ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 397
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
а — в — различные конфигурации пазов двухклеточных роторов
использована или воздушный зазор взят слишком большим. В обоих случаях в расчет должны быть внесены соответствующие коррективы.
При дальнейшем расчете магнитной цепи определяют магнитные напряжения ярм статора и ротора.
9.9.4. Магнитное напряжение ярм статора и ротора.
Намагничивающий ток
Магнитное напряжение ярма статора, А,
Fa = La Ha, (9.116)
где La — длина средней магнитной силовой линии в ярме статора, м; На — напряженность поля при индукции Ва по кривой намагничивания для ярма, принятой при проектировании стали, А/м.
Индукция в ярме статора, Тл,
Ва = Ф / (2h'alст1 kc1 ), (9.117)
где h'а — расчетная высота ярма статора, м:
(9.118)
где dk1 и mk1 — диаметр и число рядов аксиальных вентиляционных каналов в сердечнике статора; при отсутствии каналов mk1 = 0.
Длина средней магнитной силовой линии в ярме статора, м,
La = (Da - ha) / (2p), (9.119)
где ha — высота ярма статора, м:
ha = (Da - D) / 2 – hп1. (9.120)
Магнитное напряжение ярма ротора, А,
Fj = Lj Hj (9.121)
где Hj — напряженность поля в ярме при индукции Bj по кривой намагничивания для ярма принятой при проектировании стали. Индукция в ярме ротора, Тл,
Вj = Ф / (2 h'j lст2 kc2 ), (9.122)
где kс2 — коэффициент заполнения сталью ярма ротора (по табл. 9.13); h'j — расчетная высота ярма ротора, м.
Для роторов с посадкой сердечника на втулку или на оребренный вал (крупные асинхронные двигатели) расчетная высота ярма статора (см. рис. 9.43), м,
(9.123)
В двигателях с непосредственной посадкой сердечника ротора на вал внутренний диаметр ротора равен диаметру вала: Dj = DB. B таких двигателях с 2р = 2 или 4 учитывают, что часть магнитных силовых линий потока замыкается через вал. Поэтому в двигателях с 2р = 2 расчетную высоту ярма ротора, м, определяют из выражения
. (9.124)
и длина силовых линий в ярме, м,
Lj = 2 hj, (9.125)
где высота ярма ротора, м,
hj = (D2 - Dв) / 2 - hп2. (9.126)
В двигателях с 2р = 4 с непосредственной посадкой сердечника ротора на вал, имеющих размерные соотношения, при которых
, расчетную высоту ярма ротора определяют по (9.124), при других размерных соотношениях — по (9.126).
Длина средней магнитной силовой линии в ярме ротора всех двигателей, кроме двухполюсных, с непосредственной посадкой сердечника ротора на вал, м,
Lj = π(Dj + hj) / (2p), (9.127)
где
hj = (D2 — Dj) / 2 — hпa.
На этом расчет магнитных напряжений участков магнитной цепи двигателя заканчивается. Суммарное магнитное напряжение магнитной цепи (на пару полюсов), А,
Fu = Fδ + Fz1 + Fz2 + Fa + Fj. (9.128)
Коэффициент насыщения магнитной цепи
kμ = Fu/ Fδ. (9.129)
Намагничивающий ток, А,
Iμ ≈ (9.130)
Намагничивающий ток выражается также в процентах или в долях номинального тока двигателя:
(9.131)
Относительное значение I*μ служит определенным критерием правильности произведенного выбора и расчета размеров и обмотки двигателя. Так, если при проектировании четырехполюсного двигателя средней мощности расчет показал, что I*μ < 0,20.. .0,18, то в большинстве случаев это свидетельствует о том, что размеры машины выбраны завышенными и активные материалы недоиспользованы. Такой двигатель может иметь высокие КПД и cosφ, но плохие показатели расхода материалов на единицу мощности, большие массу и габариты.
Если же в аналогичном двигателе I*μ > 0,3...0,4, то это в большинстве случаев означает, что либо его габариты взяты меньшими, чем следовало, либо неправильно выбраны размерные соотношения участков магнитопровода. Двигатель будет иметь низкие КПД и cosφ.
В небольших двигателях мощностью менее 2...3 кВт I*μ может достигать значения 0,5...0,6, несмотря на правильно выбранные размеры и малое насыщение магнитопровода. Это объясняется относительно большим значением магнитного напряжения воздушного зазора, характерным для двигателей малой мощности [6].
9.10. ПАРАМЕТРЫ АСИНХРОННОЙ МАШИНЫ
ДЛЯ НОМИНАЛЬНОГО РЕЖИМА
Параметрами асинхронной машины называют активные и индуктивные сопротивления обмоток статора r1, x1, ротора r2, х2
или приведенные к числу витков обмотки статора сопротивления ротора r'2 и х'2, сопротивление взаимной индуктивности х12 и расчетное сопротивление r12 (или rμ), введением которого учитывают влияние потерь в стали статора на характеристики двигателя.
Рис. 9.47. Схемы замещения фазы обмотки приведенной асинхронной машины
Известные из общей теории электрических машин схемы замещения фазы асинхронной машины, основанные на приведении процессов во вращающейся машине к неподвижной, приведены на рис. 9.47. Физические процессы в асинхронной машине наглядно отражает схема, изображенная на рис. 9.47, а. Но для расчета оказалось удобнее преобразовать ее в схему, показанную на рис. 9.47, б.
Параметры схемы замещения не остаются неизменными при различных режимах работы машины. С увеличением нагрузки увеличивается поток рассеяния, и в связи с этим из-за возрастания насыщения отдельных участков магнитопровода полями рассеяния уменьшаются индуктивные сопротивления х1 и х2.
Увеличение скольжения в двигателях с короткозамкнутым ротором приводит к возрастанию действия эффекта вытеснения тока, что вызывает изменение сопротивлений обмотки ротора r2 и х2. При расчете рабочих режимов машины в пределах изменения скольжения от холостого хода до номинального эти изменения незначительны и ими обычно пренебрегают.
При расчете пусковых режимов, в которых токи машины в несколько раз превышают номинальный, а частота тока в роторе близка к частоте питающей сети, в большинстве случаев приходится учитывать изменение параметров от насыщения участков магнитопровода кода полями рассеяния и от влияния эффекта вытеснения тока.
9.10.1. Активные сопротивления обмоток статора и фазного ротора
Активные сопротивления r и r2, Ом, определяют по основной расчетной формуле (5.1):
r = kRρυ (9.132)
где L — общая длина эффективных проводников фазы обмотки, м; qэФ — площадь поперечного сечения эффективного проводника, м :
qэф = qэлnэл; (9.133)
qэл — площадь поперечного сечения элементарного проводника; nэл — число элементарных проводников в одном эффективном; а — число параллельных ветвей обмотки; ρυ — удельное сопротивление материала обмотки при расчетной температуре, Ом•м; kR — коэффициент увеличения активного сопротивления фазы обмотки от действия эффекта вытеснения тока.
В проводниках обмотки статора асинхронных машин эффект вытеснения тока проявляется незначительно из-за малых размеров элементарных проводников. Поэтому в расчетах нормальных машин, как правило, принимают kR = 1 . Некоторое увеличение потерь,
обусловленное действием эффекта вытеснения тока, относят к дополнительным потерям.
В обмотках фазных роторов kR также принимают равным единице независимо от размеров и числа проводников в пазу, так как частота тока в них при номинальном и близких к нему режимах очень мала.
Общая длина проводников фазы обмотки L, м,
L = lcp w, (9.134)
гдеlcp — средняя длина витка обмотки, м; w — число витков фазы. Среднюю длину витка lср находят как сумму прямолинейных пазовых и изогнутых лобовых частей катушки:
lср = 2 (lп + lл). (9.135)
Длина пазовой части lп равна конструктивной длине сердечников машины:
lп = l1(2).
Лобовая часть катушки имеет сложную конфигурацию (рис. 9.48). Точные расчеты ее длины и длины вылета лобовой части требуют предварительного определения всех размеров катушки и сопряжены со значительными объемами расчетов, данные которых в дальнейшем электромагнитном расчете обычно не используются. Для машин малой и средней мощности и в большинстве случаев для крупных машин достаточно точные для практических расчетов результаты дают эмпирические формулы, учитывающие основные особенности конструктивных форм катушек.
Катушки всыпной обмотки статора. Длина лобовой части, м,
lл = Kлbкт + 2В; (9.136)
вылет лобовых частей обмотки, м,
lвыл = Kлbкт+ В. (9.137)
Рис. 9.48. Катушка двухслойной обмотки статора
В этих формулах bкт — средняя ширина катушки, м, определяемая по окружности, проходящей по серединам высоты пазов: