ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 395
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Наличие каналов, их диаметр и расположение оказывают влияние, на магнитное напряжение ярма ротора и должны учитываться при расчете магнитной цепи.
Внутренний диаметр сердечника ротора Dj при непосредственной посадке на вал равен диаметру вала DВ и может быть определен по формуле
DB ≈ kBDa. (9.102)
Значения коэффициента kB даны в табл. 9.19.
Таблица 9.19. Значения коэффициента
h, мм | 50...63 | 71. ..250 | 280...355 | 400.. .500 | |||
2p | 2...6 | 2...8 | 2 | 4...12 | 4 | 6 | 8...12 |
kB | 0,19 | 0,23 | 0,22 | 0,23 | 0,2 | 0,23 | 0,25 |
Если сердечник ротора насажен на втулку или оребренный вал, то внутренний диаметр Dj, м, определяется исходя из допустимой индукции в ярме ротора (см. § 9.9) с использованием следующих выражений:
hj = Ф/ (2Bjlст2kc); Dj = D2 – 2 (hп2 + hj).
9.9. РАСЧЕТ МАГНИТНОЙ ЦЕПИ
Расчет магнитной цепи проводят для режима холостого хода двигателей, при котором для асинхронных машин характерно относительно сильное насыщение стали зубцов статора и ротора. Как отмечено в гл. 4, насыщение зубцовых зон приводит к уплощению кривой поля в воздушном зазоре (рис. 9.44). Пересечение реальной (уплощенной) кривой поля 2 в зазоре с основной гармонической 1 происходит в точках, отстоящих от оси симметрии одного полупериода кривой на угол 35°. Поэтому за расчетную индукцию принимается не амплитудное значение, а Врасч = Вmax cos ψ ≈ Вmax cos 35° ≈ 0,82 Bmax. По Врасч следует
Рис. 9.44. Распределение индукции в воздушном
зазоре асинхронного двигателя:
1 — ненасыщенного (синусоидальная кривая);
2 — насыщенного (уплощенная кривая)
определить Нрасч по основной кривой намагничивания и увеличить затем результат в k = 1/ 0,82 раз, приведя напряженность к амплитудному значению индукции. Для воздушного зазора, имеющего линейную зависимость Н = f (B), эта операция равносильна непосредственному определению магнитного напряжения зазора по Вδ. При определении магнитных напряжений участков магнитной цепи с нелинейными магнитными характеристиками влияние уплощения учитывается специальными кривыми намагничивания для зубцов и ярм асинхронных двигателей, построенными по основной кривой намагничивания с учетом указанных зависимостей. При этом принимают
аδ = 2/ π ≈ 0,637 и kв = π / (2 ) ≈ 1,11.
Марку электротехнической стали рекомендуется выбирать в зависимости от высоты оси вращения проектируемого асинхронного двигателя:
Марка стали......... | 2013 | 2212 | 2214 | 2312 | 2412 |
Высота оси вращения, мм. | 45...250 | 160...250 | 71...250 | 280...355 | 280...560 |
Расчет магнитной цепи проводят в следующей последовательности.
9.9.7. Магнитное напряжение воздушного зазора
Расчет магнитного напряжения воздушного зазора, как и всех последующих участков магнитной цепи, рекомендуется проводить на два полюса машины, т.е. вдоль замкнутой силовой линии потока полюса. Возможен также расчет на один полюс, при этом полученные по расчетным формулам данного параграфа магнитные напряжения участков цепи Fi, необходимо уменьшить в 2 раза, а при определении намагничивающего тока (см. ниже) суммарное магнитное напряжение всей цепи соответственно увеличить в 2 раза. Окончательный результат от этого не меняется.
Магнитное напряжение воздушного зазора, А,
Fδ=
(9.103)
где Bδ — индукция в воздушном зазоре, Тл, рассчитанная по (9.23) по окончательно принятому числу витков в фазе обмотки w1 и обмоточному коэффициенту kоб1 определенному для принятой в машине обмотки; δ – воздушный зазор, м; kδ – коэффициент воздушного зазора, рассчитанный по (4.15) или (4.16); μ0 — магнитная проницаемость: μ0 = 4 • 10-7 Гн/м.
9.9.2. Магнитное напряжение зубцовой зоны статора
Общая формула для расчета магнитного напряжения зубцовой зоны статора
FZ1 = 2hz1 Hz1, (9.104)
гдеhz1 — расчетная высота зубца статора, м; Hz1 — расчетная напряженность поля в зубце, А. Напряженность поля в зубце определяют по кривым намагничивания для зубцов принятой при проектировании марки стали (см. Приложения 1 и 2).
Расчетную высоту зубцов hz1 и расчетную напряженность поля Hz1 определяют по-разному в зависимости от конфигурации зубцов, связанной с формой пазов статора.
Зубцы с параллельными гранями (в статорах с грушевидными или трапецеидальными пазами по рис. 9.29). Индукция в зубце
BZ1 = (9.105)
где hZ1 — расчетная ширина зубца, м, определяется по формулам табл. 9.15; если размеры b'Z1 и b"Z1 одинаковы, то bz1 = b'z1 = b"z1; если размеры b'Z1 и b"z1 различаются менее чем на 0,5 мм, то bz1 = 0,5(b'z1 + b"z1). При различии, превышающем 0,5 мм, следует либо скорректировать размеры паза, либо определить расчетную напряженность поля Hz1 как для зубцов с изменяющейся площадью поперечного сечения (см. ниже); kс1 — коэффициент заполнения сталью сердечника статора (см. табл. 9.13).
Расчетная напряженность поля, А/м, Hz1 = f (Bz1).
Расчетная высота паза hz1 определяется по табл. 9.17.
Магнитное напряжение зубцовой зоны
FZ1 = 2hZ1HZ1. (9.105a)
Зубцы с изменяющейся площадью поперечного сечения (в статорах с прямоугольными пазами по рис. 9.28). Расчетная высота зубца hZ1 = hП. Расчетная напряженность поля
Hz1 = (HZ1max + 4HZ1ср + HZ1min ) / 6, (9.106)
где Hz1max, Hz1min и Hz1ср — напряженности поля в наименьшем, наибольшем и среднем сечениях зубца, определяемые по индукциям в этих сечениях : BZ1max, BZ1min и Bz1cp = 0,5(BZ1max + ВZ1min).
Индукции Вz1max и Вz1min рассчитывают по (9.105), подставляя в формулу вместо размера bz1 соответственно наименьшее и наибольшее значения ширины зубца, м, рассчитанные по формулам табл. 9.15.
Магнитное напряжение зубцовой зоны, А,
Fz1 = 2hz1 Hz1. (9.107)
Практикуют также определение расчетной напряженности по индукции в поперечном сечении зубца на расстоянии 1/3 высоты от его наиболее узкой части. В этом случае в (9.105) вместо b
z1 подставляют значение bz1/3 (см. табл. 9.15). Расчетная напряженность поля в зубце Hz1 = Н z1/3 = f B z1/3 .
Если индукция в каком-либо одном или в нескольких сечениях зубца окажется больше 1,8 Тл, то необходимо учесть ответвление части потока зубцового деления Фtz = Bδ tz1 lδ в паз, при котором действительная индукция в зубце уменьшается по сравнению с рассчитанной по (9.105). Метод определения действительной индукции изложен в гл. 4. При его использовании коэффициенты kП рассчитывают для каждого из сечений зубца, в котором индукция превышает 1,8 Тл, и соответствующего ему по высоте сечения паза. По значению kП и расчетной индукции определяют действительную индукцию в данном сечении зубца.
В зубцах с параллельными гранями при индукции выше 1,8 Тл коэффициент kП рассчитывают по соотношению площадей поперечных сечений зубца и паза на середине высоты зубца. В зубцах с изменяющейся площадью поперечного сечения при определении расчетной напряженности по B z1/3 коэффициент kП рассчитывают по соотношению площадей поперечных сечений зубца и паза на высоте 1/3 наиболее узкой части зубца. Это приводит к некоторой погрешности в определении расчетной напряженности поля в зубце, но при средних уровнях индукций, характерных для зубцовой зоны статора, эта погрешность не оказывает заметного влияния на результаты расчета.
9.9.3. Магнитное напряжение зубцовой зоны ротора
Расчет магнитного сопротивления зубцовой зоны ротора зависит от формы пазов и типа ротора: фазный ротор или короткозамкнутый с одной обмоткой (беличьей клеткой) или короткозамкнутый ротор с двумя обмотками — рабочей и пусковой (ротор с двойной беличьей клеткой). К последнему типу относят также одноклеточные короткозамкнутые роторы с одной беличьей клеткой, имеющие фигурные пазы — лопаточные или колбообразные, которые при расчете рассматривают как роторы с двойной беличьей клеткой.
Магнитное напряжение зубцовой зоны фазного и короткозамкнутого роторов с одной беличьей клеткой с прямоугольными или с трапецеидальными пазами (по рис. 9,32, а, б; 9.40 и 9.41, а). Общая формула расчета магнитного напряжения
Fz2