ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 663
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Начиная с шестидесятых годов двадцатого века, проблемы развития научных знаний получили развитие в постпозитивизме. Для него характерно рассмотрение развитие науки как сложного процесса. Ярким представителем постпозитивизма был Карл Поппер. Он создал концепцию роста научного знания. Такой подход к науке в известной мере противоречит представлениям
-
науке как системе. Рост знания, согласно Попперу, это процесс совершенствования знаний на основе выдвижения гипотез, исправления ошибок. Этот процесс можно сравнить с эволюционным отбором в природе.
Для Поппера наука не является простым накоплением фактов и наблюдений. Развитие науки базируется на критике научных теорий. Это предполагает замену прежних теорий более совершенными концепциями. Развитию науки препятствует отсутствие воображения, неоправданная вера в формализацию и точность, авторитаризм.
Американский ученый Томас Кун разработал модель развития науки. Модель включает анализ науки на двух этапах. Этап нормальной науки
характеризуется существованием системы знаний, которые ученые считают истинными. Эти знания используют для выдвижения гипотез, объяснения новых фактов, подготовки новых поколений ученых. Данная система знаний является парадигмой, ее поддерживает большинство членов научного сообщества. Второй этап в развитии науки Томас Кун называет научной революцией. Революция в науке вызвана кризисом парадигмы. Он проявляется в том, что парадигма не может объяснить новые факты. Усиливаются споры между учеными, появляются альтернативные теории. В ходе научной революции происходит смена системы категорий. Это меняет взгляд на мир. В период научной революции ученые обращаются к философии. Это необходимо для обсуждения фундаментальных положений.
-
результате научной революции возникает новая парадигма, которая способна более успешно решать проблемы. Это способствует прогрессу научных знаний. Другой вариант теории научных революций представлен в концепции научно-исследовательских программ Имре Ла катоса. Под научно-
исследовательской программой философ понимает серию сменяющих друг друга теорий. Они объединены фундаментальными идеями и методологическими принципами. Лакатос рассматривает рост науки как смену связанных между собой теорий. За ними стоит исследовательская программа. Под научно-исследовательской программой философ понимает связанные между собой теории. За ними стоит исследовательская программа. Основными этапами в ее развитии, согласно Лакатосу, являются прогресс и регресс. Новая программа должна лучше объяснять факты, предвидеть новые. Научная революция - это смена основных научно-исследовательских программ. Американский философ Пол Фе йерабенд считал, что
нельзя упрощать историю науки, она должна отображать сложный процесс научного поиска. Пол Фейерабенд исходил из того, что развитию личности ученого способствуют различные виды знаний. Американский философ считает недостаточным рассмотрение развития науки с позиций рационализма. Это изолирует науку от культурно-исторического контекста, в котором она
развивается. Фейерабенд считает необходимым построение новой теории развития идей. Она должна отображать все детали этого развития, принимать во внимание роль концептуальных и социальных факторов.
Слайд 91
Тема 2.6 Философские проблемы человека
Проблемы человека в философии
На сегодняшний день в науке существует более восьми десятка дисциплин, которые изучают человека. Каждая из данных наук изучает человека, исходя из собственного предмета, в отдельных, частных аспектах. Философию интересует то, что является самым главным и определяющим в человеке. Таким образом, проблема определения, что же такое человек вообще, какова его сущность и его природа. Эти проблемы рассматривает философская антропология. Она ставит множество вопросов, например: что значит «быть человеком»? Чем «человеческое» отличается от «нечеловеческого»? Есть ли предназначение у человека и в чем оно состоит? На протяжении всей истории философии предпринимались попытки выделить главное, сущностное качество человека. Например, если древние греки считали основным достоянием человека разум, то христианская религия поставила веру выше разума. Французский мыслитель Дека рт считал, что главное в человеке — это его способность мыслить. Известно его высказывание: «Мыслю, следовательно, существую». Немецкий философ Кант утверждал, что подлинно человеческая жизнь, независимая от животной природы, может строиться только на моральном законе, на чувстве долга. В истории философии можно выделить различные подходы к пониманию условий бытия человека. Например, Шопенгауэр считал таким условием волю, Маркс – труд. Французский философ Сартр в качестве основополагающего условия человеческого бытия рассматривал свободу, Ясперс – общение. Сложно однозначно ответить на вопросы: «Что такое человек?» и «Что в человеке самое главное, что делает человека человеком?». Анализируя и обобщая исторический опыт философской антропологии,
можно выделить три основных ориентира. Они определяют направление поиска ответов на данные вопросы.
-
философии, начиная с древности и до XVIII века, сущность человека связывали с одушевленностью. Тело человека считалось лишь вместилищем души, ее «одеждой», как говорил, например, Аристотель. В различных философских учениях этого времени душу понимали по-разному. Все представления объединяло то, что душа тесно связана с сознанием и разумом.
При этом, разум и сознание выступают как основные признаки человечности. Таким образом, мы можем отметить первый ориентир: человек - это существо одушевленное.
Немецкая классическая философия XVIII -XIX веков выдвинула новые идеи о сущности человека. Она проявляется в способности к активной и свободной деятельности. Через эту активность реализуется разумность человека. Например, Маркс и Энгельс считали, что в становлении и развитии человека основополагающая роль принадлежит труду. Они подчеркивали роль практической деятельности. Таким образом, мы можем отметить второй ориентир: человек - это существо деятельное.
Диалектико-материалистическая философия раскрывает еще один существенный аспект антропологической характеристики человека. Человек - это существо, формирующееся в общественных отношениях, социально-культурных условиях. Человек имеет биосоциальную природу. С одной стороны, человек имеет отличительные биологические особенности, а с другой - человек изменяется в ходе развития общества. Биологические свойства человека являются лишь исходными предпосылками. На их основе формируется специфический образ жизни человека как члена общества, создателя и носителя культуры. Мы можем отметить и третий ориентир в изучении человека: Человек - это существо социальное.
Таким образом, в процессе развития философской антропологии были определены три основных принципа, характеризующих сущность человека: одушевленность, деятельность, социальность. Данными принципами в
философии определяются наиболее существенные аспекты понимания человека.
Слайд 92
Природное и социальное в человеке
Человек - творение природы. Человек - животное, он принадлежит к одному из десяти миллионов видов живых организмов, населяющих Землю. Тело человека имеет характерные видовые признаки. Они отличают его от других животных, например, особая форма черепа, строение руки и другие. Но отметим, что анатомия и физиология человека незначительно отличается от анатомии и физиологии других млекопитающих. Мозг человека по своему строению похож на мозг млекопитающих, а по массе уступает мозгу кита или слона. В биологической природе человека не заложено никаких качеств, принципиально выделяющих его из всего живого мира. Никакие качества человека сами по себе не определяли неизбежность его выхода из животного состояния. Таким образом, биология человека не способна объяснить человека как существо одушевленное и деятельное. Человек сформировался по законам не природного, а социального бытия. Именно в этом социальном бытии находится то, что отличает человека от животного, что делает человека человеком.
Возникновение человека - процесс антропогенеза - подчинялся законам биологической эволюции. Основное правило эволюции заключается в том, что из поколения в поколение передаются только те свойства организмов, которые способствуют выживанию и размножению вида. Таким образом, в процессе эволюции у человека развились такие особенности тела и психики, которые более соответствовали реальным условиям жизни. Происходил естественный отбор, ведущий, что особенно важно, - к совершенствованию мозга. Эволюция обеспечила выживаемость человека не за счет инстинкта, а за счет интеллекта.
Общество и человек тесно связаны друг с другом и в биологическом, и в социальном плане. Все естественные физиологические процессы, с
которыми связано существование человека, такие как, рождение и смерть, дыхание и питание и прочие, — протекают в социально-культурных условиях. Человек, с одной стороны, вышел из природы, но, с другой стороны, существует как человек, благодаря обществу. Общество определяет условия не только социального, но и биологического совершенствования человека. Данные условия преобразуют и оформляют природно-биологические характеристики человека в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе. Каким же образом общество влияет на формирование человека?
Во-первых, общество, изменяя естественную среду обитания человека, создает искусственную среду. Эта среда образует социально-культурную среду окружающую человека.
Во-вторых, общество меняет характер естественных, природных потребностей человека организма. Удовлетворение данных потребностей регламентируется правилами и обычаями, существующими в культуре.
В-третьих, современная культура создает множество запретов, сдерживающих естественные, животные формы поведения человека. Культура с помощью норм морали права регулирует поведение человека.
В-четвертых, общество формирует у человека неприродные, социально-культурные потребности. Например, потребность в творческой деятельности, в политической свободе, в определенном жилищно-бытовом комфорте и так далее.
Каким же образом природное и социальное соотносятся в определении сущности человека? Философская антропология утверждает, что без биологических предпосылок невозможно представить появление гоминид. Однако без социальных условий невозможно становление человека. При этом биологическая программа развития человека относительно стабильна. Социальные условия постоянно изменяются. Но именно социо-культурные изменения наполняют жизнь человека содержанием. Общество определяет условия, в которых проходит биологическое бытие человека. Человек