ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 665
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Бэкон считал, что исследователям необходимо использовать в познании индукцию, дедукцию и эксперимент. Ему принадлежит философское обоснование индукции. Под индукцией Бэкон понимал метод, основанный на движении от частного к общему. Бэкон утверждал, что индукция бывает полной или неполной. елью познания является достижение полной индукции. Это означает, что в результате познания были собраны все факты, которые относятся к изучаемому явлению.
ентральным понятием в философии Бэкона выступает опыт. Познание начинается с опыта. Опытом проверяется истинность того или иного знания. Бэкон считал, что разум без чувств слеп, поэтому без чувственного познания не может быть истинного знания.
Изучив историю развития науки, Бэкон выделил в ней два пути познания: догматический и эмпирический. Он считал, что ученый, придерживающийся эмпиризма, пытается накопить все возможные факты. Он указывал, что такой ученый похож на муравья, который тащит в муравейник все, что ему попадется. Ученого-догмата он уподоблял пауку. Паук создает
паутину из себя самого, а ученый выводит умозаключения, оторванные от реальности. Бэкон считал, что истинным путем познания является только умственная обработка материалов, полученных в результате опыта. Бэкон пытался таким путем избегнуть крайностей эмпирического или рационалистического познания.
Бэкон считал, что необходимо освободить науку от схоластики и теологии. Он полагал, что Бог создал разум человека наподобие зеркала. Разум человека может отражать Вселенную. Бэкон разделял механистическое представление об истине. Истина – это точное отражение предметов или явлений природы. Ошибка – это создание зеркального отражения под влиянием различных причин. Эти внешние причины Бэкон назвал «идолами» или «привидениями».
Бэкон разработал учение об идолах четырех типов. Первый тип – «идолы рода». Это ошибки, связанные с применением человеком к природе своей собственной природы. Второй тип – «идолы пещеры». Под ним Бэкон понимал искажения, связанные с индивидуальными особенностями людей. Третий тип – «идолы площади». К ним Бэкон отнес искажения, связанные с неверной терминологией. Четвертый тип – «идолы театра». Это ошибочные теории, обладающей вешней привлекательностью. Такие ошибки вызываются к жизни верой людей в авторитеты и традиции.
Френсис Бэкон разрабатывал также вопросы, связанные с материей и ее движением. Он считал, что материя является вечной. Движение – это неотъемлемый атрибут материи. Сама мате рия – это первопричина сущего. Бэкон утверждал, что материи свойственна некая внутренняя сила. Он делал
допущение о существовании в материи чувственной души. В его представлении наука и религия могут мирно уживаться.
-
социально-философских взглядах Бэкон проявил себя как сторонник сильного централизованного государства. Он был противником демократии, а войну считал необходимой для поддержания государства в тонусе.
Слайд 33
Философия эмпиризма. Томас оббс
Английский философ Томас Гоббс выступал против теологии и схоластики. Ее философские взгляды базируются на материалистическом учении о Бытии, номиналистско-эмпирической теории познания и теории общественного договора. Гоббс был ярким представителем механицизма в философии. Идеальными образцами науки для него служили механика и геометрия. Реальность он рассматривал с механистических позиций и отрицал существование первоматерии. Гоббс полагал, что в реальности существуют лишь индивидуальные предметы. Природу он считал совокупностью протяженных тел, которые отличаются друг от друга по величине, фигуре, положению и движению. Основными свойствами материи
-
Гоббса выступают фигура и протяженность. Гоббс являет собой яркий пример перенесения принципов механики на живую природу. Он трактовал человека как часть природы. Функции человека сводил к механической форме движения. Законы разума Гоббс рассматривал как проявление естественного свойства индивидуума и приравнивал их к законам математики., тем самым отрицая специфику органической природы. По его мнению, человек представляет собой подобие механизма. Человеческое сердце – это пружина. Суставы – это колеса, придающие движение телу.
-
теории познания Гоббс стоял на позициях сенсуализма. Гоббс был фаталистом, отрицал свободу воли, уподобляя ее природной силе.
Механицизм Гоббса сформировался под воздействием идей Эвклида и Галилея.
-
социально-философских взглядах Гоббс выступал как один из
родоначальников теории общественного договора. Важнейшим произведением мыслителя по этой проблеме является «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского». Гоббс в своих рассуждениях о государстве и обществе исходил из учения о
«естественном состоянии людей». Философ полагал, что жившие в
естественном состоянии люди, не имели государства. Им был присущ ничем не ограниченный эгоизм и стремление захватить все, что возможно. Поступки естественных людей определялись принципами личной выгоды, а не морали. Философ утверждал, что люди в это время жили в состоянии «войны всех против всех».
В условиях постоянных войн не могут развиваться экономика, наука, искусство. Гоббс считал, что это было время великого страха и бессмысленной жестокости. Люди были одинокими, грубыми, жизнь их обрывалась в результате насильственной смерти. Подобное положение не могло продолжаться вечно. Ради собственной пользы люди договорились об отказе от своих прав и свобод и заключили общественный договор. По этому договору все свои права они передавали государству.
Гоббс обосновал незыблемость и нерушимость прав верховной власти. Не случайно основное произведение Гоббса о государственном
устройстве названо в честь невероятно могучего библейского морского чудовища – Левиафана. Гоббс был противником революций, так как считал, что они ведут государство к гибели. Однако после гибели государства сразу же появляется новый Левиафан. Человечество не может существовать без государства. Гоббс признавал свободу предпринимательства и необходимость определенных реформ.
-
естественным правом Гоббс связывал безграничную власть государства и его обязанность заботиться об общем благе. Главной задачей государства, считал Гоббс, является создание условий для счастливой жизни своих подданных. Для этого государство должно обеспечивать мир,
безопасность, народное благосостояние и возможность пользоваться свободой без ущерба для интересов других граждан. Разрабатывая теорию общественного договора, Гоббс отвергал теорию божественного происхождения государства.
Слайд 34
Философия эмпиризма. жон Локк
Английского философа Джона Локка иногда называют первым философом Просвещения. Его социальная философия и теория познания сыграли большую роль в развитии общественных наук. Теория познания Локка была тесно связана с психологией. Локк доказывал влияние окружающей среды на человеческую психику. Локк полагал, что в разуме человека нет никаких врожденных идей. Их вообще не существует в природе. Джон Локк утверждал, что люди рождаются с чистой душой. В течение жизни душа человека пополняется знаниями и опытом. Знания люди могут получить только через чувственный опыт.
Человеческое знание – это результат ощущения и рефлексии. Основой знания являются простые идеи. Идеи появляются под влиянием различных качеств тел. Локк выделял первичные и вторичные качества тел. Под первичными качествами он понимал протяженность, плотность, движение и фигуру. Первичные качества свойственны самим телам. К вторичным Локк относил цвет, запах, вкус, звук. Вторичные качества лишь кажутся присущими предметам. В реальности они в них не находятся. В результате сопоставления качеств тел, а затем идей, разум выводит из простых идей сложные и общие.
Под познанием Локк понимал процесс диалога человека с материальным миром. Он делил опыт на внешний и внутренний. Внешний опыт – это результат воздействия на человека внешних явлений и объектов. Он является совокупностью ощущений. Внутренний опыт – это переживания человека. Он проявляется как рефлексия.
Под истиной Локк понимал объединение и разделение идей или знаков
-
соответствии либо несоответствии обозначаемым вещам. Он полагал, что познание соответствует истине настолько, насколько идеи соответствуют реальности.
Джон Локк внес значительный вклад в развитие политической мысли.
Его считают одним из основателей революционного либерализма. Локк также разрабатывал теорию общественного договора. По мнению Локка,
единственным истинным источником государственной власти является согласие народа. Люди добровольно отказываются от естественной свободы и возможности самим следить за исполнением законов. Государство является продуктом общественного договора. Оно исполняет общую волю людей.
Локк обосновывал право народа на сопротивление тирании. Если политика правителя не отвечает народным интересам, то люди имеют право на сопротивление. Локк считал, что они обязаны перестать подчиняться такому правителю.
-
вопросе о причинах возникновения государства он выдвигал на первое место проблему собственности. Локк считал, что для естественного состояния характерна общественная собственность на плоды природы. В процессе развития человечества люди постепенно перешли к обработке этих даров природы. В результате появилась частная собственность. Ее создал индивидуальный труд. По мнению Локка, государство возникает для охраны частной собственности, свободы и безопасности людей. Государство не может посягать на эти права.
Локк был одним из первых мыслителей, разрабатывающих идею разделения власти. Он выступал за разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную. Локк считал, что законодательная власть должна быть несменяемой. Она образует государство и обеспечивает его существование. Ее задача заключается в разработке законов, обеспечивающих счастье граждан.
Исполнительная власть должна претворять эти законы в жизнь. Исполнительная власть имеет право исправлять недостатки законодательства исходя из здравого смысла.
Судебная власть не существовала в естественном состоянии и появилась только в гражданском обществе.
Слайд 35
Философия рационализма. Рене ека рт
Выдающийся французский математик и физик Рене Декарт стоит у истоков рационализма Нового времени. В процессе познания он отводил главное место разуму. Декарт считал, что чувства постоянно обманывают человека и создают почву для сомнений. Он высказывал идею о том, что органы чувств не отображают реального состояния ни одного предмета или явления. Несомненным является лишь процесс мышления. Опыт служит для проверки мыслительной деятельности. Декарт разработал «метод сомнения». Он полагал, что к данным чувственного опыта необходимо подходить с позиций скептицизма.
Основным методом получения достоверных знаний Декарт считал дедукцию. Под дедукцией он понимал движение от общего к частному. Декарт разработал требования для достижения истинного знания:
-
во-первых, не следует никогда принимать за истину, непознанное со всей очевидностью. В выводы необходимо включать только то, что наш разум не может подвергнуть сомнению;
-
во-вторых, любую изучаемую проблему необходимо разделить на ряд частей. Их количество должно позволить решить задачу со всей очевидностью;
-
в-третьих, процесс познания необходимо начинать с изучения простых и легких предметов, постепенно переходя к более трудным;
-
в-четвертых, необходимо составлять полные отчеты или обзоры,
чтобы ничего не упустить.
Декарт утверждал, что источником истинного знания может быть только разум. Критерий истинности он видел в ее очевидности. Для подтверждения очевидности, сначала следует подвергнуть истину сомнению. Эту процедуру философ считал обязательным предварительным условием исследования.
Философия Декарта дуалистична. Он разделил весь мир на независимые друг от друга субстанции: духовную и материальную. Отличительным признаком духовной субстанции является ее неделимость.
Материальная же субстанция является делимой до бесконечности. Важнейшим атрибутом духовной субстанции выступает мышление, а материальной – протяженность. Декарт полагал, что духовная субстанция содержит в себе врожденные идеи, то есть свойственные ей изначально.