ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 673
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
История человечества для Гегеля – это развитие абсолютной идеи. ель всемирной истории – познание мировым духом самого себя. Каждый народ в истории получает право внести свой вклад в процесс восходящего самопознания духа. История становится прогрессом в сознании свободы, которая служит и критерием периодизации истории. В восточном мире не было свободы, свободен был только один субъект – деспот. В греко-римском мире свобода существовала для некоторых субъектов. Полная свобода нашла воплощение только у германских народов. Всемирная история – это воплощение свободы в жизни народов. Исторический прогресс представляется Гегелю также движением в сторону разумного государственного устройства. В рамках идеального государства снимается
антиномия свободы и необходимости. Государство как нравственное единство личного и общественного интересов является результатом длительной эволюции духа, пунктом примирения объективного и субъективного. Гегель утверждает, что такое идеальное государство уже имеется ‒ это Прусское государство, гражданином и философом которого он себя считал.
Людвиг Фейербах известен как создатель антропологического материализма. Поначалу он был учеником и последователем Гегеля, впоследствии стал его непримиримым критиком. Фейербах исходил из позиции материалиста, признавал первичность материи. В своей работе «Сущность христианства» главную задачу философии он видит в критике религии. Религия и близкая к ней по духу идеалистическая философия возникают из отчуждения человеческой сущности посредством приписывания Богу тех атрибутов, которые в действительности принадлежат самому человеку. Поэтому, согласно Фейербаху, Бог ‒ это объективированная абстракция, существующая лишь в головах людей. По Фейербаху не Бог создал человека, а человек создал Бога. Основополагающей чертой материализма Фейербаха был антропологизм – понимание человека как высшего продукта природы, изучение человека в неразрывной связи с ней.
Человека Фейербах понимает как природное, биологическое существо, единство духа и тела. Подлинным Бытием у Фейербаха является материя или природа. Природа вечна: она существовала до Бога, до всякой философии. В теории познания Фейербах апеллирует к чувственному созерцанию и считает его единственно достоверным источником познания, который заключён в самом объективном мире.
Тема 1.9. Философия марксизма
Слайд 49
Возникновение марксизма в 40-е годы XIX века
Название философского направления «марксизм» происходит от имени
-
основоположника Карла Ма ркса. Большой вклад в разработку классического марксизма внес Фридрих Энгельс. Он был другом и соратником Маркса. Маркс и Энгельс являются выдающимися теоретиками и революционными деятелями. Труды Маркса и Энгельса, их политическая деятельность оказали большое влияние на ход мировой истории.
Марксистское учение сформировалось в середине девятнадцатого столетия. Это был период промышленной и сельскохозяйственной революции. Она способствовала возникновению классического капитализма. Быстрый рост городов, развитие промышленного производства, международного разделения труда порождали социальные конфликты. Они выражались в экономических кризисах, революциях, восстаниях. В этих процессах происходило столкновение интересов буржуазии и угнетенных слоев общества. В данный период происходило формирование организованного профсоюзного, социалистического и рабочего движения. Проблемы революционного преобразования общества находились в центре внимания немецкой интеллигенции, несмотря на политическую и экономическую отсталость Германии. Одним из теоретических источников марксизма являлась немецкая классическая философия. В сороковые годы после смерти Гегеля проходили острые дискуссии о движущих силах революции, о роли вождей и масс в процессе преобразования общества. Марксизм являлся
учением, который предложил способы разрешения социальных и политических конфликтов. Марксистское учение формировалось в период упадка немецкой классической философии. Маркс и Энгельс поставили перед собой цель создания теории, позволяющей преобразовать общество на основе гуманистических принципов. Карл Маркс и Фридрих Энгельс подвергли критике материалистические учения эпохи Просвещения, нашедшие выражение в трудах Людвига Фейербаха. Прежние материалистические учения рассматривали человека как природное явление. Марксизм же обратил внимание на социальную сущность человека, преобразовательный характер его практической деятельности. Материалистические идеи получили воплощение в экономической теории Маркса. Одним из источников марксизма является английская политическая экономия. Труды Адама Смита
-
Давида Риккардо о труде как источнике богатства послужили базой для экономического учения Маркса. Оно нашло воплощение в фундаментальном труде Маркса – «Капитал». Карл Маркс и Фридрих Энгельс разработали новую форму материализма. Это учение включает диалектический и исторический материализм. Их создание связано с переворотом в области методологии, материалистической переработкой диалектики Гегеля. В немецкой классической философии она находила применение в анализе развития духовной культуры. Маркс и Энгельс использовали диалектику для анализа экономических, политических отношений между классами.
Первоначально диалектический материализм сформировался как философская основа социально-политического учения. В дальнейшем он выступил базой для создания идейной основы мировоззрения. Идейной базой исторического материализма является материалистическое понимание истории. Оно основывается на представлении о том, что первичным является общественное бытие, а общественное сознание вторично. Общественное бытие – это процесс преобразования природы для создания материальных условий жизни людей. По отношению к нему духовная жизнь общества – вторична. Религия, наука, философия ‒ это формы отражения материальной
жизни людей в идеальных образах. Они формируют общественное сознание. Маркс и Энгельс продолжили традиции европейской философской культуры. Вклад марксизма в разработку философии проявляется в создании новой формы материализма ‒ диалектического материализма. Марксизм разработал материалистическое понимание истории, обосновал значение практики для понимания познавательной и общественной деятельности. Теория марксизма сформировала особый тип идеологии, соединивший теорию и практику.
Слайд 50
атегория отчуждения в марксизме
В ранних трудах Карла Маркса содержится критика капиталистического общества с позиций гуманизма. Это находит проявление
-
разработке понятия «отчуждение». Этот термин ранее использовали Гегель и Фейербах. Например, Людвиг Фейербаха применял термин «отчуждение»
для объяснения религии. Религиозные верования основываются на потребности человека в защите перед грозными силами природы. Человек присваивает божеству собственные идеальные качества, которые становятся объектами поклонения. В марксизме категория отчуждения применяется для критики экономических, политических, социальных отношений в условиях капитализма. Повышение эффективности труда связано с разделением функций. Капиталист, в отличие от средневекового ремесленника, который трудился вместе с подмастерьями, выступает в качестве собственника средств производства, а также организатора. Рабочий в процессе капиталистического производства не рассматривается как личность. На первый план выходят его характеристики в качестве рабочей силы. Продукт труда не принадлежит рабочему, он производится для продажи. Сущность отчуждения в экономике состоит в том, что результаты труда становятся самостоятельными. Они существуют независимо от творца и становятся враждебной по отношению к нему силой. Маркс характеризовал капитализм как общество отчуждения. В этом обществе все формы взаимодействий
опосредованы товарно-денежными отношениями, они утрачивают гуманистическое содержание.
Труд рабочих для капиталиста – источник приумножения капитала. Для рабочих труд – это средство получения минимальных средств существования. Капитализм в трудах молодого Маркса – это общество, в котором господствует безличная и антигуманная сила товарно-денежных отношений. Источником всех социальных бедствий, согласно Карлу Марксу, является частная собственность. Она выступает причиной социального неравенства, возникновения классов и государства. Государство служит интересам высших сословий, господствующих классов. Феномен отчуждения возникает в классовом обществе. В экономическом отчуждении Маркс выделял четыре аспектах. Рабочий использует в процессе труда средства и предметы труда, которые не принадлежат ему. Он производит предметы, которыми распоряжается собственник средств производства. Это первая форма отчуждения. Для рабочего процесс труда является принудительным. Рабочий ограничен в возможностях поиска средств существования. Он вынужден соглашаться работать на тех условиях, которые предлагает капиталист. Условия труда рабочего определяет капиталист. В процессе рабочий труда остается подконтрольным и зависимым. Он отчужден от управления производством. Это вторая форма отчуждения. Третья форма отчуждения проявляется в том, что капиталистическое производство отчуждает работника от сущности труда. Труд утрачивает творческий характер, он рассматривается работником как внешняя враждебная сила. При капитализме труд осуществляется в условиях жесткой конкуренции. Каждый человек борется только за свои интересы, пренебрегая благом общества. Это четвертый вид отчуждения. Преодоление отчуждения связано с уничтожением частной собственности. Маркс считал, что это приведет к формированию нового гармоничного человека. Уничтожение существующего социального порядка Маркс связывал с борьбой пролетариата. Справедливый социально-экономический строй, согласно Марксу, может быть установлен в результате революционного свержения капитализма. Капитализм – это предыстория человечества. Подлинная история начнётся тогда, когда будет установлен
коммунизм. Преобразование общества для торжества гуманизма, согласно Марксу, происходит при помощи политической революции. В этом содержится существенное противоречие марксизма. Авторитет оружия, доказательство необходимости революционного насилия не согласовываются с нормами гражданского общества, морали.