Файл: Тема Предмет философии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 664

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Такими врожденными идеями являются идеи Бога, чисел и определенных общих понятий. Идея Бога как абсолютного совершенства дана человеку вне опыта самим Богом.
Материальную субстанцию Декарт отождествлял с природой. Он считал, что люди и животные – это машины. Все природные явления и предметы подчиняются законам механики. В отличие от человека, животные


  • машины без души. Они не обладают свободой воли и подчиняются инстинктам. В человеке духовная и материальная субстанция объединяются в мозгу. Они были соединены по замыслу Бога.


Между материальной и духовной субстанциями существует абсолютная противоположность. Тело как материальная субстанция может погибнуть.
Душа является неуничтожимой, то есть бессмертной. Декарт полагал, что только Бог в полном смысле является субстанцией. Он существует, не нуждаясь ни в чем другом.
Этическая концепция Декарта базируется на учениях стоиков и Аристотеля. Достижение благополучия является нравственной задачей философии и становится возможным лишь при условии следования добродетели или доброй воли.
Положительным моментом в рационализме Декарта можно считать отказ от необоснованных авторитетов, предрассудков. Достоинством его учения является также призыв подвергать сомнению даже самые привычные вещи и явления. Теория Декарта о самосознании явилась исходной точкой для развития последующих направлений в философии. Декарт признавал метафизику, но в основном опирался на принципы механицизма. Это позволило ссылаться на него даже его философским оппонентам – материалистам.

Слайд 36
Философия рационализма. Бенедикт Спино за
Бенедикт Спиноза являлся представителем рационализма XVII века. Отличительной чертой философских теорий Спинозы является систематизация. Свое учение он выстроил последовательно. Его философские взгляды напоминают геометрическую теорему. Каждая его гипотеза обязательно опирается на предыдущую и вытекает из нее.
Основное место в философии Спинозы занимает идея субстанции. Субстанция выступает у него как абсолютная, независимая и вечная. Спиноза
считал, что существует единственная субстанция природа. Он отождествляет ее с Богом. У Спинозы Бог, природа и материя являются неразрывным единством. Субстанция является причиной самой себя. Спиноза полагал, что атрибут – это сущность субстанции. Атрибуты субстанции – это мышление и протяженность.
Бесконечная и вечная материальная субстанция находит свое выражение в бесконечности модусов. Под модусами философ понимал единичные предметы и явления. Конкретные единичные вещи не имеют самостоятельности. Они являются изменчивыми состояниями Бога. Они не являются его творениями, а вытекают из его природы.

Бог для Спинозы является созидающей силой природы. Деятельность Бога определяет себя сама. Она происходит из самой природы Бога, подчиняясь внутренней необходимости. Философия Спинозы яркий образец пантеизма – учения о единстве Бога и мира.
Человек выступает как часть природы. Он является ее модусом. Человеку свойственен атрибут мышления. Душа представляет собой идею тела. Тело соответствует определенной идее. Действие тела соответствует действию души.


  • теории познания Спиноза проявляет себя как сторонник рационализма. Чувственный опыт дает лишь низшее знание. Такое знание складывается из двух способов чувственного восприятия. Первый способ

Спиноза назвал «смутным опытом». Он охватывает всю сферу человеческой жизни. Теоретическая ценность знаний, полученных в результате опытного знания, невелика. Человек не может извлечь из опыта всеобщие истины. Чувственный опыт всегда искажен идеями о состоянии тела человека. На основании чувственного опыта невозможно отделить субъективное от объективного. Чувственные идеи имеют лишь индивидуальный характер.
Второй чувственного восприятия – это познание с помощью разума. Разум действует с помощью общих понятий. Общие понятия являются отражением объективных свойств вещей. Важнейшими из общих понятий Спиноза считал математические понятия. Опыт не оказывает влияния на их формирование. Математические понятия присущи сознанию изначально, то есть до опыта. Спиноза уделял большое значение дедукции. Истину можно вывести из предпосылок только с помощью дедукции. Основным критерием истины Спиноза считал ясность.
Высшей формой истинного знания выступает интуиция. Под интуицией Спиноза понимал знание, дающее ясные и четкие представления. Для Спинозы интуиция является фактически аналитическим суждением. Интуиция связана с дедукцией.
Этические взгляды Спинозы опираются на разумную необходимость. Спиноза считает свободу осознанной необходимостью. Свобода проистекает из необходимости, свойственной природе. Философ отрицал существование в мире добра и зла. Стремление к самосохранению является основой добродетели. Нравственной является лишь деятельность, опирающаяся на познание. Высшей добродетелью у Спинозы выступает познание и любовь к Богу. Познание и любовь неразрывно связаны друг с другом. В этой связи они образуют интеллектуальную любовь.
Для философии Спинозы характерны отрицание теологии, фатализм и механический детерминизм. Механический детерминизм – это однозначная связь между причиной и действием, отрицание случайности.



Слайд 37
Философия рационализма. отфрид Ле йбниц
Готфрид Вильгельм Ле йбниц – выдающийся представитель рационализма XVII века ‒ был физиком и математиком. По своим взглядам он был идеалистом. Он разделял представление Рене Декарта о противоположности духа и материи. Однако был не согласен с дуализмом Декарта и отстаивал главенство духа над материей. Материя состоит из элементов, неотличимых от духа. Важнейшей особенностью духа является его деятельная сила.
Под пространством Лейбниц понимал порядок взаимного месторасположения единичных тел. Эти тела существуют относительно друг друга. Время – это порядок сменяющихся состояний тел или явлений.


  • своих философских взглядах Лейбниц пытается учитывать уникальность и многообразие реального мира. Он объяснял его неповторимость мельчайшими частицами – монадами. Мир состоит из бесконечного количества монад. Монады являются духовными объектами.


Поэтому они неделимы, неуничтожимы и бесплотны. Монады обладают силой, волей и личностью. Монады обладают способностью к сознанию, восприятию и страданию. Поэтому они однородны, но не подобны. Все монады отличаются друг от друга по степени совершенства внутренней деятельности.
Монады образуют своеобразную иерархическую лестницу. Самой совершенной монадой является Бог. Низшим монадам свойственны лишь некие неясные представления. Эти монады образует неорганическую природу и растительный мир. Представления животных достигают определенной степени ощущений, но лишь человек обладает ясностью понимания, осмысленностью и разумностью.
Лейбниц разрабатывал теорию о предустановленной гармонии. Он считал, что возможность гармонии между состояниями различных монад зависит от приведения их к согласию. Монады не могут воздействовать друг

на друга. Все их изменения имеют внутренний источник. Монады пребывают в постоянном изменении. Они автономны и двигаются сами по себе, независимо от того, что происходит вне. Монады не взаимодействуют между собой физически, но составляют единый мир.
Человеческое тело представляет собой совокупность монад. Телесные монады по отношению к монадам души являются низшими. Управляет телом душа. Это происходит по причине того, что Бог согласовал действия монад души и тела. Все процессы и явления в мире регулирует верховная монада ‒ Бог. Лейбниц сравнивал Вселенную с часовым механизмом, который некогда завел Бог.

Лейбниц разрабатывал идеи теодицеи. Этот термин был введен в научный оборот именно немецким философом. Со времен Лейбница этим термином обозначают определенные разделы философии и теологии. Сторонники теодицеи считают, что существование в мире зла не противоречит идее о сотворении и управлении мира всемогущим и всеблагим Богом.
Лейбниц считал, что зла самого по себе не существует. Однако он выделил метафизическую причину наличия несовершенства. Самым совершенным является Бог. Весь остальной мир – это не Бог. Мир – это результат творения. Несовершенство содержится уже в этом основании. Лейбниц считал, что если бы мир был совершенным, то он был бы подобен Богу. Это означало, что Бог сотворил себя сам, повторив себя. Однако сам факт существования двух богов является невозможным. Бог безграничен. Мир же ограничен в метафизическом плане. В мире обязательно должно существовать метафизическое зло. Остальные виды зла не являются необходимыми. Они являются лишь возможными. Их существование – результат деятельности человека. Одним из основных положений теодицеи Лейбница является предустановленная гармония: между свободой и необходимостью есть все та же гармония, что и между отдельными монадами.

Тема 1.7. Философия Просвещения

Слайд 38
Философские предпосылки развития науки нового времени и
Просвещения
Основными направлениями в философии XVI–XVII веков стали рационализм и эмпиризм. Они определили последующее развитие философии Просвещения.
Термин «рационализм» происходит от латинского слова «разум». Это направление выдвигает на первый план задачу логического основания науки. Наиболее видными представителями этого философского течения были французский мыслитель Рене Дека рт, голландский философ Бенеди кт Спино за и немецкий ученый Готфрид Ле йбниц.
Рационалисты считали главным источником знаний идеи или мысли. Сторонники рационализма полагали, что идеи присущи человеку изначально, поскольку являются врожденными способностями каждого человека. В сфере познания, по мнению рационалистов, разум обладает безграничными возможностями и является высшей инстанцией.
Очевидно, что объяснительные способности рационализма являются весьма ограниченными. Рационализм не мог дать точного ответа на вопрос о том, как идеи могут формировать истинное знание человека об окружающем мире.
Вторым наиболее влиятельным философским течением этого времени был эмпиризм. Термин «эмпиризм» происходит от греческого слова «опыт». Наиболее видными представителями эмпиризма была английские мыслители Френсис Бэкон, Томас Гоббс и Джон Локк.
Сторонники этого направления исходили из того, что все знания проистекают из чувственного опыта и наблюдения. Душа человека представляет собой поле, в котором природа рисует правдивую картину. Основная часть человеческих идей является порождением чувственного опыта. С помощью разума можно только скомбинировать полученный в результате наблюдения материал. Ничего нового разум дать не может.

Сторонники эмпиризма отделяли разум от наблюдения, считая, что они действуют в процессе познания совершенно независимо друг от друга.
Объяснительные возможности эмпиризма также были ограниченными. С его помощью невозможно объяснить появление различных научных теорий, законов и понятий, поскольку они не могут возникнуть непосредственно из чувственного опыта или наблюдения. Таким образом, оба течения ‒эмпиризм


  • материализм подходили к процессу познания односторонне.