Файл: Предмет и сущность учебной дисциплины Основы организации научноисследовательской работы.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 284
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Мы укажем несколько требований, обязательных для написания рефератов студентами.
1. Реферат — это не списывание чужого текста, а его реферирование.
Списывание хотя бы одной строчки чужого текста (без указания на его автора и оформления как сноски) в науке считается плагиатом и карается вплоть до
«отлучения от науки». В истории науки такие случаи имели место в самых разных странах, в том числе и наших — Украина, Россия, СССР.
2. Реферирование — это конспектирование основного текста первоисточника (своими словами), сохраняя логику чужой работы, ее структуру
(представленную в оглавлении).
3. Если нужно зареферировать (законспектировать своими словами) только часть исходной работы (отдельную главу, параграф), то все равно все основные требования сохраняются.
4. Если надо в свое конспектирование ввести цитату, то это возможно. В
этом случае мысль из цитируемого источника берется полностью без изменений,
в кавычках и с оформлением сноски на этот источник. Например: [1, с. 15].
5. Чужую мысль можно передать и своими словами (пересказать), но приписывать себе чужие слова нельзя. Все равно надо сделать сноску на автора.
4.2. Рефераты аспирантов к кандидатскому экзамену по истории и философии науки.
Реферативная работа аспирантов более сложная по структуре и научно –
технической культуре. Покажем это.
1. Общеобязательным остается общее для всех занимающихся наукой правило — не допустить плагиата — прямого списывания чужих текстов,
приписывая их себе, без оформления сносок на прочитанную литературу.
NB: здесь надо помнить: у плагиата нет срока давности. В разных странах мира лишали ученых степеней и через 20 – 25 лет
2. В нашем вузе реферат является первой научно – технической подготовкой к дальнейшей работе над кандидатской диссертацией. Поскольку философия — это фундаментальная методология научного познания, то аспирант работает с двумя структурами реферата:
а) первая глава (параграф) — методологическая б) данная методология превращается в системную матрицу, на которой разворачивается исследование медицинской проблемы во второй главе.
3. Разумеется, оформляются: Введение (актуальность, цели, задачи),
Выводы и Список использованной литературы (в алфавитном порядке).
Вопрос 5
Логико – методологические формы научных публикаций (тезисы, статьи,
монографии, диссертации)
5.1. Теоретическая справка.
Современные требования к научным публикациям приведены к общему знаменателю: систематизированы, схематизированы и контролируются ВАК —
Высшей аттестационной комиссией России.
Все публикации мелкой и крупной формы — от научных тезисов до монографии и диссертаций — пишутся по единой схеме:
— Актуальность (постановка проблемы, цели и задачи):
— историко- научная справка исследуемой проблемы;
— Сущность проблемы;
— Достигнутые результаты;
— Выводы…
— Использованная литература (в алфавитном порядке).
NB: сноски оформляются так: в квадратных скобках [10,с.15]. Цитаты берутся без изменений, в кавычках, с указанием страницы и N в списке литературы.
5.2. Образцы и примеры научных публикаций
Тезисы
(к научным конференциям)
В. Н. Александровская,
А.И. Бабенко
ГОО ВПО «Донецкий национальный медицинский университет имени М. Горького»,
г. Донецк
ЛИНЕЙНЫЙ И НЕЛИНЕЙНЫЙ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ
СЛОЖНЫХ ОБЪЕКТОВ В
ВУЗОВСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
Актуальность данной проблематики продиктована быстрым развитием современных наук – кибернетики, синергетики, нейронаук, квантовой физики,
химии и др. Линейный и нелинейный подходы – это две парадигмы изучения и исследования объектов любой природы и сложности. В методологии науки линейный подход – это простой системный подход. Нелинейный подход – это сложный, более глубинный синергетический подход, вскрывающий причины в их комплексе.
Так, физиологические процессы биоорганизма можно рассматривать как линейные и нелинейные (синергетические), то есть: 1) их надо рассматривать как информационную среду (в основе которой лежат сети); 2) любая физиологическая система – это не только анатомо-физиологическое линейное образование, но и нелинейная структура более глубокого порядка функционирования.
В этом своем втором качестве физиологическая система обнаруживает свои сложные нелинейные кибернетические характеристики (саморегуляция,
самоорганизация, самовоспроизводство информационной среды).
Именно синергетика описывает кибернетические процессы в подобных средах. Сети в синергетическом подходе – это единицы описаний объекта, - в нашем случае сложных, невидимых, нелинейных физиологических процессов.
Этот же вопрос у В. Аршинова представлен следующим образом: «Единицей описания, - пишет он, - в традиционном подходе является отдельный элемент рассматриваемой системы, - например, клетка нейрон, компьютер в сети.
Единица описания в синергетике – это сеть, состоящая из клеток, нейронов,
компьютеров. В обычном описании свойства приписываются индивидуальному объекту, в синергетике – ансамблям, множествам объектов. То есть, за результат работы, способность быть наделенными теми или иными свойствами «отвечают»
не отдельные элементы системы, а их коллективные взаимодействия –
способности, синхронизации, когерентности» [1]. Н.В. Кочубей конкретизирует эту мысль следующим образом: если физиология биоорганизма – это сетевая информационная среда, то в ней идут процессы информационной саморегуляции и самовоспроизводства информации о состоянии биоорганизма – о его патогенезе. В этом случае сети – это единицы описания этой информации.
Следовательно, необходимо создавать технологии в этом направлении, умеющие считывать информацию (какойнибудь «физионет», «нейронет»), должен быть
ЛИНЕЙНЫЙ И НЕЛИНЕЙНЫЙ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ
СЛОЖНЫХ ОБЪЕКТОВ В
ВУЗОВСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
Актуальность данной проблематики продиктована быстрым развитием современных наук – кибернетики, синергетики, нейронаук, квантовой физики,
химии и др. Линейный и нелинейный подходы – это две парадигмы изучения и исследования объектов любой природы и сложности. В методологии науки линейный подход – это простой системный подход. Нелинейный подход – это сложный, более глубинный синергетический подход, вскрывающий причины в их комплексе.
Так, физиологические процессы биоорганизма можно рассматривать как линейные и нелинейные (синергетические), то есть: 1) их надо рассматривать как информационную среду (в основе которой лежат сети); 2) любая физиологическая система – это не только анатомо-физиологическое линейное образование, но и нелинейная структура более глубокого порядка функционирования.
В этом своем втором качестве физиологическая система обнаруживает свои сложные нелинейные кибернетические характеристики (саморегуляция,
самоорганизация, самовоспроизводство информационной среды).
Именно синергетика описывает кибернетические процессы в подобных средах. Сети в синергетическом подходе – это единицы описаний объекта, - в нашем случае сложных, невидимых, нелинейных физиологических процессов.
Этот же вопрос у В. Аршинова представлен следующим образом: «Единицей описания, - пишет он, - в традиционном подходе является отдельный элемент рассматриваемой системы, - например, клетка нейрон, компьютер в сети.
Единица описания в синергетике – это сеть, состоящая из клеток, нейронов,
компьютеров. В обычном описании свойства приписываются индивидуальному объекту, в синергетике – ансамблям, множествам объектов. То есть, за результат работы, способность быть наделенными теми или иными свойствами «отвечают»
не отдельные элементы системы, а их коллективные взаимодействия –
способности, синхронизации, когерентности» [1]. Н.В. Кочубей конкретизирует эту мысль следующим образом: если физиология биоорганизма – это сетевая информационная среда, то в ней идут процессы информационной саморегуляции и самовоспроизводства информации о состоянии биоорганизма – о его патогенезе. В этом случае сети – это единицы описания этой информации.
Следовательно, необходимо создавать технологии в этом направлении, умеющие считывать информацию (какойнибудь «физионет», «нейронет»), должен быть
изобретен свой доступ в «физиосеть» по типу WWW – «всемирной паутины» [2, с.
156].
Таким образом, изучение данного материала позволяет нам сделать ряд выводов: во-первых, линейный и нелинейный подходы – это различные по сложности две ступени исследования объектов любой природы и сложности;
во-вторых, оба подхода способны дополнять друг друга и в информационном режиме объективно и вовремя фиксировать нормальное и патологическое состояния физиологии в биоорганизме; в-третьих, появляется необходимость создавать соответствующие диагностические устройства; вчетвертых, линейное и нелинейное мышление является дальнейшим развитием и углублением методологии диалектического материализма.
ЛИТЕРАТУРА.
1.Аршинов В.И. Методология сетевого мышления / В.И. Аршинов, Ю.А.
Данилов,В.В. Тарасенко. – Режим доступа: www. – Synergetic.ru
2. Кочубей Н.В. Синергетические концепты и нелинейные контексты: монография
/ Н.В. Кочубей. – Сумы: Университетская книга, 2009. – 236 с.
Научные статьи (размещены в сети интернет и открываются по фамилии автора).
Монографии
Монографии открываются в сети интернет по фамилии их авторов.
Достаточно познакомиться с оглавлением книги.
Выводы: По данной лекции мы можем сделать несколько выводов.
Во – первых, ранние лекции не позволяют широко демонстрировать научные формы (тезисы, статьи, монографии, диссертации). Все это можно найти в интернет- сети.
Во - вторых, наша задача — показать логику и методологию научного анализа любого объекта исследования.
В – третьих, более конкретную помощь при изготовлении рефератов окажут преподаватели на практических занятиях.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Александровская В.Н. Логика (учебное пособие для медицинских вузов). —
Донецк: Норд.—2011. — 40 с.
156].
Таким образом, изучение данного материала позволяет нам сделать ряд выводов: во-первых, линейный и нелинейный подходы – это различные по сложности две ступени исследования объектов любой природы и сложности;
во-вторых, оба подхода способны дополнять друг друга и в информационном режиме объективно и вовремя фиксировать нормальное и патологическое состояния физиологии в биоорганизме; в-третьих, появляется необходимость создавать соответствующие диагностические устройства; вчетвертых, линейное и нелинейное мышление является дальнейшим развитием и углублением методологии диалектического материализма.
ЛИТЕРАТУРА.
1.Аршинов В.И. Методология сетевого мышления / В.И. Аршинов, Ю.А.
Данилов,В.В. Тарасенко. – Режим доступа: www. – Synergetic.ru
2. Кочубей Н.В. Синергетические концепты и нелинейные контексты: монография
/ Н.В. Кочубей. – Сумы: Университетская книга, 2009. – 236 с.
Научные статьи (размещены в сети интернет и открываются по фамилии автора).
Монографии
Монографии открываются в сети интернет по фамилии их авторов.
Достаточно познакомиться с оглавлением книги.
Выводы: По данной лекции мы можем сделать несколько выводов.
Во – первых, ранние лекции не позволяют широко демонстрировать научные формы (тезисы, статьи, монографии, диссертации). Все это можно найти в интернет- сети.
Во - вторых, наша задача — показать логику и методологию научного анализа любого объекта исследования.
В – третьих, более конкретную помощь при изготовлении рефератов окажут преподаватели на практических занятиях.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Александровская В.Н. Логика (учебное пособие для медицинских вузов). —
Донецк: Норд.—2011. — 40 с.
2. Княжицкая О.И. Научно- исследовательская работа — ключевой ресурс интеллектуального капитала: монография.—СПб: Издательство Санкт –
Петербургского университета управления и экономики, 2014.— 164 с.;ил