Файл: Портнова Татьяна Васильевна Практическое занятие.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 415

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


образования детей в

соответствии с интересами детей, потребностями семьи и общества;

обеспечение условий для доступа каждого к глобальным знаниям и технологиям; развитие инфраструктуры дополнительного образования детей за счет государственной поддержки и обеспечения инвестиционной

привлекательности; создание механизма финансовой поддержки права детей на участие в дополнительных общеобразовательных программах

независимо от места проживания, состояния здоровья,

социально-экономического положения семьи; формирование эффективной межведомственной системы управления

развитием дополнительного образования детей; создание условий для

участия семьи и общественности в управлении развитием системы дополнительного образования детей.

IV. Принципы государственной политики развития дополнительного

образования детей

Развитие дополнительного образования детей и эффективное использование его потенциала предполагает выстраивание государством ответственной политики в этой сфере посредством принятия современных, научно обоснованных решений как в области содержания и технологий, так и в

части разработки управленческих и экономических моделей.

Востребованы следующие инновационные инструменты государственного регулирования и управления развитием дополнительного образования детей, сохраняющие фундаментальную для него свободу и неформализованность, основывающиеся на принципах общественно-государственного партнерства в целях мотивирования, вовлечения и поддержки всех субъектов сферы

образования (детей, семей и организаций):

принцип социальной гарантии государства на качественное и

безопасное дополнительное образование детей; принцип

общественно-государственного партнерства в целях расширения

вовлеченности детей в дополнительное образование, включая расширение обязательств государства по бюджетному финансированию дополнительного

образования, а также стимулирование и поддержку семей;

принцип реализации права на развитие личностного и профессионального самоопределения детей и подростков в различных видах конструктивной и

личностнообразующей деятельности; принцип

общественно-государственного партнерства в целях поддержки

разнообразия детства, самобытности и уникальности личности посредством расширения спектра дополнительных общеразвивающих и дополнительных предпрофессиональных программ разной направленности и сетей


организаций дополнительного образования, обеспечивающих приобщение детей к традиционным и общечеловеческим ценностям в современном информационном постиндустриальном поликультурном обществе; принцип расширения социальной и академической мобильности

детей и подростков через дополнительное образование; принцип

общественно-государственного партнерства в целях мотивирования средств массовой коммуникации (средства массовой информации, телевидение, сеть "Интернет", социальные и интеллектуальные сети, издательства) к расширению репертуара качественных научно-популярных программ, передач, цифровой и печатной продукции, ресурсов мобильного дистанционного обучения, направленных на личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков, их самообразование и позитивную социализацию; принцип содействия государственно-частному партнерству в сфере игровой индустрии, производящей безопасные игры (в том числе компьютерные игры общеразвивающего и обучающего характера), игрушки, имитационные модели, способствующие расширению условий реализации дополнительных

общеобразовательных программ, психологопедагогическому

проектированию образовательных сред, стимулированию детей к познанию,

творчеству и конструктивной деятельности; принцип

общественно-государственного партнерства в целях мотивирования различных организаций, осуществляющих образовательную деятельность (научных организаций, организаций культуры, спорта, здравоохранения и бизнеса), к предоставлению возможностей в этих организациях реализации дополнительного образования детей и подростков (библиотеки, музеи, театры, выставки, дома культуры, клубы, детские больницы, научно-исследовательские институты, университеты, торговые и промышленные комплексы); принцип программоориентированности, где базовым элементом системы дополнительного образования рассматривается образовательная программа, а не образовательная организация; принцип преемственности и непрерывности дополнительного образования,

обеспечивающий возможность продолжения образовательных траекторий на

всех возрастных этапах.

Проектирование и реализация дополнительных общеобразовательных

программ должны строиться на следующих основаниях:

свобода выбора образовательных программ и режима их освоения;

соответствие образовательных программ и форм дополнительного



образования возрастным и индивидуальным особенностям детей; вариативность, гибкость и мобильность образовательных программ;

разноуровневость (ступенчатость) образовательных программ; модульность содержания образовательных программ, возможность взаимозачета результатов; ориентация на метапредметные и личностные

результаты

образования;

творческий и продуктивный характер образовательных программ; открытый

и сетевой характер реализации.

V. Основные механизмы развития дополнительного образования детей Основными механизмами развития дополнительного образования детей

являются:

формирование в средствах массовой информации нового имиджа

дополнительного образования, соответствующего ценностному статусу дополнительного образования в современном информационном гражданском обществе; межведомственная и межуровневая кооперация, интеграция ресурсов, в том числе организация сетевого взаимодействия организаций различного типа, ведомственной принадлежности в рамках кластерных

систем; создание интегрированных (или комплексных)

организаций

социальной сферы; партнерство государства, бизнеса, институтов

гражданского

общества, семьи; открытый государственно-общественный характер управления сферой дополнительного образования детей, реализуемый через механизмы участия общественности, экспертного и профессионального сообщества в принятии решений о поддержке тех или иных программ и

проектов дополнительного образования, в контроле качества реализации программ, распределении бюджетных ресурсов; создание конкурентной среды, стимулирующей обновление содержания и повышение качества услуг; сочетание в управлении качеством услуг дополнительного образования детей элементов государственного контроля, независимой оценки качества и саморегулирования; персонифицированное финансирование, обеспечивающее поддержку мотивации, свободу выбора и построения образовательной траектории участников дополнительного образования путем закрепления за ними определенного объема средств (размер персонифицированного обязательства) и их передачи организации (индивидуальному

предпринимателю), реализующей дополнительную общеобразовательную программу после выбора этой программы потребителем; единая система

учета личных достижений детей в различных дополнительных общеобразовательных программах (включая программы внеурочной деятельности в рамках федеральных государственных образовательных стандартов общего образования), основывающаяся на едином открытом формате электронного портфолио и его представления на портале, с соблюдением всех требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных; информационная открытость, обеспечение


доступа граждан к полной и объективной информации о качестве дополнительных общеобразовательных программ, организациях,

образовательных результатах и о результатах

общественно-профессиональной экспертизы этих программ; обеспечение

инновационного, опережающего характера развития системы

дополнительного образования детей при использовании лучших традиций отечественной сферы дополнительного образования и успешных мировых практик; поддержка образовательных программ, ориентированных на группы детей, требующих особого внимания государства и общества (дети из группы социального риска, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети из семей с низким социально-экономическим статусом); развитие сферы дополнительного образования детей как составляющей национальной системы поиска и поддержки талантов, как основной для профессионального самоопределения, ориентации и мотивации подростков и молодежи к участию в инновационной деятельности в сфере высоких технологий и промышленного производства; опора на инициативы детей и семьи, использование ресурсов семейных сообществ, позитивного

потенциала подростковых и молодежных субкультурных сообществ.

VI. Основные направления реализации Концепции

Обеспечение доступности дополнительных общеобразовательных программ

предполагает:

формирование системы государственных требований к доступности услуг дополнительного образования детей; формирование на федеральном уровне механизмов ресурсной поддержки региональных программ дополнительного образования детей;

модернизацию системы статистического учета вовлеченности детей в дополнительное образование и его результативности на основе интеграции электронных систем учета; создание открытых сервисов информационного сопровождения (навигации)

участников дополнительных общеобразовательных программ,

обеспечивающих в том числе поддержку выбора программ, формирование индивидуальных образовательных траекторий; включение в базовый (отраслевой) перечень государственных и муниципальных услуг и работ в

сфере образования и науки услуг по реализации дополнительных предпрофессиональных и дополнительных общеразвивающих программ с учетом их разнообразия, обязательств по размещению информации об этих программах; нормативное, методическое и организационно-финансовое обеспечение предоставления дополнительного образования в сетевых формах, территориальных образовательных комплексах (кластерах),


обеспечивающих доступность инфраструктуры и вариативность

образовательных траекторий; внедрение механизмов поддержки

организаций дополнительного

образования, реализующих программы для детей в сельской местности; поддержку дополнительного образования в семьях, родительских

сообществах, а также поддержку совместных (семейных, детско-взрослых)

практик дополнительного образования детей; проведение

информационно-просветительской кампании для мотивации семей к вовлечению детей в занятия дополнительным образованием, повышению

родительской компетенции в воспитании детей.

Расширение спектра дополнительных общеобразовательных программ предполагает:

ресурсную и нормативную поддержку обновления содержания

дополнительных общеобразовательных программ, их методического сопровождения и повышения квалификации педагогов; разработку и

реализацию модели разноуровневых дополнительных предпрофессиональных программ; разработку и внедрение адаптированных дополнительных

общеобразовательных программ, способствующих

социальнопсихологической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов с учетом их особых

образовательных потребностей;

увеличение предложения, нормативную регламентацию, методическую и

кадровую поддержку программ дополнительного образования, реализуемых в каникулярный период; расширение разнообразия программ, проектов и творческих инициатив дополнительного образования детей в образовательных организациях высшего образования (в том числе с применением дистанционных

образовательных технологий, летних профильных школ

(смен);

внедрение инструментов стимулирования расширения спектра программ дополнительного образования, выявления и распространения лучших практик (гранты, конкурсы, стажировочные площадки); нормативное закрепление практик учебного характера обучающихся на реальных производствах (промышленных и сельскохозяйственных), в организациях социальной сферы, культурной индустрии в качестве самостоятельных образовательных форм, методическая поддержка их реализации; создание

необходимых условий для занятия молодежи техническими и

военно-прикладными видами спорта, в том числе в системе

Общероссийской общественно-государственной организации

"Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России".

Развитие системы управления качеством реализации дополнительных