Файл: Предмет и сущность учебной дисциплины Основы организации научноисследовательской работы.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 280
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
На основе этих знаний осуществляется разработка практических рекомендаций относительно изучаемого объекта, формулируются новые понятия и теории.
КНИ, как правило, являются комплексными: они решают как практические,
так и теоретические проблемы.
в) Научная и практическая проблема.
— Часто студенты не знают, где начало, где конец исследования.
Решить научную проблему — значит получить новое знание или создать теоретическую модель, идеальную схему, объясняющую то или иное явление. На основе этого знания вырабатываются практические рекомендации.
— «Минным полем» для исследования (особенно начинающего) могут оказаться «мнимые проблемы», которые либо не отражают реальной ситуации,
либо слишком широки, и не могут быть решены в принципе или за реальный отрезок времени.
— Часто в самом начале исследования не всегда удается ясно и четко сформулировать научную проблему. Это не страшно. В этом случае она намечается лишь в самых общих чертах, а при разработке других частей программы ее формулировка уточняется.
г) Цели и задачи КНИ.
— Прежде всего определяется цель КНИ, его ориентация, т.е.
решаются теоретические или прикладные задачи, от чего зависти вся логика
КНИ. Программа КНИ должна четко отвечать на вопрос: на решение какой проблемы и на получение каких результатов ориентируется данное исследование.
— Логика КНИ обусловлена содержанием проблемы, задаваемым центральным вопросом. В теоретически ориентированном КНИ прежде всего решаются теоретические (основные), а затем практические(неосновные) задачи,
в прикладном КНИ — наоборот.
— Основные задачи соответствуют цели КНИ. Неосновные ставятся для подготовки будущих КНИ и решаются на материале, полученном для поиска ответа на центральный вопрос.
д) Объект КНИ.
— Объект КНИ (в социальной системе — это деятельность людей и условия этой деятельности; единица наблюдения — это сами люди).
— Предмет КНИ — это изучаемая сторона объекта. Одному объекту может соответствовать несколько предметов исследования.
— Объект и предмет КНИ могут совпадать, когда необходимо изучить все стороны объекта.
е) Гипотезы в КНИ и их проверка.
— Научная гипотеза может быть сформулирована только в результате предварительного анализа изучаемого объекта. Гипотеза в КНИ — это научно обоснованное предположение о структуре социальных объектов, о характере элементов и связей, образующих эти объекты, и о их механизме. Гипотеза —
промежуточное звено между проблемой и теоретической моделью; она руководит действиями исследования во время исследования; формулировка гипотезы зависит от проблемы; постановка научной проблемы в начале исследования определяет его направление и задает каркас будущей теоретической модели через гипотезу — функционирования и развития. Гипотеза отличается от теории по истинности своих исходных посылок. Логическая структура у них одинакова. Научно обоснованная гипотеза должна отвечать ряду требований:
= она должна быть методически отработанной;
= объясняя факты в одной области знания, она не должна противоречить другим теориям или уже известным и проверенным фактам;
= она должна быть доступна проверке в ходе КНИ;
= она должна быть непротиворечивой, истинной в своих исходных посылках.
— Если почти все выведенные из гипотезы следствия истинны, то гипотеза истинна и может быть принята. В противном случае она либо отвергается, либо переформулируется.
— Образцом КНИ является такая работа, в которой ясно сформулирована проблема, четко определены и интерпретированы понятия и имеется одна или несколько гипотез, достаточно верно сформулированных,
допускающих введение частных гипотез, достаточно верно сформулированных,
допускающих введение частных гипотез и их эмпирическую проверку.
1.2. Организационно – технический план КНИ.
Существует три варианта (этапа) стратегического плана КНИ — поисковый,
аналитический и эксперементальный.
а) Поисковый план КНИ.
— Применяется в самом начале научного исследования, когда нет четкой гипотезы представления о проблеме или объекте КНИ. Цель этого плана —
формулировка проблемы.
Поисковая работа направлена на то, чтобы более ясно и четко сформулировать проблему, определить основной набор исследовательских средств —методик и техник исследования, порядок их применения, определить очередность их задач.
— Поисковый план предлагает три основных этапа работы: изучение документов; проведение собеседования (интервью); наблюдение.
= Необходимо просмотреть всю литературу по данной теме, не забывая смежные области исследования. При этом составляется библиография и изучаются литературные источники
= Цель собеседования —получить дополнительные знания об объекте и попытаться сформулировать несколько первичных гипотез. Необходимо составить список лиц и учреждений. к которым необходимо обратиться за консультацией.
= Наблюдение — завершающий этап поисков работы. На этом этапе имеется уже некоторая информация, формулируется проблема, выдвигаются гипотезы.
Заметьте: нельзя долго задерживаться на поисковом этапе, надо переходить к описанию набранного материала.
б) Аналитический план КНИ.
Аналитический план позволяет упорядочить известные факты или данные,
обеспечивает довольно полное и строгое описание изучаемого объекта.
Аналитическая работа начинается тогда, когда имеется описательная гипотеза, т.е. представление о структурно – функциональных связях и классификационных характеристик изучаемого объекта.
Цель этого этапа — проверить гипотезу и в случае ее подтверждения получить точные качественно- количественные характеристики изучаемого объекта.
На этом этапе научного исследования недостаточно изучения литературы,
наблюдений и интервью (собеседований, например, с пациентами). Применяется другой набор исследовательских средств: выборочное или монографическое обследование; анкетирование, группировка и корреляционный анализ полученных данных.
в) Экспериментальный план КНИ.
К этому уровню научного исследования переходят тогда, когда имеющиеся знания об объекте позволяют сформулировать объяснительную гипотезу.
Цель этого плана — установить причинно- следственные связи в объекте,
раскрыть не только его структуру, но и причины, обусловливающие его функционирование и развитие (например, развитие болезни или какого-нибудь специального явления и т.п.).
Открывается возможность осуществить эксперимент, т.е. не только зафиксировать наличие связей, но и определить их направленность.
В одном исследовании обычно встречаются все три плана (этапа).
Завершение работы над планом КНИ служит формальным основанием начала непосредственной работы на объекте.
Вопрос 2. Логика работы с научной информацией
2.1. Логика и методика сбора первичной информации.
а) Наблюдение и измерение, их статистическая обработка.
— Наблюдение в КНИ — это метод сбора первичной информации об объекте путем непосредственного восприятия (например, его болезни и т.п.) и прямой регистрации всех факторов. Наблюдения характеризуются систематичностью,
планомерностью и целеустремленностью.
— Особенности наблюдения — связь наблюдателя с объектом наблюдения;
наличие субъективизма в исследовании (например, врач исходит из своего личного опыта); наличие у наблюдателя эмоциональности восприятия
(психологическое восприятие) врачом своего пациента; сложность повторного наблюдения (отсутствие идентичности наблюдаемых факторов).
— Применение наблюдения. Наблюдение редко бывает основным методом сбора научной информации и применяется наряду с другими методами, когда информация не может быть получена иным способом.
— Наблюдение используется: как источник информации об объекте; для построения гипотез; для проверки данных, полученными другими методами.
— Этапы наблюдения в КНИ:
Установление объекта и предмета наблюдения ,определение цели,
постановка задач.
Обеспечение доступа к окружающей среде объекта исследования
(возможно заболевание носит социальный характер).
Выбор способа (вида) наблюдения и разработка процедуры на основе предварительного собранного материала.
Подготовка технических документов (во врачебном обследовании —
результаты всех анализов для истории болезни).
Проведение наблюдений , сбор данных, накапливание информации, запись результатов наблюдения выполняется в виде краткой записи (например, в истории болезни); карточек, регистрирующих информацию (например, результаты лабораторных исследований больного), протокола наблюдений (возможных консилиумов, консультаций с коллегами); дневника наблюдений (ежедневные записи в истории болезни); фотографирование или фотозаписей.
Контроль наблюдения осуществляется разными способами: проведением разговора с участниками ситуации; обращением к документам, связанным с данным событием; верификацией результатов.
Отчет о наблюдении должен содержать: тщательную документацию о времени, месте и обстоятельствах производственного наблюдения; информацию о роли наблюдателя в коллективе, способе наблюдения; характеристику наблюдаемых лиц; подробное описание наблюдаемых факторов; собственные заметки и интерпретации наблюдателя.
б) Опрос как метод сбора первичной научной информации
— Определение:опрос —это метод сбора первичной вербальной информации от респондентов, полученными методами, непосредственными — интервью,
собеседование или опосредованным —анкетировании
— Основные фазы опроса:адаптация с целью создания у респондента мотивации ответить на вопросы и подготовки его к исследованию; собственно опрос.
— Типы и виды опросов:любой исследователь, в том числе врач, проводя анамнез, должен сгруппировать все свои вопросы в три типа (вида):
= Функционально- психологические вопросы используются для снятия напряжения, для перехода от одной темы к другой, а также для снятия нежелательных установок, возникающих у респондентов. Например, поступив в палату, новый больной первым делом осведомится у соседей по койке о том,
какой «хороший» или «плохой» врач ведет их палату. .Врач должен быть готов к снятию неадекватного к себе отношения со стороны своих пациентов.
= Вопросы —фильтры — предназначены для выяснения, относится ли респондент к той группе людей, для которых предназначен вопрос.
= Контрольные вопросы используются с целью проверки полученных данных.
— Последовательность вопросов.
Любой исследователь ( в том числе врач) должен позаботиться о логичности и последовательности задаваемых вопросов. Предлагаем следующую схему:
Первый вопрос — это вопрос – фильтр, который выясняет, осведомлен ли опрашиваемый о проблеме вообще и думал ли он о ней (например, больной о своей болезни).
Второй вопрос — выясняется, как опрашиваемый в общем относится к данной проблеме.
Третий вопрос — предназначен для получения ответов по конкретным моментам проблемы.
Четвертый вопрос — помогает выяснить причины взглядов опрашиваемого.
Пятый вопрос — направлен на выявление силы этих взглядов, степени субъективной веры, убежденности.
— Виды и разновидности опроса —анкета и интервью.
Факторы, влияющие на эффективность анкеты:
1 группа факторов— установка респондента относительно целей исследования (их значимость в глазах респондента); установка респондента к организации, проводящей исследование; общие социальные установки и ценности ориентации респондента, связанные с его социальным статусом,
1 2 3 4 5 6 7 8
уровнем развития, степенью социализации.
2 группа факторов— мотивизация респондента дать интересующую исследователя информацию; общее развитие респондента; информированность респондента относительно обсуждаемых в исследовании явлений и тем.
— Для эффективности анкеты учитывают следующие требования:
В последние годы в больничных отделениях стал активно использоваться метод анкетного опроса больных. Даже беглый взгляд иногда позволяет зафиксировать, что эти анкеты часто составлены врачами социологически неверно, что сказывается на объективности ответов опрашиваемых. Поэтому предлагаем следующий уровень социологических требований:
2 группа факторов— мотивизация респондента дать интересующую исследователя информацию; общее развитие респондента; информированность респондента относительно обсуждаемых в исследовании явлений и тем.
— Для эффективности анкеты учитывают следующие требования:
В последние годы в больничных отделениях стал активно использоваться метод анкетного опроса больных. Даже беглый взгляд иногда позволяет зафиксировать, что эти анкеты часто составлены врачами социологически неверно, что сказывается на объективности ответов опрашиваемых. Поэтому предлагаем следующий уровень социологических требований:
— все вопросы и высказывания в анкете должны пониматься и интерпретироваться всеми респондентами одинаково;
— формулировка вопросов должна поддерживать в респонденте мотивизацию дать интересующую исследователя информацию;
— формулировка вопросов должна учитывать возможную неосведомленность респондентов об интересующем исследователя объекте, а также возможное отсутствие у респондента интересующих исследователя мнений и установок;
— формулировка вопросов анкеты должна учитывать то возможное обстоятельство, что часть респондентов неспособна адекватно доминировать переживания и мысли.
3 группа факторов — возможные ошибки в формировании вопросов анкеты:
— ошибки неоднозначной интерпретации вопросов;
— ошибки мотивизации, формулировки вопросов;
— ошибки в информативности респондентов;
— ошибки структурированности вопросов.
4 группа факторов—при интервью соблюдают следующие условия:
— место и обстановку проведения интервью (собеседования);
— пол и возраст интервьюера;
— внешний вид интервьюера, его личные качества;
— темп интервью;
— психологическая совместимость интервьюера и респондента;
— регистрация ответов спрашиваемого.
Вопрос 3. Логика структурного анализа объекта (на примере социального исследования).
3.1. Структура коллектива.
а) Определение:структура коллектива подразделяется на два вида —
формальную и неформальную организации, складывающиеся из производственных и непроизводственных отношений. По мнению социологов,
внепроизводственные отношения более объективны, т.к основываются на
личностном качестве людей. В производственной сфере человек показывает себя только с одной стороны — профессиональной. Вне производственной сферы человек может раскрыться с самых неожиданных сторон —проявить свои таланты, способности, энергию, чисто человеческие качества, систему ценностей и пр., что не всегда возможно в рамках производства.
Место, роль и социальная значимость личности в микро – и макроколлективе могут быть различными. Так, студент легче адаптировался на курсе и оказался совершенно неадаптированным в своей группе. Причины могут быт разные. Каждому надо знать пространство или возможности своего адаптирования.
Изучение любого коллектива следует начинать с анализа его формальной и неформальной структуры.
б) Методы структурного анализа коллективов.
— Социометрический опрос —это изучение внутриколлективных и межколлективных связей путем выявления отношений между членами коллектива. Он предполагает изучение психологических расстояний между членами коллектива, которое выражается тремя типам отношений: — выбор—
когда с вами хотят сотрудничать; — отклонение —когда уклоняются от встречи или конфликта с вами; опускание —когда вы не заслуживаете внимания в лице коллектива. Крайней формой опускания является остракизм — полное психологическое невосприятие (несовместимость) коллективом данной личности. Причины этого явления могут быть разные — как отрицательные, так и положительные. Например: личность по своим низким профессиональным и особенно морально – психологическим качествам оказалась недостойной всего коллектива. Как и наоборот: по тем же качествам она оказалась выше коллектива или некоторых «авторитетов» коллектива. В обоих случаях личность может изгоняться из коллектива.
Позиция социологов и психологов: если личность попала в ситуацию остракизма по первой причине, ей следует уйти из коллектива. Если она оказалась в этой ситуации по второй причине — можно уйти и показать свои качества в достойном коллективе. Решение остаться в этом коллективе при всех гонениях принимают только незаурядные личности с сильной волей, смело вступающие в борьбу за свое место и достоинство с позиции «один против всех».
Как правило, это борьба упорная. долгая. К конечному успеху данную личность ведут два пути — постепенное переструктурирование коллектива ( с увеличением своих союзников) и постоянный профессиональный рост и самоутверждение ее в производственной и внепроизводственной сферах (достижение успеха,
социально значимые результаты).
Место, роль и социальная значимость личности в микро – и макроколлективе могут быть различными. Так, студент легче адаптировался на курсе и оказался совершенно неадаптированным в своей группе. Причины могут быт разные. Каждому надо знать пространство или возможности своего адаптирования.
Изучение любого коллектива следует начинать с анализа его формальной и неформальной структуры.
б) Методы структурного анализа коллективов.
— Социометрический опрос —это изучение внутриколлективных и межколлективных связей путем выявления отношений между членами коллектива. Он предполагает изучение психологических расстояний между членами коллектива, которое выражается тремя типам отношений: — выбор—
когда с вами хотят сотрудничать; — отклонение —когда уклоняются от встречи или конфликта с вами; опускание —когда вы не заслуживаете внимания в лице коллектива. Крайней формой опускания является остракизм — полное психологическое невосприятие (несовместимость) коллективом данной личности. Причины этого явления могут быть разные — как отрицательные, так и положительные. Например: личность по своим низким профессиональным и особенно морально – психологическим качествам оказалась недостойной всего коллектива. Как и наоборот: по тем же качествам она оказалась выше коллектива или некоторых «авторитетов» коллектива. В обоих случаях личность может изгоняться из коллектива.
Позиция социологов и психологов: если личность попала в ситуацию остракизма по первой причине, ей следует уйти из коллектива. Если она оказалась в этой ситуации по второй причине — можно уйти и показать свои качества в достойном коллективе. Решение остаться в этом коллективе при всех гонениях принимают только незаурядные личности с сильной волей, смело вступающие в борьбу за свое место и достоинство с позиции «один против всех».
Как правило, это борьба упорная. долгая. К конечному успеху данную личность ведут два пути — постепенное переструктурирование коллектива ( с увеличением своих союзников) и постоянный профессиональный рост и самоутверждение ее в производственной и внепроизводственной сферах (достижение успеха,
социально значимые результаты).
— Процедура самоисследования своего места в коллективе имеет несколько этапов:
= личность должна определиться в той проблеме. по отношению к которой она хочет знать мнение (отношение) коллектива;
= личность, входя в прямой контакт с членами коллектива, должна вызывать в них доверие к себе, повышать психологическую готовность коллектива в решении своей задачи;
= индивидуальная работа с членами коллектива;
= осмысление полученной информации на основе объективного анализа,
проверка надежности полученных результатов;
= собственные выборы. рекомендации самому себе, выработка дальнейшей стратегии и тактики. Желательно всю полученную информацию перенести на социометрическую карточку;
= графический метод — основывается на графическом изображении связей между членами коллектива выборочно.
— Виды коммуникаций между членами коллектива изображаются:
активная связь пассивная связь активная и пассивная связь.
(экстраверты)
(интраверты)
В данном случае рассматриваются энергетические потенции, а не нравственные качества личности. Часто допускается психологическая ошибка,
когда явление принимается за сущность: «активный — значит умный», «часто внимательный к тебе — значит нравственный» и т.п.
— Интенсивность связей в коллективе изображается:
Изолированная личность — Я. Эта личность не имеет друзей и поддержки в коллективе как в производственной так и в непроизводственной сферах.
Диада — Я — ОНА (ОН). Это связь между двумя членами коллектива. Это самая минимальная связь, когда личность поддерживается всего одним
человеком во всем коллективе.Триада, тетрада и другие виды связи, состоящие из большого числа (группировки, круг друзей и т.п.)
В третьем случае: Ж — надо вывести из коллектива; Е и Д испытывают взаимную неприязнь одного из них — перевести в другой коллектив; А — надо сохранить как ядро коллектива для его эмоционально – психологической целостности, ОН —
носитель норм и традиций, без него коллектив распадается.
круговая порука» — сильный вид связи, цепь разрывается тяжело
Этот вид связи отражает автоматическую форму кооперации в коллективе и является каналом информационной связи.
Г и Д — самые слабые звенья в коллективе.
«Звезда» —А — авторитет, лидер, однозначно признанный.
Вопрос 4. Реферирование научной литературы.
В этом вопросе лекции мы рассмотрим технику написания рефератов студентами и аспирантами.
4.1. Рефераты студентов
В третьем случае: Ж — надо вывести из коллектива; Е и Д испытывают взаимную неприязнь одного из них — перевести в другой коллектив; А — надо сохранить как ядро коллектива для его эмоционально – психологической целостности, ОН —
носитель норм и традиций, без него коллектив распадается.
круговая порука» — сильный вид связи, цепь разрывается тяжело
Этот вид связи отражает автоматическую форму кооперации в коллективе и является каналом информационной связи.
Г и Д — самые слабые звенья в коллективе.
«Звезда» —А — авторитет, лидер, однозначно признанный.
Вопрос 4. Реферирование научной литературы.
В этом вопросе лекции мы рассмотрим технику написания рефератов студентами и аспирантами.
4.1. Рефераты студентов