Файл: Особенности формирования математической грамотности на уроках математики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 313

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Содержание гугл-теста представлено в [см. Приложение№ 12].

Ссылка на тест: https://forms.gle/j4cuR9teLJjoLwCf7



Рисунок 7. Результат итогового теста «Математическая грамотность 2»
Результаты тестирования представлены в таблице 7 [см. Приложение № 13]

После проведения повторного теста, мы провели сравнение результатов первичного и вторичного тестирования.


Рисунок 8. «Сравнение результатов диагностического и аналитического этапов»
Результаты представлены в таблице 8[см. Приложение № 14] «Сравнение результатов диагностического и аналитического этапов».

Мы видим, что было выявлено всего 4 человека с низким уровнем математической грамотности, средний уровень составил 35%, и высокий 41% . После проведения мероприятий в рамках Недели математики в школе, у учащихся заметно выросло количество правильных ответов и снизилось количество неправильных. У большинства детей изменилось отношение к предмету «Математика», поведение стало осмысленным и адекватным.

Таким образом, разработанные мероприятия и апробированные на практике в рамках Недели математики в школе значительно повлияли на процесс формирования математической грамотности не только учащихся 8 класса, но и учащихся других классов.

Уровень сформированности математических знаний восьмиклассников стал значительно выше, благодаря проведённым мероприятиям внеурочной деятельности.

Основная цель Недели математики – не только расширить и углубить теоретическое содержание, изучаемого на уроке, но и развить умение применять полученные на уроках знания к решению нестандартных задач в повседневной жизни, воспитывать у учащихся определённую культуру решения задач. Это является необходимым условием для успешного изучения трудного предмета «Математика» и повышением уровня математической грамотности.

Как говорится, после праздника приходят будни, но интерес к предмету «Математика» остаётся и его следует подкреплять ежедневной работой на уроках и вне них. Активность, которую ребята продемонстрировали во время Недели математики, следует переносить на уроки. Как только ученики покажут, что они «эксперты», они больше не захотят быть «серыми мышками» в классе. У них появится интерес и желание добиться успехов.

Заключение

Математика занимает особое место в научной, культурной и общественной жизни каждого гражданина нашей страны и является одним из важнейших элементов научно-технического процесса в мире. Изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развитии познавательных способностей человека, в том числе логического мышления. Качественное математическое образование необходимо каждому человеку, чтобы преуспеть в современном мире.


От уровня математической науки, математического образования, математической грамотности всего населения страны зависят успехи нашего народа (эффективное использование природных ресурсов, экономическое развитие, обороноспособность, создание современных технологий и т.п.)

Без высокого уровня математического образования невозможно выполнить задачу создания инновационной экономики, реализовать долгосрочные цели и задачи социально-экономического развития нашей страны.

Реализация проблемы формирования математической грамотности связана с повышенной адаптивностью современного образования, т.е. его направленностью на использование полученных знаний в реальной, повседневной жизни и будущем выборе профессии. Математическая грамотность формирует умение анализировать и решать задачи с использованием математического аппарата, обеспечивает умение рассуждать и делать правильные выводы.

Использование реальных жизненных ситуаций в задачах на формирование математической грамотности, представленных в личном, научном, социальном и профессиональном контекстах. Они могут быть использованы для «пробы» различных профессиональных ролей и социального опыта: учащиеся, граждане, потребители, рабочие и т.п.

Процесс формирования математической грамотности может быть организован многими способами, такими как классные и внеклассные занятия, проектная работа, деловые и ролевые игры, исследовательские проекты и т.п. Такие формы работы необходимо сочетать с комплексом методов, которые обеспечивают овладение не только предметными компетенциями, но и метапредметными.

В выпускной квалификационной работе нами было рассмотрено понятие одного из видов функциональной грамотности - математическая грамотность, а так же методы и принципы её формирования. Для выяснения развития и сущности понятия «математическая грамотность» были проанализированы теоретические подходы отечественных педагогов и ученых П. Р. Атутова, В. А. Ермоленко, А. Н. Леонтьева, О. Е. Лебедева,  и др. по данной теме исследования. Это понятие определяется, как способность человека устанавливать отношения с внешней средой, адаптироваться и функционировать в ней максимально быстро. Изучение итогов исследования PISA позволило выявить основные пути формирования математической грамотности как на уроках, так и в условиях внеурочной деятельности.



Опытно-экспериментальная работа по оценке уровня сформированности математической грамотности у обучающихся 8 класса Ново-Акатуйской средней общеобразовательной школы Александрово-Заводского района Забайкальского края позволила выявить пробелы в овладении математической грамотностью.

На основе результатов диагностики школа разработала план проведения Недели математики. План включал мероприятия по развитию таких навыков как: формулирование ситуаций на математическом языке, применение математических понятий, формул, фактов и процедур, интерпретация, использование и оценивание математических результатов.

Таким образом, в ходе работы над ВКР были достигнуты поставленные задачи.

Список используемой литературы

  1. Афанасьева С. Г. Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы / С. Г. Афанасьева, О.Ю. Ерофеева, Л.Ю. Панарина. Методическое пособие для педагогов. Самара: СИПКРО, 2019. 105 с.

  2. Атутов П. Р. К вопросу о формировании функциональной математической грамотности у обучающихся основной общей школы с помощью задач практико-ориентированного содержания / П. Р. Атутов, В. Ю. Бодряков // Актуальные вопросы преподавания математики, информатики и информационных технологий: Межвузовский сборник научных работ / Научный редактор Л. В. Сардак. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2022. С. 134-144.

  3. Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения / Ю.К. Бабанский. М.: Знание, 1987. 80 с.

  4. Валеев И. И. Функциональная математическая грамотность как основа формирования и развития математической компетенции / И. И. Валеев // Бизнес. Образование. Право. 2020. № 4(53). С. 353-360. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44180192 (дата обращения: 15.03.2023)

  5. Гуськова А. Г. Основные технологии формирования математической грамотности на уроках математики / А. Г. Гуськова // Вестник ТОГИРРО. 2021. № 2(47). С. 8.

  6. Ермоленко В. А. Функциональная грамотность в современном контексте / В.А.Ермоленко. М.: ИТОП РАО, 2002. 119 с.

  7. Ермоленко В. А. Развитие математической грамотности обучающегося: теоретический аспект [Электронный ресурс] /В.А.Ермоленко/Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. 2015. Т.8, Вып.1: Пространство и время образования. Режим доступа:

https://cyberleninka.ru/rasvitie–funksionalnoe–gramotnosti-aspekt/viewer. (дата обращения 19.03 2023)

  1. Камчиева А. М. Использование тестовых заданий ориентированных на типе PISA для оценки математической грамотности учащихся 15-летнего возраста / А. М. Камчиева, Г. С. Тагаева // Наука, новые технологии и инновации. 2021. № 8. С. 3-7. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48219749 (дата обращения 29.03 2023)

  2. Концепция развития математического образования в Российской Федерации: распоряжение Правительства РФ от 24 декабря 2013 года № 2506-р // Правительство Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/docs/9775 (дата обращения: 30.03.2023).

  3. Концепция направления «математическая грамотность» исследование PISA – 2021 [Электронный ресурс] //Федеральный институт оценки образования – Режим доступа: //fioco.ru/Contents/Item/Display/2201978 (дата обращения: 30.03.2023).

  4. Леонтьев А. Н. Образовательная система «Школа 2100» / педагогика здравого смысла / Леонтьев А.Н. М.: Баласс, 2003. 35 с.

  5. Лебедев О. Е. Формирование математической грамотности у школьников среднего звена обучения / О.Е.Лебедев // Дневник науки. 2022. № 10(70). С.

  6. Насикан И. В. Технология проектирования системы задач по алгебре на развитие математической грамотности обучающихся в основной школе / И. В. Насикан // Актуальные проблемы обучения математике, информатике, экономике и естественнонаучным дисциплинам в средней и высшей школе: Материалы всероссийской научно-практической конференции, Благовещенск, 25 марта 2019 года / Под общей редакцией Н.В. Ермак. Благовещенск: Благовещенский государственный педагогический университет, 2019. С. 174-179.

  7. Проблема формирования способности «применять математику» в контексте уровней математической грамотности / Л. О. Рослова, Е. С. Квитко, Л. О. Денищева, И. И. Карамова // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т.2,№2(70). С.74-99. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44358177 (дата обращения: 25.03.2023)

  8. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. 3-е изд., стер. М.: Большая российская энциклопедия, 2018. с.

  9. Рослова Л. О., Краснянская К. А., Квитко Е. С. Концептуальные основы формирования и оценки математической грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 4(61). С. 58–79.

  10. Рослова Л. О., Краснянская К. А., Рыдзе О. А. и др. Математическая грамотность. Сборник эталонных заданий: уч. пос. для общеобраз. орг-ций // под ред. Г. С. Ковалевой, Л. О. Рословой. в 2-х ч. Вып. 1. Ч. 1. М.; СПб.: Просвещение, 2020. 79 с.

  11. Рослова Л. О., Краснянская К. А., Рыдзе О. А.и др. Математическая грамотность. Сборник эталонных заданий. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. В 2-х ч. Вып. 1. Ч. 2 //под ред. Г. С. Ковалевой, Л. О. Рословой. М.; СПб.: Просвещение, 2020.79 с.

  12. Рыдзе О. А. Преемственность в формировании математической функциональной грамотности учащихся начальной и основной школы / О. А. Рыдзе, К. А. Краснянская // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 4(61). С. 146-158.

  13. Симонова О. В. Функции внеурочной деятельности в системе формирования математической функциональной грамотности учащихся V - VI классов / О. В. Симонова // Инновационная наука. 2016. № 1-2(13). С. 209-212.

  14. Слепухин А. В. Элементы методики формирования у обучающихся средней школы компонентов функциональной математической грамотности / А. В. Слепухин // Уральский вестник образования: научно-методический сборник, декабрь 2022. Екатеринбург: ГАОУ ДПО Свердловской области «Институт развития образования», 2022. С. 5-13.

  15. Снегурова В. И. Основания конструирования системы адаптивного тестирования как инструмента формирования математической грамотности учащихся средней школы / В. И. Снегурова, Н. С. Подходова // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 5. С. 50.

  16. Трифонова Н. В. Развитие математической грамотности на уроках в школе / Н. В. Трифонова, С. В. Трифонов, Е. А. Макеева // Образование и наука в современных реалиях: Материалы Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 24 августа 2022 года / Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2022. С. 250-251. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49426599 (дата обращения 05.04. 2023)

  17. Утеджанова Б. К. Почему у выпускников некоторых школ низкий уровень математической грамотности? / Б. К. Утеджанова // Актуальные проблемы обучения математике: Сборник научных трудов / Под ред. Ю.А. Дробышева. Том 1, Выпуск 12. Калуга: Эйдос, 2014. С. 178-181.

  18. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. N 287 [Электронный ресурс].URLhttps://fgos.ru (дата обращения: 18.07.2020) (дата обращения 25.02. 2023)

  19. Чертовская О. Ю. Основные подходы к формированию и оценке математической грамотности обучающихся основной школы / О. Ю. Чертовская, Г. М. Полякова // Наука и просвещение: актуальные вопросы, достижения и инновации: Сборник статей VIII Международной научно-практической конференции, Пенза, 30 мая 2022 года. Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2022. С. 162-165.

  20. Яровая Е. А. Комплексный подход к формированию математической и естественнонаучной грамотности обучающихся основной школы / Е. А. Яровая // Вестник педагогических инноваций. 2021. № 3(63). С. 35-53. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47083664 (дата обращения: 08.04.2023).


Приложения

Приложение № 1



Рисунок 1: Титульный лист



Рисунок 2: Вопрос 1



Рисунок 3: Вопрос 2



Рисунок 4: Вопрос 3



Рисунок 5: Вопрос 4



Рисунок 6: Вопрос 5



Рисунок 7: Вопрос 6


Рисунок 8: Вопрос 7



Рисунок 9: Вопрос 8



Рисунок 10: Вопросы 9 и 10
Приложение № 2

Таблица 1.

Итоги диагностического теста «Математическая грамотность»

Уровень развития математической грамотности

Количество учащихся

Процент - %

Уровень 1

2

12%

Уровень 2

4

23%

Уровень 3

4

23%

Уровень 4

3

18%

Уровень 5

2

12%

Уровень 6

2

12%



Приложение № 3

Викторина «Знаешь ли ты историю математики?»

Цель викторины: усилить у учащихся интерес к изучению математики, расширить их кругозор, повысить уровень математической грамотности, воспитать стремление к победе в достижении новых результатов.

Правила проведения викторины:
в игре участвуют учащиеся 8 - 11 классов. Каждый должен дать как можно больше правильных ответов на задаваемые вопросы. За каждый правильный ответ начисляется один балл. Конкурс проводится заочно. Учащиеся отвечают на вопросы викторины. Чем больше правильных ответов, тем больше количество заработанных баллов.
1. Кто из ученых не был математиком?

а) Гаусс; б) Виет; в) Колумб; г) Пифагор;





  1. Кто погиб на дуэли в 20 лет?

а) Галуа; б) Абель; в) Паскаль; г) Эйлер;


  1. Кто из писателей был автором книжки «Математика»?

а) Лев Толстой; б) Тарас Шевченко; в) Иван Франко; г) Александр Пушкин;


  1. Кто из математиков принимал участие в кулачном бою на 58 Олимпиаде в 548 году до н.э.?

а) Фалес; б) Ньютон; в) Пифагор; г) Абель;


  1. Кто первым предложил нумерацию кресел в театре по рядам и местам?

а) Пифагор; б) Ньютон; в) Эйлер; г) Декарт;

  1. Кто был первой женщиной – математиком?

а) Гортензия Лепот; б) София Ковалевская; в)Гепатия Александрийская; г) София Жермен;

  1. Кто из ученых был первым астрономом?

а) Декарт; б) Пифагор; в) Эвклид; г) Фалес;

  1. Именем, какого математика названа теорема, которая помогает решить прямоугольные треугольники?

а) Декарт; б) Эвклид; в) Виет; г) Пифагор;

  1. Кто впервые приблизительно вычислил диаметр Земли?

а) Виет; б) Пифагор; в) Эратосфен; г) Эвклид;

  1. Кого из великих математиков называют «Королем математики»?

а) Пифагор; б) Виет; в) Гаусс; г) Эвклид;

  1. Кого из великих математиков называют «отцом алгебры»?

а) Гаусс; б) Галуа; в) Виет; г) Декарт;

  1. В какой стране напечатана первая математическая книга?

а) Германия; б) Россия; в) Египет; г) Франция;

  1. Кто из математиков составил таблицу простых чисел?

а) Декарт; б) Виет; в) Пифагор; г) Эратосфен;

  1. Кто из первых математиков сказал: «Не тронь моих кругов!»

а) Пифагор; б) Архимед; в) Фалес; г) Ньютон;

15.Кому принадлежат слова: «В геометрии нет царских путей!»?

а) Эвклид; б) Пифагор; в) Эйлер; г) Фалес;

Приложение № 4


Уровень развития математической грамотности

Количество учащихся

Процент - %

Уровень 1

4

23%

Уровень 2

5

26%

Уровень 3

3

18%

Уровень 4

2

12%

Уровень 5

2

12%

Уровень 6

1

9%