ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 482
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Профессиограмма педагога дополнительного образования
5. Качества, обеспечивающие успешность выполнения
6. Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности
8. История появления профессии
Ответственность за безопасность обучающихся
Профессиональный стандарт Педагог дополнительного образования детей и взрослых
образования детей в
соответствии с интересами детей, потребностями семьи и общества;
обеспечение условий для доступа каждого к глобальным знаниям и технологиям; развитие инфраструктуры дополнительного образования детей за счет государственной поддержки и обеспечения инвестиционной
привлекательности; создание механизма финансовой поддержки права детей на участие в дополнительных общеобразовательных программах
независимо от места проживания, состояния здоровья,
социально-экономического положения семьи; формирование эффективной межведомственной системы управления
развитием дополнительного образования детей; создание условий для
участия семьи и общественности в управлении развитием системы дополнительного образования детей.
IV. Принципы государственной политики развития дополнительного
образования детей
Развитие дополнительного образования детей и эффективное использование его потенциала предполагает выстраивание государством ответственной политики в этой сфере посредством принятия современных, научно обоснованных решений как в области содержания и технологий, так и в
части разработки управленческих и экономических моделей.
Востребованы следующие инновационные инструменты государственного регулирования и управления развитием дополнительного образования детей, сохраняющие фундаментальную для него свободу и неформализованность, основывающиеся на принципах общественно-государственного партнерства в целях мотивирования, вовлечения и поддержки всех субъектов сферы
образования (детей, семей и организаций):
принцип социальной гарантии государства на качественное и
безопасное дополнительное образование детей; принцип
общественно-государственного партнерства в целях расширения
вовлеченности детей в дополнительное образование, включая расширение обязательств государства по бюджетному финансированию дополнительного
образования, а также стимулирование и поддержку семей;
принцип реализации права на развитие личностного и профессионального самоопределения детей и подростков в различных видах конструктивной и
личностнообразующей деятельности; принцип
общественно-государственного партнерства в целях поддержки
разнообразия детства, самобытности и уникальности личности посредством расширения спектра дополнительных общеразвивающих и дополнительных предпрофессиональных программ разной направленности и сетей
организаций дополнительного образования, обеспечивающих приобщение детей к традиционным и общечеловеческим ценностям в современном информационном постиндустриальном поликультурном обществе; принцип расширения социальной и академической мобильности
детей и подростков через дополнительное образование; принцип
общественно-государственного партнерства в целях мотивирования средств массовой коммуникации (средства массовой информации, телевидение, сеть "Интернет", социальные и интеллектуальные сети, издательства) к расширению репертуара качественных научно-популярных программ, передач, цифровой и печатной продукции, ресурсов мобильного дистанционного обучения, направленных на личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков, их самообразование и позитивную социализацию; принцип содействия государственно-частному партнерству в сфере игровой индустрии, производящей безопасные игры (в том числе компьютерные игры общеразвивающего и обучающего характера), игрушки, имитационные модели, способствующие расширению условий реализации дополнительных
общеобразовательных программ, психологопедагогическому
проектированию образовательных сред, стимулированию детей к познанию,
творчеству и конструктивной деятельности; принцип
общественно-государственного партнерства в целях мотивирования различных организаций, осуществляющих образовательную деятельность (научных организаций, организаций культуры, спорта, здравоохранения и бизнеса), к предоставлению возможностей в этих организациях реализации дополнительного образования детей и подростков (библиотеки, музеи, театры, выставки, дома культуры, клубы, детские больницы, научно-исследовательские институты, университеты, торговые и промышленные комплексы); принцип программоориентированности, где базовым элементом системы дополнительного образования рассматривается образовательная программа, а не образовательная организация; принцип преемственности и непрерывности дополнительного образования,
обеспечивающий возможность продолжения образовательных траекторий на
всех возрастных этапах.
Проектирование и реализация дополнительных общеобразовательных
программ должны строиться на следующих основаниях:
свобода выбора образовательных программ и режима их освоения;
соответствие образовательных программ и форм дополнительного
образования возрастным и индивидуальным особенностям детей; вариативность, гибкость и мобильность образовательных программ;
разноуровневость (ступенчатость) образовательных программ; модульность содержания образовательных программ, возможность взаимозачета результатов; ориентация на метапредметные и личностные
результаты
образования;
творческий и продуктивный характер образовательных программ; открытый
и сетевой характер реализации.
V. Основные механизмы развития дополнительного образования детей Основными механизмами развития дополнительного образования детей
являются:
формирование в средствах массовой информации нового имиджа
дополнительного образования, соответствующего ценностному статусу дополнительного образования в современном информационном гражданском обществе; межведомственная и межуровневая кооперация, интеграция ресурсов, в том числе организация сетевого взаимодействия организаций различного типа, ведомственной принадлежности в рамках кластерных
систем; создание интегрированных (или комплексных)
организаций
социальной сферы; партнерство государства, бизнеса, институтов
гражданского
общества, семьи; открытый государственно-общественный характер управления сферой дополнительного образования детей, реализуемый через механизмы участия общественности, экспертного и профессионального сообщества в принятии решений о поддержке тех или иных программ и
проектов дополнительного образования, в контроле качества реализации программ, распределении бюджетных ресурсов; создание конкурентной среды, стимулирующей обновление содержания и повышение качества услуг; сочетание в управлении качеством услуг дополнительного образования детей элементов государственного контроля, независимой оценки качества и саморегулирования; персонифицированное финансирование, обеспечивающее поддержку мотивации, свободу выбора и построения образовательной траектории участников дополнительного образования путем закрепления за ними определенного объема средств (размер персонифицированного обязательства) и их передачи организации (индивидуальному
предпринимателю), реализующей дополнительную общеобразовательную программу после выбора этой программы потребителем; единая система
учета личных достижений детей в различных дополнительных общеобразовательных программах (включая программы внеурочной деятельности в рамках федеральных государственных образовательных стандартов общего образования), основывающаяся на едином открытом формате электронного портфолио и его представления на портале, с соблюдением всех требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных; информационная открытость, обеспечение
доступа граждан к полной и объективной информации о качестве дополнительных общеобразовательных программ, организациях,
образовательных результатах и о результатах
общественно-профессиональной экспертизы этих программ; обеспечение
инновационного, опережающего характера развития системы
дополнительного образования детей при использовании лучших традиций отечественной сферы дополнительного образования и успешных мировых практик; поддержка образовательных программ, ориентированных на группы детей, требующих особого внимания государства и общества (дети из группы социального риска, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети из семей с низким социально-экономическим статусом); развитие сферы дополнительного образования детей как составляющей национальной системы поиска и поддержки талантов, как основной для профессионального самоопределения, ориентации и мотивации подростков и молодежи к участию в инновационной деятельности в сфере высоких технологий и промышленного производства; опора на инициативы детей и семьи, использование ресурсов семейных сообществ, позитивного
потенциала подростковых и молодежных субкультурных сообществ.
VI. Основные направления реализации Концепции
Обеспечение доступности дополнительных общеобразовательных программ
предполагает:
формирование системы государственных требований к доступности услуг дополнительного образования детей; формирование на федеральном уровне механизмов ресурсной поддержки региональных программ дополнительного образования детей;
модернизацию системы статистического учета вовлеченности детей в дополнительное образование и его результативности на основе интеграции электронных систем учета; создание открытых сервисов информационного сопровождения (навигации)
участников дополнительных общеобразовательных программ,
обеспечивающих в том числе поддержку выбора программ, формирование индивидуальных образовательных траекторий; включение в базовый (отраслевой) перечень государственных и муниципальных услуг и работ в
сфере образования и науки услуг по реализации дополнительных предпрофессиональных и дополнительных общеразвивающих программ с учетом их разнообразия, обязательств по размещению информации об этих программах; нормативное, методическое и организационно-финансовое обеспечение предоставления дополнительного образования в сетевых формах, территориальных образовательных комплексах (кластерах),
обеспечивающих доступность инфраструктуры и вариативность
образовательных траекторий; внедрение механизмов поддержки
организаций дополнительного
образования, реализующих программы для детей в сельской местности; поддержку дополнительного образования в семьях, родительских
сообществах, а также поддержку совместных (семейных, детско-взрослых)
практик дополнительного образования детей; проведение
информационно-просветительской кампании для мотивации семей к вовлечению детей в занятия дополнительным образованием, повышению
родительской компетенции в воспитании детей.
Расширение спектра дополнительных общеобразовательных программ предполагает:
ресурсную и нормативную поддержку обновления содержания
дополнительных общеобразовательных программ, их методического сопровождения и повышения квалификации педагогов; разработку и
реализацию модели разноуровневых дополнительных предпрофессиональных программ; разработку и внедрение адаптированных дополнительных
общеобразовательных программ, способствующих
социальнопсихологической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов с учетом их особых
образовательных потребностей;
увеличение предложения, нормативную регламентацию, методическую и
кадровую поддержку программ дополнительного образования, реализуемых в каникулярный период; расширение разнообразия программ, проектов и творческих инициатив дополнительного образования детей в образовательных организациях высшего образования (в том числе с применением дистанционных
образовательных технологий, летних профильных школ
(смен);
внедрение инструментов стимулирования расширения спектра программ дополнительного образования, выявления и распространения лучших практик (гранты, конкурсы, стажировочные площадки); нормативное закрепление практик учебного характера обучающихся на реальных производствах (промышленных и сельскохозяйственных), в организациях социальной сферы, культурной индустрии в качестве самостоятельных образовательных форм, методическая поддержка их реализации; создание
необходимых условий для занятия молодежи техническими и
военно-прикладными видами спорта, в том числе в системе
Общероссийской общественно-государственной организации
"Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России".
Развитие системы управления качеством реализации дополнительных