Файл: Предмет, задачи, методы и источники истории педагогики Предметом.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 148

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При этом воспитатель лишь заботится о том, чтобы негативное влияние не нарушало естественного хода развития, поддерживает усилия ребенка, которые он сам проявляет для собственного развития. Моральные, умственные и практические силы человека «должны воспитываться внутри ею». Так, вера укрепляется благодаря собственному убеждению, а не благодаря размышлениям о ней, любовь опирается на поступки, исполненные любви, а не на высокие слова о ней, мысль — на собственное мышление, а не на усвоение чужих, мыслей. Началом развития каждой из сторон личности выступает самопроизвольное желание индивидуумом деятельности. Школа, учитель стоят перед задачей обеспечения детей соответствующими средствами и материалами для их деятельности.

Педагогические принципы Г. Песталоцци:

  • Всякое обучение должно основываться на наблюдении и опыте и лишь затем подниматься к выводам и обобщениям.

  • Процесс обучения должен строиться путем последовательного перехода от части к целому.

  • Основой обучения является наглядность. Без применения наглядности нельзя добиться правильных представлении, развития мышления и речи.

  • Обучение должно способствовать накоплению знаний и в то же время развивать умственные способности, мышление человека.

  • РИСОВАНИЕ КРУТО ОЧЕНЬ, ДАЖЕ КРУЧЕ ЕЗДЫ. ПЕНИЕ ЭТО БЕСПОЛЕЗНО

11. Авторитарное направление педагогической мысли. Педагогическая система И.Ф.Гербарта

Авторитарное воспитание — это воспитание, основанное на беспрекословном подчинении ученика. В истории педагогики оно имеет убедительное научное обоснование. Так, немецкий педагог И.Ф. Гербарт, выдвинув положение о том, что ребенку от рождения присуща «дикая резвость», требовал от воспитания строгости. Приемами воспитания он считал угрозу, надзор за детьми, приказания и запрещения. Для детей, нарушающих порядок, рекомендовал ввести в школе штрафные журналы. В значительной степени под его влиянием сложилась практика воспитания, которая включала целую систему запрещений и наказаний: детей оставляли без обеда, ставили в угол, помещали в карцер, записывали в штрафной журнал. Россия была в числе тех стран, которые весьма рьяно следовали заповедям авторитарного воспитания.

Педагогическая система И.Ф.Гербарта. Немецкий философ, педагог стал первым мыслителем, представившим педагогику как самостоятельную науку. Воспитание нравственности
является системообразующим элементом всей педагогической системы Гербарта и его представлений о гармоническом развитии сил и способностей личности. По Гербарту, цель воспитания может быть обозначена лишь одним словом – «добродетель». Важную роль в нравственном воспитании Гербарт отводил религии, которая должна внушать человеку чувство зависимости от «высших сил». В результате нравственное развитие должно привести к свободе и создать гармонию между волей и интересами воспитанников.

К нравственному воспитанию в теории И.Ф. Гербарта тесно примыкает управление, задача которого состоит в выработке внешней дисциплины и приучении детей к порядку. Основными средствами управления педагог называл надзор, приказание, запрещение, наказания, вплоть до телесных, а также умение занять ребенка. Вспомогательную роль в управлении он отводил авторитету и любви воспитателя, причем авторитет должен принадлежать отцу, а любовь – матери.

Ключевым понятием в педагогической концепции И.Ф. Гербарта было воспитывающее обучение, направленное на развитие многостороннего интереса. Педагог был убежден, что постоянно возбуждаемый и поддерживаемый «энергичным преподаванием» многосторонний интерес создает перспективу для всестороннего развития личности. Обучение лишь тогда будет иметь воспитывающий характер, когда опирается на интерес ученика. В этой связи педагог предложил возможную классификацию интереса в его взаимодействии с познавательной деятельностью. Основой интереса он считал внимание и выдвинул поэтому в качестве важнейших дидактических задач возбуждение и поддержание внимания и развитие произвольного внимания.

По мнению И.Ф. Гербарта, обучение становится развивающим, когда оно организовано особым образом. Педагог выделял несколько ступеней обучения: ясность, ассоциация, система, метод, которые должны строго следовать друг за другом. На ступени ясности осуществляется первоначальное ознакомление учащегося с новым материалом, основанным на широком использовании средств наглядности; на ступени ассоциации происходит установление связи новых представлений со старыми в процессе свободной беседы; на ступени системы устанавливается связь между изложением нового материала с выделением главных положений, выводом правил и формулированием законов; на ступени метода у учащихся в процессе выполнения упражнений с использованием новых знаний вырабатывается навык применения их на практике.



12. Становление массовой школы в странах Запада. Педагогическая деятельность и взгляды Ф.В.А.Дистервега

В 19 веке в наиболее экономически развитых странах Европы и США происходит становление национальных систем школьного образования. Они не имеют существенной связи между массовой начальной школой и средними учебными заведениями. Для этого периода характерно пропаганда идеи права на обучение, споры по поводу обязательного образования, укрепление позиции церкви, возникновение высших начальных школ. Организация руководством школой осуществляется по 2 путям: централизация и децентрализация. Характерно частичное огосударствление среднего образования. Складывается система обязательного и бесплатного обучения. Среднее образование было доступно для имущих. Основными типами школ в Англии были грамматические школы, публичные школы. В Пруссии гимназии и городские школы, а в Франции лицеи и колледжи.

Ф.А. Дистервег. В историю педагогики он вошел как «учитель немецких учителей», так как был организатором и в течение длительного времени директором учительских семинарий, готовившими педагогические кадры для народной массовой школы.

Педагогом было написано свыше 20 учебников (он занимался в основном вопросами обучения и воспитания в начальной школе), учебных руководств по математике, немецкому языку, естествознанию, географии, астрономии. Основной педагогический труд А. Дистервега – «Руководство к образованию немецких учителей». В книге содержатся указания, каким образом учитель может повышать свой профессиональный уровень, на какой путь вступить в преподавании отдельных учебных предметов и какими средствами для этого пользоваться.

В основу воспитания Дистервег положил три принципа:

  • Природосообразность обучения и воспитания. Этот принцип он понимал как развитие в педагогическом процессе тех хороших задатков, которые заложены в ребенке от природы.

  • Принцип самодеятельности и активности детей в учении и собственном личностном развитии.В современной педагогике он трактуется как создание в педагогическом процессе условий для становления и развития субъектной жизненной позиции ребенка.

  • Культуросообразность обучения и воспитания,то есть учет в педагогическом процессе условий и уровня культуры данного времени страны, родины, семьи ученика.

Идеи развивающего обучения
. На их основе он выстроил 33 дидактических правила, согласно которым учитель должен хорошо знать индивидуальные проявления своих учеников, их особенности, уровень развития, круг интересов и увлечений. Только зная и учитывая все это можно учить «естественным путем», преодолевая трудности постепенно о последовательно.

Особое внимание обращал на своевременное повторение учебного материала, но повторении он рассматривал не как простое заучивание, зубрежку, а осмысленное запоминание самого существенного.

Дистервег указывал на необходимость в преподавании перехода от простого – к сложному, от близкого – к далекому, от известного-к неизвестному.

Большов внимание было уделено Дистервегом вопросам школьной дисциплины. Он высказывал свое отрицательное отношение к использованию наказания в педагогической практике как методу обучения и воспитания.

13. Реформаторская педагогика конца Х1Х-начала ХХ века

Итак, организация школьного обучения, стиль отношений педагогов и детей, учебные помещения — все это устарело, было пригодно для школы слушания и подлежало коренному изменению.

В конце XIX века начался процесс кардинальной перестройки (реформы) школы, проходивший на протяжении всего XX в. Эти изменения были обоснованы новыми теориями образования. «Реформаторская педагогика» — концепции и течения в общественно-педагогической мысли конца XIX в., обосновывавшие эффективные пути преобразования школьной системы, ее целей, содержания, методов и организации обучения и воспитания. Основная идея педагогов-реформаторов состояла в том, чтобы сделать школу местом подготовки самостоятельных, инициативных и деловых людей, умеющих творчески использовать полученные в школе знания в практической деятельности. Среди течений реформаторской педагогики наиболее известными были движения сторонников: «свободного воспитания», «социальной педагогики», «трудовой школы» и «школы действия», «прагматической педагогики», «экспериментальной педагогики» и т.д.

Свободное воспитание – направление в реформаторской педагогике, развивавшее традиции свободы в обучении и воспитании детей, согласно которому ребенок является центром педагогического процесса. Ведущие идеи свободного воспитания:

  • принцип педоцентризма, т.е. организация педагогического процесса, исходя из интересов детей, непосредственно возникающих в процессе их деятельности;

  • отказ от планомерного, систематического обучения и воспитания детей по заранее разработанным учебным планам и программам;

  • ориентация на свободное творчество учителя и учащихся.


Социальная педагогика – направление в реформаторской педагогике, рассматривавшеепроблемы образования и воспитания подрастающего поколения в широком социально-философском контексте; считавшее, что главное – выявление социальных условий наиболее благоприятных для воспитания человека.