Файл: Тема Предмет философии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 672

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Слайд 45
Философия Иммануила анта: теория познания и этика
Третьим структурным элементом познавательной способности является разум. Разум, в отличие от рассудка, есть способность опосредованного, на прямую не восходящего к опыту, познания. Это способность к умозаключениям, к созданию новых понятий, к высшим идеям. Разум задает принципы познания, а рассудок ‒ правила познания. Материалом для деятельности разума выступает знание о законах природы, а формой его – регулятивные, априорные идеи. На уровне разума познание наталкивается на
ряд антиномий неразрешимых противоречий. Кант выделял четыре антиномии разума. Первая антиномия касается ограниченности пространства: тезисом здесь выступает умозаключение «Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве», антитезисом – «мир не имеет начала во времени


  • безграничен». Вторая антиномия о простом и сложном: тезис – «В мире все состоит из простого и неделимого», антитезис – «В мире нет ничего простого,


а есть только сложные тела». Третья антиномия свободы и причинности: тезис – «В мире есть свобода», антитезис ‒ «В мире нет свободы, все причинно обусловлено». Четвертая антиномия наличия бога: тезис – «Бог есть», антитезис – «Бога нет». Разум бессилен доказать одно из утверждений в этих парах. Чистый разум не может найти выход из этих противоречий. Антиномии являются доказательством непознаваемости «вещи в себе». Мир оказывается непознаваем.
Итак, задавшись вопросами «Что я могу знать?» и «Как возможно познание?», Кант пришел к следующим выводам. Знание может быть апостериорным (опытным) и априорным (доопытным). В структуру познания

входят ощущения, рассудок и разум. Источником знания становится только соединение опыта и разума. Человеческий разум может лишь познать образы огромного множества предметов и явлений окружающего мира («вещей в себе»), но не их внутреннюю сущность. Субъект конструирует мир в процессе своего познания. Попытка выйти за рамки собственного познания приводит к неразрешимым противоречиям – антиномиям. Мир как «вещь в себе» непознаваем. Причины тому не в самом мире, а в ограниченности познавательных способностей субъекта, а именно чистого разума.
Указав в науке её пределы, Кант провозглашает самостоятельность эстетического и нравственного мышления. Здесь Кант обращается к категории практического разума
, регулирующей сферу человеческой свободы. Кант обратился также к определению априорных оснований человеческого поступка и задался очередным вопросом о возможности совершения нравственного поступка вопреки условиям. Кант отказывается от понятия мотива в объяснении морального поступка. Если исходить из мотивации поступка, то мы никогда не сможем определить, являлся ли поступок моральным. Ведь даже добрые поступки могут быть сделаны ради славы, ради хорошего мнения людей. Согласно Канту, нравственный поступок может быть свершен только по принципу долга. Долг присутствует в поступке лишь тогда, когда человек поступает по принципу категорического императива.
Формула императива гласит: «Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла иметь также и силу принципа всеобщего законодательства». Это означает: «Поступай так, чтобы твой поступок стал образцом для других». Практический разум, по Канту, как и чистый разум, содержит антиномию. Она заключается в непреодолимом противоречии между требованием долга и стремлением к счастью.
Этика Канта становится этикой долженствования. В ее рамках Кант рассматривает также категорию свободы. Человек свободен, потому что он сам должен решить идти ли ему вслед за обстоятельствами или быть выше них, тем самым, реализуя свое свободу. Свобода существует, ибо свобода

позволяет осуществлять категорический императив, который обладает априорным смыслом.
Философия трансцендентального идеализма Канта оказала огромное влияние на всю последующую европейскую философскую мысль.
Слайд 46
Философия Иоганна Фихте и Фридриха Шеллинга
Иоганн Готлиб Фихте стал последователем идей Канта. При этом многие из этих идей получили у Фихте продолжение. Вслед за Кантом, Фихте обращался к «практической философии». Главной ее задачей он считал выяснение возможности существования человеческой свободы. В этом случае активность моральной воли может получить верное направление только при условии, если сама деятельность опирается на строгую научную теоретическую систему. В связи с этим философия Фихте складывается как «учение о науке», или «наукоучение».
Фихте, как представитель субъективного идеализма, начинал свою философию с деятельного субъекта, или «Я», понимая его не как «мыслящего Я», как у Канта, а как «чистое Я», понятое как интуиция, себя полагающая, творящая и себя, и реальность. Объект (познаваемое) Фихте определяет, ограничиваясь миром познающего субъекта, упраздняя «вещь в себе», а именно внешний мир. Природа («вещь в себе»), по мысли Фихте, представляет собой аберрацию нерефлективного мышления, которое, ничего не зная о деятельности «продуктивного воображения», принимает его продукты за нечто, существующее само по себе. Лишь философское мышление преодолевает эту неизбежную иллюзию естественного мышления




  • разъясняет, каким образом в самом «Я» заключается «не-Я».


Противоположение «Я» и «не-Я» происходит в лоне абсолютного «Я» и поскольку абсолютное «Я» бесконечно действует, оно в то же время созерцает в интеллектуальной интуиции собственную деятельность как единство субъекта и объекта. В границах самого абсолютного «Я» коренится тождество эмпирического «Я» и «не-Я», субъекта и объекта. Таким образом,

Фихте пытается устранить идею предметов самих по себе и диалектически вывести все содержание знания из деятельности нашего «Я». На высшей ступени теоретической деятельности субъект постигает, что предмет мысли есть результат собственной активности мышления.
Фридрих Шеллинг был продолжателем традиций немецкой
идеалистической философии. Первым этапом его учения была натурфилософия – философия природы. Последняя понималась им как становление духовного начала. Шеллинг полагал, что в человеке духовное начало осознает себя, а в природе оно бессознательно. Согласно учению
Шеллинга, природа ‒ это силовое динамическое единство противоположностей субъекта и объекта. Природа ‒ это космический организм, обладающий «мировой душой», проявление бессознательной жизни разума. Он как бы проходит целый ряд этапов от низших (неорганической природы) до высших (органических) и находит свое завершение в появлении сознания.
Следующим этапом философии Шеллинга стал трансцендентальный идеализм, основные идеи которого изложены в известном труде «Система трансцендентального идеализма». В ней философ исходит из первичности субъективного «Я», из которого выводится объективное. Внутренним актом субъективного является «интеллектуальная интуиция». Основной формой разумного познания Шеллинг считает непосредственное постижение в интеллектуальном созерцании – интуиции. Однако такое познание доступно не для всякого рассудка, а только для философского и художественного гения.
Шеллинг утверждал тождество духа и природы, субъективного и объективного, что возможно в абсолютном разуме. То, что в Абсолюте тождественно, вечно и совершенно, в мире вещей – раздельно. Ему свойственна множественность развития во времени, Природа каждой вещи определяется степенью Абсолюта.
Последний этап в творчестве Шеллинга можно обозначить как философию мифологии и философию Откровения. В основание мирового

процесса Шеллинг закладывает волю. Свободной Шеллинг считает такую волю, для которой одинаково возможны и добро, и зло. Не столько знание, сколько воля позволяет объяснить зло, существующее в этом мире. Учение Шеллинга оказало большое влияние на развитие русской философии.

Слайд 47
Философия ео рга е геля
Философия Георга Вильгельма Фридриха Гегеля считается высшим достижением немецкой классической философии, одним из ярчайших примеров объективного идеализма. Гегель родился в Штутгарте в семье чиновника, учился в Тюбингенском теологическом институте, получил степень магистра философии, затем кандидата теологии. Работал домашним учителем и воспитателем. После защиты двух диссертаций стал преподавать в Йенском университете, где читал лекции по логике, метафизике, философии природы, философии духа, естественному праву, истории философии. Здесь им был написан один из основных философских трудов ‒ «Феноменология духа». После оккупации Йены французскими войсками переехал в Нюрнберг, где начал работать над своим главным философским сочинением ‒ «Наука логики». Преподавал в Гейдельбергском университете, где завершил и опубликовал новую, окончательную версию своей философской системы «Энциклопедия философских наук». Гегель по праву был признан крупнейшим немецким философом современности. Выражением общественного признания философского учения Гегеля стало приглашение занять кафедру философии Берлинского университета ‒ философского центра Германии. Гегель выступил против субъективизма Канта и Фихте, кантовского противопоставления объективной реальности и явления, а также непознаваемости «вещи-в-себе». Шеллинга он критиковал за недооценку роли логического мышления и логики в целом. В основе его собственной философской системы лежит учение о тождестве субъекта и объекта, а именно бытия и мышления. В теории Гегеля ни материя, ни сознание человека не могут рассматриваться как первичные, ибо сознание

невозможно логически вывести из материи, а материя не выводима из человеческого сознания.
Ключевым понятием философии Гегеля является абсолютная идея, как безусловная и конкретная всеобщность, в которой субъект и объект совпадают, как исходный пункт и конечная цель познания. Согласно Гегелю, мышление ‒ это не только субъективная, человеческая деятельность, но и независимая от человека объективная сущность, первоисточник всего существующего. Мышление отчуждает свое бытие в виде материи, природы, которая есть инобытие этого объективно существующего мышления, именуемого философом абсолютной идеей, абсолютным разумом, логосом. Важным для философии Гегеля является понятие отчуждения как способа воплощения абсолютного духа в природе и истории ‒ дух отчуждает от себя часть своей сущности.

Абсолютная идея Гегелем представляется как непрерывно развивающийся процесс, восходящий от одной ступени к другой, при этом идея опредмечивается и самопознается. Абсолютная идея существует в собственном лоне, в стихии чистого мышления. В логике идея раскрывает себя в системе законов и категорий диалектики. Они воплощаются в учениях


  • бытии, о сущности, о понятии. Далее развитие идеи происходит в форме инобытия – в природе. Это характерно для самопознания в механике, физике,


органике. Затем абсолютная идея получает развитие в Духе и в истории человечества. Она возвращается к самой себе и постигает себя в форме человеческого сознания и самопознания. Происходит ее воплощение в субъективном, объективном и абсолютном Духе. Субъективный дух – личность. Формами его самопознания выступают антропология, феноменология и психология. Объективный дух раскрывается через семью, гражданское общество, государство. Формами самопознания выступают право, мораль и нравственность. Абсолютный Дух – это возвращение абсолютной идеи к самой себе. Формами самопознания становятся искусство, религия, философия. В этом смысле абсолютное должно быть понято не

только как предпосылка всего существующего, но и как его результат. Результатом развития «абсолютной идеи» явился «абсолютный Дух»
человечество, человеческая история, человеческое сознание. елью абсолютной идеи является самопознание, которого она достигает в стадии «абсолютного Духа».
Слайд 48
Философия егеля: логика и диалектика
Важное место в философии Гегеля занимает наука логика. Философ переходит от формальной логики к логике диалектической, то есть такой, которая обнаруживает в понятиях реально существующие отношения и многообразие бытия. Он создаёт систему категорий – наиболее широких, общих понятий, которые можно определить только друг через друга. Категории и по форме, и по содержанию не нуждаются в чувственно воспринимаемом материале: они как чистые мысли и ступени развития абсолютной идеи сами по себе содержательны, поэтому составляют сущность вещей. Поскольку законы мышления, которыми занимается логика, суть подлинные законы бытия: природы, человеческой истории, познания, то можно говорить об отражении объективной реальности.
Гегель выделяет три закона диалектики, по которым осуществляется развитие мира и познание. Первый закон – «Закон перехода количественных изменений в качественные». Развитие протекает таким образом, что количественные изменения, накапливаясь, достигают определенной меры, за пределами которой происходит переход в иное качественное состояние. Второй закон ‒ «Закон двойного отрицания». Развитие протекает таким образом, что происходит неумолимое преодоление старого новым, при накоплении прогрессивных и сохранении наиболее жизнеспособных признаков. Третий закон ‒ «Единство и борьбы противоположностей»: развитие протекает через борьбу противоположностей путем разрешения противоречий между ними.