ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 657
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Одним из основополагающих принципов средневековой философии является теоцентризм. Теоцентризм – это учение, согласно которому Бог признается источником и первопричиной всего сущего. Бог является одновременно центром мироздания и активным, творящим началом. Как тип философского мировоззрения теоцентризм распространяется на онтологию и на теорию познания. Согласно христианскому представлению о науках, на высшую ступень помешается теология, за ней следом идет "служанка теологии" – философия, а затем частные и прикладные науки.
Характерной чертой средневековой философии является креационизм. Под креационизмом понимают мировоззрение, опирающееся на идею о творении мира из ничего только воздействием воли Бога. Всемогущество Бога поддерживает существование мира.
Провиденциализм рассматривает историю как исполнение продуманного заранее божественного плана. елью этого плана является спасение человека. Таким образом, в эпоху средневековья изменился комплекс идей, определявших развитие философии. На первый план в этот период вышли религиозные ценности.
Слайд 20
тапы развития средневековой философии. Августин Блаженный
-
истории философии обычно выделяют два основных этапа в развитии средневековой философской мысли. Это период патристики и период схоластики. Патристика представляет собой ранний этап – этап становления философии эпохи средневековья. Она включает в себя теолого-
философское учение «отцов церкви». В это время на основе переосмысления идей античности и ветхозаветной мифологии формируются и получают распространение основные принципы средневековой философии.
Ранний этап патристики получил название «апологетика». К представителям этого течения относятся Тертуллиа н, Лакта ций, Эуриге н, сти н, Климент Александрийский. Их сочинения были направлены на защиту христианского вероучения и часто называются «апологиями». Период II–III веков, когда христианство еще не было официально признанной религией, а его приверженцам приходилось бороться за свое выживание, в
историю философии вошел как период апологетики.
Следующий период в развитии патристики приходится на IV–V века – период классической патристики. В трудах Августина Блаже нного, Василия Великого, Григория Богослова, Григорий Нисского патристика достигает своего наивысшего подъема. В период VI–VIII веков происходит
окончательное утверждение христианской догматики, занявшей главенствующее положение в философии.
Вторым этапом средневековой философии принято считать схоластику. Схоластика представляет собой новый тип философствования. Это учение пыталось с помощью человеческого разума обосновать догмы, принятые на
веру. Расцвет схоластики приходится на XI–XIII века. Схоластику в это время преподавали в школах и университетах. Ее отличительной чертой является то, что она считает себя наукой, поставленной на службу теологии. Однако под
-
влиянием возобновилась разработка проблем познания, возродилась теория двойственности истины.
Завершенное изложение теологии раннего христианства дано в труде Аврелия Августина «О граде божьем». Сторонники язычества утверждали,
что падение Рима связано с предательством римлянами своих богов. Эти боги создавали его величие и охраняли Рим. Августин отверг эти обвинения и изложил свой взгляд на судьбу человечества. «Град божий» – это сообщество избранников Бога. Оно появляется с началом человеческой истории и включает первых библейских патриархов. Это сообщество существовало еще до времени пришествия на землю Христа. Учение Христа и христианская церковь выступают основой для последующего расцвета этого царства божьего. К нему принадлежат лишь предопределенные Богом к спасению люди.
Бог является определяющей силой в истории. Все в жизни человечества подчинено его воле. Бог может нарушить любые законы природы и истории. По мнению Августина, это происходит постоянно.
Человек имеет душу и свободу воли. Душа человека бессмертна. Однако для спасения человечеству недостаточно собственных усилий. Необходимо главенство церкви. Только церковь способна указать путь к спасению. ерковь является высшей инстанцией любой истины. Светское государство, с точки зрения Августина, должно служить церкви.
елью знания является познание Бога. Бог является силой, направляющей человека к истине. Бог – это источник любого блага. Здесь появляется одна из основных проблем христианской философии. Это проблема теодицеи, то есть оправдания Бога. Противники Августина указывали на существование в мире зла.
Августин опирался на платоновскую традицию и считал, что зло – это отсутствие добра. Бог дал людям свободную волю. Адам согрешил по собственной воле, поэтому потерял возможность самостоятельно достичь блага. Философия Августина была тесно связанна с политическими и социальными проблемами его времени. Она стала основой философии, господствовавшей на протяжении средних веков.
Слайд 21
Спор номиналистов и реалистов о природе универсалий
Одной из главных проблем периода схоластики являлась проблема природы общих понятий, или универсалий. Этот термин использовался для противопоставления общих понятий единичным. Схоласты рассматривали бытие через призму логических структур. Проблема взаимоотношения сущностей, соответствующих общим и единичным понятиям, стала для них важнейшей онтологической проблемой.
-
недрах схоластики сформировались три направления, по-разному трактовавшие природу общих понятий. Эти направления – реализм,
номинализм и концептуализм.
Реалисты считали, что универсалии существуют вечно в Божественном разуме. Номиналисты утверждали, что общие понятия образуются разумом на основе постижения единичных вещей.
Наиболее яркими представителями реализма были Иоанн Скот Эуригена, Ансельм Кентербери йский и Фома Аквинский. Они опирались на философскую традицию Аристотеля. Реалисты сформулировали теорию универсалий трех видов. Первый вид – это вид до вещей, который существует по воле Божественного разума. Второй – в самих вещах и является их формой или сущностью. Третий – после вещей – находит свое проявление в разуме человека в результате обобщения.
Такая трактовка природы универсалий получила название умеренного реализма. Впоследствии ее приняла католическая церковь. Крайний реализм рассматривает общие понятия как существующие только вне вещей.
Наиболее видными представителями номинализма в XI–XII веках были Беренгарий Турский и Иоанн Росцелин. Росцелин считал, что универсалии – это лишь имена вещей. Общих понятий не существует, есть только индивидуальное, которое является единственным предметом познания. Его точка зрения была осуждена католической церковью.
Примирительную форму в споре номиналистов и реалистов попытался выработать Пьер Абеля р. Абеляр прославился как непревзойденный в философских дискуссиях оратор и блестящий педагог. Он предложил новое соотношение веры и разума. Абеляр поставил обязательным условием веры понимание. Абеляр развивал диалектику и дал толчок развитию схоластики.
Абеляр выдвинул такие положения о природе универсалий:
-
общие понятия не существуют в реальности;
-
далее – универсалии получают определенную реальность в результате обобщения единичных вещей;
-
затем – чувственное познание является единственным источником истинного знания;
-
а также – общие понятия являются лишь образами. Разум извлекает их из многих однородных единичных вещей;
-
и наконец – абстрактные понятия не имеют соответствия в реальности
-
являются источником мнений, а не знаний.
-
арабской философии похожее учение было разработано несколько раньше, чем в европейской. Автором его являлся Ибн Сина или Авиценна в европейской транскрипции. Философия Авиценны была теоцентричной. Он считал, что мир появился в результате проявления Божественного разума, а не воли. Бог сотворил мир из вечной материи. Бог –это вечное творческое начало, форма всех форм. Процесс создания мира был постепенным.
Авиценна считал, что универсалии существуют в трех видах. До единичных вещей они содержатся в Божественном разуме. В реальных вещах они представляют собой воплощение собственной сущности. После вещей
они существуют в разуме человека как образованные им понятия. Философия Авиценны была осуждена ортодоксальными исламскими богословами.
Слайд 22
Мистицизм
Учение Абеля ра натолкнулось на острое противодействие со стороны одного из виднейших схоластов – Бернарда Клервосского. Бернард Клервосский был представителем самого влиятельного течения в схоластике XII века – мистицизма. Мистицизм являлся отражением тяги людей к слиянию с Богом-творцом. Бернард считал, что постичь истину можно только
-
помощью веры. Наивысшая ступень истины достигается путем овладения непосредственным мистическим опытом. Бернард Клервосский был автором учения о мистической любви к Богу. Эта любовь к Богу является главным условием познания. Он утверждал, что в состоянии экстаза душа мистическим образом отделяется от тела и приобщается к Богу.
Бернард рассматривал также проблему свободы воли человека. Он считал, что воля обладает свободой и делает человека принадлежащим Богу.
Человек в своей жизни опирается на свободную волю и может сознательно приобщиться к сообществу божьих избранников.
Однако главное расхождение между Абеляром и Бернардом Клервосским заключалось в том, что Абеляр был выразителем оппозиции авторитета церкви, а его оппонент выступал как ее защитник. В итоге их противостояния победа оказалась за Бернардом Клервосским. Взгляды Абеляра были осуждены католической церковью.
Мистицизм в христианской философии Западной Европы в XIII веке был представлен в трудах Бонавентуры. Он был оппонентом Фомы Аквинского и опирался на платоновскую традицию. Бонавентура считал, что теология является главной среди всех наук. Философия выступает как пролог
-
теологии. Бонавентура разработал учение о шести ступенях пути к Богу аналогично шести дням творения мира Богом.
-
XIII веке под влиянием быстрого распространения учения Аристотеля в европейских университетах, церковь была вынуждена приспосабливать античное наследие к требованиям времени. Эту задачу вначале попытался решить Альберт Великий, а затем его ученик и выдающийся философ средневековья – Фома Аквинский.
Фома Аквинский считал, что невозможно верить в какую-то истину и знать ее. Человек или знает о чем-то точно, или принимает на веру. Проводя границу между наукой и верой, Аквинский, указывая на различия, обосновал их определенную самостоятельность. Наука не может считать истиной то, что отрицает теология. В случае противоречия следует отдавать предпочтение теологии.
Источником истины является Бог. Человек бессилен перед Божественным разумом. Постичь божественные идеи можно, извлекая образы объектов из чувственного опыта. Единственным источником истинного знания является чувственное познание.
Чувственное познание является посредником между информацией о вещи и человеком. Рациональное и опытное знание способствует познанию образцов, по которым Бог сотворил мир. Они способствуют постижению основных причин всего сущего.
Фома Аквинский пытался приспособить к христианской теологии естественнонаучную картину мира Аристотеля. Мир имеет у Аквинского четкую иерархическую структуру. Низшей ступенью является неживая природа. Над ней стоят животные и растения. Более высокую ступень представляет мир людей. В нем осуществляется переход к духовной сфере. Завершает иерархию Бог. Он является абсолютной причиной, смыслом и целью всего существующего в мире. Аквинский объяснял причины природных явлений. Землетрясения, извержения вулканов, бури и подобное являются наказанием Бога за грехи и служат предупреждением.
Слайд 23
Проблемы сущности существования и души в философии Фомы
Аквинского. оказательства бытия Бога