Файл: Психических функций Восприятие.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 31

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


3. Методика «Группировка картинок по способу действия»

Цель:выявить уровень развития наглядно - образного мышления, выяснить может ли обобщить принцип группировки в речевом плане

Оборудование: 8 пар предметных картинок, с одними из которых можно действовать, с другими нельзя.

Взрослый кладет перед ребенком рядом две картинки: на одной - ведро с ручкой, на другой - ведро без ручки. Затем взрослый показывает ребенку картинку с изображением машинки с колесом, и спрашивает«куда ее надо положить?» - и сам кладет под изображение ведра с ручкой. Картинку с изображением машинки без колеса кладет под изображение ведра без ручки.

После этого ребенку дают по одной картинке, вперемешку, чтобы не ориентировался на порядок предъявления. Далее ребенка просят рассказать, какие картинки в первом ряду, какие во втором.

Оценивается: принятие задания, умение работать по образцу, умение оречевлять принцип группировки.

0 баллов: ребенок задание не понимает, в условиях обучения действует неадекватно.

1 балл: ребенок задание принимает, раскладывает картинки без учета основного принципа.

2 балла: ребенок задание принимает, раскладывает картинки с учетом основного принципа, но не может обобщить принцип группировки в речевом плане.

3 балла: принимает и понимает задание, выполняя задание на классификацию и обобщение, нуждается в помощи (наводящие вопросы) при аргументации выбора.

4 балла: ребенок задание принимает, раскладывает картинки с учетом основного принципа, может обобщить принцип группировки в своих высказываниях.

Примечание: У детей в 5 лет наглядно-образное мышление становится ведущим типом мышления, основным средством решения задач является образ.

4. Методика «Серия сюжетных картинок»

Цель:Выявить понимание ребенком последовательности событий, изображенных на картинке, то есть уровень сформированности наглядно-образного мышления.

Оборудование:4 сюжетные картинки с изображением последовательности действий

Перед ребенком выкладывают вперемешку сюжетные картинки и предлагают рассмотреть их и разложить по порядку: «Разложи, что сначала было, что потом и чем все завершилось. А теперь расскажи, что там нарисовано».

В процессе раскладывания картинок взрослый не вмешивается. Ребенок может сам исправлять свои ошибки. 
Оценивается: принятие и понимание задания, умение ребенка понять, что одно событие изображено на всех картинках, а также то, что событие имеет определенную временную последовательность, умение ребенка составить связный логический рассказ.

Оценивается: принятие и понимание задания, способы выполнения - самостоятельно, по образцу, после обучения, по показу, умение описывать последовательность событий.

0 баллов: ребенок не понимает задание, действует неадекватно инструкции.

1 балл: задание принимает, воспринимает каждую картинку как отдельное действие, не объединяя их в один сюжет. Даже после обучения раскладывает картинки без учета последовательности изображенных событий.

2балла: ребенок задание понимает, раскладывая картинки, воспринимает каждую, как отдельное действие. Последовательность событий изображенных на картинках устанавливает с помощью наводящих вопросов, однако составить связный рассказ о данном событии не может.

балла: ребенок принимает задание, раскладывает картинки, путая действия, но в конечном итоге раскладывает их последовательно, при описании последовательности событий нуждается в помощи (наводящие вопросы)

балла: ребенок принимает задание, раскладывает картинки в определенной пос-ледовательности, объединяя их в одно событие, и может составить рассказ об этом.

5. Задание «Нелепицы»

Цель: Выявить понимание ребенком логических связей и закономерностей в окружающем, умения логически рассуждать.

Оборудование:картинки с изображением нескольких нелепых ситуаций с животными

Ребё нку показывают картинку: «Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, всё ли здесь находится на своём месте если неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему не так, как на самом деле должно быть?»

Сначала ребёнок просто называет все нелепицы и указывает на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть.

Время рассматривания картинки и выполнения задания ограничено 3-мя минутами.

Оценивается: принятие и понимание задания, количество найденных неточностей за предложенное время.



1 балл: успел обнаружить меньше 4 из 8 имеющихся нелепиц.

2 балла: не успел заметить 1-4 из имеющихся на картинке нелепиц, а до объяснения дело не дошло.

3 балла: заметил все имеющиеся нелепицы, но не успел до конца объяснить или рассказать, как на самом деле должно быть.

4 балла: за 3 минуты заметил все 8 имеющихся на картинке нелепиц, удовлетворительно объяснил, что не так и высказал своё предположение, как должно быть.

Итоговый уровень развития мышления

Количество баллов

Характеристика уровней

Низкий уровень менее 6 баллов

Мыслительные операции не сформированы. При исключении, группировке пользуется случайным выбором. Обобщающие понятия отсутствуют. Не понимает простейших причинно-следственных связей, закономерностей.

Ниже среднего 6-10 баллов

Исключает, обобщает, группирует, опираясь на несущественные признаки предметов и явлений, не может объяснить свой выбор. Затрудняется в сравнении предметов (заменяет его описанием). Аналитико-синтетические навыки не сформированы, не способен к установлению простейших причинно-следственных связей, высказывает бессмысленные суждения. Мышление носит непроизвольный характер, действует только на наглядном уровне. Понимание скрытого смысла выражений и изображений недоступно.

Средний уровень 10-15 баллов

Не всегда может выделить существенные признаки предметов и явлений, иногда обобщает по ситуативным или функциональным признакам. Исключает, обобщает и группирует в «грубом» подборе объектов, нуждается в помощи при аргументации выбора. Выделяет явные различия между объектами (выделение сходства вызывает затруднения). Способен к элементарному анализу и синтезу, установлению простейших причинно-следственных связей и закономерностей. Понимает скрытый смысл простых выражений и изображений с внешней помощью. Навыки мыслительной деятельности недостаточно устойчивые. Слабовыраженная способность к установлению элементарных умозаключений. Мышление несамостоятельное.

Выше среднего 15 - 19 баллов

Исключает, обобщает, группирует на основе выделения существенных признаков, но не всегда может аргументировать свой выбор. Испытывает затруднения в тонкой дифференцировке. Выделяет ярко выраженные сходства и различия между предметами и явлениями. Имеет аналитико-синтетические навыки, устанавливает распространённые причинно-следственные связи и закономерности. Навыки мыслительной деятельности достаточно устойчивые. Умеет, строит элементарные умозаключения. Понимает скрытый смысл простых выражений и изображений. Мышление не всегда самостоятельно.


Высокий уровень более 19 баллов

Исключает, обобщает, группирует на основе существенных признаков, аргументирует свой выбор. Способен к тонкой диффернцировке. Выделяет сходства и различия между предметами и явлениями. Имеет хорошие аналитико-синтетические способности, устанавливает причинно-следственные связи и закономерности. Понимает скрытый смысл выражений и изображений. Умеет строить простые умозаключения. Мышление самостоятельное и произвольное. Навыки мыслительной деятельности устойчивые. Узнаёт предметы на схематических изображениях, доступно понимании причинности. Формируются элементы критичности мышления, ребёнок замечает в небылицах, перевертышах несоответствие с действительностью

Мнестические процессы

Исследуемые параметры: Объём памяти, зрительная, слуховая память (прочность, быстрота запоминания, точность и полнота воспроизведения образов). Произвольность мнемических процессов.

1. Задание «Десять слов»

Цель: Определение уровня сформированно- сти слуховой механической памяти.

Оборудованиедесять слов: дом, лес, ком, игла, брат, ночь, мост, окно, конь, стол.

Ребёнку даё тся инструкция: «Сейчас я прочту десять слов. Слушать надо внимательно. Когда закончу читать, сразу же повтори столько слов, сколько запомнишь. Повторять можно в любом порядке». Даётся 4 попытки. Каждый раз слова зачитываются снова.

Оценивается: количество воспроизведённых слов.

1 балл: воспроизводит 1-2 слова.

2 балла: воспроизводит 4-5 слов.

3 балла: воспроизводит 6-7 слов.

4 балла: воспроизводит 8-9 слов.

5 балов: воспроизводит 10 слов.

Примечание: В 5 лет ребёнок может запомнить 7-8слов, предметов (из 10-15, изображённых на предъявляемых ему картинках

2 Задание «Построй из палочек» (лесенка)

Цель: Выявление уровня развития конструктивных способностей, умение работать по памяти и образцу.

Оборудование: 20 плоских палочек одного цвета, экран.

Ребенку показывают, как построить лесенку из десяти палочек, и просят запомнить. Затем взрослый закрывает лесенку экраном и предлагает ребенку сделать такую же по памяти. При затруднениях 
проводится обучение.

Оценивается: принятие задания; способы выполнения - по памяти, по образцу, после обучения, по показу.

1 балл: ребенок не понимает цель, в условиях обучения действует неадекватно.

2 балла: ребенок принимает задание, но не понимает его условий, раскладывает палочки иначе, чем в образце, не может построить не только по памяти, но и по образцу, выполняет задание на основе показа или воспроизводит только элементы лесенки.

3 балла: ребенок принимает и понимает задание, но самостоятельно выполнить сразу не может, после повторного показа ребенок самостоятельно выполняет задание по образцу.

4 балла: ребенок принимает и понимает задание, умеет воспроизвести конструкцию по памяти.

Обучение: Взрослый строит «лесенку», обращая внимание ребенка на то, как он это делает. Закрывает свою «лесенку» экраном и просит ребенка построить такую же. Если у ребенка отмечаются трудности, задание предлагают выполнить по образцу.

3 Задание «Повтори предложение»

Цель: Выявление уровня развития смысловой памяти.

ОборудованиеПредложения: 1. Дети любят играть.

2. В небе летит самолёт.

3. Мальчик помогает своей бабушке.

4. В саду растут яблони и груши.

5. Осенью идут дожди.

Ребёнку зачитываются предложения, которые он должен постараться запомнить.

Повтори те же фразы, которые удалось запомнить, при этом главное – передать смысл каждой фразы, дословно повторять необязательно.

Оценивается: способность запомнить и воспроизвести фразу, не переставляя слов, сохраняя смысл высказывания.

0 баллов: отказывается от выполнения задания, не принимает условия выполнения задания.

1 балл: путается в грамматических конструкциях, с трудом понимает и воспроизводит текст.

2 балла: понимание текста ребенку доступно, для воспроизведения фразы нужны наводящие вопросы

3 балла: понимание текста, воспроизведение фразы не полностью, но с близким по смыслу значением.

4 балла: четкое понимание текста, понимание грамматических конструкций, запоминание фраз и почти дословное воспроизведение их.

Обучение: Если с первого раза ребёнок не смог повторить все фразы, прочитать ещё раз, можно сделать и третью попытку.

4 Задание «Чтение стихов, потешек»

Цель