Файл: сахалинский государственный университет институт психологии и педагогики направление подготовки.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 238
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, работа в группах, а также работа у доски как важный аспект развития коммуникативных УУД. Использовался научный подход (обращение к Толковому словарю –значение «бобслей», «шорт-трек»), индивидуальный- сообщения учащихся про числительные «сорок», «миллион», развивающий личностные УУД.
Занимательная физминутка предусматривала метапредметные связи с историей (история спорта), физкультурой (порядок расчета), математикой (четные и нечетные числа).
На заключительном этапе урока самооценка работы учащихся была реализована в творческом отчете-слайде достижений урока (выбор олимпийской медали победителя). Домашнее задание было приближено к олимпийской тематике, что способствует привитию гражданских и духовных ценностей учащихся.
Поставленные задачи удалось реализовать на уроке. Большинство детей справились со всеми заданиями, выявили трудности в работе, оценили свою деятельность на уроке, что является важным компонентом регулятивных УУД. Цель урока достигнута.
Приложение 9
Пояснительная записка.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умники и умницы»:
Используемый учебно-методический комплект:
Место занятий внеурочной деятельности в учебном плане:
Курс внеурочной деятельности «Умники и умницы» рассчитан на 1 учебный год – 34 учебные недели, 34 часа соответственно. Занятия проводятся 1 раз в неделю; на каждое занятие отводится 45 минут.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности «Умники и умницы»
Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимание, восприятие, наблюдение, воображение, память, мышление. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечёт за собой и расширение познавательных возможностей детей.
Цель курса: развитие познавательных способностей учащихся через систему развивающих занятий.
Основные задачи курса:
Методы и приёмы организации деятельности третьеклассников в большей степени ориентированы на самостоятельную умственную деятельность, на развитие навыков контроля и самоконтроля, на развитие познавательной активности детей.
Формы организации: занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу.
Задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях обращено на такие качества ребёнка, развитие и совершенствование которых очень важно для формирования полноценной самостоятельно мыслящей личности. Это - внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти и мышление.
Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:
- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Стартовый и итоговый контроль организуется по методике Холодовой О. А.; результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя (Приложение, таблица №1). Сопоставляя данные начала года и результаты выполнения заданий последнего занятия, определяем динамику роста познавательных способностей ребят за год. Контроль не допускает сравнения учащегося с другими детьми.
Предполагаемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Умники и умницы».
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:
Основное содержание курса внеурочной деятельности «Умники и умницы».
Ценностные ориентиры содержания курса.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Основные принципы распределения материала:
Все задания, предлагаемые младшим школьникам, условно можно разбить на несколько направлений:
- задания на развитие внимания;
- задания на развитие памяти;
- задания на совершенствование воображения;
- задания на развитие логического мышления.
Задания на развитие внимания.
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд упражнений, направленных на развитие произвольного внимания детей, объёма внимания, его устойчивости, переключения и распределения.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух-трехходовые задачи.
Задания, развивающие память.
В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Выполняя эти задания, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приёмы, облегчающие запоминание. В результате таких упражнений учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины и определения. Вместе с тем у них увеличивается объём зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени,
Занимательная физминутка предусматривала метапредметные связи с историей (история спорта), физкультурой (порядок расчета), математикой (четные и нечетные числа).
На заключительном этапе урока самооценка работы учащихся была реализована в творческом отчете-слайде достижений урока (выбор олимпийской медали победителя). Домашнее задание было приближено к олимпийской тематике, что способствует привитию гражданских и духовных ценностей учащихся.
Поставленные задачи удалось реализовать на уроке. Большинство детей справились со всеми заданиями, выявили трудности в работе, оценили свою деятельность на уроке, что является важным компонентом регулятивных УУД. Цель урока достигнута.
Приложение 9
Пояснительная записка.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умники и умницы»:
-
составлена в соответствии с ФГОС НОО, основной образовательной программой школы, учебным планом школы, положением о Рабочей программе на 2019 – 2020 учебный год; -
разработана на основе авторского курса О. А. Холодовой «Развитие познавательных способностей» для третьего класса; -
имеет общеинтеллектуальную направленность; -
ориентирована на учащихся 3 класса общеобразовательной школы.
Используемый учебно-методический комплект:
-
Холодова О. А. Юным умникам и умницам. Методическое пособие, 3 класс. – М.: Издательство РОСТ. 2017. -
Холодова О. А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (8 – 9 лет): Рабочие тетради: В 2-х частях, часть 1. – М.: Издательство РОСТ. 2019. -
Холодова О. А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (8 – 9 лет): Рабочие тетради: В 2-х частях, часть 2. – М.: Издательство РОСТ. 2019.
Место занятий внеурочной деятельности в учебном плане:
Курс внеурочной деятельности «Умники и умницы» рассчитан на 1 учебный год – 34 учебные недели, 34 часа соответственно. Занятия проводятся 1 раз в неделю; на каждое занятие отводится 45 минут.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности «Умники и умницы»
Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимание, восприятие, наблюдение, воображение, память, мышление. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечёт за собой и расширение познавательных возможностей детей.
Цель курса: развитие познавательных способностей учащихся через систему развивающих занятий.
Основные задачи курса:
-
Развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы. -
Развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения. -
Развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения. -
Формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи. -
Развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся. -
Формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников. -
Формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Методы и приёмы организации деятельности третьеклассников в большей степени ориентированы на самостоятельную умственную деятельность, на развитие навыков контроля и самоконтроля, на развитие познавательной активности детей.
Формы организации: занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу.
Задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях обращено на такие качества ребёнка, развитие и совершенствование которых очень важно для формирования полноценной самостоятельно мыслящей личности. Это - внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти и мышление.
Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:
-
Стартовый(занятие №1) позволяет определить исходный уровень развития учащихся. -
Текущий:
- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
-
Самооценка и самоконтроль - определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности. -
Итоговый (занятие №34) предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком.
Стартовый и итоговый контроль организуется по методике Холодовой О. А.; результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя (Приложение, таблица №1). Сопоставляя данные начала года и результаты выполнения заданий последнего занятия, определяем динамику роста познавательных способностей ребят за год. Контроль не допускает сравнения учащегося с другими детьми.
Предполагаемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Умники и умницы».
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
-
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). -
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
-
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. -
Проговаривать последовательность действий. -
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради. -
Учиться работать по предложенному учителем плану. -
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. -
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
-
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. -
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). -
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя. -
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. -
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры. -
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). -
Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
-
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). -
Слушать и понимать речь других. -
Читать и пересказывать текст. -
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. -
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:
-
описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; -
выделять существенные признаки предметов; -
сравнивать между собой предметы, явления; -
обобщать, делать несложные выводы; -
классифицировать явления, предметы; -
определять последовательность событий; -
судить о противоположных явлениях; -
давать определения тем или иным понятиям; -
определять отношения между предметами типа «род» - «вид»; -
выявлять функциональные отношения между понятиями; -
выявлять закономерности и проводить аналогии.
Основное содержание курса внеурочной деятельности «Умники и умницы».
Ценностные ориентиры содержания курса.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Основные принципы распределения материала:
-
Системность: задания располагаются в определённом порядке. -
Принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются. -
Принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются. -
Увеличение объёма материала. -
Наращивание темпа выполнения заданий. -
Смена разных видов деятельности.
Все задания, предлагаемые младшим школьникам, условно можно разбить на несколько направлений:
- задания на развитие внимания;
- задания на развитие памяти;
- задания на совершенствование воображения;
- задания на развитие логического мышления.
Задания на развитие внимания.
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд упражнений, направленных на развитие произвольного внимания детей, объёма внимания, его устойчивости, переключения и распределения.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух-трехходовые задачи.
Задания, развивающие память.
В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Выполняя эти задания, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приёмы, облегчающие запоминание. В результате таких упражнений учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины и определения. Вместе с тем у них увеличивается объём зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени,