ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 489
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Профессиограмма педагога дополнительного образования
5. Качества, обеспечивающие успешность выполнения
6. Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности
8. История появления профессии
Ответственность за безопасность обучающихся
Профессиональный стандарт Педагог дополнительного образования детей и взрослых
общеобразовательных программ предполагает:
формирование межведомственной модели управления сферой дополнительного образования детей, включая устранение ведомственных барьеров финансирования организаций; внедрение и совершенствование современных федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным
программам; разработку и внедрение механизмов, критериев и
инструментария для независимой оценки качества
реализации дополнительных общеобразовательных программ, эффективности деятельности образовательных организаций, индивидуальных предпринимателей; организацию регулярных исследований общественного заказа на содержание и формы реализации дополнительных общеобразовательных программ; поддержку существующей системы и развитие новых перспективных направлений олимпиад, конкурсов и разноуровневых соревнований для детей в системе дополнительного образования; внедрение системы выявления и учета (в том числе при
поступлении
в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования) достижений детей в дополнительном образовании, а также результатов, отражающих их социальную активность,
общественную (в том числе волонтерскую) деятельность.
Развитие кадрового потенциала системы дополнительного образования
детей предполагает:
апробацию и внедрение профессионального стандарта педагога
дополнительного образования; модернизацию требований к уровню
подготовки педагогических работников сферы дополнительного образования в системах образования, культуры, спорта, аттестации педагогических кадров с опорой на профессиональный стандарт и модель карьерного роста;
разработку и внедрение механизмов эффективного контракта с педагогическими работниками и руководителями организаций
дополнительного образования; создание условий для привлечения в сферу
дополнительного образования детей молодых специалистов, их
профессионального и творческого развития;
расширение возможностей для работы в организациях дополнительного образования талантливых специалистов, в том числе в областях искусства, техники и спорта, не имеющих педагогического образования, в том числе через изменение квалификационных требований; внедрение системы оценки достижений педагогов дополнительного образования как инструмента оценки качества профессиональной деятельности и средства самооценки личности педагога; привлечение к деятельности в сфере дополнительного
образования волонтеров и представителей науки, высшей школы, студенчества, родительской общественности; поддержку включения в систему дополнительного образования детей педагогических работников в статусе индивидуальных предпринимателей, имеющих право на оказание услуг дополнительного образования без получения лицензии на осуществление образовательной деятельности; включение в основные профессиональные образовательные программы модулей по выбору обучающегося, относящихся к дополнительному образованию детей, включение в основные профессиональные образовательные программы педагогического, психолого-педагогического и дефектологического направлений обязательных модулей, относящихся к дополнительному
образованию детей, к работе с талантливыми детьми и молодежью;
введение профилей дополнительного образования в двупрофильные программы бакалавариата, создание программ магистратуры,
ориентированных на подготовку педагогов для системы дополнительного образования детей; обеспечение модулей, относящихся к дополнительному
образованию детей, к работе с талантливыми детьми и молодежью, площадками для проведения педагогической практики; формирование современной системы сопровождения непрерывного профессионального развития педагогических кадров сферы дополнительного образования детей
(реализация сетевых форм и модульных программ повышения квалификации с возможностью обучения по индивидуальной образовательной программе, тьюторское сопровождение профессионального развития педагогов дополнительного образования, организация дополнительного профессионального образования в форме стажировки на базе ресурсных
центров и лучших практик и др.);
модернизацию образовательных программ и увеличение объема подготовки управленческих кадров для сферы дополнительного образования детей с приоритетами в области менеджмента, маркетинга, образовательной
деятельности, соответствующей профилю организации;
внедрение механизмов адресной поддержки педагогов дополнительного образования, работающих с талантливыми детьми, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, детьми с ограниченными возможностями здоровья; поддержку создания и деятельности профессиональных сообществ (ассоциаций) педагогов сферы дополнительного образования детей.
Совершенствование финансово-экономических механизмов развития
дополнительного образования предполагает:
развитие механизмов финансового обеспечения дополнительных общеобразовательных программ на основе нормативно-подушевого финансирования организаций различных форм собственности и ведомственной подчиненности, в том числе внедрение методики
определения численности обучающихся, финансируемых за счет бюджетных средств (по дополнительным предпрофессиональным и общеразвивающим программам для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и др.), в музыкальных школах,
школах искусств и спортивных школах;
разработку и внедрение механизмов персонифицированного финансирования дополнительных общеобразовательных программ и поддержки семей в получении дополнительного образования, в том числе
компенсацию части платы за дополнительное образование для
малообеспеченных и многодетных семей, включение дополнительного образования в состав направлений возможного расходования части подоходного налога (при внесении в законодательство права граждан распоряжаться частью подоходного налога), рассмотрение возможности снижения процентной ставки по кредитам при получении гражданами
потребительского кредита на обучение по дополнительным
общеобразовательным программам; создание механизмов, расширяющих возможность частичной оплаты потребителями услуг по реализации дополнительных общеобразовательных программ (на принципах
софинансирования государства и потребителя); разработку предложений по созданию механизмов мотивации бизнеса в развитии дополнительного образования детей, в том числе с использованием системы льгот и преференций, включая налоговые; выделение в муниципальном задании общеобразовательным организациям самостоятельного раздела на
реализацию дополнительных общеразвивающих программ для детей.
Расширение участия негосударственного сектора в оказании услуг
дополнительного образования, внедрение механизмов
государственночастного партнерства предполагает:
обеспечение конкурентного доступа негосударственных и государственных
организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, к бюджетному финансированию; совершенствование (при необходимости - упрощение) лицензионных требований в сфере дополнительного образования детей для всех организаций и индивидуальных предпринимателей, реализующих дополнительные
общеобразовательные программы; развитие механизмов,
предусматривающих возможность снижения ставок арендной платы за государственное (муниципальное) имущество, для негосударственных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы; использование механизмов налогового стимулирования для развития негосударственных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы; предоставление государственных гарантий для перспективных
инициативных проектов в сфере дополнительного образования детей; увеличение масштабов поддержки некоммерческих организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, через
систему грантов социально ориентированным некоммерческим
организациям; формирование механизмов стимулирования
благотворительности
физических и юридических лиц; содействие развитию корпоративной
социальной ответственности в сфере дополнительного образования детей.
Модернизация инфраструктуры дополнительного образования детей
предусматривает:
создание в системе дополнительного образования детей на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации сети "ресурсных центров" для обеспечения технологической подготовки обучающихся,
организации научно-технического, художественного
творчества и спорта; развитие сети организаций дополнительного образования в субъектах Российской Федерации в соответствии с демографическими тенденциями, социокультурными особенностями, градостроительными планами, стандартами определения нормативной потребности в объектах социальной инфраструктуры; модернизацию и развитие инфраструктуры физического воспитания в организациях дополнительного образования в области физической культуры и спорта,
инфраструктуры образования, досуга, отдыха детей и их
оздоровления, музеев, библиотек и выставочных залов для реализации интерактивных образовательных программ для детей и подростков; воссоздание на новой основе (решение конкретных актуальных проблем муниципального и регионального уровней, включение детей в социально значимую деятельность) сети клубов (детско-взрослых, подростковых) по
месту жительства; внедрение современных условий реализации специальных адаптированных дополнительных общеобразовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья,
детей-инвалидов;
ориентацию системы территориального планирования, строительства, управления имущественным комплексом с учетом интересов детей и молодежи, создание образовательных и развивающих сред, открытых
пространств для различных форм активности, клубной деятельности;
развитие учебно-технической промышленности, включая производство оборудования, инструментария (музыкальных инструментов, спортивного
инвентаря) и методических пособий для дополнительных
общеобразовательных программ, в том числе через систему налоговых стимулов для предприятий, включение инвестиционных проектов в сфере дополнительного образования детей (интерактивных музеев, многофункциональных культурно-образовательных центров
дополнительного образования) в перечень приоритетных инвестиционных
проектов индустрии детских товаров, утверждаемый Правительством
Российской Федерации; создание условий для использования в системе
дополнительного
образования цифровых инновационных технологий, в том числе учебнонаучно-производственных мастерских по цифровому дизайну и трехмерному прототипированию, мультипликационных и видео-студий; стимулирование и поддержку средств массовой коммуникации (средства массовой информации, телевидение, сеть "Интернет" и др.) в расширении репертуара качественных научно-популярных программ, передач, цифровой и печатной продукции, программ мобильного обучения, направленных на личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков; придание статуса учебных пособий учебно-методическим материалам в сфере дополнительного образования детей, способствующим реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (детская и научно-популярная литература, электронные образовательные ресурсы, тематические коллекции социокультурных ресурсов, научно-популярные фильмы, развивающие игры, имитационные
модели).
Развитие неформального и информального образования предполагает:
расширение возможностей использования потенциала организаций культуры и спорта (музеев, библиотек, виртуальных читальных залов, филармоний,
театров, спортивных центров) в дополнительном
образовании детей;
поддержку общественных (охватывающих значительные по масштабу
целевые аудитории групп детей и подростков) медийных
(использующих в качестве инструментов сервисы сети "Интернет", телевидения, радио, мультипликации) проектов, направленных на просвещение детей и подростков, формирование у них позитивных
ценностей, гражданских установок, активной жизненной позиции; развитие
программ открытого образования, создание в сети "Интернет"