Файл: Тема Предмет философии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 669

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

крупной буржуазии. Руссо выражал интересы мелкой и средней буржуазии в социально-политическом преобразовании общества.
Слайд 42
Французский механистический материализм
Французские материалисты восемнадцатого века являются
представителями французской революционной буржуазии. Материалистические идеи были тесно связаны с радикальными социально-
политическими учениями. К материалистическому направлению принадлежат Кондильяк, Ламетри , Гольба х, Гельвеци й и энциклопедисты Дидро и Д Аламбер. Книга Жюльена Офре де Ламетри «Человек-машина» вызвала среди высших кругов общества возмущение. Ламетри опирался в своем учении на сенсуализм Локка и считал философской основой знаний о мире ‒ воздействия внешнего мира на органы чувств. Ламетри считает, что мир материален и находится в движении. Источником движения являются материальные процессы. На его воззрения повлияло представление о взаимодействии материальных тел на расстоянии. Оно получило развитие в физике Ньютона. Материализм эпохи Просвещения располагал ограниченными знаниями о строении материи, поэтому Ламетри высказывает идеи о невозможности познания сущности движения и материи. Основной проблемой французского материализма была проблема взаимосвязи материи


  • сознания. Ламетри предложил материалистический вариант ее решения на основе механистических представлений. Мышление ‒ это свойство особого вида материи. Душу человека можно сравнить с двигателем живого организма по аналогии с машиной. Между человеком и животным существуют лишь количественные различия в структуре и в размере мозга.


Поль Анри Гольбах в работе «Система природы» представил систематическое изложение принципов материализма. Работа была направлена против спекулятивных и религиозных представлений о природе.
Гольбах анализирует природу на основе принципа редуцируемости. Он считает возможным объяснить все природные явления на основе различных

форм движения материи. Природа ‒ это совокупность различных элементов, которые находятся в движении под влиянием действия различных сил. Гольбах выступил с критикой учения Декарта о том, что источником движения является Бог. Гольбах утверждает, что кроме движущейся материи ничего не существует. Философ различает два основных вида движения. Механическое движение перемещает тела в пространстве. Внутреннее движение происходит в результате взаимодействия невидимых материальных частиц.

Гольбах объясняет причинность и детерминизм с позиций механицизма. При трактовке детерминизма абсолютизируется необходимость. Гольбах считал, что в природе нет места случайности. Любое явление или процесс можно объяснить при помощи изучения причин и следствий. Эта модель распространяется и на объяснение поведения человека.
Клод Адриан Гельве ций является автором сочинений «Об уме» и «О человеке».
Книга Гельвеция «О человеке» посвящена анализу социально-политических проблем с позиций материализма. Гельвеций рассматривает человека как часть природы. Знания и умения человек приобретает при помощи опыта. Гельвеций отвергал бессмертие души. Душа рассматривается Гельвецием как способность к ощущению. Гельвеций был сторонником детерминизма в объяснении поведения человека. Он считал, что природа человека может быть истолкована, исходя из его собственных интересов. Интересы соединяют различные факторы, которые стимулируют активность. В качестве этих факторов выступают естественные физические потребности,


  • также страсти. На первом плане среди потребностей стоят голод и физическая боль. Эти потребности являются основной движущей силой в человеке. Среди страстей главную роль играет самолюбие. При помощи анализа естественных движущих сил поведения Гельвеций выводит принципы этики. Он отвергает религиозные основы морали. Философ доказывает, что польза выступает основным критерием нравственности.

Гельвеций рассматривает пользу с позиций достижения общественных интересов. Однако общественный интерес в представлении Гельвеция – это совокупный интерес большинства членов общества. В решении этого вопроса прослеживается применение механистических моделей объяснения.

Тема 1.8. Немецкая классическая философия
Слайд 43
Основные представители немецкой классической философии


  • истории философии под немецкой классической философией принято понимать направление в европейской мысли второй половины


восемнадцатого века первой половины девятнадцатого века. Это
направление представлено учениями Иммануила Канта, Иоганна Фи хте, Фридриха Шеллинга, Георга Гегеля, Людвига Фейербаха. В сочинениях немецких философов получила дальнейшее развитие и решение центральная проблема рационалистической философии ‒ проблема тождества субъекта и объекта познания. Решалась она перимущественно в рамках идеалистического направления. Представителями его были Кант, Фихте, Шеллинг и Гегель.
Идейными предпосылками немецкой классической философии стали
рационалистическое учение Рене Декарта, скептицизм Дэвида ма,
открытия в естествознании того времени, французский материализм XVIII века. Культурно-историческими предпосылками можно считать своеобразие немецкого менталитета, предрасположенность немецкого духа к занятиям философией, становление и развитие буржуазных отношений.
Немецкая классическая философия представляет собой вершину рационалистического мышления. Преимущественное развитие в ней получило идеалистическое направление, представленное его двумя ветвями: объективным и субъективным идеализмом. Главное место в концепциях немецких философов занимали гносеологические вопросы, в частности, проблема познания. Значительное развитие получили диалектика как философский метод и принцип, была создана диалектическая концепция

развития. Немецкую философию отличала энциклопедичность, широта охвата, всестороннее изучение предмета исследования. Подчеркивалось особое значение знаний о человеке в структуре философии ‒ философская антропология. Рассмотрение человека и истории было сконцентрировано вокруг принципа свободы и других гуманистических ценностей. В рамках немецкой классической философии произошло превращение философии в науку. Философия стала рассматриваться как критическая совесть культуры. Этим определялась ее высочайшая духовная миссия. Философия становится значительно более дифференцированной, складывается система специальных дисциплин и понятий, например, философия права, религии, искусства, нравственности. Западная философия второй половины XIX‒XX веков основывалась на развитии и переосмыслении основных идей, принципов и понятий немецкой классической философии.

Иммануил Кант был одним из величайших умов человечества, основоположником немецкой классической философии, фигурой поистине титанической. Родился Кант в Кёнигсберге, в Восточной Пруссии, в семье состоятельного ремесленника. После успешной защиты двух диссертаций в 1755 году начал преподавать в Кёнигсбергском университете, читал лекции по метафизике, логике, моральной философии, а также математике, физике, физической географии, антропологии. В 1770 году после защиты профессорской диссертации получил должность профессора, затем был избран деканом философского факультета и ректором Кёнигсбергского университета. Его философия приобрела общеевропейскую известность.


    • творчестве Канта принято выделять два периода: докритический и критический. Докритический период длился до 1780 года. В эти годы Кант занимался вопросами естествознания, создал космогоническую гипотезу о происхождении Вселенной. Согласно этой гипотезе, солнечная система возникла из большого первоначального облака разреженных в космосе частиц материи в результате вращения. Он утверждал, что природа находится

  • постоянном изменении и развитии, движение и покой относительны, а все

живое на земле, в том числе и человек, есть результат естественной биологической эволюции.


Слайд 44
Философия Иммануила анта: теория познания
Критический период связан с созданием собственной философской концепции, которую Кант назвал «критической». Свое окончательное оформление она получила в знаменитой трилогии, состоящей из «Критики чистого разума», «Критики практического разума» и «Критики способности суждения». Главный вопрос, на который пытается ответить Кант своей критической философией ‒ что убеждает познание в его объективности по отношению к предмету? Иными словами, как возможно истинное знание? В отличие от традиционной гносеологии нового времени ответ на поставленный вопрос он ищет в природе самого познания. Он впервые предложил понимать знание не как отражение действительности, а как её конструирование сквозь призму присущих разуму и рассудку априо рных схем


  • принципов. Прежняя метафизика исходила из того, что предмет познания дан субъекту изначально. Кант задает себе вопрос: «Что такое предмет познания?» и исследует содержание предмета. Критическая философия И.


Канта начинается с постановки вопроса: «Как возможно познание этого предмета»? Задача критической философии, по мнению Канта, состоит в выявлении условий работы и границ разума, исследований оснований познавательной деятельности субъекта, которую философ называет чистым разумом. Всякое познание, которое занимается не столько предметами, сколько видами нашего познания предметов, в философии Канта называется трансцендентальным. Этот термин на латыни означает «выходящий за пределы».

Прежде чем рассмотреть познавательные способности человека, Кант обращается к самим объектам познания и их взаимодействию. Он утверждает, что каждый объект состоит из сущности и ее проявлений в реальном мире.

Сущности он называет ноуменом («вещью в себе»), явления – феноменом («вещью для нас»). В мире объекты существуют в виде явлений (феноменов), взаимодействие происходит только на уровне явлений, а не на уровне сущности. Человек, в том числе познающий субъект, взаимодействует с объектами этого мира на уровне явлений, постигая их как феномены. «Вещь в себе» непознаваема, мы можем лишь констатировать факт ее существования. Разделение мира на «вещь в себе» и «вещь для нас» становится у Канта не онтологическим, а гносеологическим фактором. Поэтому Кант начинает свою философию с вопроса: «Как предмет представлен нашему сознанию?»
Познание субъекта начинается с созерцания, с ощущений. Способность воспринимать предметы называется чувственностью. Ее формами являются пространство и время. Они принадлежат не вещи, а только субъекту. Именно он располагает вещи в пространстве и времени. Из соединения ощущения и априорных (доопытных) форм созерцания «пространства и времени» складывается опыт и появляется феномен – «явление вещи в нашем сознании».
Понятие априорного очень важно для понимания философии Канта. Знание может быть получено либо на основании опыта, например, эмпирически, апостериорно, либо до опыта ‒ априорно. Понятие априорного не синонимично понятию «врожденная идея» Декарта. «Врожденные идеи» Декарта относились к области содержания знания. Для Канта априорные формы есть условие получения достоверного знания, содержащееся в сознании субъекта независимо от какого-либо опыта.
Вторым структурным элементом познавательной способности является рассудок. На уровне чувственности субъект созерцает, мышление осуществляется в рассудке. Рассудок ‒ это познание с помощью понятий. Содержанием деятельности рассудка выступают феномены чувственного познания. Рассудку, как и чувственности, присущи свои априорные формы. Эти категории разделены Кантом на четыре группы: качество, количество, отношение, модальность. Рассудок устанавливает целостность и единство

феноменов. Такое действие называется синтезом. Синтез есть деятельность воображения, при помощи которой мы можем образовывать суждения.
Рассудок выводит законы природы. Природа в философии трансцендентального идеализма есть совокупность явлений, образующихся благодаря априорным формам созерцания.