Файл: Девятая. Проектирование асинхронных машин.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 378

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
встроенным электромагнитным тормозом, либо схемами обмоток (многоскоростные двигатели), материалом заливки пазов или размерными соотношениями зубцовой зоны (двигатели с повышенным скольжением или пусковым момен­том), либо усиленными уплотнениями вала, подшипниковых щи­тов, вводного устройства, а также защитными и лакокрасочными покрытиями и т. п. (двигатели тропического или химического ис­полнения).

Кроме единых серий асинхронных двигателей общего назначения выпускается ряд серий двигателей специального назначения, например крановые двигатели серии МТ, взрывозащищенные серии 2ВР и др. Асинхронные двигатели малой мощности для ручного электрифицированного инструмента, бытовой техники и специализированные для различного вида автоматических систем выпускаются электротехнической промышленностью в массовом количестве [15].

Вопросы проектирования асинхронных двигателей общего назначения рассматриваются ниже, в основном, на базе общесоюзных серий АИ и 4А.


9.4. НОВАЯ СЕРИЯ РА
Разработка новой серии асинхронных машин Российские асинхронные (РА) на Ярославском электромашиностроительном заводе (ЯЭМЗ) началась в 1992 г. Если до распада СССР созданием единых общесоюзных серий занимались около десятков НИИ и разработка единой серии занимала несколько лет, то коллективу ЯЭМЗ пришлось создавать новую серию в течение одного года [11].

В новую серию были заложены решения, позволившие изготавливать двигатели для любых требований потребителя. Это удалось создать благодаря применению конструкции станины со съемными лапами, которые фиксируются по четырем направлениям. Примене­ние съемных лап, хотя и увеличивает трудоемкость, но позволяет несколько исполнений машины объединить в одной конструкции (фланцевое В5, на лапах ВЗ и на лапах с фланцем В35). Это приводит к значительной экономии оборотных средств завода, а потребитель может заменить повреж­денную лапу новой, в то же время в конструкциях с постоянно прилитыми лапами их поломка приводит к замене всего двигателя.

В серии RA станины для высот оси вращения 71...132 мм включительно — алюминиевые, получаемые экструзией, щиты также алюминиевые (рис. 9.17). Для высот оси вра­щения, больших 132 мм, ста­нины и щиты выполняют чу­гунными. Все станины имеют горизонтально-вертикальное оребрение, что позволяет увеличить теплоотдачу при снижении массы двигателя,


Рис. 9.17. Асинхронный двигатель новой серии РА
а также улуч­шает эстетичность его формы. Особенно этому способствует экструзионная станина (см. рис. 9.17).

Внутренний диаметр сердечника статора D1 выбран так, что при фиксированном наружном диаметре Dн1 оптимизирован весь ряд мощностей для нескольких высот оси вращения. Так, например, если для высот оси вращения 160 и 180 мм (Dн1 = 273 мм) при полюсности 2р = 6 выбран внутренний диаметр D1 = 185 мм, то для после­дующего наружного диаметра 296 мм (высота оси вращения 200 и 225 мм) сохраняется тот же внутренний диаметр 185 мм, но уже для полюсности 2р = 4. Такая унификация предусмотрена для всей се­рии РА (табл. 9.6).
Таблица 9.6. Унификация серии РА


Dн1,

мм

Н,

мм

Мощность на валу Р2ном, кВт, при синхронной скорости

3000 об/мин

1500 об/мин

1000 об/мин

750 об/мин

DIN

ГОСТ

DIN

ГОСТ

DIN

ГОСТ

DIN

ГОСТ

120

71

А 0,37

В 0,55

А 0,75

В 1,1

А 0,25

В 0,37

А 0,55

В 0,75

А 0,18

В 0,25

А 0,37

В 0,55

А 0,09

В 0,12

А 0,25



120 (140)

80

А 0,75

В 1,1

А 1,50

В 2,2

А 0,5

В 0,75

А 1,1

В 1,5

А 0,37

В 0,55

А 0,75

В 1,1

А 0,18

В 0,25

А 0,37

В 0,55

140

90

S 1,5

L 2,2



L 3,0

S 1,1

L 1,5



L 2,2

S 0,75

L 1,1



L l,5

B 0,37

L 0,55

LA 0,75

LB 1,1

150 (140)

100



L 3,0

S 4,0

L 5,5

LA 2,2

LB 3,0

S 3,0

L 4,0



L 1,5



L 2,2

LA 0,75

LB 1,1



L 1,5

176 (206)

112

М 4,0

М 7,5

М 4,0

М 5,5

М 2,2

MA 3,0

MB 4,0

М 1,5

МА 2,2

MB 3,0

206

132

SA 5,5

SB 7,5



M l 1,0

S 5,5

М 7,5

S 7,5

M l 1,0

S 3,0

МА 4,0

MB 5,5

S 5,5

M 7,5

S 2,2

М 3,0

S 4,0

М 5,5

273

160

MA 11,0

MB 15,0

L 18,5

S 15,0

М 18,5

M l 1,0

L 15,0

S 15,0

L 18,5

М 7,5

L 11,0

S 11,0

M 15,0

МА 4,0

MB 5,5

L 7,5

S 7,5

M l1,0

296

(273)

180

М 22,0



S 22,0

М 30,0

М 18,5

L 22,0

S 22,0

М 30,0



L 15,0

M 18,5





L 11,0

М 15,0



296

200

LA 30,0

LB 37,0

М 37,0

L 45,0



L 30,0

М 37,0

L 45,0

LA 18,5

LB 22,0

М 22,0

L 30,0



L 15,0

М 18,5

L 22,0

344 (296)

225



M 45,0



М 55,0

S 37,0

М 45,0



М 55,0



M 30,0



М 37,0

S 18,5

M 22,0



М 30,0

400 (344)

250



M 55,0

S 75,0

М 90,0



М 55,0

S 75,0

М 90,0



M 37,0

S 45,0

М 55,0



M 30,0

S 37,0

М 45,0

400

280

S 75,0

M 90,0

S 110

М 132

S 75,0

М 90.0

S 110

М 132

S 45,0

М 55,0

S 75,0

М 90,0

S 37,0

M 45,0

S 55,0

М 75,0



Примечание. Буквенные обозначения в соответствии с серией 4А.
Вопросам унификации в новой серии РА уделено особое внима­ние, поскольку только на одной высоте оси вращения количество типоисполнений двигателей превышает несколько тысяч. Основным достоинством серии РА является возможность выпуска асинхрон­ных двигателей, удовлетворяющих требованиям ГОСТ, DIN и SENELBC и при максимальной унификации отдельных узлов и де­вшей машины [11].

Внедрение профильной экструзионной станины в серии РА позволило снизить трудоемкость изготовления, повысить качество и снизить массу двигателя за счет лучшего теплосъема с поверхности станины. Экструзионные станины позволили отказаться от чистовой обработки замков статора, а также уменьшить аксиальную дли­ну станины, так как они нарезаются из заготовки, получаемой с металлургических заводов.

Применение экструзионных станин на ЯЭМЗ ограничивалось диаметром 132 мм из-за технологических возможностей завода, но такие станины могут применяться и для больших высот, если это потребуется заказчикам.

Основной недостаток экструзионных станин — их более высокая стоимость по сравнению с литыми станинами.

В табл. 9.7 приведены основные показатели трехфазных асинх­ронных двигателей серии РА с короткозамкнутым ротором (степень защиты IP44, IP34, U ≤ 660 В).

Таблица 9.7. Показатели трехфазных асинхронных двигателей серии РА

с короткозамкнутым ротором (степень защиты IP44, IP54, U ≤ 660 В)


Тип АД



Р, кВт

Вδ,

Тл

A1

А/см

J1,

А/мм2

ηн,

%

cos φн

Dн1

D1

l1

S

Z1/Z2

мм

РА71

2

4

6

0,55 0,37 0,25

0,90 0,85 0,83

173 210 220

7,0

5,7

6,2

72,0 65,0 60,0

0,80 0,66 0,55

120

62

70

70

50

55

55

0,3

0,3

0,3

24/17 24/17 36/28

РА80

2

4

6

1,1 0,75 0,55

0,85 0,87 0,80

208 225 228

8,2

8,0

8,3

75,0 73,0 67,0

0,87 0,70 0,66

120 140 140

62

90

95

75

50

55

0,3

0,3

0,3

24/17 36/28 36/28

РА90

2

4

6

2,2

1,5

1,1

0,83 0,77 0,80

235 224 228

6,7

7,9

8,0

84,0 78,0 73,0

0,88 0,80 0,73

140

76

90

95

82

90

95

0,3

0,4

0,3

24/17 36/28 36/28

РAIOO

2

4

6

3,0

3,0

1,5

0,89 0,80 0,79

265 220 251

7,2

7,5

8,0

83,0 82,0 75,0

0,86 0,81 0,75

140

76

90

95

95

130 125

0,3

0,4

0,3

24/17 36/28 36/28

РА112

2

4

6

4,0

4,0

2,2

0,66 0,75 0,80

230 260 241

5,8

5,0

7,2

83,5 86,5 79,5

0,88 0,84 0,79

206

117 129 145

90

90

70

0,6 0,45 0,35

36/28 36/28 54/44

РА 132

2

4

6

7,5

7,5

5,5

0,68 0,87 0,83

215 289 279

5,8

5,5

8,0

87,0 88,5 82,0

0,89 0,84 0,78

206

117 129 145

130 145 140

0,6 0,45 0,35

36/28 36/28 54/44

РА160

2 4 6

15,0 15,0 11,0

0,80 0,80 0,90

290 329 300

5,2 5,3 5,6

90,0 90,0 87,5

0,90 0,87 0,83

273

155 172 185

110

130 140

0,8 0,5 0,45

36/28 48/38 54/50

РА 180

2 4 6

22,0 22,0 15,0

0,80 0,86 0,90

300 345 313

5,4

5,5 5,7

91,0 91,0 89,5

0,90 0,88 0,80

273

155 172 185

180 185 180

0,8 0,5 0,45

36/28 48/38 54/50

РА200

2 4 6

37,0 30,0 22,0

0,73 0,81

0,77

344 385 350

4,0 4,9 5,2

90,5 91,5 89,0

0,89 0,83 0,85

296

163

185 209

215 200 210

0,9 0,55 0,45

36/28 48/40 72/56

РА225

2 4 6

45,0 45,0 30,0

0,67 0,85 0,82

348 392 400

4,2 4,7 5,3

92,0 92,0 89,5

0,90 0,87 0,86

296

163 185 209

265 290 240

0,9 0,55 0,45

36/28 48/40 72/56

РА250

2 4 6

55,0 55,0 37,0

0,67 0,98 0,75

355 362

377

3,8 6,1

5,7

93,0 92,5 90,5

0,92 0,88 0,85

344 400 344

190 240 240

240 200 240

1,1 0,8 0,6

48/40 60/50

72/56




Освоение серии РА позволило сократить зависимость России от импорта и развить экспорт асинхронных двигателей. Технико-эко­номические показатели двигателей серии РА соответствуют или превосходят лучшие аналоги зарубежных фирм, а цены на продук­цию значительно ниже, чем у конкурентов.
9.5. ЗАДАНИЕ НА ПРОЕКТИРОВАНИЕ.

ВЫБОР ГЛАВНЫХ РАЗМЕРОВ И РАСЧЕТ ОБМОТКИ СТАТОРА
Техническое задание на учебное проектирование асинхронно­го двигателя содержит номинальные данные проектируемой ма­шины и указания о режиме ее работы, исполнении по способу монтажа, степени защиты от воздействия окружающей среды и системе охлаждения. Кроме того, могут быть заданы также до­полнительные требования к проектируемому двигателю, напри­мер наименьшие допустимые значения кратности максимального и минимального моментов, а для двигателей с короткозамкнутыми роторами также предельные значения пускового тока и наи­меньшие значения пусковых моментов. В отношении требований, не оговоренных в задании, спроектированная машина должна удовлетворять соответствующим ГОСТам. Методические указа­ния к курсовому проекту см. в 1.7.

Проектирование новой машины начинают с выбора базовой мо­дели, на которую ориентируются при проведении всех расчетов, на­чиная с выбора главных размеров, и при разработке конструкции отдельных узлов. За базовую обычно выбирается конструкция дви­гателя одной из новых серий, выпускаемых в настоящее время. Например, при проектировании асинхронных двигателей общего назначения малой и средней мощности (до 400 кВт) в качестве базовой модели следует выбирать конструкцию двигателей серии 4А или АИ и исполнения, предусмотренного в техническом задании.

В начальной стадии проектирования при выборе главных размеров и электромагнитных нагрузок необходимо учесть дополнительные требования технического задания. Если проектируемая машина должна иметь большой максимальный момент, то индуктивное сопротивление ее обмоток не должно быть большим, поэтому в такой машине нецелесообразно выбирать малое значение индукций, большую линейную нагрузку, узкие и глубокие пазы и т.п.

Требования к пусковым характеристикам с короткозамкнутым ротором следует обязательно учитывать при выборе конфигурации пазов ротора. Так, узкие и глубокие пазы с сужающейся верхней частью обеспечивают большое увеличение расчетного активного сопротивления ротора при пуске и большие пусковые моменты, но при таких пазах возрастает индуктивное сопротивление рассеяния обмотки ротора и уменьшаются перегрузочная способность двигателя и коэффициент мощности при номиналь­ном режиме.


Полностью учесть все требования технического задания к характеристикам двигателя при выборе размеров магнитопровода и об­мотки машины, не ориентируясь на данные выпущенных машин, невозможно. Поэтому перед началом расчета следует детально и изучить конструкцию базового двигателя, критически оценить при­нятые в ней соотношения размеров, уровни электромагнитных нагрузок и другие данные и лишь после этого приступить к расчету. Расчет асинхронных машин начинают с определения главных разме­ров: внутреннего диаметра статора D и расчетной длины магнитоп­ровода lδ. Размеры D и lδ связаны с мощностью, угловой скоростью и электромагнитными нагрузками выражением машинной постоян­ной: