Файл: Тема Предмет философии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 660

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 1.5 Философия Возрождения
Слайд 26
уманизм – идеология Возрождения
Период с четырнадцатого по начало семнадцатого века называют эпохой Возрождения или Ренесса нса. Это был период Великих географических открытий. Освоение новых территорий позволило использовать ресурсы для развития производительных сил на базе

капиталистических отношений. В период Ренессанса усиливается противостояние светской власти и католической еркви. На фоне этого происходит формирование абсолютных монархий и национальных государств.
Философия Возрождения развивается под влиянием идеологии гуманизма. Создателем термина «гуманизм» является римский оратор ицерон. Его трактовали как воспитание и образование человека в соответствии с античными идеалами гармонии космоса. В эпоху
Возрождения термин «гуманизм» наполнился новым содержанием. Гуманисты стимулировали интерес к изучению античной культуры и
философии. Это являлось основой для переворота в системе ценностей. Яркие образы античного искусства противопоставлялись средневековой схоластике и догматизму. Гуманизм подчеркивал высшую ценность человека


  • средств его совершенствования. Большое значение гуманисты придавали гуманитарному образованию, а также искусству. Быть гуманистом в эпоху Возрождения означало хорошо владеть древними языками: латинским и греческим. Это было необходимо для чтения и перевода античных текстов.


Гуманисты были знатоками античного искусства, коллекционерами образцов античной скульптуры, древних текстов.


    • истоков идеологии Ренессанса стоит Да нте Алигьери – великий поэт




  • мыслитель. Данте известен как автор поэмы «Божественная комедия».


Большую известность получили также трактаты «Пир» и «Монархия». «Божественная комедия» Данте была написана на итальянском языке. Это было смелым новаторством в искусстве. Произведения подобного рода писали в те времена на классической латыни. Творчество Данте способствовало развитию светской литературы.
В произведениях Данте тесно переплетены религиозные и художественные образы, философские идеи. Картина мира, которую Данте создал в «Божественной комедии», во многом средневековая. Бог рассматривается как творец мира, в центре которого находится Земля. Данте не подвергает сомнению существование ада и рая. Но в скитаниях между

ними главного героя сопровождает Вергилий – античный поэт и мудрец. ель путешествия – воссоединение в раю с любимой женщиной – Беатриче, которая умерла безвременно. Предназначение человека, согласно Данте, состоит в стремлении к совершенству. Система ценностей Данте существенно отличается от средневековой. Ее центром выступает вера в земное предназначение человека, в его способности совершить земной подвиг. Данте открыл путь к новому гуманистическому учению о человеке.

Видным представителем гуманизма эпохи Возрождения был поэт и философ Франческо Петра рка. Различия гуманизма и средневековой системы ценностей он демонстрирует в трактате «О невежестве собственном и многих других». Эта работа посвящена критике схоластики и средневекового мировоззрения. Предметом философии, согласно Петрарке, является человек. Петрарка заложил основы формирования личностного самосознания той эпохи. Важной чертой культуры становится развитие индивидуализма и всестороннее проявление личности в общественной жизни. В этом же трактате философ призывает к переосмыслению античного наследия. Петрарка считает, что нужно избегать подражания античным образцам. ель художника должна состоять в том, чтобы их превзойти. Именно эта идея стала ведущей в отношении гуманистов к античности. Мыслители Ренессанса превозносили могущество человека и его величие. Они считали, что человек способен в искусстве подражать природе и соперничать с ней. Идейное противостояние гуманизма христианскому вероучению состояло в распространении идей ценностей земного существования.
Слайд 27
Философские учения о человеке эпохи Возрождения
Во второй половине пятнадцатого века в гуманизме появились новые идеи. Среди них большое значение приобрела идея достоинства личности. Одним из ее проповедников был Джованни Пико делла Мирандо ла. Мыслитель подчеркивал, что человек является центром мира, лучшим творением Бога. Преимущества человека перед другими существами

проявляются в способности к самоопределению. Эта идея отражена в «Речи о достоинстве человека». Человек наделен способностью к выбору между добром и злом, поэтому судьба человека не предопределена. Человек является творцом как своих социальных качеств, так и духовного облика.
Одним из источников этического учения Лоренцо Валла является этика Эпикура. Основное положение учения – мысль о стремлении всего живого к самосохранению и исключению страданий. Валла развивает положение о том, что жизнь – это высшая ценность ель жизни – стремление к чувственным и духовным наслаждениям. Валла разорвал связь со схоластической традицией


  • рассмотрении души человека. Мыслитель утверждал, что душа человека целостна. Ей присущи функции памяти, разума, воли. Способности души распознаются посредством использования органов чувств для познания мира.



Ощущения играют большую роль в этическом учении Валла. Философ рассматривает их как основу для формирования более сложных чувств, как положительных, так и отрицательных. Наслаждение определяется как высшее благо, к которому стремится душа. Лоренцо Валла подчеркивает различие между собственными представлениями о благе и представлениями Святого Августина. Эти воззрения характеризуют средневековые представления о человеке. Для Августина высшее благо – это познание истины, которое ведет к Богу. На этом пути человек должен максимально отречься от земных удовольствий. Валла не противопоставляет высшее благо


  • чувственное наслаждение. В работах Валлы встречаются понятия: «личное благо», «личный интерес». Именно они определяют поведение человека в обществе. Валла противопоставляет аскетизму светские добродетели. К ним относится разумное пользование богатством, супружеское счастье. Попытка определить основы морали и нравственности в природе человека была важной характерной чертой идеологии гуманизма.


Во второй половине пятнадцатого века в итальянском гуманизме формируется еще одно направление – флорентийский неоплатонизм. Это направление развивалось в литературно-философском центре Флоренции –

Академии. Это сообщество было создано по образцу Академии Платона. Его основатель – выдающийся гуманист-философ Марси лио Фичино. Он перевел


  • греческого на латинский многиесочинения Платона и античных неоплатоников. Характерные черты этого направления: интерес к философско-теологическим проблемам, к эстетике, формирование разума и знания. Учение о Боге Фичино развивает в духе пантеизма. Предпосылки этого учения содержатся в античных представлениях о Космосе как о гармонично устроенном мире. Это учение снимает присущее христианской доктрине противопоставление Творца творению, Бога и мира. Движущим началом Космоса является Душа мира. Она пронизывает все ступени мировой иерархии – от материи, до чистого разума. Согласно Фичино,


человек – связующее звено мира. В его душе изначально запечатлены идеи всего сущего. Это открывает возможности не только для познания внешнего мира, но и для самопознания. Источником познания выступает наслаждение красотой природы. Любовь к красоте мира озаряет разум божественным светом и ведет к постижению сути вещей. Фичино признает безграничными возможности человеческого познания. Философ придает большое значение интеллектуальной деятельности. Но его идеал мудреца далек от средневекового образа монаха-отшельника. Фичино признает равноправными чувственную и духовную стороны человеческой натуры. Гуманистический идеал мудреца предполагает жизнь, наполненную творчеством, а также стремление к нравственному совершенству. Свобода воли дает человеку возможность идти по этому пути.

Слайд 28
Социально-философские учения эпохи Возрождения
Важное место в философии Возрождения занимают социально-философские концепции. Среди них особая роль принадлежит политической теории Никколо Макиаве лли. Этот выдающийся мыслитель был также историком и государственным деятелем. Никколо Макиавелли – автор трактатов о сущности политического правления: «Государь» и «Рассуждения

  • первой декаде Ти та Ли вия». Мыслитель отвергает средневековые представления о божественном предопределении судьбы: ее заменяет идея Фортуны. Обстоятельства заставляют принимать во внимание объективные условия, но человек может бороться с обстоятельствами. Историей движет человеческая энергия, воля. Силе судьбы может противостоять человеческая доблесть.


Для Макиавелли политика выступает сферой для проявления свободы воли человека. Мыслитель считает необходимым исследовать условия деятельности политика. К ним относятся: человеческие качества, социальные силы, интересы. ель философии политики – изучить действительное положение вещей, в которых реализуется деятельность политика.
Макиавелли стремится дать объективную оценку исследуемому предмету.


  • рассуждениях о политике Макиавелли исходит из представлений об эгоистичной сущности человека. Из этого следует, что никаких пределов для стремления к богатству и власти не существует. По причине ограниченности ресурсов возникают конфликты. Для их разрешения требуется сильный правитель, который может поддерживать социальный порядок в обществе.


Согласно Макиавелли, успех в политике связан с такими качествами правителя, как циничность и жестокость. Подобные свойства политика позволяют противостоять злой природе людей. Они выступают гарантом удовлетворения потребностей в защите интересов государства. Согласно Макиавелли, оценка действий политика не может осуществляться с позиций традиционной морали. Это связано с тем, что политик руководствуется в своей деятельности идеями государственного блага.
Согласно учению Макиавелли, совершенный государь должен соединять в себе одновременно черты льва и лисицы. Лев разбивает врага в открытом бою. Лисица избегает расставленных ловушек. В некоторых случаях государь должен проявлять жестокость. Учение Макиавелли неоднократно использовали для оправдания политического насилия и

вероломства. Заслугой философа следует считать превращение политики в объект беспристрастного философского анализа.

Томас Мор является создателем трактата об идеальном государстве «Утопия». В этой книге мыслитель рассматривает целый ряд социальных и политических проблем своего времени. От имени вымышленного путешественника Мор рассказывает о счастливой стране на далеком острове Утопия. Благополучие островитян связано с общественной собственностью. Корень многих социальных бед Томас Мор видит в частной собственности. На острове существует справедливое распределение общественных благ. Островитяне живут в достатке, но нет слишком богатых или нищих. В государстве Утопия существует рабство. Рабами становятся люди, осужденные за преступления. Рабы выполняют грязную и тяжелую работу.
На острове Утопия существует социальное равенство. Работают граждане Утопии шесть часов в день для того, чтобы оставалось время для развлечений. Все жители острова поочередно занимаются ремеслом и сельским хозяйством. Производство продуктов достаточное, чтобы прокормить всех жителей. Деньги не имеют значения. Образование доступно для всех. Оно включает теоретическое обучение и формирование трудовых навыков на острове Утопия.
Политическое устройство Утопии основано на принципах выборности


  • старшинства. Общественными делами руководят избираемые на один год должностные лица. Наиболее важные вопросы решаются на общем собрании всех жителей. Термин «Утопия» стал в дальнейшем использоваться для обозначения всех видов учений об идеальном социальном устройстве.


Слайд 29
Учение Николая уза нского
Николай Куза нский является одним из ярких представителей философии эпохи Возрождения. Николай Кузанский, как и большинство философов этого времени, продолжал традицию неоплатоников. Однако он

не следовал слепо этой традиции, а внес в нее существенные изменения. ентральное понятие неоплатонизма ‒ Единое. Оно характеризуется через
свою противоположность самостоятельное существование вещей. Николай Кузанский отвергает античный дуализм. Кузанский делает вывод, что Единое тождественно беспредельному бесконечному. Бесконечное ‒ это то, больше чего ничего не может быть. В основу философии Николая Кузанского положено учение о совпадении противоположностей. Абсолютный максимум характеризуется как высший предел. Он содержит в себе все, что есть. С ним


  • то же время совпадает минимум. Абсолютный максимум и абсолютный минимум – это предельные границы бытия, которые являются Богом. Бог заключает в себе бытие вещей в их развитии. Если рассматривать Бога без