Файл: Тема Предмет философии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 679

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Рихарда Авенариуса. Их последователями среди русских марксистов были Александр Александрович Богданов, Владимир Александрович Базаров, Павел Соломонович шкевич. Сторонники эмпириокритицизма и махизма рассматривают познание как процесс внутри сознания. Эту теорию познания
Ленин характеризует как субъективно-идеалистическую. Он противопоставляет данной концепции диалектико-материалистическую теорию познания. Ленин рассматривает познание как процесс отражения объективной действительности при помощи органов чувств. Критика Лениным махизма и эмпириокритицизма проводится с позиций решения основного вопроса философии. Материализм утверждает первичность материи и вторичность сознания. Идеализм же подчеркивает первичность сознания и рассматривает мир как конструкцию психических процессов. Эмпириокритики обращали внимание на сложное строение познавательного процесса. Однако критика Ленина не затрагивает проблемы перехода от ощущений к представлениям и понятиям. Нежелание Ленина заниматься гносеологическими тонкостями вызвали ответную реакцию со стороны философов. Главным для Ленина было отстоять материалистические позиции


  • марксизме и добиться четкого и однозначного их понимания среди революционеров. По мнению Ленина, проблема изучения познавательного процесса может быть решена только при помощи науки. Философия не может решить этот вопрос, ее задача состоит в четком разграничении мировоззренческих позиций материализма и идеализма. Работа Ленина


«Материализм и эмпириокритицизм» была написана в период кризиса в естествознании. Он был вызван открытием радиоактивности, электрона, изучением физической природы света. На этом основании представители эмпириокритицизма пытались опровергнуть материализм. Ленин обратил внимание на крушение механистической картины мира. Однако это не связано с исчезновением понятия материи. Меняются научные представления


  • свойствах материальных объектов. Это подрывает основы метафизических представлений о природе. Диалектический материализм отвергает

существование пределов знаний. Он признает знания относительными и бесконечно развивающимися. При этом диалектический материализм утверждает, что в процессе развития знания приближаются к объективной истине. Ленин стремился подвести противопоставление материализма и идеализма под идеологическую базу. Он создает концепцию партийности философии
, подчеркивает связь материализма с наукой, а идеализма с религией. Это выражается в различии классовых интересов.

Тема 1.10. Русская философия
Слайд 55
арождение философской мысли на Руси
В 988 году Русь принимает Византийское православное христианство. Это событие послужило первопричиной появления русской философии. Христианство развивалось параллельно с язычеством и стало мощной идеологической силой, в национальной культуре и психологии. Православие наложило свой отпечаток на особенности древнерусской философии. Русская культура ‒ это уникальное явление. Оно обусловлено географическим расположением нашего Отечества. Российская культура сложилась позже большинства азиатских и европейских цивилизаций. Русь ‒ Россия всегда была многонациональным и поликультурным организмом. С девятнадцатого века она оказывает большое влияние на культуру всех народов. Однако русская культура идет по собственному пути развития. Это нашло отображение в своеобразном типе мышления и самосознания. Духовная сфера была пространством для развития свободы в России.


  • современной российской отечественной философии выделяют следующие периоды. Первый период ‒ это зарождение философской мысли на Руси в одиннадцатом-семнадцатом веках. Второй период ‒ это ренессансная русская философия восемнадцатого – начала девятнадцатого столетий. Третий период включает развитие русской философии в девятнадцатом и в начале двадцатого века. Четвертый период (с 1917 по 1991

годы) – это философия советского периода истории. Пятый период – философия в постсоветский период (с 1992 года по настоящее время).
На Руси зарождение философской мысли произошло в период Средневековья. Этот процесс подразделяется на два этапа. Первый этап ‒ философия Киевской Руси одиннадцатого и тринадцатого веков. Второй ‒ русская средневековая философия Московского государства пятнадцатого – семнадцатого веков. В Киевской Руси философские идеи базировались на византийских традициях. Это предполагало объяснение мироздания с учетом христианской морали, а также взаимосвязи религиозных догматов с античной
мудростью. Это нашло отражение в трудах Митрополита Иллариона Киевского, князя Владимира Мономаха, философа митрополита Климента Смолятича. Мирополит Илларион в произведении «Слово о Законе


  • Благодати» рассматривает значение христианской религии для духовной жизни Руси в настоящем и будущем. Владимир Мономах сформулировал своеобразный философский морально-нравственный кодекс.





  • нем содержатся поучения потомкам, рассматриваются нравственные проблемы. В одиннадцатом веке мыслители древнерусского государства


развивали в своих трудах духовные традиции православия, выступали за

централизацию и укрепление русского государства. В пятнадцатом – семнадцатом веках происходит формирование централизованного
российского государства. К пятнадцатому веку Русь оказалась политически зависимой, экономически ослабленной после монголо-татарского ига. В последующий период государство начинает объединяться, обновляться. В Московском княжестве развивается общественная и политическая жизнь. Впоследствии оно становится центром российского государства. В его пределах в шестнадцатом ‒семнадцатом веках развивается экономика, к власти приходит служилое дворянство и завершается оформление крепостного права. В этот период церковь становится центром идеологии, просвещения и культуры. Историософское направление русской философии отразилось в учении псковского монаха Филофея «Москва-третий Рим».

Филофей отстаивал идею преемственности христианства. Это учение пронизано идеями патриотизма. В нем автор доказывает необходимость сильного государства и крепкой державной власти. Филофей выражает поддержку царской власти и утверждает ее вечность в случае сохранения приверженности православной вере. Эта теория обосновывала необходимость объединения Руси вокруг Москвы. В русской философии образовались три важных направления философской мысли – историософское, религиозное и нравственное. Труды русских мыслителей имеют самобытные черты. Они отображают исторические и культурные особенности формирования российского государства.
Слайд 56
Русская ренессанская философия
Реформы Петра I в восемнадцатом веке оказали положительное влияние на российское государство. Россия вышла на один уровень с Европой по экономике, развитию производства, политике, образованию, культуре. Однако постоянные войны и крестьянские выступления формировали определенные ограничения на распространение передовых идей.
Первый этап ренессансной философии связан с деятельностью ученой дружины Петра I. В неё входили Василий Никитич Татищев, Феофан Прокопович, Антиох Дмитриевич Кантемир, Иван Тихонович Посошков. Они стремились найти компромисс между философией, наукой и религией. Большое значение имела деятельность по разработке классификации наук. Религиозные взгляды развивались в духе деизма и пантеизма. Мыслители отстаивали учение о бесконечности Вселенной, Бога считали высшим разумом. Основным идеологом петровских реформ был Прокопович. Он отстаивал идеи необходимости централизации государства и выступал против автономии церкви по отношению к государству. Прокопович опирался на труды западных мыслителей о государстве и праве. При этом он создал собственный вариант теории государства. Прокопович пишет ряд


общественно-политических работ. Прокопович сформировал концепцию просвещенного абсолютизма. Она включала принцип всенародной пользы просвещенного абсолютизма. Власть царя обеспечивает благосостояние подданных, духовное и светское обучение, государственную безопасность. Общественные и военные дела являются главными в обязанности царей. Прокопович связывает наилучшее обеспечение народной пользы с сильным государством. Феофан Прокопович был инициатором создания «Духовного регламента» и Синода. Это был орган управления Русской православной церковью, который подчинялся светской власти.
Второй период связан с деятельностью Михаила Васильевича Ломоносова. Он был представителем механического материализма. Ломоносов проводил исследования свойств материи, поддерживал идеи и принципов атомизма. Ломоносов решал основной вопрос философии материалистически. Ломоносов считал, что материя ‒ основа всего существующего в природе, что идеи ‒ это представления вещей в уме. Он был сторонником корпускулярной теории строения материи и полагал, что материя состоит из мельчайших абсолютно твердых и неделимых частиц. Ломоносов отрицал существование силы как врожденного свойства материи, как способности действовать на расстоянии. Однако он не смог выйти за рамки механического воззрения на материю и ее движение. Воззрения Ломоносова базировались на развитии картезианских и атомистических представлений. Ученый опирался на идею Декарта о том, что материя и движение являются основой бытия. Механическое движение, согласно Ломоносову, является причиной всех явлений в природе. В теории познания он стремился преодолеть разрыв между рационализмом и эмпиризмом, а также найти компромисс между наукой и религией.
Третий период включает деятельность Григория Саввича Сковороды. Его философия носит этическую направленность. В своих трудах Сковорода рассматривал проблемы познания. Большое значение для его творчества имела христианская этика.

Четвертый этап включает деятельность просветителей второй половины восемнадцатого века, самым ярким из которых был Александр Николаевич Радищев ‒ философ и писатель. Его философские сочинения пронизаны идеями гуманизма, свободного развития личности. В трактате под названием «О человеке, его смертности и бессмертии» он исследует учение человека о бытии и душе. Главное в произведении ‒ это доказательство реальности материи и ее независимости от понимающего субъекта