Файл: Тема Предмет философии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 659

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


остается существом природным. В главной своей ипостаси выступает как существо социальное. Таким образом, и ответ на вопрос о сущности человека надо искать в функционировании общества.
Слайд 93
Человек как личность
Философия рассматривает проблемы человека, формируя понятие человека. Оно наполнено определенным смыслом и содержанием. Как мы уже отмечали, человек – это и природное и социальное существо. Человек – существо историческое, у него есть прошлое, настоящее и будущее. Человек-существо свободное. За свое право быть свободным, он несет ответственность.
Личностью не рождаются, а становятся. Это означает, что понятия личность и человек не тождественны. Что же такое личность?
Надо отметить, что каждая историческая эпоха формировала свой определенный тип личности. В первоначальном значении термин «личность»


  • обозначал маску актера греческого театра. Позже личностью стали называть самого актера и его роль.




    • эпоху Возрождения под личностью понимали самостоятельно мыслящего человека. Человек подобен Богу-творцу. Ли чность – это человек,


осознающий свое достоинство. Личность проявляется в творчестве. В культуре Ренессанса человек рассматривался как центр мира. В философии Возрождения формируются антропоцентризм, эстетический идеал и принципы гуманизма.


    • эпоху буржуазных преобразований XVII-XVIII века создается современное представление о личности. В его основе находится рациональное познание и поведение. Рациональность проявляется в самостоятельности мышления. Личность характеризует ответственность за свою судьбу, свои цели и средства деятельности. Человек развивает в себе индивидуальность. Установка на самопознание дает энергию для творчества




  • различных сферах.

  1. век преображает черты человека. Культура человека как главный внутренний фактор, управляющий его личностным развитием, отступает на второй план. Появляются технократические теории, утверждающие, что технический прогресс, а не культура, решит все проблемы в обществе.


Личность рассматривается как конкретное выражение сущности человека. В личности воплощается система социально значимых черт и качеств конкретного общества. С точки зрения Маркса, определяющее в личности не ее абстрактная физическая природа, а социальные качества. Личность – социальный облик человека как субъекта общественных отношений. Личность включает совокупность социальных ролей, которые играет человек в обществе. При этом, каждый человек может выступать сразу



  • нескольких ролях. При исполнении этих ролей у него формируются соответствующие черты характера, манеры поведения, представления. Все это в совокупности и образует личность.


Понятие личности имеет оценочный характер. Личностное развитие является общей целью и смыслом жизни человека.
Индивидуальность – характеристика личности. Индивидуальность указывает на своеобразие, богатство и глубину личностного содержания.
Индивидуальное богатство – это творческий потенциал личности.
Социализация – это процесс становления личности в определенных социальных условиях. Под социализацией понимают вхождение человека в определенную систему отношений. Она определяется системой воспитания и образования. Социальные институты определяют условия развития, свободу реализации индивидуальных желаний и стремлений личности, возможности достижения поставленных целей. Таким образом, процесс социализации личности гораздо шире, чем процесс воспитания.
Советский философ Бахти н следующим образом говорит о личности: «Личность – это субъект поступания, наделенный свободой и несущий ответственность за свои поступки». Таким образом, свобода – это главное условие развития личности, которое обозначил мыслитель.

Слайд 94
Свобода и необходимость в жизни человека
Свобода - способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективных законов. Исходя из данного определения, мы можем сказать, что абсолютной свободы, то есть вседозволенности, нет и быть не может. Свобода человека всегда сопряжена с ответственностью.
Понятие свобода появилось в раннем христианстве и закрепилось как выражение идеи равенства людей перед Богом. Свобода - это возможность выбора пути к Богу для человека. Позднее, в эпоху Нового времени, осуществление данной идеи оказалось в противоречии с идеалами равенства и справедливости. В русском языке свобода чаще всего понимается как «свобода от». Свобода от угнетения, от принуждения и прочее.
Понимание сущности свободы в истории невозможно без рассмотрения проблемы волюнтаризма и фатализма. Кроме того, нужно определить границы необходимости, без которой невозможна реализация свободы.
Идеи волюнтаризма были развиты в философии Шопенгауэра и Ни цше. Волюнтаризм определяет волю в качестве основополагающего принципа жизни человека. При этом волюнтаризм принижает значение разума. С позиции фатализма весь ход жизни человека, его поступки предопределяются изначально. Например, в мифологии и язычестве жизнь человека предопределяется судьбой, в религии – волей Бога. В философии Гоббса, Спино зы и Лапласа жизнь человека была детерминирована замкнутой системы, где каждое последующее событие связано с предыдущим. Таким образом, позиции волюнтаризма и фатализма не оставляют по сути места для свободного выбора человека.


«Свободу от» можно определить формулой: «Разрешено все, что не запрещено». По своей сути - это логика раба, оставшегося без надсмотрщика.
Свобода - это нечто большее, чем учет объективной необходимости и устранение внешних ограничений. Внутренняя свобода, «свобода для» -

более существенна. Это свобода в выборе истины, добра и красоты. Внутренняя определенность – существенная черта свободы. Человек не принимает общественное устройство, если оно не учитывает выгоды человека быть личностью и иметь свободу для реализации. Английский философ XVII века Джон Локк провозгласил неотчуждаемыми правами человека свободу, жизнь и собственность. Сегодня эти права лежат в основе международной правовой культуры. Французский философ XX века Сартр свободу считал основным измерением человека и человеческого общества.
Можно выделить некоторые модели взаимоотношений личности и общества по поводу свободы. Во-первых, это борьба за свободу. Человек вступает в открытый конфликт с обществом, добиваясь своих целей любой ценой. Во-вторых, это бегство от мира. Человек уходит в монастырь, в свой мир, чтобы стать свободным, реализовать себя. В-третьих, человек идет на добровольное подчинение, жертвует своим стремлением обрести свободу. Тем самым, человек, адаптируясь к этому миру, обретает новый уровень свободы.


  • политической теории свобода, в основном, воспринималась как отсутствие принуждения со стороны государства. Но в середине XX века появляется понимание, что понятие свободы должно быть дополнено идеей государственного регулирования. Государство должно регулировать деятельность людей с помощью экономического механизма и при строгом соблюдении прав человека.


Таким образом, свобода - это сложнейший и глубоко противоречивый феномен жизни человека и общества. Современная философия считает, что без свободы не может состояться ни отдельная личность, ни жизнь общества, ни современное государство. Свобода для личности означает возможность осуществления выбора, творческого развития и возможность достижения поставленной цели в рамках существующих законов.
Слайд 95
Смысл и цель человеческой жизни

Можно признать, что отличительным свойством человека является его стремление к философскому осмыслению самого себя. Поиск смысла жизни - занятие человеческое. И совершенно прав французский мыслитель Камю, который говорил: «Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, - значит ответить на фундаментальный вопрос философии. Все остальное - второстепенно».

Вопрос: «Зачем, ради чего живет человек?» - не имеет однозначного решения. Каждый человек самостоятельно отвечает на него. Ответ зависит от многих факторов, от традиций, особенностей мировоззрения, от конкретных жизненных обстоятельств.
Рассмотрим некоторые подходы к пониманию смысла жизни человека в истории философии.
Традиция понимать цель жизни как достижение счастья достаточно древняя. Древнегреческий философ Аристотель отмечал, что каждый человек стремится к счастью. Хотя счастье может пониматься по-разному. Для одних счастье – это добродетель, для других - рассудительность, для третьих счастье – это мудрость.
Классическая немецкая философия связывала смысл жизни человека с его нравственностью, с саморазвитием и самосовершенствованием человека. По Канту, смысл жизни человека – это всегда поступать в соответствии с нравственным законом, категорическим императивом. Гегель полагал, что смысл и цель жизни человека – самопознание духа.
Согласно немецкому философу XIX века Шопенгауэру, жизнь человека


  • это ад, это постоянная борьба со смертью, непрестанное страдание. Глупец гонится за наслаждением, но удовлетворение жизненных потребностей оборачивается для человека лишь пресыщением и скукой. Для мудреца жизнь


– это самоограничение. Мудро живущий человек осознает неизбежность разочарований, а потому ограничивает свои желания, обуздывает свои страсти.
На протяжении всего XX века в философии велись поиски ответов на

вопросы бытия. Рассматривая проблему смысла жизни человека, французский мыслитель Сартр писал: «Если мы должны умереть, то наша жизнь не имеет смысла, ибо ее проблемы остаются нерешенными и остается неопределенным само значение проблем. Абсурдно, что мы родились, абсурдно, что умрем». Немецкий социолог Фромм полагал, что все люди делятся на тех, кто ориентирован на «обладание» и тех, кто способен жертвовать собой. Для одних смысл жизни – брать, иметь. Другим же важно отдавать, творить, любить. Такой человек может полноценно реализовать себя только в служении людям. Русский мыслитель Франк писал, что жизненный путь человека - это «путь борьбы и отречения - борьбы смысла жизни против ее бессмысленности, отречение от слепоты и пустоты ради света и богатства жизни». Постижение смысла жизни человека возможно только при достижении духовной свободы и через творческое начало человека.

Есть и другой подход в понимании смысла и цели жизни человека. В соответствии с данным подходом смысл жизни заключается в самой жизни. Смысл жизни заключается не в конечных итогах жизни, а в процессе достижения жизненных целей.
Человек как биологическое существо смертен. Но, тем не менее, в социальном отношении человек имеет возможность вечного, то есть относительно бесконечного, существования. Жизнь человека продолжается в последующих поколениях, в жизни детей, внуков. Жизнь человека продолжается в созданных им различных предметах и произведениях культуры, научных трудах, в совершенных открытиях. Самоутверждаясь в творчестве, человек тем самым обеспечивает свое социальное существование. Социальное существование человека более длительно, а иногда и бесконечно, по отношению к существованию индивида.
Слайд 96
Проблема смерти и бессмертия
Философия рассматривает смысл смерти с точки зрения осознания ее

как завершающего этапа жизни человека. Именно перед лицом смерти человек способен оценить и понять свою прожитую жизнь. В этой ситуации человек способен изменить программу своей жизни с позиции иных ценностных установок и готовности их осуществить.


  • истории философии можно выделить различные понимания смысла смерти человека. Например, для древних египтян жизнь человека являлась лишь подготовкой к его загробной жизни. Древние японцы считали, что после смерти человек продолжает жить в своих потомках. Древнегреческая философия предпринимает попытки преодолеть страх человека перед смертью. Плато н считал, что человек состоит из двух частей - бессмертной души и смертного тела. При этом смерть – это освобождение души из


«темницы» тела. В результате смерти душа высвобождается, а тело превращается в прах и тлен. Сто ики утверждали, что смерть является всеобщей и естественной, так все в этом мире имеет конец. Эпикур, призывая не бояться смерти, утверждал, что, когда мы живем – смерти нет, а когда она приходит – нас уже нет.
В христианской философии смерть - это недоступное разуму таинство. Смерть - это нечто бессмысленное, противоречащее духовной сущности человека. Вера в спасение и преодоление смерти - главный мотив христианства. Нидерландский философ XVII века Спино за считал, что свободный человек ни о чем так мало не думает, как о смерти.