дезадаптивных черт личности ребенка;
-
использование психо-коррекционных и психотерапевтических приемов, направленных на оказание помощи родителям:
-коррекция понимания родителями проблем их ребенка- преувеличения или, наоборот, отрицания наличия проблем;
-коррекция неконструктивных форм поведения родителя (агрессии, истерических проявлений, неадекватных поведенческих реакций);
-коррекция позиции родителей-переход в позицию поиска реализации возможностей ребенка.
Основные этапы процесса психологического сопровождения:
1 этап
-
Диагностическое сопровождение ребенка и его семьи. -
Установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка. -
Психолого-педагогическая диагностика особенностей развития ребенка, профилактика отклонений психического развития. -
Определение модели воспитания, используемой родителями и диагностика их личностных характеристик ( составление социально- психологической карты семьи).
2 этап
-
Реализация индивидуальной программы и групповых занятий. -
Оказание необходимой помощи родителям ребенка с ограниченными возможностями (консультирование, беседы, обсуждения). -
Просвещение и консультирование педагогов, работающих с ребенком. -
Психологические занятия. Включающие в себя комплексы на развитие внимания, памяти, мышления, эмоционально- волевой сферы. -
Проведение совместных мероприятий с родителями и детьми (« Новый год», « 8 марта», «День матери» и др.) -
Разработка рекомендаций, определение оптимальной индивидуальной нагрузки с учетом психофизических особенностей.
3 этап
-
Анализ эффективности процесса и результатов сопровождения.
Формы работы с родителями
Коллективные формы взаимодействия:
-
Общие родительские собрания. Проводятся администрацией ДОУ в начале и в конце учебного года, где происходит информирование и обсуждение с родителями задач и содержания коррекционно – образовательной работы, решение организационных вопросов, информирование родителей по вопросам взаимодействия ДОУ с другими организациями. -
Групповые родительские собрания. Проводятся специалистами и воспитателями групп не реже двух раз в год и по мере необходимости, где происходит обсуждение задач, содержания и форм работы с детьми в семье, решаются текущие организационные вопросы. -
« Дни открытых дверей. Родители посещают детский сад вместе с ребенком, наблюдая за работой специалистов. -
Семинары – практикумы. Родители знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные знания на практике. -
Круглые столы, где родители делятся собственным опытом воспитания и обучения ребенка с ограниченными возможностями. -
Проведение совместных праздников и развлечений, где родители могут видеть достижения своего ребенка, участвовать совместно с ребенком. -
Совместные тренинги для родителей по оптимизации детско-родительских отношений
Индивидуальные формы работы :
-
Анкетирование родителей проводятся по планам администрации, дефектологов, психолога, воспитателей и по мере необходимости с целью получения информации о ребенке, семье, определения запросов родителей о дополнительном образовании детей, определения оценки эффективности работы специалистов и воспитателей, определение оценки родителями работы ДОУ. -
Беседы и консультации специалистов. Проводятся по запросам родителей и по плану индивидуальной работы с родителями с целью оказания индивидуальной помощи родителям по вопросам коррекции, образования и воспитания. -
Присутствие родителей на индивидуальных коррекционных занятиях с целью обучения их приемам и способам работы с особым ребенком. -
Использование дистанционных форм консультирования: онлайн и офлайн организация и проведение консультаций.