ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 676
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Идеи уничтожения классов, частной собственности вступают в противоречие с правами на суверенитет и независимость личности.
Слайд 51
Исторический материализм
Социально-философскую концепцию Маркса называют историческим материализмом. Материализм Маркса был более последовательным, чем, например, у французских материалистов. Данные мыслители объясняли природные процессы на основе законов механики. При этом они вынуждены были признать, что история зависит от духовного начала. Согласно Марксу, общественное сознание – это отражение общественного бытия. В основе индивидуального сознания находятся материальные условия бытия человека. Люди не могут по своей воле изменять законы истории. Развитие общества
подчиняется объективным законам, которые не зависят от сознания людей. Маркс считал, что история определяется развитием производительных сил общества. Ключевую роль среди них играют люди, наделенные способностями к труду. К производительным силам общества относятся также орудия труда, предметы и средства труда. Взаимодействие людей в процессе трудовой деятельности определяется производственными отношениями. Среди них Маркс выделял отношения потребления, обмена, распределения, а также отношения собственности. Производительные силы и производственные отношения формируют экономический базис общества.
Общественное производство рассматривается на основе принципа историзма. Это означает, что в развитии производства можно выделить ряд последовательных исторических этапов. Тип общества на конкретных исторических стадиях развития Маркс называл общественно-экономической формацией. Первоначально Маркс выделил рабовладельческую, феодальную
отсутствие частной собственности и государства. Исторический прогресс выражается в смене типов формаций. Это связано с развитием
производительных сил, которое обостряет противоречие с производительными отношениями. Конфликт приобретает острую форму
политической борьбы и разрешается посредством революций. Материалистическое понимание истории включает теорию классов и классовой борьбы. Теория общественно-экономической формации великое открытие Маркса. Оно открыло путь к научному изучению общества как социальной системы. Прогрессивной была идея анализа социальных структур как последовательных ступеней мировой истории. Диалектический подход к изучению общественно-экономических формаций дал возможность понять их специфику. Он позволил исследовать как их внутреннюю
целостность, так и ее противоречия, обусловленные ими. В учении о развитии общества сочетаются плодотворные научные идеи и элементы немецкого идеализма. В частности, это проявляется в учении о революции как историческом творчестве народных масс. Маркс и Энгельс настаивали на относительности морали, чтобы оправдать революционное насилие. Идеалистическое учение Фихте о творческой силе самосознания в марксизме преобразуется в идею революции.
Слайд 52
иалектический материализм
Основной вопрос философии предполагает рассмотрение проблемы первичности бытия или сознания. В зависимости от выбранного решения Энгельс выделяет два философских направления материализм и идеализм. В этой работе он также формулирует основные положения материализма, которые базируются на применении диалектического метода. Энгельс показывает, что развитие социума определяет общественная практика. За побуждениями людей скрываются материальные интересы. В трудах Энгельса представлено материалистическое
понимание соотношения экономики и политики, базиса и надстройки. Философские разработки Энгельса продолжены в «Диалектике природы». Это незаконченное произведение состоит из отдельных глав. В работе была представлена материалистическая концепция природы, научного познания. В ней прослеживается попытка создать общую картину развития природы от низших и простейших форм до высших. Энгельс пытался сформировать диалектический материализм. Это учение включало учение о природе, обществе и мышлении. Энгельс анализирует историю естествознания в его связи с философией. Он прослеживает процесс проникновения диалектики в
естествознание. Энгельс утверждает, что законы диалектики являются законами развития природы. К ним относятся: закон перехода количества в качество, закон единства и борьбы противоположностей и закон отрицания отрицания. В трудах Энгельса диалектика представлена как наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления. Энгельс стремился решить задачу обобщения конкретно-научного знания. При создании диалектического учения о природе Энгельс опирался на научные достижения девятнадцатого века. Например, он использовал сведения о законе сохранения и превращения энергии, клеточной теории, теории эволюционного развития. Эти открытия раскрывали взаимосвязи, развитие, качественные превращения в различных сферах природы. Они обосновали идеи материального единства мира. Данные научные достижения наглядно демонстрировали диалектический характер процесса развития. Энгельс выделил в гегелевской философии систему и метод. Он подчеркивал консервативный характер системы Гегеля и революционное значение метода. Согласно Энгельсу, прежняя философия пыталась построить систему абсолютных истин. Однако эта задача невыполнима, поскольку знания постоянно развиваются. С диалектической точки зрения постижение абсолютной истины – это процесс исторического развития человечества. Фридрих Энгельс успешно применял идеи диалектики для доказательства материального единства мира. Энгельс выделил пять уровней развития материи и проанализировал их во взаимосвязи с видами движения. К ним относятся: механическое, физическое, химическое, биологическое, социальное движение. Прогресс науки, согласно Энгельсу, связан с последовательным исследованием более сложных форм движения материи. Наиболее сложным видом движения материи является общество. Эта форма материи формируется в процессе эволюционного развития. Энгельс дополнил эволюционное учение Чарльза Да рвина гипотезой о решающей роли труда в формировании человека. Трудовая деятельность, согласно Энгельсу, способствовала появлению речи, сознания. Труд не только создавал орудия и
предметы, но также формировал человека как члена общества. В конце девятнадцатого века Фридрих Энгельс опубликовал работу «Письма об историческом материализме». В этой работе раскрыта сущность революционного переворота в философии, совершенного марксизмом. Маркс
Слайд 53
волюция марксизма в XIX веке
Марксизм в конце в конце девятнадцатого века получает признание как значительная социально-философская теория. До начала Первой мировой войны марксизм начал развиваться на основе дискуссий по теоретическим проблемам. На рубеже веков марксисты разделяли убеждение о том, что развитие капиталистического общества проявляется в движении к социализму. Марксисты анализировали общество с позиций экономического детерминизма. Это означало, что развитие общества определяется
экономическими факторами. Они характеризуют историческую необходимость. Человеческая субъективность во многом определяется
условиями общественного производства. Теоретики социализма рассматривали марксизм как идеологию революционного класса или партии. Они восприняли марксизм в качестве политической программы социал-демократического движения. Среди теоретиков Второго Интернационала возникли расхождения в понимании сути марксистской теории. Причиной споров были философские основания марксизма. Карл Шмидт и Эдуард Бернштейн в Германии, Петр Струве в России поставили вопрос о значении общих философских принципов для понимания марксизма. У Маркса и Энгельса не было четкой позиции по этим вопросам. Последователи Маркса разделились на два направления. Представители первого направления считали, что в марксизм не нуждается в философских основаниях. Все проблемы могут быть решены с помощью науки об обществе. В частности,
подобную точку зрения отстаивал Франц Меринг. Он считал, что марксизм исключает философию и опирается на научные исследования и практику.
Карл Каутский доказывал, что исторический материализм не исключает возможности философского обоснования. Каутский попытался представить общественные закономерности в контексте эволюционной теории Дарвина. Он проводил аналогии классовой борьбы с борьбой за существование в живой природе. При этом были сделаны попытки соединения марксизма с неокантианством, махизмом. Второе направление было представлено сторонниками догматизации марксизма. Позднее это проявилось в марксистско-ленинском учении. Данная тенденция проявлялась в превращении марксизма в идеологию. Она была связана с установлением жестких границ теоретического поиска. Марксистская идеология противопоставляла свои идеи всем остальным достижениям социальной мысли. К представителям этого направления, в частности, относились Поль Лафарг во Франции и Георгий Валентинович Плеханов в России. Идеологизация и схематизация марксизма привели к пониманию философии как завершенной системы абсолютных истин. К началу восьмидесятых годов девятнадцатого века Плеханов отошел от народничества и обратился к марксизму. Плеханов создал группу «Освобождение труда», которая развернула пропаганду марксизма в России. Участники этой группы подчеркивали новизну марксистской философии. Деятельность группы «Освобождение труда» способствовала систематизации марксизма. Была предпринята попытка расширения марксистской философии на основе обсуждения проблем литературоведения, этики, эстетики.
Плеханов использовал марксизм для критики народничества. Он считал, что Россия не готова к социализму. Для этого нет ни экономических, ни политических, ни культурных предпосылок. Исторический прогресс России связан с развитием капитализма, буржуазной демократии, демократических свобод. Плеханов подчеркивал различия между буржуазной и социалистической революциями. Первоочередной задачей он считал
свержение абсолютизма. Эти идеи сближали Плеханова с меньшевизмом. Плеханов не принял Октябрьскую революцию. Он считал, что русское общество не подготовлено к социализму.
Материалистическая философия марксизма, его политическая программа стали для него средством преодоления сочетания двух начал: стихийной народности и абстрактного героизма революционной воли. Они были характерны для менталитета русских революционеров того времени.
Слайд 54
Философия марксизма в трудах Владимира Ильича Ленина
Крупным представителем марксизма после Маркса и Энгельса является Владимир Ильич Ленин. Представление о роли философии в революционной деятельности сформировалось у Ленина не сразу. В конце девятнадцатого века Ленин занимался критикой народников и легальных марксистов. В этот период Владимир Ильич Ленин считал, что философия утрачивает свое самостоятельное значение. Ее задачи способны выполнять другие науки, например, социология. Соответственно, диалектика выступает научным методом социологии и исторического материализма. Изменение отношения к философии у Ленина произошло в период размежевания революционного и реформистского течений в марксизме. В ходе дискуссий были затронуты философские вопросы, в частности, значение диалектики для теории прогрессивного развития общества. Особую остроту необходимость решения философских проблем приобрела в ходе дискуссий в области теории познания. Некоторые сторонники марксизма попытались его дополнить
неокантианством. Другие марксисты обратились к учению эмпириокритицима. Сторонники этих направлений ставили под сомнение
необходимость материалистического мировоззрения в качестве теоретической базы марксизма. Ленин же считал, что нельзя соединять марксизм с идеалистической теорией познания. Этим проблемам посвящена работа Ленина «Материализм и эмпириокритицизм». Ленин выступил с критикой учений основоположников эмпириокритици зма ‒ Эрнста Ма ха и
Слайд 51
Исторический материализм
-
начальный период деятельности Карл Маркс был сторонником младогегельянства. В сороковые годы девятнадцатого века он перешёл на позиции материализма. Это было связано с участием Маркса в политической деятельности. Она была направлена на теоретическое обоснование рабочего движения. Маркс в разные периоды жизни руководил организациями рабочих.
-
частности, он был одним из организаторов международного объединения пролетариев под названием Первый Интернационал. Карл Маркс большое внимание уделял исследованию экономики. В результате этой деятельности был создан «Капитал» ‒ теоретический труд по экономике капитализма. Это теоретическое исследование было создано для обоснования необходимости политической борьбы рабочих за изменение капиталистических устоев общества. Основное преимущество учения Карла Маркса состояло в создании материалистического учения о развитии общества и истории.
Социально-философскую концепцию Маркса называют историческим материализмом. Материализм Маркса был более последовательным, чем, например, у французских материалистов. Данные мыслители объясняли природные процессы на основе законов механики. При этом они вынуждены были признать, что история зависит от духовного начала. Согласно Марксу, общественное сознание – это отражение общественного бытия. В основе индивидуального сознания находятся материальные условия бытия человека. Люди не могут по своей воле изменять законы истории. Развитие общества
подчиняется объективным законам, которые не зависят от сознания людей. Маркс считал, что история определяется развитием производительных сил общества. Ключевую роль среди них играют люди, наделенные способностями к труду. К производительным силам общества относятся также орудия труда, предметы и средства труда. Взаимодействие людей в процессе трудовой деятельности определяется производственными отношениями. Среди них Маркс выделял отношения потребления, обмена, распределения, а также отношения собственности. Производительные силы и производственные отношения формируют экономический базис общества.
Общественное производство рассматривается на основе принципа историзма. Это означает, что в развитии производства можно выделить ряд последовательных исторических этапов. Тип общества на конкретных исторических стадиях развития Маркс называл общественно-экономической формацией. Первоначально Маркс выделил рабовладельческую, феодальную
-
капиталистическую формации. Данные формации основывались на частной собственности. В дальнейшем к этому перечню были добавлены первобытнообщинная и коммунистическая формации. Их отличительной чертой была обобществленная собственность на средства производства,
отсутствие частной собственности и государства. Исторический прогресс выражается в смене типов формаций. Это связано с развитием
производительных сил, которое обостряет противоречие с производительными отношениями. Конфликт приобретает острую форму
политической борьбы и разрешается посредством революций. Материалистическое понимание истории включает теорию классов и классовой борьбы. Теория общественно-экономической формации великое открытие Маркса. Оно открыло путь к научному изучению общества как социальной системы. Прогрессивной была идея анализа социальных структур как последовательных ступеней мировой истории. Диалектический подход к изучению общественно-экономических формаций дал возможность понять их специфику. Он позволил исследовать как их внутреннюю
целостность, так и ее противоречия, обусловленные ими. В учении о развитии общества сочетаются плодотворные научные идеи и элементы немецкого идеализма. В частности, это проявляется в учении о революции как историческом творчестве народных масс. Маркс и Энгельс настаивали на относительности морали, чтобы оправдать революционное насилие. Идеалистическое учение Фихте о творческой силе самосознания в марксизме преобразуется в идею революции.
Слайд 52
иалектический материализм
-
середины девятнадцатого века философские вопросы в марксизме разрабатывал Фридрих Энгельс. В работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» Энгельс выделил основной вопрос философии. Его суть, согласно Энгельсу, в отношении бытия и сознания.
Основной вопрос философии предполагает рассмотрение проблемы первичности бытия или сознания. В зависимости от выбранного решения Энгельс выделяет два философских направления материализм и идеализм. В этой работе он также формулирует основные положения материализма, которые базируются на применении диалектического метода. Энгельс показывает, что развитие социума определяет общественная практика. За побуждениями людей скрываются материальные интересы. В трудах Энгельса представлено материалистическое
понимание соотношения экономики и политики, базиса и надстройки. Философские разработки Энгельса продолжены в «Диалектике природы». Это незаконченное произведение состоит из отдельных глав. В работе была представлена материалистическая концепция природы, научного познания. В ней прослеживается попытка создать общую картину развития природы от низших и простейших форм до высших. Энгельс пытался сформировать диалектический материализм. Это учение включало учение о природе, обществе и мышлении. Энгельс анализирует историю естествознания в его связи с философией. Он прослеживает процесс проникновения диалектики в
естествознание. Энгельс утверждает, что законы диалектики являются законами развития природы. К ним относятся: закон перехода количества в качество, закон единства и борьбы противоположностей и закон отрицания отрицания. В трудах Энгельса диалектика представлена как наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления. Энгельс стремился решить задачу обобщения конкретно-научного знания. При создании диалектического учения о природе Энгельс опирался на научные достижения девятнадцатого века. Например, он использовал сведения о законе сохранения и превращения энергии, клеточной теории, теории эволюционного развития. Эти открытия раскрывали взаимосвязи, развитие, качественные превращения в различных сферах природы. Они обосновали идеи материального единства мира. Данные научные достижения наглядно демонстрировали диалектический характер процесса развития. Энгельс выделил в гегелевской философии систему и метод. Он подчеркивал консервативный характер системы Гегеля и революционное значение метода. Согласно Энгельсу, прежняя философия пыталась построить систему абсолютных истин. Однако эта задача невыполнима, поскольку знания постоянно развиваются. С диалектической точки зрения постижение абсолютной истины – это процесс исторического развития человечества. Фридрих Энгельс успешно применял идеи диалектики для доказательства материального единства мира. Энгельс выделил пять уровней развития материи и проанализировал их во взаимосвязи с видами движения. К ним относятся: механическое, физическое, химическое, биологическое, социальное движение. Прогресс науки, согласно Энгельсу, связан с последовательным исследованием более сложных форм движения материи. Наиболее сложным видом движения материи является общество. Эта форма материи формируется в процессе эволюционного развития. Энгельс дополнил эволюционное учение Чарльза Да рвина гипотезой о решающей роли труда в формировании человека. Трудовая деятельность, согласно Энгельсу, способствовала появлению речи, сознания. Труд не только создавал орудия и
предметы, но также формировал человека как члена общества. В конце девятнадцатого века Фридрих Энгельс опубликовал работу «Письма об историческом материализме». В этой работе раскрыта сущность революционного переворота в философии, совершенного марксизмом. Маркс
-
Энгельс реализовали попытку создания научного мировоззрения, которое было связано с революционным движением рабочего класса. Марксистская философия стала идейной силой общественного развития.
Слайд 53
волюция марксизма в XIX веке
Марксизм в конце в конце девятнадцатого века получает признание как значительная социально-философская теория. До начала Первой мировой войны марксизм начал развиваться на основе дискуссий по теоретическим проблемам. На рубеже веков марксисты разделяли убеждение о том, что развитие капиталистического общества проявляется в движении к социализму. Марксисты анализировали общество с позиций экономического детерминизма. Это означало, что развитие общества определяется
экономическими факторами. Они характеризуют историческую необходимость. Человеческая субъективность во многом определяется
условиями общественного производства. Теоретики социализма рассматривали марксизм как идеологию революционного класса или партии. Они восприняли марксизм в качестве политической программы социал-демократического движения. Среди теоретиков Второго Интернационала возникли расхождения в понимании сути марксистской теории. Причиной споров были философские основания марксизма. Карл Шмидт и Эдуард Бернштейн в Германии, Петр Струве в России поставили вопрос о значении общих философских принципов для понимания марксизма. У Маркса и Энгельса не было четкой позиции по этим вопросам. Последователи Маркса разделились на два направления. Представители первого направления считали, что в марксизм не нуждается в философских основаниях. Все проблемы могут быть решены с помощью науки об обществе. В частности,
подобную точку зрения отстаивал Франц Меринг. Он считал, что марксизм исключает философию и опирается на научные исследования и практику.
Карл Каутский доказывал, что исторический материализм не исключает возможности философского обоснования. Каутский попытался представить общественные закономерности в контексте эволюционной теории Дарвина. Он проводил аналогии классовой борьбы с борьбой за существование в живой природе. При этом были сделаны попытки соединения марксизма с неокантианством, махизмом. Второе направление было представлено сторонниками догматизации марксизма. Позднее это проявилось в марксистско-ленинском учении. Данная тенденция проявлялась в превращении марксизма в идеологию. Она была связана с установлением жестких границ теоретического поиска. Марксистская идеология противопоставляла свои идеи всем остальным достижениям социальной мысли. К представителям этого направления, в частности, относились Поль Лафарг во Франции и Георгий Валентинович Плеханов в России. Идеологизация и схематизация марксизма привели к пониманию философии как завершенной системы абсолютных истин. К началу восьмидесятых годов девятнадцатого века Плеханов отошел от народничества и обратился к марксизму. Плеханов создал группу «Освобождение труда», которая развернула пропаганду марксизма в России. Участники этой группы подчеркивали новизну марксистской философии. Деятельность группы «Освобождение труда» способствовала систематизации марксизма. Была предпринята попытка расширения марксистской философии на основе обсуждения проблем литературоведения, этики, эстетики.
Плеханов использовал марксизм для критики народничества. Он считал, что Россия не готова к социализму. Для этого нет ни экономических, ни политических, ни культурных предпосылок. Исторический прогресс России связан с развитием капитализма, буржуазной демократии, демократических свобод. Плеханов подчеркивал различия между буржуазной и социалистической революциями. Первоочередной задачей он считал
свержение абсолютизма. Эти идеи сближали Плеханова с меньшевизмом. Плеханов не принял Октябрьскую революцию. Он считал, что русское общество не подготовлено к социализму.
Материалистическая философия марксизма, его политическая программа стали для него средством преодоления сочетания двух начал: стихийной народности и абстрактного героизма революционной воли. Они были характерны для менталитета русских революционеров того времени.
Слайд 54
Философия марксизма в трудах Владимира Ильича Ленина
Крупным представителем марксизма после Маркса и Энгельса является Владимир Ильич Ленин. Представление о роли философии в революционной деятельности сформировалось у Ленина не сразу. В конце девятнадцатого века Ленин занимался критикой народников и легальных марксистов. В этот период Владимир Ильич Ленин считал, что философия утрачивает свое самостоятельное значение. Ее задачи способны выполнять другие науки, например, социология. Соответственно, диалектика выступает научным методом социологии и исторического материализма. Изменение отношения к философии у Ленина произошло в период размежевания революционного и реформистского течений в марксизме. В ходе дискуссий были затронуты философские вопросы, в частности, значение диалектики для теории прогрессивного развития общества. Особую остроту необходимость решения философских проблем приобрела в ходе дискуссий в области теории познания. Некоторые сторонники марксизма попытались его дополнить
неокантианством. Другие марксисты обратились к учению эмпириокритицима. Сторонники этих направлений ставили под сомнение
необходимость материалистического мировоззрения в качестве теоретической базы марксизма. Ленин же считал, что нельзя соединять марксизм с идеалистической теорией познания. Этим проблемам посвящена работа Ленина «Материализм и эмпириокритицизм». Ленин выступил с критикой учений основоположников эмпириокритици зма ‒ Эрнста Ма ха и