Файл: Девятая. Проектирование асинхронных машин.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 375

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Корпуса двигателей с h = 132... 180 мм мало отличаются от кор­пусов соответствующих двигателей серии 4А (см. рис. 9.7). Они вы­полняются либо из сплава алюминия с вертикально-горизонталь­ным оребрением, либо из чугуна с радиальным оребрением. По мере совершенствования технологии литья чугунные корпуса двигателей выполняются также с горизонтально-вертикальным оребрением, при этом массу чугунных отливок удается снизить на 15...25 %. Под­шипниковые щиты — чугунные без охлаждающих ребер. Вентиля­торы из пластмассы выполняют только для двигателей с h = 132 мм. У двигателей с большей высотой оси вращения вентиляторы отли­вают из алюминиевого сплава на чугунную втулку для посадки на вал. Кожухи вентиляторов — штампованные из листовой стали. Сердечники статоров у всех двигателей с h ≥ 132 мм скреплены ско­бами, которые приваривают в нескольких местах к наружной повер­хности сердечника.

Двигатели с h = 200...250 мм (рис. 9.12) выпускают с чугунными литыми корпусами и подшипниковыми щитами. Оребрение корпу­сов радиальное. Подшипниковые щиты имеют внутренние ребра, к которым крепят диффузоры, создающие направленный поток воздуха, заключенного в корпусе двигателя.

Корпуса двигателей с высотой оси вращения h = 280...355 мм по своей конструкции резко отличаются от рассмотренных выше (рис. 9.13). Их выполняют из гофрированной рулонной стали тол­щиной 2...2,5 мм, что уменьшает их массу по сравнению с литыми из чугуна примерно в 2,8 раза. Подшипниковые щиты в двигателях чу­гунные. Лапы для крепления к фундаменту прикреплены к корпусу сваркой либо болтами.

Обмотка статора всех двигателей с h = 45...250 мм и двигате­лей с 2р = 10 и 12,с h = 280...355 мм выполнена из круглого обмо­точного провода (см. гл. 3). В двигателях меньших мощностей с h = 45... 132 мм обмотка однослойная концентрическая, в ряде ти­поразмеров выполнена вразвалку; в двигателях с h = 160... 250 мм — одно-двухслойная, а в многополюсных двигателях с h - 280...355 мм — двухслойная концентрическая. Таким обра­зом, конструкция и схемы обмоток из круглого провода всех дви­гателей серии позволяют применять механизированные способы ее намотки.

Рис. 9.12. Двигатель серии АИ с короткозамкнутым

ротором со степенью защиты IP54, h = 225 мм:
1, 14 — подшипники; 2. 11 — подшипниковые щиты; 3 — короткозамыкаюшее кольцо ротора;

4 — лобовые части обмотки статора; 5 — коробка выводов;

6 — корпус; 7 — сердечник статора;

8 — сердечник ротора; 9 — вентиляционные лопатки ротора;


10 — диффузоры; 12 — вентилятор; 13 — кожух вентилятора;

15 — вал
Обмотка статора двигателей с h = 280...355 мм (кроме 10- и 12-полюсных) выполнена из прямоугольного обмоточного провода, двухслойная из подразделенных катушек, что позволяет укладывать их в полуоткрытые пазы статора. Лобовые части обмотки укрепле­ны бандажными кольцами. С помощью дистанционных прокладок между лобовыми частями катушек обмотки создаются промежутки для прохода охлаждающего воздуха.

Обмотки двигателей всех высот оси вращения выполнены проводом марки ПЭТМ-155 или ПЭТД-180. Для пазовой и межфазовой изоляций применяют материалы на основе фенелона, имеющие класс нагревостойкости F. Так как расчетный нагрев обмоток соответстствует классу нагревостойкости В, то при таком решении повы­силась надежность обмотки.

Обмотки короткозамкнутых роторов выполнены заливкой сплавом алюминия. Одновременно отливают и замыкающие кольца с вентиляционными лопатками. Для крепления балансировочных грузов в замыкающих кольцах роторов двигателей с h ≤ 200 мм преду­смотрены кольцевые канавки, а в двигателях с большей высотой оси вращения — штыри между вентиляционными лопатками.

Все двигатели исполнения по степени защиты IP54 охлаждаются с помощью наружного вентилятора, прогоняющего окружающий двигатель воздух вдоль ребер корпуса. Перенос тепла от обмотки статора и лобовых частей обмотки статора к внутренней поверхности и корпуса и подшипниковых щитов происходит за счет циркуля­ции воздуха, находящегося внутри корпуса. В двигателях с h = 45... 180 мм воздух перемешивается вентиляционными лопатками замыкающих колец. В двигателях с h = 200...250 мм внутри корпуса вентиляционными лопатками создается направленная циркуляция воздуха. Для этого на внутренних ребрах подшипниковых щитов с обоих торцов сердечника ротора установлены диффузоры (см. рис. 9.12).

Диффузоры разделяют область пониженного давления — перед вентиляционными лопатками и повышенного давления — над ло­патками. Воздух нагревается, соприкасаясь с замыкающими кольца­ми и вентиляционными лопатками ротора и лобовыми частями обмотки статора, проходит к внутренней поверхности корпуса, в полость между диффузором и внутренними ребрами подшипниковых щитов и отдает им тепло.

В двигателях с h = 280...355 мм с гофрированным корпусом (см. рис. 9.13) схема охлаждения отличается от рассмотренной выше. В сердечниках роторов этих двигателей выполнены аксиаль­ные вентиляционные каналы, а внутри корпуса установлен центробежный вентилятор. Внутренний вентилятор прогоняет нагретый от лобовых частей обмоток ротора и статора воздух в полости, образованные ребрами гофрированного корпуса и наружной поверхно­стью сердечника статора. В то же время наружный вентилятор на­правляет холодный воздух, окружающий двигатель, вдоль ребер снаружи корпуса. Этим достигается более интенсивное охлаждение воздуха, заключенного внутри корпуса. Охлажденный воздух посту­пает в аксиальные каналы ротора и вновь к лопаткам внутреннего вентилятора.



В защищенном исполнении двигатели с короткозамкнутым ротором выпускаются в диапазоне осей вращения от 200 до 355 мм со степенью защиты IP23. Корпуса и подшипниковые щиты двигателей несколько отличны по своей конструкции от двигателей исполнения IP54. Это связано с изменением системы вентиляции. Двигатели имеют двустороннюю радиальную систему вентиляции. Нагнетательными элементами служат вентиляционные лопатки на замы­кающих кольцах. Как и в двигателях исполнения по степени защиты IP54, лопатки служат также радиаторами, отводящими тепло от пазовой части стержней обмотки ротора. В двигателях с h = 200...250 мм (см. рис. 9.4) воздух засасывается через жалюзи в подшипниковых щитах торцов ротора, направляется диффузорами на


Рис. 9.13. Двигатель серии АИ с короткозамкнутым ротором со степенью защиты

IP54, h = 280 мм, с гофрированной станиной:
1 — вал; 2, 17 — подшипники; 3. 15 — подшипниковые щиты; 4 — коробка выводов;

5 — лобо­вые части обмотки статора; 6 — нажимное кольцо статора;

7 — гофрированная станина; 8 — сер­дечник статора; 9 — сердечник ротора;

10 — короткозамыкающие кольца; 11 — вентиляционные лопатки;

12 — внутренний вентилятор; 13 — масленка для смазки подшипника;

14 — кожух вен­тилятора; 16 — наружный вентилятор;

18 — втулка вентилятора (стрелками показаны направле­ния потоков охлаждающего воздуха)
вентиляционные лопатки ротора, охлаждает обмотку ротора и отбрасывается лопатками на лобовые части обмотки статора, обдувает внешнюю поверхность сердечника статора и выходит наружу через жалюзи в средней части корпуса двигателя. Корпуса двигателей этого отрезка серии отлиты из чугуна и внутри имеют продоль­ные ребра, которые служат для установки сердечника статора. Сер­дечник закреплен на ребрах эксцентрично по отношению к корпусу, и площадь поперечного сечения вентиляционных каналов сверху сердечника больше, чем снизу.

Корпуса двигателей с h = 280...355 мм, так же как и в аналогич­ных двигателях серии 4А (см. рис. 9.9), состоят из сварной полуста­нины, выполненной из стального листа, и штампованного из листо­вой стали верхнего кожуха. На полустанине имеются четыре вертикальные стойки, соединенные с основанием продольными планками, а сверху между собой продольными ребрами. В кольце­вых проточках боковых ребер располагаются подшипниковые щиты. Сердечник статора устанавливают нижней половиной на цен­трирующие заточки внутренних стоек и крепят с помощью массив­ных нажимных колец. Вентиляция двигателей — радиальная двусто­ронняя. Циркуляция охлаждающего воздуха имеет такую же схему, как в двигателях исполнения со степенью защиты IP23 меньших вы­сот оси вращения.


Асинхронные двигатели с фазными роторами выпускают как модификации серии АИР (АИС) в диапазоне высот оси вращения 160...355 мм в исполнениях по степени защиты IP44 — АИРФ (АИСФ) и IP23 — АИРНФ. Обмотки фазных роторов двигателей мощностью до 50...60 кВт выполнены из круглого провода, двух­слойные, равнокатушечные с укороченным шагом. Пазы ротора — трапецеидальные, полузакрытые. В двигателях большей мощности обмотки стержневые волновые, пазы с параллельными стенками, полузакрытые с узким шлицем. В пазовой части обмотка закреплена клиньями, в лобовой части — бандажами из стальной проволоки или нетканой (бандажной) стеклоленты.

Напряжение на кольцах ротора у большинства двигателей при­мерно равно линейному напряжению обмотки статора.

Двигатели с фазными роторами со степенью защиты IP54 имеют ребристый корпус и охлаждаются наружным вентилятором, как и двигатели с короткозамкнутыми роторами. Контактные кольца рас­положены внутри корпуса (рис. 9.14) в полости, отделенной от ста­тора перегородкой с лабиринтными уплотнениями, предотвращаю­щими попадание пыли от щеток на обмотки статора и ротора.

Контактные кольца двигателей исполнения IP23 с высотой оси вращения 160...200 мм (рис. 9.15) установлены на выступающем кон­це вала, противоположном рабочему, и закрыты кожухом с отвер­стиями для прохода охлаждающего воздуха. Контактные кольца с токоотводами запрессованы в пластмассу. В пластмассовой части колец (рис. 9.16, а) имеются отверстия для прохода охлаждающего воздуха и вентиляционные лопатки для засасывания воздуха в про­странство между кольцами. Выводные концы обмотки ротора подходят к контактным кольцам через внутреннее отверстие на валу ротора.




Рис. 9.14. Двигатель серии АИ с фазным ротором со степенью

защиты IP54, h =180 мм:

1— вал; 2, 10 — подшипниковые щиты; 3 — контактные кольца; 4 — корпус; 5 — коробка выдов;

6 — сердечник статора; 7 — сердечник ротора; 8 — лобовые части обмотки ротора;

9 — лобовые части обмотки статора; 11 — вентилятор;

12 — кожух вентилятора; 13 — втулка вентилятора

Рис. 9.15. Двигатель серии АИ с фазным ротором со степенью защиты IP23,

h =180 мм, с аксиальной вентиляцией:

1 — вал; 2,9 — подшипниковые щиты; 3 — коробка выводов; 4 — сердечник статора;

5 — сердеч­ник ротора; 6 — лобовые части обмотки статора;

7 — лобовые части обмотки ротора; 8 — венти­лятор;

10 — кожух контактных колец; 11 — контактные кольца



Рис. 9.16. Контактные кольца асинхронного двигателя с фазным ротором:

а — с посадкой на вал; б — консольное крепление; 1 — контактные кольца;

2 — вентиляцион­ные лопатки; 3 — отверстия для прохода охлаждающего воздуха
Вентиляция двигателей — аксиальная. Центробежный вентиля­тор установлен рядом с сердечником ротора со стороны, противо­положной рабочему концу вала. Охлаждающий воздух засасывается через жалюзи в подшипниковом щите, омывает лобовые части об­моток ротора и статора, наружную поверхность сердечника стато­ра, лобовые части обмоток с другого торца сердечника и выбрасы­вается вентилятором через жалюзи в нижней части подшипникового щита. Часть воздуха проходит через аксиальные каналы в сердечни­ке статора и отводит тепло, выделяющееся в роторе.

В двигателях с h = 255...355 мм (см. рис. 9.5) вентиляция — ради­альная, двусторонняя. Роторные вентиляторы расположены с двух сторон сердечника ротора. Контактные кольца укреплены на высту­пающем конце вала и закрыты кожухом. В двигателях с h = 280 мм их крепят консольно к несущему фланцу, установленному на валу с помощью трех шпилек (рис. 9.16, б). Токоподводы к обмотке ротора проходят через центральное отверстие в валу.

Большинство двигателей других модификаций и специализи­рованных исполнений серии АИ выпускают со степенью защиты IP54 в тех или иных диапазонах высоты оси вращения. Они отли­чаются от рассмотренных либо отдельными конструктивными элементами, например,