Файл: Особенности развития, обучения и воспитания, диагностики детей с зпр в общеобразовательной школе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 216

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


● работа со специалистами сопровождения и педагогами;

● сотрудничество с представителями внешних учреждений.

Формами социально-педагогического сопровождения участников образовательных отношений являются: профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, просвещение, социально-диспетчерская деятельность.

Работа социального педагога в рамках Программы комплексного сопровождения детей-инвалидов и детей с ОВЗ включает: посещение семей с целью изучения условий воспитания и проживания детей; контроль исполнения родительских обязанностей; консультации родителей (законных представителей) и детей по правовым вопросам; социальная поддержка семей; проведение мероприятий по адаптации детей в образовательном пространстве, профилактике пагубных привычек, отклонений социального поведения; вовлечение в различные кружки и спортивные секции, в ученическое самоуправление класса; привлечение к общественно-полезному труду и волонтерству, организация занятости в каникулярное время.

2. Коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ в образовательном учреждении.

В условиях современного российского образования уделяется большое внимание системе специального (коррекционного) образования, которое, в свою очередь, выделяет приоритетные цели и задачи для решения проблем в сфере психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья в условия образовательного учреждения.

Основной задачей по данной проблеме является обеспечение успешной социализации, сохранения здоровья и коррекции нарушений воспитанников, то есть обеспечить социальное благополучие и защищенность. А вот непосредственно само обучение (набор знаний и навыков) в образовательном учреждении остается на заднем плане. Это все сводится к вопросу о качестве образования.

Каждый воспитанник дошкольного учреждения по-своему готов к школьному обучению на своем уровне развития. Это зависит от многих факторов.

В условиях дошкольного учреждения коррекционно-развивающая работа ведется группой специалистов, которые преследуют цели всестороннего развития воспитанников с ОВЗ с учетом их индивидуальных особенностей и психо-физических возможностей.

Психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ в условиях образовательного учреждения должна нести разрозненный метод обучения, где главной целью должно быть определение индивидуального маршрута коррекционно-педагогической работы с детьми с ОВЗ.


При реализации коррекционно-педагогической работы специалистами дошкольного учреждения необходимо учитывать такие принципы организации, как:

– единство диагностики и коррекции: наблюдение за динамикой развития воспитанников в условиях целенаправленной коррекционной работы имеет важное значение для определения путей, методов и конкретного содержания на различных этапах обучения и воспитания;

– принцип этио- патогенетического подхода, с помощью которого определяется этиология, механизмы и структура дефекта при томили ином варианте ЗПР, что является основой для выбора оптимальной коррекционно-развивающей программы;

–принцип комплексного подхода. Диагностическая часть программы включает медицинское, психологическое, педагогическое, логопедическое исследования ребенка, что позволяет прогнозировать его дальнейшее развитие в условиях адекватной педагогической коррекции;

– принцип качественного анализа результатов обследования;

–принцип учета закономерностей онтогенетического развития при организации коррекционно-педагогической работы. Важно выявить качественное своеобразие психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, определить их уровень, чтобы выявить полноценную базу для коррекции и дальнейшего развития;

–принцип единства коррекции и развития. Это значит, что решение о необходимости коррекционной работы принимается только на основе психолого-педагогического анализа внутренних и внешних условий развития ребенка;

–принцип единства возрастного и индивидуального в развитии ребенка. Это означает индивидуальный подход к ребенку в контексте его возрастного развития;

–деятельностный принцип осуществления коррекции. Этот принцип определяет выбор средств, путей и способов достижения поставленной цели.

В организацию работы дошкольного учреждения с детьми с ОВЗ:

1.Взаимодействие ДОУ с семьей.

2.Взаимодействие группы специалистов в процессе реализации коррекционно-развивающих задач.

3.Проведение открытых занятий.

Главная цель дошкольного коррекционного воспитания является создание максимально комфортных условий для интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общество, формирование у него адекватных способов вхождения в социум и обеспечение в этом процессе ребенка и его семьи психолого-педагогической поддержкой.



3. Психолого-педагогическая помощь семье ребенка со статусом ОВЗ.

Семья – это особый мир, где под влиянием созданных социально-средовых факторов и сложившихся межличностных взаимоотношений происходит формирование личность ребенка. Но, к сожалению, рождение ребенка с нарушениями в развитии снижает социальный статус семьи, изменяет, а нередко и нарушает весь ход ее жизни, что может привести, наоборот, к деформации личности малыша. А для ребенка, имеющего недостатки в психическом или физическом развитии, семья, как первичное, наиболее эмоционально значимое пространство жизнедеятельности, должна выполнять свое базовое предназначение - стать для него своеобразной коррекционно-развивающей средой, обеспечивающей компенсацию имеющегося дефекта.

Очень важно, чтобы родители не оставались один на один со своей бедой, не замыкались, не стеснялись своего ребенка. Воспитание ребенка с ОВЗ требует от родителей больших физических и духовных сил, поэтому взрослым очень важно сохранить физическое здоровье, душевное равновесие и оптимизм. Судьба ребенка и самой семьи будет зависеть от того, как в дальнейшем поведут себя родители. И поэтому, самый эффективный и наилучший способ помощи детям с ОВЗ -это помощь их родителям.

Именно поэтому психолого-педагогическое и социальное сопровождение семей, воспитывающих ребенка с ОВЗ, является на сегодняшний день востребованной и актуальной.

Целью психолого-педагогического сопровождения является: получение ребенком квалифицированной помощи специалистов, направленной на индивидуальное развитие, успешную адаптацию, реабилитацию ребенка в социуме; социально-психологическое содействие семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья.

Задачами психолого - педагогического сопровождения являются:

  1. Изучение личности ребенка и его родителей, системы их отношений.

  2. Защита интересов ребенка, сохранение семейных связей, максимальное использование сохраненных ресурсов положительного развития, как ребенка, так и семьи, на основе партнерства.

  3. Информирование родителей о системе ППк, задачах и возможностях  психолого - педагогической и медико– социальной помощи.

  4. Развитие детско-родительских отношений, подбор оптимальных способов взаимодействия с ребенком с ОВЗ.

  5. Повышение мотивации семьи на решение проблем ребенка, оказание ему наиболее эффективных видов помощи и поддержки.

  6. Формирование адекватных родительских установок на заболевание и  социально-психологические проблемы ребенка путем активного привлечения  родителей в психо-коррекционный процесс; обучение родителей коррекционным и оздоровительным методикам, применяемым в домашних условиях

  7. Формирование навыков адекватного общения с окружающим миром, создание условий для обмена опытом семейного воспитания, сплочение групп родителей (законных представителей) на основе общих интересов и потребностей;


8. Содействовать в преодолении психологических барьеров: помочь родителям принять себя и своих детей, такими, какие они есть; вооружить родителей различными способами коммуникации; научить помогать и поддерживать друг друга; помочь в формировании адекватной оценки психологического состояния детей; снять тревогу и страх отвержения; помочь избавиться родителям от комплекса вины и неполноценности по отношению к своему ребенку и своей семье

Направления работы с родителями детей с ОВЗ:

  • проведение психологического диагностирования семьи;

  • разработка основных направлений психологической помощи:

- обучение родителей специальным приемам, необходимым для проведения занятий с ребенком в домашних условиях;

-обучение родителей воспитательным приемам, необходимым для коррекции дезадаптивных черт личности ребенка;

  • использование психо-коррекционных и психотерапевтических приемов, направленных на оказание помощи родителям:

-коррекция понимания родителями проблем их ребенка- преувеличения или, наоборот, отрицания наличия проблем;

-коррекция неконструктивных форм поведения родителя (агрессии, истерических проявлений, неадекватных поведенческих реакций);

-коррекция позиции родителей-переход в позицию поиска реализации возможностей ребенка.
Основные этапы процесса психологического сопровождения:

1 этап

  • Диагностическое сопровождение ребенка и его семьи.

  • Установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка.

  • Психолого-педагогическая диагностика особенностей развития ребенка, профилактика отклонений психического развития.

  • Определение модели воспитания, используемой родителями и диагностика их личностных характеристик ( составление социально- психологической карты семьи).

2 этап

  • Реализация индивидуальной программы и групповых занятий.

  • Оказание необходимой помощи родителям ребенка с ограниченными возможностями (консультирование, беседы, обсуждения).

  • Просвещение и консультирование педагогов, работающих с ребенком.

  • Психологические занятия. Включающие в себя комплексы на развитие внимания, памяти, мышления, эмоционально- волевой сферы.

  • Проведение совместных мероприятий с родителями и детьми (« Новый год», « 8 марта», «День матери» и др.)

  • Разработка рекомендаций, определение оптимальной индивидуальной нагрузки с учетом психофизических особенностей.


3 этап

  • Анализ эффективности процесса и результатов сопровождения.


Формы работы с родителями

Коллективные формы взаимодействия:

  • Общие родительские собрания. Проводятся администрацией ДОУ в начале и в конце учебного года, где происходит информирование и обсуждение с родителями задач и содержания коррекционно – образовательной работы, решение организационных вопросов, информирование родителей по вопросам взаимодействия ДОУ с другими организациями.

  • Групповые родительские собрания. Проводятся специалистами и воспитателями групп не реже двух раз в год и по мере необходимости, где происходит обсуждение задач, содержания и форм работы с детьми в семье, решаются текущие организационные вопросы.

  • « Дни открытых дверей. Родители посещают детский сад вместе с ребенком, наблюдая за работой специалистов.

  • Семинары – практикумы. Родители знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные знания на практике.

  • Круглые столы, где родители делятся собственным опытом воспитания и обучения ребенка с ограниченными возможностями.

  • Проведение совместных праздников и развлечений, где родители могут видеть достижения своего ребенка, участвовать совместно с ребенком.

  • Совместные тренинги для родителей по оптимизации детско-родительских отношений


Индивидуальные формы работы :

  • Анкетирование родителей проводятся по планам администрации, дефектологов, психолога, воспитателей и по мере необходимости с целью получения информации о ребенке, семье, определения запросов родителей о дополнительном образовании детей, определения оценки эффективности работы специалистов и воспитателей, определение оценки родителями работы ДОУ.

  • Беседы и консультации специалистов. Проводятся по запросам родителей и по плану индивидуальной работы с родителями с целью оказания индивидуальной помощи родителям по вопросам коррекции, образования и воспитания.

  • Присутствие родителей на индивидуальных коррекционных занятиях с целью обучения их приемам и способам работы с особым ребенком.

  • Использование дистанционных форм консультирования: онлайн и офлайн организация и проведение консультаций.