ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 661
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«вещей», то получается, что Бог существует, а «вещи» не существуют. Отстранение Бога от творений приведет к тому, что останется небытие, ничто. Доказательству учения о бесконечности мира посвящен знаменитый трактат Николая Кузанского «Об ученом незнании».
Данная философская установка служит основой для пантеистического мировоззрения. Пантеизм исходит из единства Бога и мира. Бог является безличным началом, растворенным во всей природе, тождественным с ней или с ее субстанцией. Пантеистическое приближение бесконечного Бога к природе привело к новому истолкованию происхождения Вселенной и его устройства. Кузанский фактически устраняет учение о сотворении Богом мира. Философ предлагает рассматривать отношения мира и Бога с помощью математических категорий целого и части. С точки зрения итальянского философа, Бог ‒ это бесконечное многообразие природы. Вселенная ‒ это ограниченный максимум. Он произошел от Бога не вследствие сверхъестественного творения, а посредством ограничения. Все конечные или ограниченные вещи находят свое место в пределе между абсолютным максимумом и абсолютным минимумом. Проблему становления Вселенной Кузанский анализирует при помощи понятий «свертывания» и «развертывания» мира. Бог содержит в себе все вещи в свернутом виде. Их
развертывание находит воплощение в природном многообразии. Николай Кузанский использует понятие «Душа мира», которое заимствует у неоплатоников. Душа мира рассматривается как универсальная форма. Она вмещает все формы, которые существуют в действительности. Концепция Николая Кузанского разрушает картину Космоса, сложившуюся в античности
-
в средневековье. В эти периоды космология в качестве центра Космоса рассматривала Землю. Мир осознавался как сотворенный Богом и конечный.
Согласно же взглядам Николая Кузанского, у Космоса нет центра, мир не имеет границ, в которых он был бы замкнут. Таким образом, Николай Кузанский подготовил коренное преобразование астрономии, устранившее геоцентрическую систему строения мира. В концепции «ученого незнания» Николай Кузанский создает новую трактовку познания. Философ анализирует познавательные возможности чувств, разума и интеллекта на основе диалектики. Чувственное восприятие дает информацию, которая воспринимается как очевидная. Рассудочное или дискурсивное познание анализирует вещи при помощи логики. Этот вид познания основывается на установлении различий. Интеллектуальное познание способно, осуществлять синтез противоположностей. Этот вид
познания осуществляется при помощи интуиции, дающей знания о всеобщем. Знания о конечных вещах выходят за свои пределы. Характерной чертой познания является его принципиальная незавершенность. Поэтому Николай Кузанский использует понятие «ученое незнание». Ученое незнание приближается к бесконечности, где все противоположности сливаются. Таким образом, Николай Кузанский сформировал предпосылки для развития новой концепции познания. Ее характерной чертой являлось стремление к приобретению новых знаний о мире.
Слайд 30
Натурфилософия эпохи Возрождения
Освобождение естествознания из-под власти религии произошло в результате создания учения о гелиоцентрической системе мира. Одним из его
создателей являлся польский ученый Николай Коперник. В труде «О вращении небесных сфер» он обосновал положение о том, что центром мира является Солнце. Земля ‒ это одна из планет, которая движется вокруг своей оси и вокруг Солнца. Эта теория ставила под сомнение религиозную теорию геоцентризма, которая господствовала в астрономии со времен Аристотеля. Во времена Возрождения концепция Аристотеля стала препятствием для развития астрономии как науки. Теория Николая Коперника устраняла данное препятствие: она открывала новые возможности для более точных астрономических наблюдений и расчетов.
Джордано Бруно является идейным наследником Николая Кузанского
-
Николая Коперника. Источником философии, согласно Бру но, должно стать опытное знание. Философ выдвинул идею о безграничности Вселенной и бесконечном количестве миров, подобных Солнечной системе.
Джордано Бруно опирался на принцип материального единства мира и объективности его законов. Бруно разработал материалистическую концепцию Вселенной. Согласно его теории, Вселенная едина, материальна, бесконечна и вечна.
Бруно отказался от идеи Бога ‒ перводвигателя, так как в его представлении материя находится в непрерывном самодвижении. Мир является единым, состоящим из множества самостоятельных единиц. Бруно выделяет три основания бытия. Среди них физическим минимумом является атом. Точка выступает математическим минимумом, а метафизическим ‒ монада. Каждая единица отражает в себе весь универсум.
Отправной посылкой теории познания Бруно является утверждение о взаимосвязи человеческой и вселенской души. Человеческая душа отличается от душ животных зависимостью от строения телесных органов. Процесс познания идет от восприятия к представлениям, рассудку и разуму. Главная цель познания ‒ проникновение в глубину явлений, познание закономерностей природы.
Философские идеи Галиле о Галилея ‒ итальянского физика и астронома ‒ способствовали формированию научного познания. Галилей сформировал новый научный подход к изучению движения. Ранее господствовало представление о том, что источником движения выступает только внешнее воздействие. Без внешней силы движение невозможно. В пустоте не может быть движения, так как в ней нет сопротивления. Естественным состоянием вещи является состояние покоя. Галилей ввел понятие движения по инерции. При скольжении тела по абсолютной горизонтальной поверхности при отсутствии трения движение тела будет продолжаться. Галилей показал, что данные, полученные в результате опыта, нуждаются в определенных теоретических предпосылках. Галилей выделил два основных метода исследования природы.
Аналитический метод направлен на формирование чувственного опыта
-
использованием методов математики, абстрагирования и идеализации. Он
способствуетвыделениюэлементовреальности,недоступных
непосредственному восприятию. Синтетически-дедуктивный метод основывается на математической обработке данных опыта. Этот метод обнаруживает количественные соотношения. На его основе вырабатываются теоретические схемы, которые применяются для интерпретации и объяснения явлений. Благодаря применению математики для изучения физических явлений, ученый установил, что скорость свободного падения тела не зависит от его массы. Экспериментальное подтверждение этого положения способствовало опровержению заблуждений, которые существовали со времен Аристотеля.
Галилей обосновал гелиоцентрическую систему Коперника, дополнив ее рядом научных открытий. Ученый изобрел телескоп и использовал его для наблюдения за астрономическими явлениями. Галилей установил, что Солнце вращается вокруг своей оси, на его поверхности есть пятна.
Тема 1.6. Философия Нового времени
Слайд 31
Основные черты философии Нового времени
Период Нового времени – это обобщающее понятие в истории человеческой цивилизации. Временные рамки этого периода включают в себя события с конца XV века до начала XX века. В рамках этой эпохи принято выделять философию Нового времени, философию эпохи Просвещения, философию XIX века.
Сам термин «Новое время» впервые был употреблен итальянскими гуманистами. Наступление новой эпохи они связывали с развитием светской науки и культуры, с возрождением интереса к античности. Для гуманистов критерием новизны являлись духовно-культурные факторы, а не изменения в социально-экономической или политической сферах. С точки зрения современной науки, очевидно, что переход к Новому времени был обусловлен комплексом значительных изменений в различных сферах жизни человеческого сообщества.
Наступление новой эпохи сопровождалось значительными изменениями в жизни людей. В это время происходит переход к новому типу
экономики, усиливается активность человеческой коммуникации, расширяется степень свободы и развития людей, повышается роль науки в жизни человечества.
Под влиянием социальных преобразований, вызванных разложением феодального общества и ослаблением влияния церкви, происходит переориентация духовной культуры. В эпоху Нового времени отчетливо проявляется тенденция к увеличению спроса на образованных людей. Все это ускорило развитие науки. События, происходящие в научной сфере в конце XVI–XVII веках, принято называть научной и мировоззренческой революцией. Результатом этой революции в мировоззренческом плане стало окончательное разделение сферы науки и религии.
-
эпоху Нового времени интенсифицируется процесс возникновения новых отраслей научного знания. Быстро развиваются естественные науки:
математика, физика, химия, биология, механика. Они базируются на опытном знании, на эмпирических методах исследования. Философия теряет прежнюю
функцию единственной формы теоретического осмысления действительности. Однако это способствует приобретению философией собственных специфических черт. Философия сосредотачивается на познании наиболее общих законов развития мира и приобретает функцию универсального теоретического знания. В изучении новых проблем философия, в
отличие от предыдущих эпох, стала ориентироваться на научные знания. Одной из главных задач философии становится обобщение человеческих знаний и создание на этой базе единой научной картины мира.
Отличительной чертой философии Нового времени является возрождение материалистических течений. Многие мыслители этой эпохи опирались на достижения естественных наук. Успех этих наук привел к тому, что принципы изучения природы стали выступать в качестве универсальных методов познания мира, в том числе человеческого общества и самого человека. Для объяснения различных явлений в жизни человека и общества использовались методы механики. Это привело к господству «механицизма»
-
решении многих философских проблем.
-
естествознании в это время преобладали экспериментальный и аналитический методы. Изучение природы с помощью этих методов привело к тому, что все процессы и явления стали изучаться по отдельности, то есть метафизически. Это способствовало утверждению метафизического метода мышления не только в естествознании, но и в философии.
Появление новых данных о природе приводят к смене научной картины мира. Главной проблемой для философов становится познание. В результате появляются новые направления в философии, рассматривающие отношение познания к материальным предметам. В истории философии период XVI– XVII веков получил название гносеологического.
Слайд 32
Философия эмпиризма. Френсис Бэ кон
Основателем эмпиризма принято считать английского мыслителя Френсиса Бэкона. Задачей философии, считал Бэкон, должно стать создание нового метода научного познания. Философия должна помочь переосмыслить предназначение науки. Бэкон призывал объединить философию и естествознание.
Бэкону принадлежит ряд трактатов, главным из которых является «Новый Органон, или Наставления нравственные и политические». В этом произведении в качестве основной цели науки он указал усиление власти человека над природой. Объектом науки он считал природу. Человек выступает у Бэкона как деятельное начало, то есть субъект. Объектом познания и использования является природа. Наука должна быть средством, которое поставит природу на службу человеку. С помощью науки следует выявить причинную связь между явлениями природы и использовать их ради блага людей.