Файл: Предмет и сущность учебной дисциплины Основы организации научноисследовательской работы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 282

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2. Теоретико – методологическое значение диалектических категорий в медицине и биологии.
В любом научном исследовании категории диалектики выполняют функцию методологического вектора изучения объекта (в медицине – болезни.
В теоретико – методологической философии представлен ряд парных диалектических категорий: «явление и сущность», «форма и содержание»,
«причина и следствие», «движение и развитие», «пространство и время»,
«возможность и действительность», «необходимость и случайность», «целое и часть», «общее и особенное». Рассмотрим эти категории в самом общем виде, на уровне их внутренних структур (свойств, характеристик).
1. Явление и сущность
Явление (симптом)
Сущность (болезнь)
— наглядность
— относительная устойчивость
— текучесть
— абстрактность
— изменчивость
— динамичность
— временность
— конкретность
2. Форма и содержание.
Все объекты живой материи имеют форму и содержание, которые:
неразрывны, их связь неоднозначна, а их развитие оптимально
Форма
Содержание

— внутренняя форма:
= упорядочивает содержание в упорядоченность формы;
= это структура для содержания, его скрепа (осуществляет поиск внешней формы);
= внутренняя форма возникает вместе с содержанием еще в замысле (в виде контура, будущего образа);
= любой объект имеет только присущую ему форму;
= внутренняя форма — это связующее звено между внешней формой и содержанием объекта;
= внутренняя форма есть содержание по отношению к внешней форме объекта;
— внешняя форма:
= это средство воплощения содержания объекта, его внутренней формы;
— то, что составляет сущность объекта (внутренние связи, процессы,
тенденции и противоречия, структура),
все, что содержится в объекте.
— ведущая сторона;
— изменения начинаются с содержания;
— содержание облекается в разные формы.
NB: при исследовании фрагмента содержания употребляют слово
«компонент» ( но не «часть» или
«элемент»);
NB: старая форма тормозит развитие содержания: наступает внутренний конфликт между формой и содержанием — ломается старая форма и возникает новая
(соответствующая новому содержанию)
Пример: замысел, сюжет, композиция нуждаются в определенном материале,
определенных способах воплощении, в результате получается внешняя форма —
объективное бытие художественного образа.
3. Причина и следствие.
Теоретическая справка: физики (М.Планк и др.) всегда считали, что в основе всех событий естественного и духовного мира лежат закономерные связи,

именно они именуются причинностью (в организме нейронные связи и др.) То есть, источник причинности — это взаимосвязь и взаимодействие противоположности внутри данной системы. В диалектике причина — это активное и первичное по отношению к следствию.
Причина и следствие имеют ряд свойств.
Причина:
Следствие:
— однонаправленность (причина наступает раньше следствия);
— всеобщность (причинные отношения всеобщие, универсальные, т.к. в живой материи нет явлений без причин).
— объективность:
причина — это всеобщий закон связи
— последовательность: причина со своим следствием связана однозначно,
т.к. порождает строго определенные следствия;
— определенность и однозначность:
определенная причина производит определенное следствие, хотя одно и то же явление может быть результатом действия разных причин (принцип множественности причин);
— закономерность: характер причины и следствия зависит от условий их действия, носят закономерно –
необходимый характер.
— следствие не может вызывать причину, но взаимодействие с нею может влиять на носителя причины;
— следствие может стать причиной нового явления;
— следствие не пассивно по отношению к причине, оно оказывает обратное влияние на причину
— следствие всегда оказывается причиной другого явления, в результате чего образуются сложные причинно – следственные цепи
(сети).

4. Движение и развитие.
Теоретическая справка. В соответствии с диалектическим материализмом вся живая материя находится в вечном движении: функционирует, питается,
развивается, растет, размножается, расцветает, угасает и гибнет — это есть движение. В биоорганизме движением являются бесчисленные внутренние процессы: обменные процессы, пульсация энергии и информации, переработка и усвоение продуктов питания и выбросы шлаков, гомеостаз и т.п.
NB: движение — это сущностный атрибут материи.
Поэтому движение, как и сама материя, несотворимо и неуничтожимо, абсолютно, фундаментально и всеобще (универсально).
Движение и развитие имеет ряд свойств.
Движение
Развитие

— это способ существования материи:
быть — значит быть в движении.
NB: первопричины движения и материи — это один и тот же вопрос.
— Причина движения в самой материи.
— движение — это единство изменчивости и устойчивости,
беспокойства и устойчивости;
— в движении есть момент устойчивости (покой —
характеристика движения);
— абсолютный покой невозможен
(это смерть);
— по А Эйнштейну: движение тела —
это изменение его положения относительно другого тела:
— многообразие форм движения материи:
= механическая;
= физическая;
= химическая;
= биологическая;
= социальная
— развитие — все находится в пути к иному;
— связи живой материи образуют направленность этого пути;
— развитие — это «развертывание»;
— развитие — это заложенность всего в начальной точке (в первом шаге виден и последующий);
— принцип движения материи дает идею развития ее;
— развитие — это необратимость,
определенная направленность,
закономерные изменения материальных и идеальных объектов
— все это ведет к возникновению нового качества
— невозможен возврат к пройденным этапам;
— в развитии — направленное изменение (накапливаются однокачественные изменения);
— «закономерное изменение» — это
«необходимое изменение»;
— развитие поднимает еще выше все достигнутое; это появление нового качества.
— развитие — это прогресс или регресс
(это две разные тенденции развития);
— восходящая и нисходящая линии развития
— в объективной реальности сосуществуют: процесс и регресс,
деформации, распад, революционные


(скачкообразные) и эволюционные изменения;
— развитие осуществляется во времени (только время выявляет его направленность и необратимость);
1   2   3   4   5   6   7   8

— развитие любой системы — это реализация всеобщего принципа бытия — активности, внутреннего порыва к самовыражения ( в виде бесконечных форм взаимодействия).
5. Пространство и время.
Пространство и время имеют свойства, отметим их.
Пространство
Время
а) специфические свойства:
— метрические (количественные)
= гомогенность;
= протяженность;
= трехмерность;
= структурность;
= изотропность;
= разнородность;
= непрерывность;
= кривизна;
= анизотропность (физическое различие)
— Топические свойства
(качественные):
= симметрия;
= ассиметрия;
= формы, размеры;
= расстояние между телами;
= распределение вещества и поля.
— всеобщие свойства:
= объективность;
= независимость от сознания;
б) виды пространства:
— биологическое;
— социальное;
а) специфические свойства:
— метрические (количественные):
= вечность;
= длительность;
= направленность;
= непрерывность;
= специфичность проявления;
— Топологические свойства
(упорядоченность:
= цикличность;
= необратимость;
= ритм;
= темп;
— всеобщие свойства:
= объективность;
= независимость от сознания б) виды времени:
— геологическое;

— психологическое
— биологическое;
— социальное;
— психологическое
NB: чтобы раскрыть болезнь, патогенез или любое явление живой материи на уровне пространства и времени, надо использовать методы «сравнения и аналогии».
6.Возможность и действительность
Любое явление живой материи всегда интересно проанализировать с позиции его возможного наступления, реализации, превращения в действительность. Для любой науки интерес представляет сам механизм перехода возможного (потенциального) в действительное. Например, человек обладает скрытым потенциалом (нормальным или патологическим), который может или не может реализоваться, то есть, стать действительным. Необходим механизм видения этого перехода возможного в действительное. Анализируя болезнь, врач также должен ее анализировать и под этим углом зрения. Здесь мы в общем виде раскрываем структурно – логическую схему категорий возможного и действительного, а также затрагиваем механизм их действия.
Возможность
Действительность
а) методологические характеристики возможности:
— скрытость(латентность)
возможности:
Пример: эмбрион –
новорожденный (возможность –
действительность).
= возможность — это скрытый потенциал действительности
(действительное «беременно»
возможным);
- возможность — это тенденция развития действительности (как ее внутренний потенциал);
= явления (потенция) развивается в свою противоположность: это —
превращение явления и реализация возможности.
б) Определение возможности:
это то, что в данных условиях:
- еще не реализовано, но существует объективно;
- возникает закономерно в процессе развития;
- причинно обусловлено;
- содержится в самой действительности; имеет в ней свое некоторое бытие;
в) механизм превращения явления и реализация возможности — это:
— переход возможности в действительность;
а) методологические характеристики действительности:
— объективность (диалектико –
материалистическая природа
«действительности»):
= признает первичность материи и вторичность сознания, следовательно развивается по линии трех законов диалектики – противоречия, развития,
эволюции.
- единство всего сущего (природы,
общества, мышления, сознания);
- закономерность (необходимость) и совпадает с нею;
Гегель: «все действительное разумно, все разумное действительно»
— действительность — это реализованная возможность: это две противоположности, где возможность
— это момент действительности.
б) пределы действительности:
— не все сущее есть действительность;
— статус действительности имеет только закономерно сущее
(необходимое)
NB: действительность выше чем бытии и существование.
в) диалектика этих двух категорий — это их взаимодействие.


— возможность рождается в определенных условиях, ее корни — в действительности с ее законами;
— множество возможностей (иногда противоречивых).
NB: все сущее, не являющееся закономерным (необходимым), не есть действительное.
План.
План.
1. Логика и методология проведения конкретно - научного исследования (КНИ)
1.1. Организация и проведение КНИ
1.2. Организационно —технический план КНИ
2. Логика работы с научной информацией
2.1. Логика и методика сбора первичной информации
2.2. Логика опроса и сбора первичной информации
3. Логика структурного анализа объекта (на примере социального исследования)
3.1. Структура коллектива
3.2. Методы структурного анализа коллективов
4. Реферирование научной литературы
4.1. Рефераты студентов
4.2. Рефераты аспирантов к кандидатскому экзамену по истории и философии науки
5. Логико – методологические формы научных публикаций (тезисы, статьи,
монографии, диссертации)
5.1. Теоретическая справка
5.2. Образцы и примеры научных публикаций
Выводы
ЛИТЕРАТУРА

Логика и методология проведения конкретно-научного исследования
(КНИ).
1.1. Организация и проведение КНИ.
а) Актуальность и значение данной темы в системе врачебного образования. Предлагаемый теоретический материал имеет общенаучный,
общеметодологический характер и может быть использован в технике исследования в любой науке, в том числе и в медицинском исследовании.
Понятие «социологическое исследование» вполне может быть заменено понятием «биологическое исследование», «физиологическое исследование»,
«клиническое исследование»и т.п.
— Любой исследователь научной проблемы должен знать, что повод к проведению КНИ — это всегда противоречие в развитии организма, системы
(биологической, социальной и т.п.). С поиска этого противоречия начинается и постановка проблемы, собственно – научное исследование.
Научная проблема отражает противоречие, ситуацию
(медикобиологическую и т.п.) между знанием о потребностях организма
(биологического, общественного) и незнанием их реализации. Постановка научной проблемы (в любой науке) — это выход за пределы изученного в сферу того, что должно быть изучено. Научная проблема направлена на приращение знания по исследуемой тематике.
б) Место и роль программы в КНИ
— Студент. молодой ученый часто не знает, с чего начать исследование. Необходимо составить программу исследования. Программа КНИ
— это изложение логики и системы методов анализа объекта соответственно решаемым задачам.
— Программа КНИ — это теоретический документ, отвечающий всем требованиям исследования.
— Логика КНИ. В логику исследования входят: цель, задачи, выбор методов и процедур по сбору и обработке информации об исследуемом объекте.
—Цель исследования: это познание свойства, связей и отношений избранного объекта в любой науке (заболевание в биоорганизме, патологические процессы в социоорганизме и т.п.).
Некоторая исходная информация о сущности исследуемого объекта.
Выдвижение гипотезы и определение процедуры и методов дальнейшего исследования на основе теоретической обработки информации.