ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 375
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Корпуса двигателей с h = 132... 180 мм мало отличаются от корпусов соответствующих двигателей серии 4А (см. рис. 9.7). Они выполняются либо из сплава алюминия с вертикально-горизонтальным оребрением, либо из чугуна с радиальным оребрением. По мере совершенствования технологии литья чугунные корпуса двигателей выполняются также с горизонтально-вертикальным оребрением, при этом массу чугунных отливок удается снизить на 15...25 %. Подшипниковые щиты — чугунные без охлаждающих ребер. Вентиляторы из пластмассы выполняют только для двигателей с h = 132 мм. У двигателей с большей высотой оси вращения вентиляторы отливают из алюминиевого сплава на чугунную втулку для посадки на вал. Кожухи вентиляторов — штампованные из листовой стали. Сердечники статоров у всех двигателей с h ≥ 132 мм скреплены скобами, которые приваривают в нескольких местах к наружной поверхности сердечника.
Двигатели с h = 200...250 мм (рис. 9.12) выпускают с чугунными литыми корпусами и подшипниковыми щитами. Оребрение корпусов радиальное. Подшипниковые щиты имеют внутренние ребра, к которым крепят диффузоры, создающие направленный поток воздуха, заключенного в корпусе двигателя.
Корпуса двигателей с высотой оси вращения h = 280...355 мм по своей конструкции резко отличаются от рассмотренных выше (рис. 9.13). Их выполняют из гофрированной рулонной стали толщиной 2...2,5 мм, что уменьшает их массу по сравнению с литыми из чугуна примерно в 2,8 раза. Подшипниковые щиты в двигателях чугунные. Лапы для крепления к фундаменту прикреплены к корпусу сваркой либо болтами.
Обмотка статора всех двигателей с h = 45...250 мм и двигателей с 2р = 10 и 12,с h = 280...355 мм выполнена из круглого обмоточного провода (см. гл. 3). В двигателях меньших мощностей с h = 45... 132 мм обмотка однослойная концентрическая, в ряде типоразмеров выполнена вразвалку; в двигателях с h = 160... 250 мм — одно-двухслойная, а в многополюсных двигателях с h - 280...355 мм — двухслойная концентрическая. Таким образом, конструкция и схемы обмоток из круглого провода всех двигателей серии позволяют применять механизированные способы ее намотки.
Рис. 9.12. Двигатель серии АИ с короткозамкнутым
ротором со степенью защиты IP54, h = 225 мм:
1, 14 — подшипники; 2. 11 — подшипниковые щиты; 3 — короткозамыкаюшее кольцо ротора;
4 — лобовые части обмотки статора; 5 — коробка выводов;
6 — корпус; 7 — сердечник статора;
8 — сердечник ротора; 9 — вентиляционные лопатки ротора;
10 — диффузоры; 12 — вентилятор; 13 — кожух вентилятора;
15 — вал
Обмотка статора двигателей с h = 280...355 мм (кроме 10- и 12-полюсных) выполнена из прямоугольного обмоточного провода, двухслойная из подразделенных катушек, что позволяет укладывать их в полуоткрытые пазы статора. Лобовые части обмотки укреплены бандажными кольцами. С помощью дистанционных прокладок между лобовыми частями катушек обмотки создаются промежутки для прохода охлаждающего воздуха.
Обмотки двигателей всех высот оси вращения выполнены проводом марки ПЭТМ-155 или ПЭТД-180. Для пазовой и межфазовой изоляций применяют материалы на основе фенелона, имеющие класс нагревостойкости F. Так как расчетный нагрев обмоток соответстствует классу нагревостойкости В, то при таком решении повысилась надежность обмотки.
Обмотки короткозамкнутых роторов выполнены заливкой сплавом алюминия. Одновременно отливают и замыкающие кольца с вентиляционными лопатками. Для крепления балансировочных грузов в замыкающих кольцах роторов двигателей с h ≤ 200 мм предусмотрены кольцевые канавки, а в двигателях с большей высотой оси вращения — штыри между вентиляционными лопатками.
Все двигатели исполнения по степени защиты IP54 охлаждаются с помощью наружного вентилятора, прогоняющего окружающий двигатель воздух вдоль ребер корпуса. Перенос тепла от обмотки статора и лобовых частей обмотки статора к внутренней поверхности и корпуса и подшипниковых щитов происходит за счет циркуляции воздуха, находящегося внутри корпуса. В двигателях с h = 45... 180 мм воздух перемешивается вентиляционными лопатками замыкающих колец. В двигателях с h = 200...250 мм внутри корпуса вентиляционными лопатками создается направленная циркуляция воздуха. Для этого на внутренних ребрах подшипниковых щитов с обоих торцов сердечника ротора установлены диффузоры (см. рис. 9.12).
Диффузоры разделяют область пониженного давления — перед вентиляционными лопатками и повышенного давления — над лопатками. Воздух нагревается, соприкасаясь с замыкающими кольцами и вентиляционными лопатками ротора и лобовыми частями обмотки статора, проходит к внутренней поверхности корпуса, в полость между диффузором и внутренними ребрами подшипниковых щитов и отдает им тепло.
В двигателях с h = 280...355 мм с гофрированным корпусом (см. рис. 9.13) схема охлаждения отличается от рассмотренной выше. В сердечниках роторов этих двигателей выполнены аксиальные вентиляционные каналы, а внутри корпуса установлен центробежный вентилятор. Внутренний вентилятор прогоняет нагретый от лобовых частей обмоток ротора и статора воздух в полости, образованные ребрами гофрированного корпуса и наружной поверхностью сердечника статора. В то же время наружный вентилятор направляет холодный воздух, окружающий двигатель, вдоль ребер снаружи корпуса. Этим достигается более интенсивное охлаждение воздуха, заключенного внутри корпуса. Охлажденный воздух поступает в аксиальные каналы ротора и вновь к лопаткам внутреннего вентилятора.
В защищенном исполнении двигатели с короткозамкнутым ротором выпускаются в диапазоне осей вращения от 200 до 355 мм со степенью защиты IP23. Корпуса и подшипниковые щиты двигателей несколько отличны по своей конструкции от двигателей исполнения IP54. Это связано с изменением системы вентиляции. Двигатели имеют двустороннюю радиальную систему вентиляции. Нагнетательными элементами служат вентиляционные лопатки на замыкающих кольцах. Как и в двигателях исполнения по степени защиты IP54, лопатки служат также радиаторами, отводящими тепло от пазовой части стержней обмотки ротора. В двигателях с h = 200...250 мм (см. рис. 9.4) воздух засасывается через жалюзи в подшипниковых щитах торцов ротора, направляется диффузорами на
Рис. 9.13. Двигатель серии АИ с короткозамкнутым ротором со степенью защиты
IP54, h = 280 мм, с гофрированной станиной:
1 — вал; 2, 17 — подшипники; 3. 15 — подшипниковые щиты; 4 — коробка выводов;
5 — лобовые части обмотки статора; 6 — нажимное кольцо статора;
7 — гофрированная станина; 8 — сердечник статора; 9 — сердечник ротора;
10 — короткозамыкающие кольца; 11 — вентиляционные лопатки;
12 — внутренний вентилятор; 13 — масленка для смазки подшипника;
14 — кожух вентилятора; 16 — наружный вентилятор;
18 — втулка вентилятора (стрелками показаны направления потоков охлаждающего воздуха)
вентиляционные лопатки ротора, охлаждает обмотку ротора и отбрасывается лопатками на лобовые части обмотки статора, обдувает внешнюю поверхность сердечника статора и выходит наружу через жалюзи в средней части корпуса двигателя. Корпуса двигателей этого отрезка серии отлиты из чугуна и внутри имеют продольные ребра, которые служат для установки сердечника статора. Сердечник закреплен на ребрах эксцентрично по отношению к корпусу, и площадь поперечного сечения вентиляционных каналов сверху сердечника больше, чем снизу.
Корпуса двигателей с h = 280...355 мм, так же как и в аналогичных двигателях серии 4А (см. рис. 9.9), состоят из сварной полустанины, выполненной из стального листа, и штампованного из листовой стали верхнего кожуха. На полустанине имеются четыре вертикальные стойки, соединенные с основанием продольными планками, а сверху между собой продольными ребрами. В кольцевых проточках боковых ребер располагаются подшипниковые щиты. Сердечник статора устанавливают нижней половиной на центрирующие заточки внутренних стоек и крепят с помощью массивных нажимных колец. Вентиляция двигателей — радиальная двусторонняя. Циркуляция охлаждающего воздуха имеет такую же схему, как в двигателях исполнения со степенью защиты IP23 меньших высот оси вращения.
Асинхронные двигатели с фазными роторами выпускают как модификации серии АИР (АИС) в диапазоне высот оси вращения 160...355 мм в исполнениях по степени защиты IP44 — АИРФ (АИСФ) и IP23 — АИРНФ. Обмотки фазных роторов двигателей мощностью до 50...60 кВт выполнены из круглого провода, двухслойные, равнокатушечные с укороченным шагом. Пазы ротора — трапецеидальные, полузакрытые. В двигателях большей мощности обмотки стержневые волновые, пазы с параллельными стенками, полузакрытые с узким шлицем. В пазовой части обмотка закреплена клиньями, в лобовой части — бандажами из стальной проволоки или нетканой (бандажной) стеклоленты.
Напряжение на кольцах ротора у большинства двигателей примерно равно линейному напряжению обмотки статора.
Двигатели с фазными роторами со степенью защиты IP54 имеют ребристый корпус и охлаждаются наружным вентилятором, как и двигатели с короткозамкнутыми роторами. Контактные кольца расположены внутри корпуса (рис. 9.14) в полости, отделенной от статора перегородкой с лабиринтными уплотнениями, предотвращающими попадание пыли от щеток на обмотки статора и ротора.
Контактные кольца двигателей исполнения IP23 с высотой оси вращения 160...200 мм (рис. 9.15) установлены на выступающем конце вала, противоположном рабочему, и закрыты кожухом с отверстиями для прохода охлаждающего воздуха. Контактные кольца с токоотводами запрессованы в пластмассу. В пластмассовой части колец (рис. 9.16, а) имеются отверстия для прохода охлаждающего воздуха и вентиляционные лопатки для засасывания воздуха в пространство между кольцами. Выводные концы обмотки ротора подходят к контактным кольцам через внутреннее отверстие на валу ротора.
Рис. 9.14. Двигатель серии АИ с фазным ротором со степенью
защиты IP54, h =180 мм:
1— вал; 2, 10 — подшипниковые щиты; 3 — контактные кольца; 4 — корпус; 5 — коробка выдов;
6 — сердечник статора; 7 — сердечник ротора; 8 — лобовые части обмотки ротора;
9 — лобовые части обмотки статора; 11 — вентилятор;
12 — кожух вентилятора; 13 — втулка вентилятора
Рис. 9.15. Двигатель серии АИ с фазным ротором со степенью защиты IP23,
h =180 мм, с аксиальной вентиляцией:
1 — вал; 2,9 — подшипниковые щиты; 3 — коробка выводов; 4 — сердечник статора;
5 — сердечник ротора; 6 — лобовые части обмотки статора;
7 — лобовые части обмотки ротора; 8 — вентилятор;
10 — кожух контактных колец; 11 — контактные кольца
Рис. 9.16. Контактные кольца асинхронного двигателя с фазным ротором:
а — с посадкой на вал; б — консольное крепление; 1 — контактные кольца;
2 — вентиляционные лопатки; 3 — отверстия для прохода охлаждающего воздуха
Вентиляция двигателей — аксиальная. Центробежный вентилятор установлен рядом с сердечником ротора со стороны, противоположной рабочему концу вала. Охлаждающий воздух засасывается через жалюзи в подшипниковом щите, омывает лобовые части обмоток ротора и статора, наружную поверхность сердечника статора, лобовые части обмоток с другого торца сердечника и выбрасывается вентилятором через жалюзи в нижней части подшипникового щита. Часть воздуха проходит через аксиальные каналы в сердечнике статора и отводит тепло, выделяющееся в роторе.
В двигателях с h = 255...355 мм (см. рис. 9.5) вентиляция — радиальная, двусторонняя. Роторные вентиляторы расположены с двух сторон сердечника ротора. Контактные кольца укреплены на выступающем конце вала и закрыты кожухом. В двигателях с h = 280 мм их крепят консольно к несущему фланцу, установленному на валу с помощью трех шпилек (рис. 9.16, б). Токоподводы к обмотке ротора проходят через центральное отверстие в валу.
Большинство двигателей других модификаций и специализированных исполнений серии АИ выпускают со степенью защиты IP54 в тех или иных диапазонах высоты оси вращения. Они отличаются от рассмотренных либо отдельными конструктивными элементами, например,