ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 683
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Экзистенциа льная философия XX века рассматривает жизнь как бытие
-
смерти. По мнению экзистенциали стов, проблема смерти становится актуальной для человека в критической, «пограничной» ситуации, в состоянии между жизнью и смертью. В подобной ситуации человек выбирает либо движению к смерти, то есть самоубийство, либо проявляет волю к жизни. В экзистенциональной философии постижение смысла жизни человека происходит через анализ проблемы смерти. Жизнь человека приобретает смысл через обретение внутренней свободы и понимание ответственности за свои действия и за все происходящее в обществе.
Материалистическая философия утверждает, что душа человека умирает вместе с телом. Монтень, французский мыслитель эпохи Возрождения, отмечал, что бессмертие обещают нам только Бог и религия; ни природа, ни наш разум не говорят нам об этом. Современный английский мыслитель Рассел писал: «Бог и бессмертие - эти центральные догмы христианской религии не находят поддержки в науке. Люди будут и впредь верить в бессмертие, потому что это приятно». Атеистическая философия отрицает возможность индивидуального бессмертия человека. Тем самым, они лишают человека малейшей надежды на загробную жизнь, отказывают в возможности хотя бы иллюзорного утешения. Кроме того, человек получает право совершать любые поступки, преступления. Высший, божественный, суд и воздаяние, ожидающие каждого верующего после смерти, этим людям не грозят. Как справедливо заметил Достоевский, «если Бога нет, то все дозволено».
Таким образом, атеистическое мировоззрение должно быть органически связано с формированием высокой нравственной, правовой, политической и философской культуры. Современная культура должна способствовать подготовке высоконравственного и ответственного гражданина.
Стоит отметить, что проблема бессмертия имеет в материалистической философии собственное решение. Процесс развития человека и человечества тесным образом связан с формированием мира культуры. Мир культуры складывается из материальных и духовных ценностей, системы производства, сохранения и распределения предметов культуры. Человек – творец культуры
-
поэтому бессмертие человека может быть обеспечено на основе его вклада в развитие культуры.
Слайд 97
Тема 2.7 Философские проблемы культуры
ультура как предмет философского рассмотрения
Понятие «культура» является универсальным. Оно используется во всех социально-гуманитарных науках как научный термин. Данное понятие не менее широко употребляется в искусстве, философии и в обыденной речи.
Латинское слово «культура» в начале первого века до нашей эры ввел древнеримский философ и политический деятель Марк Порций Катон. Оно обозначало обработку почвы, земли. Немного позже ицерон использует понятие «культура» применительно к человеку. Культура стала пониматься в значении воспитания и образования человека, формирования идеального гражданина. Признаками культурного человека являлись: добровольное самоограничение, соблюдение правовых, религиозных, моральных норм. Таким образом, формируется классическое понимание культуры как воспитания и образования человека. Термин «культура» используется для обозначения интеллектуального, духовного совершенства. Он применяется для формирования эстетического развития общества и человека. Культура определяет все то, что создано человеком для удовлетворения потребностей.
Слово «культура» также используется для обозначения культуры разных народов на определенных исторических этапах. Оно применяется для определения образа жизни какого-либо общества, группы людей. Например, часто употребляются словосочетания «культура древнего мира», «культура эпохи Возрождения». Термин культура применяется для обозначения специфики отдельных видов социальных общностей «культура молодежи», «культура семьи», «деревенская культура».
На обыденном уровне понятие «культура» в основном ассоциируется, с произведениями литературы и искусства. Оно также применяется для характеристики деятельности театров и музеев. Данным термином обозначают область духовной жизни. Оно также относится к формам, продуктам интеллектуальной и художественной деятельности.
-
повседневной жизни слово «культура» выражает образец, идеал или идеальное состояние. С ним мы сравниваем те или иные факты или явления.
Например, говорим о профессиональной культуре музыкального исполнения.
Разнообразный подход к пониманию культуры и привел к появлению множества определений культуры. В 1952 году американские культурологи Кре бер и Кла кхон насчитали 16 определения культуры. В 1970-е годы число определений достигло 300, в 1990-е годы превысило 500. Сегодня насчитывается около 1000 определений культуры. И это неудивительно, ведь культура – это все то, что создано человеком. Это весь человеческий мир.
Таким образом, первоначально культура – это обработка земли, стремление сделать ее пригодной для службы человеку. В переносном смысле культура — уход, улучшение, облагораживание человека. Речь идет о совершенствовании телесных, душевных и духовных склонностей и способностей. Соответственно, существует физическая культура, духовная культура.
Содержание культуры - это обычаи и нравы, язык и письменность. Оно также включает особенности одежды, поселений, работы, специфика воспитания. К культуре относятся: наука и техника, искусство, религия и многое другое.
По отношению к уровню и состоянию культуры выделяют примитивную и высокую культуру. Вырождение культуры проявляется или в бескультурье, или в рафинированной культуре.
Таким образом, культура - это выражение и результат самоопределения воли народа или индивида. Культура находит проявление в формировании идеала культурного человека. В философии культуры принято проводить различие между культурой и цивилизацией. ивилизация — совокупность достижений техники и технологии, и, связанного с ними, материального комфорта.
Слайд 98
Подходы к определению культуры
При классификации существующих определений культуры выделяют несколько групп или подходов. К ним относятся: антропологический, социологический и философский подходы.
В данной лекции мы рассмотрим только философский подход.
Философский подход представляет широкое видение культуры. Он предлагает изучение фундаментальных основ человеческого бытия и самосознания. Задача этого подхода — проникнуть в суть культуры, ее
явлений. Сущность культуры проявляется в сознательной
преобразовательной деятельности человека по отношению к окружающему миру и самому себе.
В рамках философского можно выделить несколько позиций по
отношению к значениям и оттенкам понятия «культура». Во-первых, подчеркивается, что культура — это «вторая природа», искусственный мир. Они сознательно и целенаправленно созданы человеком. Посредником между искусственным миром и природой выступает человеческая деятельность. Ее понимают как производство материальных благ и технологию, как всего социального бытия человека. Во-вторых, культура трактуется как способ развития и саморазвития человека как родового существа. Человек рассматривается как сознательный, самодеятельный творческий.
ультура — это сущностная характеристика человека. Именно человек
целенаправленно изменяет окружающую его среду. Человек его не
приспосабливается к ней как животное. В результате этого преобразования формируется искусственный мир, мир артефактов. Существенной его частью помимо материальных предметов являются идеи, ценности и символы. Искусственный мир культуры противостоит миру природы. Он не наследуется биологически. Освоение культуры происходит в процессе социокультурной деятельности человека. В результате происходит взаимодействие с другими людьми, формируется опыт.
Впервые культура становится предметом философского изучения в эпоху Просвещения. Идея культуры выражала определенную степень развития разумного начала. Культура рассматривалась в контексте науки, права. Мораль, искусство и религия находили проявление как объективация разума. Например, Гердер понимает культуру как особое развитие
способностей ума. Кант проводит различие между культурой воспитания как нравственностью, и культурой умения как цивилизованностью. Гегель анализирует культуру в качестве различных форм самопознания разума. Искусство, религия, философия - это дух народа, творящий историю. Они создают своеобразные облики культуры. В целом немецкая классическая философия понимала культуру как моральный, эстетический, философский прогресс сознания. Немецкая философия отождествила культуру с формами духовного и политического саморазвития человека и общества. Многообразие форм культуры рассматривается немецкими философами с позиции исторической последовательности.
Мыслители философии жизни отказываются рассматривать культуру как единую линию культурного развития человечества. Формируется новая идея о локальности и об исторической самобытности культур. Культура понимается как оппозиция цивилизации. Например, в трудах немецкого философа Освальда Шпенглера культура противопоставляется цивилизации. Культура - это органическое, творческое духовное начало.ивилизация- утилитарное, технологическое, материальное.
Слайд 99
Философия культуры
«Философия культуры» - это относительно самостоятельная область философии. Она синтезирует концепции о сути и значении культуры как сферы духовной жизни. В истории философского осмысления культуры можно выделить следующие основные модели культуры.