ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 487
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Профессиограмма педагога дополнительного образования
5. Качества, обеспечивающие успешность выполнения
6. Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности
8. История появления профессии
Ответственность за безопасность обучающихся
Профессиональный стандарт Педагог дополнительного образования детей и взрослых
Дворец (Дом) – самодостаточное учреждение дополнительного образования детей с гибкой организационной структурой, работа которого направлена на обеспечение собственного образовательного процесса, исходя из запросов социального окружения и его статуса (городское, областное и пр.).
Выделяют следующие виды Дворцов:
-
Дворец детского (юношеского) творчества, творчества детей и молодежи; -
Дворец учащейся молодежи, -
Дворец пионеров и школьников, -
Дворец юных натуралистов, -
Дворец спорта для детей и юношества, -
Дворец художественного творчества (воспитания) детей, ● Дворец (Дом) детский культуры искусств. ● Видами Домов могут быть: -
Дом детского творчества; -
Дом детства и юношества, учащейся молодежи; -
Дом пионеров и школьников; -
Дом юных натуралистов; -
Дом детского (юношеского) технического творчества (юных техников); -
Дом детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов); ● Дом художественного творчества (воспитания) детей; ● Детский дом культуры (искусств).
Клуб – объединение детей и педагогов, созданное в целях общения, связанного с политическими, научными, художественными, спортивными или другими интересами, а также для отдыха и развлечения.
Типология клубов еще полностью не разработана, но различают клубы по масштабам деятельности (многопрофильные и однопрофильные); по преобладающим видам деятельности (учебные, дискуссионные, творческие и др.); по степени организованности (официальные и неформальные).
В дополнительном образовании детей клуб может стать видом образовательного учреждения при условии наличия в нем длительных, многоуровневых программ профессионального самоопределения с адекватным методическим обеспечением, своеобразной социокультурной технологией воспитания и социализации. Продуманная и целенаправленно организованная деятельность клуба как общение единомышленников, союзников, равных и самостоятельных, позволяет в привлекательной, ненавязчивой форме утверждать ценности образования, здоровья, личной свободы, ценности традиций и истории, ценность другого человека и т.д.
Виды клубов: Клуб юных моряков, речников, авиаторов, космонавтов, парашютистов, десантников, пограничников, радистов, пожарных, автомобилистов, детский подростковый, детский экологический (эколого-биологический), юных натуралистов, детского и юношеского технического творчества юных техников, детского и юношеского туризма и экскурсии (юных туристов), детско-юношеский физической подготовки.
Станция – профильное учреждение дополнительного образования, специально оборудованное для обучения по профильным программам и ведения наблюдения, исследования по определенному направлению, а также организующее временные профильные учреждения дополнительного образования (лагеря).
Виды станций:
-
Станция юных натуралистов; -
Станция детского (юношеского) технического творчества
(научно-технического, юных техников);
-
Станция детская экологическая (эколого-биологическая); -
Станция детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов).
Детский парк – тип учреждения, основное предназначение которого – реализация дополнительных образовательных программ и услуг в природной среде, на территории парковой зоны.
Все другие виды учреждений дополнительного образования детей, продолжающие традиции вышеперечисленных учреждений внешкольной деятельности (студия, музей, детский лагерь и пр.) не отличаются целостностью и системной определенностью в статусе образовательного учреждения. Программы этих учреждений можно охарактеризовать как досуговые, оздоровительные, социальной поддержки. Они могут стать: относительно самостоятельным модулем образовательной среды центров, школ, клубов; филиалами центра, выполняющего определенные функции в реализации целей образовательной программы; формой организации образовательного процесса (временной или постоянной).
Задание 9.
Проанализируйте предложенный текст. Определите, каким способом Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей регулирует данные направления?
Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам должна быть направлена на:
-
формирование и развитие творческих способностей учащихся; -
удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом; -
формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся; -
обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического,
военно-патриотического, трудового воспитания учащихся;
-
выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности; -
профессиональную ориентацию учащихся; -
создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся; -
подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов; -
социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе; -
формирование общей культуры учащихся; -
удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.
Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным
программам должна быть направлена на:
•формирование и развитие творческих способностей учащихся;
•удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в
интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и
спортом;
•формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление
здоровья учащихся;•обеспечение духовно-нравственного,
гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового
воспитания учащихся;
•выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц,
проявивших выдающиеся способности;
•профессиональную ориентацию учащихся;
•создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого
труда учащихся;
•подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья,
детей-инвалидов и инвалидов;
•социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;
•формирование общей культуры учащихся;
•удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации,
осуществляемых за пределами федеральных государственных
образовательных стандартов и федеральных государственных требований.
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е
от 4 сентября 2014 г. № 1726-р
МОСКВА
К О Н Ц Е П Ц И Я
развития дополнительного образования детей
-
Утвердить прилагаемую Концепцию развития дополнительного образования детей (далее - Концепция). -
Минобрнауки России совместно с Минкультуры России и Минспортом России разработать в 3-месячный срок план мероприятий по реализации
Концепции и внести его в установленном порядке в Правительство
Российской Федерации.
-
Реализация Концепции осуществляется заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на соответствующий
финансовый год.
Председатель Правительства
Российской Федерации Д.Медведев
2432338 УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р
I. Общие положения
В ситуации перехода Российской Федерации от индустриального к постиндустриальному информационному обществу нарастают вызовы системе образования и социализации человека. Все острее встает задача общественного понимания необходимости дополнительного образования как открытого вариативного образования и его миссии наиболее полного обеспечения права человека на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное
самоопределение детей и подростков.
Актуальной становится такая организация образования, которая обеспечивала бы способность человека включаться в общественные и
экономические процессы.
Конкурентные преимущества дополнительного образования в сравнении с другими видами формального образования проявляются в следующих его
характеристиках: свободный личностный выбор деятельности,
определяющей
индивидуальное развитие человека; вариативность содержания и форм
организации образовательного
процесса; доступность глобального знания и информации для каждого;
адаптивность к возникающим изменениям.
Анализ этих характеристик позволяет осознать ценностный статус дополнительного образования как уникальной и конкурентоспособной социальной практики наращивания мотивационного потенциала личности и инновационного потенциала общества.
Ключевая социокультурная роль дополнительного образования состоит в том, что мотивация внутренней активности саморазвития детской и подростковой субкультуры становится задачей всего общества, а не отдельных организационно-управленческих институтов: детского сада, школы, техникума или вуза. Именно в XXI веке приоритетом образования должно стать превращение жизненного пространства в мотивирующее пространство, определяющее самоактуализацию и самореализацию
личности, где воспитание человека начинается с формирования мотивации к познанию, творчеству, труду, спорту, приобщению к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа.
Концепция развития дополнительного образования детей (далее Концепция) направлена на воплощение в жизнь миссии дополнительного образования как социокультурной практики развития мотивации подрастающих поколений к познанию, творчеству, труду и спорту, превращение феномена дополнительного образования в подлинный системный интегратор открытого вариативного образования, обеспечивающего конкурентоспособность личности, общества и
государства.
Общественное признание ценностного статуса дополнительного
образования детей и его миссии позволит реализовать меры государственной политики, заложенные в указах Президента Российской Федерации.
В постиндустриальном обществе, где решены задачи удовлетворения базовых потребностей человека, на передний план выдвигаются ценности самовыражения, личностного роста и гражданской солидарности. Применительно к образованию это означает переход от задачи обеспечения доступности и обязательности общего, "массового" образования к задаче
проектирования пространства персонального образования для
самореализации личности. Образование становится не только средством освоения всеобщих норм, культурных образцов и интеграции в социум, но создает возможности для реализации фундаментального вектора процесса
развития человека, поиска и обретения человеком самого себя.
Отказ государства от решения этой задачи может привести к рискам
стихийного формирования идентичности в периферийных
(субкультурных) пространствах социализации.
Средством профилактики этих рисков, ответом на вызовы глобализации