Файл: Портнова Татьяна Васильевна Практическое занятие.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 485

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


становится проектирование персонального образования как

информационно насыщенного социокультурного пространства

конструирования идентичности.

Такое образование принципиально расширяет возможности человека, предлагая большую свободу выбора, чтобы каждый мог определять для себя цели и стратегии индивидуального развития. Оно направленно на обеспечение персонального жизнетворчества обучающихся в контексте позитивной социализации как здесь и сейчас, так и на перспективу в плане их социально-профессионального самоопределения, реализации личных

жизненных замыслов и притязаний.

В дополнительном образовании детей познавательная активность личности

выходит за рамки собственно образовательной среды в сферу самых разнообразных социальных практик. Становясь членами высоко мотивированных детско-взрослых образовательных сообществ, дети и подростки получают широкий социальный опыт конструктивного взаимодействия и продуктивной деятельности. В этих условиях дополнительное образование осознается не как подготовка к жизни или освоение основ профессии, а становится суть основой непрерывного процесса саморазвития и самосовершенствования человека как субъекта

культуры и деятельности.

Пронизывая уровни дошкольного, общего, профессионального образования, дополнительное образование становится для взрослеющей личности смысловым социокультурным стержнем, ключевой характеристикой которого является познание через творчество, игру, труд и

исследовательскую активность.

Персонализация дополнительного образования усиливает его преимущества

по сравнению с другими институтами формального образования

посредством актуализации следующих аспектов:

участие в вариативных развивающих образовательных программах на

основе добровольного выбора детей (семей) в соответствии с их интересами, склонностями и ценностями; возможность выбора режима и темпа освоения

образовательных программ, выстраивания индивидуальных

образовательных траекторий (что имеет особое значение применительно к одаренным детям, детям с ограниченными возможностями здоровья); право на пробы и ошибки, возможность смены образовательных программ, педагогов и организаций; неформализованность содержания образования, организации

образовательного процесса, уклада организаций дополнительного образования; вариативный характер оценки образовательных результатов; тесная связь с практикой, ориентация на


создание конкретного

персонального продукта и его публичную презентацию; возможность на практике применить полученные знания и навыки; разновозрастный характер объединений; возможность выбрать себе педагога, наставника,

тренера.

Важной отличительной чертой дополнительного образования детей также является открытость, которая проявляется в следующих аспектах: нацеленность на взаимодействие с социально-профессиональными и

культурно-досуговыми общностями взрослых и сверстников,

занимающихся тем же или близким видом деятельности; возможность для педагогов и учащихся включать в образовательный процесс актуальные явления социокультурной реальности, опыт их проживания и рефлексии; благоприятные условия для генерирования и реализации общественных как детских (подростковых), так и взрослых инициатив и проектов, в том числе

развития волонтерства и социального предпринимательства.

Дополнительное образование детей является важным фактором повышения социальной стабильности и справедливости в обществе посредством создания условий для успешности каждого ребенка независимо от места жительства и социально-экономического статуса семей. Оно выполняет функции "социального лифта" для значительной части детей, которая не получает необходимого объема или качества образовательных ресурсов в семье и общеобразовательных организациях, компенсируя, таким образом, их недостатки, или предоставляет альтернативные возможности для образовательных и социальных достижений детей, в том числе таких категорий, как дети с ограниченными возможностями здоровья, дети,

находящиеся в трудной жизненной ситуации.

В настоящее время в условиях информационной социализации дополнительное образование детей может стать инструментом

формирования ценностей, мировоззрения, гражданской идентичности подрастающего поколения, адаптивности к темпам социальных и

технологических перемен.

II. Состояние и проблемы дополнительного образования детей

В настоящее время возможность получения дополнительного образования обеспечивается государственными (муниципальными) организациями различной ведомственной принадлежности (образование, культура, спорт и другие), а также негосударственными (коммерческими и некоммерческими) организациями и индивидуальными предпринимателями.

На современном этапе содержание дополнительных образовательных

программ ориентировано на:

создание необходимых условий для личностного развития учащихся,



позитивной социализации и профессионального самоопределения;

удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в

интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом, научно-техническим

творчеством; формирование и развитие творческих способностей учащихся,

выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся; обеспечение

духовно-нравственного, гражданского, патриотического,

трудового воспитания учащихся; формирование культуры здорового и

безопасного образа жизни,

укрепление здоровья учащихся; подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ограниченными

возможностями здоровья, детей-инвалидов.

В последние годы отмечается рост заинтересованности семей в

дополнительном образовании детей, в том числе на платной основе. Растет число детей дошкольного возраста, вовлеченных в дополнительные общеобразовательные программы. Заметно увеличилась мотивация семей и детей к участию в различных конкурсных мероприятиях. Возрастает активность подростков и молодежи в использовании образовательных ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее -

сеть "Интернет"), в том числе массовых открытых онлайн-курсов,

видеоуроков.

Ответом на растущий спрос стало увеличение количества реализуемых дополнительных образовательных программ. Образовательные инициативы активно предлагаются музеями, библиотеками, новыми общественными культурно-выставочными площадками, общественными организациями. Получили распространение такие инновационные организационные формы,

как парки и музеи науки, эксплораториумы, детские

компьютерно-мультипликационные студии, студии робототехники, 3-d моделирования и прототипирования и другие. Растет число коммерческих и некоммерческих организаций, разрабатывающих и реализующих проекты в

сфере детского досуга и отдыха, образовательного туризма.

Активно развивается негосударственный сектор дополнительного

образования, что отвечает интересам граждан и способствует привлечению в

эту сферу инвестиций.

Все это позволяет охватить дополнительным образованием более 60 процентов юных россиян в возрасте от 5 до 18 лет. При этом доступность и качество дополнительного образования сильно отличается в разных


субъектах Российской Федерации.

В дополнительном образовании детей расширяется применение новых образовательных форм (сетевое, электронное обучение и др.) и технологий (антропологических, инженерных, визуальных, сетевых,

компьютерно-мультипликационных и др.).

Развивается рынок услуг и сервисов информального образования (образовательные онлайн-ресурсы, виртуальные читальные залы, мобильные

приложения и др.).

Таким образом, сфера дополнительного образования детей создает особые возможности для развития образования в целом, в том числе для расширения доступа к глобальным знаниям и информации, опережающего обновления его содержания в соответствии с задачами перспективного развития страны. Фактически эта сфера становится инновационной площадкой для отработки образовательных моделей и технологий будущего, а персонализация дополнительного образования определяется как ведущий тренд развития

образования в ХХI веке.

Вместе с тем развитие общественных и экономических отношений,

изменения технологического уклада, трансформация запросов семей и детей

формируют новые вызовы, стимулируя использование конкурентных преимуществ отечественной системы дополнительного образования детей и

поиск новых подходов и средств.

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в отсутствие

конституционных гарантий общедоступности и бесплатности

дополнительного образования детей все же закрепляет полномочия по организации предоставления дополнительного образования детей за региональными и муниципальными органами власти. Это позволяет

оказывать государственную поддержку сфере дополнительного образования

детей, но приводит к межрегиональной и межмуниципальной дифференциации доступности услуг, создает риски развития

образовательного неравенства между социальными группами с различным

уровнем дохода.

Отсутствие в сфере дополнительного образования механизмов нормативной регламентации, с одной стороны, позволяет создавать необходимую вариативность и обновляемость программ, с другой стороны, не всегда обеспечивает предоставление услуг достойного качества и эффективное

расходование средств бюджетов всех уровней.

Инфраструктура современного дополнительного образования детей в массе своей создана десятилетия назад и отстает от современных требований. Система испытывает острый дефицит в современном оборудовании и инвентаре, учебных пособиях, компьютерной технике, в обеспечении


качественной интернет-связью, особенно для реализации

высокотехнологичных программ.

Наметившаяся тенденция повышения уровня заработной платы педагогов дополнительного образования пока не приостановила отток наиболее квалифицированных кадров и не привела к массовому привлечению

талантливых молодых специалистов.

Тенденции развития профессий, рынков труда, информационной среды и технологий приводят к необходимости расширения спектра дополнительных

общеобразовательных программ. Однако обновление содержания

дополнительного образования детей происходит медленно.

При наблюдаемой позитивной тенденции увеличения числа и расширения спектра направлений конкурсных мероприятий (олимпиад, чемпионатов, соревнований) пока не обеспечен необходимый уровень системности проводимой работы, позволяющий реализовать ее потенциал как механизма

мотивации семей, выявления талантливых детей, и мониторинга

эффективности работы организаций дополнительного образования.

Существующая система нормативного регулирования ограничивает возможности использования потенциала негосударственного сектора и государственно-частного партнерства для расширения объема и спектра

услуг дополнительного образования, модернизации инфраструктуры.

III. Цели и задачи развития дополнительного образования детей

Целями Концепции являются: обеспечение прав ребенка на развитие, личностное самоопределение

и самореализацию; расширение возможностей для удовлетворения

разнообразных интересов детей и их семей в сфере образования; развитие инновационного

потенциала общества.

Для достижения целей Концепции необходимо решить следующие задачи: развитие дополнительного персонального образования как ресурса мотивации личности к познанию, творчеству, труду, искусству и спорту;

проектирование мотивирующих образовательных сред как необходимого условия "социальной ситуации развития" подрастающих поколений; интеграция дополнительного и общего образования, направленная на расширение вариативности и индивидуализации системы образования в целом; разработка инструментов оценки достижений детей и подростков, способствующих росту их самооценки и познавательных интересов в общем и дополнительном образовании, диагностика мотивации достижений личности; повышение вариативности, качества и доступности

дополнительного

образования для каждого; обновление содержания дополнительного