ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 29
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Комплекс диагностических методик для проведения психолого-педагогического обследования детей с ОВЗ 5–8 лет
Развитие психических функций
Восприятие
Исследуемые параметры: зрительное восприятие свойств предметов (цвет, форма, величина); целостность и осмысленность восприятия
Проведение обследования :
Оценка действий ребенка в баллах
1
2
3
4
5
1. «Цветные кубики»
Цель: Выявить уровень развития зрительного восприятия, знания основных цветов и соотнесение оттенков.
Оборудование: 2 набора цветных кубиков: красный, жёлтый, белый, зелёный, синий, оранжевый, фиолетовый.
Ребё нку предлагаются цветные кубики основных цветов: «Назови, какого цвета кубики». Затем взрослый предлагает ребёнку соотнести кубики по оттенкам.
За экраном оставляет по два кубика одного оттенка, предлагая назвать: «Назови, какие кубики одинаковые по цвету?»
Оценивается: знание названий цветов и оттенков ребёнок; узнавание их по слову или соотнесение.
1 балл: ребенок не понимает цель, в условиях обучения действует неадекватно.
2 балла: ребенок принимает задание, но не понимает его условия путает названия основных цветов самостоятельно не соотносит оттенки цвета после организующей помощи.
3 балла: ребенок принимает и понимает условия задачи, самостоятельно выполняет задание, пользуясь практическим соотнесением называет большую часть оттенков.
4 балла: ребенок принимает и понимает условия задачи, самостоятельно выполняет задание, пользуясь зрительной ориентировкой, правильно соотносит и называет все цвета и оттенки.
Обучение:
Если ребёнок не справляется, то взрослый обучает его повторив или указав 2-3 раза. После обучения снова проверяется самостоятельное выполнение задания.
Примечание:
Для детей 5-6 лет допустимы пробы, но зрительное соотнесение уже занимает больше места. Попытки поставить кубики без учета цвета являются неадекватными
2. «Включение в ряд»
Цель: Выявить уровень развития зрительного восприятия, а именно, ориентировки на величину.
Оборудование: экран, шестиместная матрешка.
Взрослый на глазах у ребенка, разбирает и собирает шестиместную матрешку и выстраивая матрешек в ряд по росту, соблюдая между ними равные интервалы. За экраном убирает одну из матрешек и выравнивает интервал между оставшимися матрешками. Ребенку дают эту матрешку и просят поставить ее на свое место, не обращая внимания, на принцип построения ряда. Когда матрешка на своем месте, взрослый, продолжая игру, предлагает ребенку действовать самостоятельно. Ребенок должен поставить в ряд две-три матрешки (каждый раз по одной) и определить их место в ряду.
Оценивается: принятие задания; способы выполнения; обучаемость, отношение к результату.
1 балл: ребенок не понимает цель, в условиях обучения действует неадекватно.
2 балла: ребенок принимает задание, но не понимает его условия, ставит матрешки без учета их размера, после показа правильного размещения матрешек самостоятельно не ориентируется на величину.
3 балла: ребенок принимает и понимает условия задачи, самостоятельно выполняет задание, пользуясь практическим примериванием.
4 балла: ребенок принимает и понимает условия задачи, самостоятельно выполняет задание, пользуясь зрительной ориентировкой.
Обучение:
В тех случаях, когда ребенок ставит матрешку без учета основного признака (величины, то взрослый исправляет его ошибку, говоря и действуя: «Нет, неверно, эту матрешку надо поставить сюда». Затем еще раз он предлагает поиграть и убирает за экраном другую матрешку, но принцип выстраивания в ряд не объясняет.
Примечание:
Данная методика дается детям с 5 лет. В этом возрасте допустимы пробы. Включение со зрительным соотнесением указывает на хороший уровень развития.
Для детей 6 лет допустимы пробы, но зрительное соотнесение занимает больше места. Попытки поставить матрешек без учета величины являются неадекватными
1
2
3
4
5
3. «Коробка форм («почтовый ящик»)
Цель: Выявить уровень развития зрительной ориентировки на форму, обучаемость.
Оборудование: Коробка с шестью прорезями: круглой, полукруглой, треугольной, прямоугольной, квадратной, шестиугольной формы и двенадцатью объемными геометрическими фигурами, основание каждой из которых соответствует по форме одной из прорезей
На стол перед ребенком ставят коробку с прорезями, около нее расставляют фигуры (одинаковые фигуры не должны находиться рядом). Далее взрослый берет одну из фигур и бросает ее в соответствующую прорезь.
Затем предлагает ребенку выполнить это задание самостоятельно. Если ребенок не может найти нужную прорезь, а силой пытается протолкнуть фигуру, то необходимо провести обучение.
Оценивается: принятие и понимание условий задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату своей деятельности.
1 балл: ребенок не понимает цель, действует неадекватно, даже в условиях обучения.
2 балла: ребенок принимает задание, пытается выполнить его, используя хаотичные действия или действия силой, после обучения пользуется методом перебора вариантов.
3 балла: ребенок принимает и понимает задание, выполняет его методом перебора вариантов, но после обучения пользуется методом целенаправленных проб.
4 балла: ребенок принимает и понимает задание, выполняет его методом практического примеривания, либо методом зрительного соотнесения, заинтересован в конечном результате.
Обучение:
Взрослый берет одну из фигур и медленно прикладывает ее к разным отверстиям, пока не найдет нужное. Затем выполняет аналогичное действие вместе с ребенком, используя практическую ориентировку или целенаправленные пробы. Остальные фигуры ребенок опускает самостоятельно
Примечание:
Дети с нормальным умственным развитием после 5 лет переходят к зрительному соотнесению. Однако сохранение проб у детей 5 лет является допустимым
Детям с задержкой психического развития характерно отсутствие неадекватных действий и эффективное использование помощи
4. «Сложи разрезную картинку»
Цель: Выявить уровень развития целостного восприятия сюжетного изображения на картинке.
Оборудование: Две одинаковые, предметные картинки, одна из них разрезана на четыре части по диагонали (мишка на лошадке).
Взрослый показывает ребенку четыре части разрезанной картинки и просит: «Сделай целую картинку»
.
После выполнения задания ребё нок должен ответить на вопрос: «Что нарисовано на собранной им картинке?»
Оценивается: принятие и понимание задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату, результат.
1 балл: ребенок не понимает цель задания, действует неадекватно в условиях обучения.
2 балла: ребенок принимает задание, но не понимает его условий, раскладывает картинки без учета целостного восприятия предметного изображения, в процессе обучения пытается складывать картинку, но после обучения не переходит на самостоятельное выполнение задания.
3 балла: ребенок принимает и понимает цель задания, но самостоятельно не может выполнить его, но пытается соединить части в целое, после обучения переходит к самостоятельному способу выполнения, присутствует интерес к результату деятельности.
4 балла: ребенок принимает и понимает цель задания, самостоятельно выполняет его, собирает путём зрительного анализа, заинтересован в конечном результате своей деятельности.
Обучение: В тех случаях, когда ребенок не может правильно соединить части картинки, педагог показывает целую картинку и просит сложить из частей разрезную. Если задание снова вызывает затруднения, то взрослый сам накладывает часть разрезной картинки на целую картинку и предлагает ребенку наложить другие части. После чего ребенку предлагают выполнить задание самостоятельно.
Примечание:
Детям с задержкой психического развития характерно отсутствие неадекватных действий и эффективное использование помощи.
Интеллектуальные умения (мышление)
Исследуемые параметры: Мыслительные операции (анализ, синтез, исключение, обобщение, группировка, сравнение). Логичность, самостоятельность, умение выражать в слове свои действия
1. Задание «Сравни предметы»
Цель:Выявление умения выделять признаки сходства и различия предметов и явлений.
Оборудование: картинки с изображением предметов.
Ребёнку показывают картинку и просят сказать, что общего между предметами и чем они отличаются друг от друга.
0 баллов: задание не выполняет.
1 балл: затрудняется в сравнении предметов, заменяет его описанием.
2 балла: выделяет явные различия между объектами, выделение сходства вызывает затруднения.
3 балла: выделяет ярко выраженные сходство и различия между предметами.
4 балла: выделяет ярко выраженные сходство и различия между предметами и явлениями.
2. Методика «Классификация картинок по функциональному назначению»
Цель: выявление способности исключать и обобщать на основе выделения существенных признаков объектов по принципу классификации.
Оборудование: Наборы картинок с изображением одежды и посуды (по 8 картинок)
Взрослый кладёт перед ребёнком на стол картинку с изображением одежды (пальто) так, чтобы можно было выложить вертикальный ряд. Затем показывает картинку с изображением посуды (чашки) и кладет на стол на некотором расстоянии от первой так, чтобы под ней можно было выложить другой вертикальный ряд (параллельный первому). После этого ребёнку последовательно (по одной) дают в руку картинки, на каждой из которых изображена одежда или предмет посуды, и просят положить картинку в один из столбцов. Если он положил картинку неверно, взрослый не исправляет ошибку. Порядок подачи картинок нужно постоянно менять, чтобы ребенок не ориентировался на порядок предъявления. После того, как ребёнок разложит картинки, его спрашивают: «расскажи, какие в этом ряду, а какие в другом»,
Оценивается: понимание и принятие задания, способ выполнения, умение работать по образцу, умение в речевом плане обобщать принцип группировки.
0 баллов: не понимает условия задачи, в условиях обучения действует неадекватно.
1 балл: принимает задание, выполняет классификацию без учета основного признака, раскладывает картинки либо по очереди, либо в один ряд; потом в другой.
2 балла: принимает задание, выполняет классификацию по основному признаку, но не может обобщить в речевом плане принцип группировки.
3 балла: принимает и понимает задание, выполняя задание на классификацию и обобщение, нуждается в помощи (наводящие вопросы) при аргументации выбора.
4 балла: принимает и понимает задание, выполняет классификацию по основному признаку, может обобщить в речевом плане.
Обучение: Взрослый берёт картинку с изображением шапки, спрашивает у ребёнка, положить её под изображением пальто или чашки, и сам кладёт под изображение пальто. Картинку с изображением ложки располагают под изображением чашки.