Файл: Предмет, задачи, методы и источники истории педагогики Предметом.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 151
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В русских княжествах. После татаро-монгольского нашествия на Руси постепенно складывалась своеобразная система образования, имевшая значительные отличия как от западноевропейской, так и от византийской образовательной системы.
Поступательное развитие экономики и культуры оказалось приостановленным. Во множестве гибли культурные ценности, но более невосполнимой утратой была гибель. Продолжительное время усугубляла сложности развития культуры и образования страны ее раздробленность на отдельные враждующие между собой княжества. В такой политической и экономической ситуации вопросы образовательной политики отходили на второй план. Обучались в большинстве случаев в семье, иногда дети посылались на выучку к мастерам-профессионалам своего дела, принадлежавшим к тому же сословию. Начальные знания письменной культуры получали либо в семье, либо обучаясь индивидуально у любого грамотного человека из ближайшего окружения, либо у мастера грамоты, т.е. человека, который занимался обучением детей уже специально и постоянно, хотя и совмещая такую учительскую деятельность со своей основной профессией. Однако даже в этих тяжелых условиях русская культура продолжала развиваться, в особенности в тех княжествах, которые или не подверглись нашествию, или не были сильно разорены.
Педагогическая мысль средневековой Руси XIV - XVI вв. была направлена, прежде всего, на проблемы воспитания. Сведения о программе, идеалах, формах воспитания содержатся в ряде письменных памятников: "Пчела", "Домострой", "Послание Геннадия" и др. Воспитание того времени требовало держать ребенка в "страхе божьем", повиноваться наставникам и старшим. Основными способами воспитания признавались суровая дисциплина, систематичные наказания, в том числе и физические. Но многие русские просветители-патриоты провозглашали высокую идею изначального равенства всех людей, были за гуманное отношение к детям, к людям вообще.
18. Просвещение и школа в Русском государстве ХУП века. Славяно-греко-латинская академия.
Начало XVII века становится качественно новым этапом в развитии культуры и просвещения Руси. В государстве образуется монархическая форма правления. В процессе развития ремесел, мануфактурного производства начинают складываться новые рыночные отношения. Московское государство активно вступает во внешние международные связи, втягивается в западноевропейскую культуру
. Возрастает потребность в большем числе грамотных людей. В XVII веке в России развивается просвещение:
• появляется много литературных произведений, в том числе ряд светских и сатирических повестей, биографий различных деятелей,
• распространяются рукописные азбуковники (азбуковник – это список непонятных иностранных слов с их кратким объяснением).
• Число начальных школ при церквах и в монастырях, где обучали чтению и письму, возросло.
• Обучение чтению велось во второй половине XVII века по печатным букварям.
Развитие высшего образования в России.
В истории развития образовательных учреждений в рассматриваемый период в России предпринимаются попытки создания высшей школы. Инициативу создания высшей - или промежуточной между средней и высшей - школы взяло на себя по традиции – духовенство.
Под влиянием западноевропейских традиций в России возникают грамматические школы, в которых кроме языков обучали риторике, пиитике, стихосложению и другим «свободным художествам».
Одна за другой возникают славяно-греко-латинские школы, где изучался тот же курс наук, что и на артистическом факультете западноевропейских факультетов.
Эта подготовительная работа дала возможность открыть в Москве в 1687 г. высшее учебное заведение — Славяно-греко-латинскую академию. В стенах Академии изучались семь свободных искусств, богословие, право, то есть это было учебное заведение, построенное по типу западноевропейских университетов. Преподавались в ней и элементы медико-хирургического дела.
-
Возникает мысль о создании в Москве академии по образцу Киево-Могилянской. -
Инициатором создания такой академии был прибывший в Москву из Белоруссии известный писатель и педагог Симеон Полоцкий. -
По этому проекту в академию должны были приниматься только православные люди -
Академия имела целью подготовку образованных людей, необходимых государству и церкви. -
В Славяно-греко-латинской академии обучались М. В. Ломоносов -
С открытием в 1755 году Московского университета академия потеряла свое значение как высшее учебное заведение филологического и философского характера и превратилась в духовную академию.
19. Просвещение, школа и педагогическая мысль в России в ХVIII веке
Реформы в области культуры, науки и техники
-
Введение гражданского алфавита -
Возникновение периодической прессы (издание первой газеты «Ведомости») -
Выпуск светской оригинальной и переводной литературы
-
Открытие первых светских государственных школ
1701- открытие в Москве школы математических и навигационных наук. Первое реальное училище в Европе. Являясь профессионально-техническим учебным заведением широкого профиля, школа выпускала специалистов разных профессий.
Школа математических наук имела три ступени:
• Начальная (русская) школа: чтению, письму, основам грамматики и началам арифметики
• Цифирная (арифметическая) школа : обучение арифметике, геометрии, плоской и сферической тригонометрии;
• Высшие (навигаторские) классы: обучение математической географии, астрономии, черчению, геодезии, навигации и др..
Специальные и общеобразовательные школы
-
В 1715 году морские классы школы математических и навигационных наук, были переведены в Морскую академию, затем в Морской кадетский корпус-закрытую сословно-дворянскую школу. -
Артиллерийские, навигации, хирургическая, инженерная и разноязычная школы, -
1721 г на урале первая горнозаводская школа Татищев -
Создание государственных общеобразовательных школ -
1714 г. Попытка создание массовой школы – указ о открытие цифирные школы -
1705 создание первой в России гимназии все по западноевропейской культуре -
1725г. Учреждение Академии наук
М.В. Ломоносов и его роль в области просвещения
-
Создатель русской классической философии, основоположник философского материализма, научного естествознания. -
Создание русской грамматики и формирование в России литературного языка. -
Борьба за развитие русской науки (организовал все, писал учебные пособия) -
Московский университет (25 января дочерью Петра 1) и его влияние на развитие российского образование. Фак-ты: юридический, философский и медицинский. Центр светского образования -
Две гимназии: для дворян и для разных людей. В Казани и в Москве, для того чтобы люди готовились к поступлению в МГУ -
Семинарии для учителей 1779г, где готовились профессионалы к гимназиям.
А. С. Пушкин говорил, что он развит во всем.
Влияние французского просвещения на школу и педагогическую мысль. Образовательная политика Екатерины 2:
-
Бецкой – создать реформы, воспитательные дома в закрытых условиях, с 5-6 лет до 18 лет, без возможности встретиться с родителями. Основатель женского образования. Смольный институт
(9-18л) Институт Благородных девиц.
-
Реформы образования в России в конце 18 века (открытие массовых школ) -
Новиков: организация независимых от царской власти народных училищ, направляя на создание школ для непривилегированного населения. Стремился помочь домашним учителям правильно поставить обучение и издавал много учебной литературы. Первый детский журнал «Детское чтение для сердца и разума». Стремился помочь домашним учителям, выпуская методики -
Вела переписки с французскими просветителями Янкович. 1763г-московский воспитательный дом.
20. Реформы и контрреформы в отечественном образовании 19в.
В 19 веке после реформы, ставящий целью трансформацию системы просвещения, сразу проводились контрреформы, преследующие цель возвращения к прежним ориентирам.
Школьные реформы 60х годов:
-
1863г – новый университетский устав -
1864г- новый устав гимназий. Открытие женских гимназий. -
1864- Положение о начальных народных училищах -
Либерализация цензуры -
Земские школы при церковном образовании -
Классические и реальные гимназии(практические), но после них нельзя было поступить в университет. -
Открытие высших женских курсов -
Прогрессивный университетский устав (своя автономия) -
Были университетские округа (6 штук)
Контрреформы 70х: возращение к сословию и неродные языка.
-
Закрытие земских школ, но появление церковных школ -
Закрытие реальных гимназий -
Ликвидация университетской автономии (Ркекторы назначались не самостоятельно) -
Повышение платы за обучение в 5 раз -
Кухарские дети-нельзя поступать в гимназии поварам, уборщикам и тд
Это делалось, потому что те, кто стоял у власти боялись потерять свою власть из-за возрастание умных людей. Ленин : Реформы это два шага впереди контреформы это один назад)
21. Школа и образование в России в конце Х1Х-начале ХХ вв.
С начала 70-х гг. школа опять стала сословной. Новый министр издал знаменитый циркуляр, где говорилось, что гимназии и прогимназии следует освободить «от поступления в них детей кучеров, поваров, прачек, тому подобных людей, детей коих, за исключением разве одаренных необыкновенными способностями. Основное образование приобретало все более формальный характер, преподавание древних языков свелось к зазубриванию грамматики. Земские школы были повсеместно заменены церковно-приходскими.
Однако к концу века положение резко изменилось в лучшую сторону. Были приближены друг к другу учебные планы гимназий и реальных училищ, отменены уроки латыни и греческого в младших классах гимназий и заменены уроками русского языка, географии, русской истории. Выросло число учащихся в гимназиях. Снизилось число неграмотных в России, повысился интерес к образованию. Университеты вновь получили автономию, женщины были допущены на некоторые факультеты, были открыты новые университеты и другие высшие учебные заведения.