Файл: С. Н. Костина Студент гр. Эузм380709.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 353

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2.3. Основные факторы, препятствующие эффективной
реализации государственной политики в области социальной защиты
инвалидов в Свердловской области
Министерство социальной политики Свердловской области играет важную роль в обеспечении социальной защиты инвалидов. В рамках своих полномочий данное Министерство организует социальную поддержку инвалидам, функция данного органа государственной власти – аккумулирующая. Министерство осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, в том числе Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации,
Министерством просвещения Российской Федерации, исполнительными органами государственной власти Свердловской области, органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории
Свердловской области, а также общественными объединениями, иными некоммерческими организациями, осуществляющими свою деятельность в

66 сфере социального обслуживания граждан, юридическими и физическими лицами в пределах своей компетенции, в том числе в электронной форме.
1
Полномочия и функции других Министерств Свердловской области, задействованных в сфере социальной защиты инвалидов, определены таким образом, что несмотря на то, что есть координирующий орган – Министерство социальной защиты, комплексность системы не ярко выражена, каждый уполномоченный орган занимается «своим», нет функций и полномочий по передаче и маршрутизации инвалида по всей цепочке, необходимых для него услуг.
Многие органы, обеспечивающие социальную защиту инвалидов, относятся к федеральному уровню. Например, ключевым элементом в организации межведомственного взаимодействия является медико- социальная экспертиза (МСЭ).
Медико-социальная экспертиза – признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.
2
В рамках МСЭ производится комплексная оценка состояния организма с использованием классификаций и критериев. Классификации определяют основные виды стойких расстройств функций организма человека, основные категории жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий, а критерии – основания установления групп инвалидности.
1
О Министерстве социальной политики Свердловской области [Электронный ресурс] :
Постановление Правительства Свердловской области от 12 мая 2012 года № 485-ПП (в ред. от
10.12.2020).
URL: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW071;n=292098#05198738 543441828 (дата обращения 02.12.2020).
2
О социальной защите инвалидов в Российской Федерации [Электронный ресурс] :
Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 08.12.2020). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/6d65c47a10c6d419f252f516da99da9 9faf9eb06/ (дата обращения: 12.12.2020).


67
Важно отметить и то, что на сегодняшний момент эффективность системы медико-социальной экспертизы недостаточная. Отмечается рост числа граждан, которые не согласны с решениями МСЭ: в 2018 году 52,4 тыс. человек обжаловали эти решения в судах, 12,2% решений было пересмотрено.
«За этими цифрами стоят неудовлетворенные, обиженные люди. Поэтому необходимо модернизировать систему МСЭ, разрабатывать более объективные механизмы установления инвалидности, т. к. доступность и качество медико-социальной экспертизы имеют первостепенное значение.
1
С 2013 года численность инвалидов с каждым годом снижается, о чем свидетельствует рисунок 1, но это снижение объясняется не изменениями в деятельности медико-социальной экспертизы (МСЭ), а естественным выбытием, поскольку 2/3 инвалидов – люди пенсионного возраста, что доказывается рисунком 4.
Рисунок 1 – Сопоставление общей численности населения к общей численности инвалидов, млн. чел.
2 1
Внутренние материалы, предоставленные печатным изданием газеты «Коммерсантъ».
2
Составлено автором по: статистические данные, предоставленные Федеральной службой государственной статистики.
2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
Численность инвалидов 13,1 12,9 12,9 12,8 12,2 12,1 11,9 11,9
Численность населения 143,3 143,7 146,3 146,5 146,8 146,9 146,8 146,7 13,1 12,9 12,9 12,8 12,2 12,1 11,9 11,9 143,3 143,7 146,3 146,5 146,8 146,9 146,8 146,7 0
20 40 60 80 100 120 140 160
Чи сле нн ос ть
, м лн
. ч ел.
Года
Численность инвалидов
Численность населения

68
Несмотря на то, что численность инвалидов за последние 8 лет сократилась на 1,2 миллиона человек, нельзя считать данный показатель благоприятной тенденцией, поскольку снижение роста числа инвалидов может быть обусловлено естественной убылью населения, что видно из рисунка 1. То есть, снижение количества инвалидов не обусловлено повышением эффективности реализации государственной политики в области социальной защиты инвалидов. Такая тенденция ярко прослеживается за последние 4 года (период с 2017 по 2020 гг.).
Статистика Уральского Федерального округа (далее – УрФО), изображенная на рисунке 2, показывает, что по численности инвалидов в регионе лидирует Свердловская область. Почти 40% всех инвалидов УрФО проживают в Свердловской области.
Рисунок 2 – Состав численности инвалидов в УрФО на 1 января 2020 года, чел.
1 1
Составлено автором по: статистические данные, предоставленные Федеральной службой государственной статистики.
72664 272579 93159 52850 13641 219869
Курганская область
Свердловская область
Тюменская область
Ханты-Мансийский автономный округ
Ямало-Ненецкий автономный округ
Челябинская область


69
За последние 4 года (период с 2017 по 2020 гг.) темпы снижения роста численности инвалидов, приходящейся на 1000 человек населения, замедляются. За рассматриваемый период (2017 – 2020 гг.) число инвалидов, приходящееся на 1000 человек населения, сократилось всего лишь на 2 человека, что видно по рисунку 3.
Рисунок 3 – Общая численность инвалидов, приходящаяся на 1000 человек населения
1
Стоит отметить и то, что состав инвалидов за последние 5 лет (2016 –
2020 гг.) не изменился. Большую часть инвалидов (65%) составляют люди старше трудоспособного возраста, это видно по рисунку 4.
1
Составлено автором по: статистические данные, предоставленные Федеральной службой государственной статистики.
2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
Общая численность инвалидов, приходящаяся на
1000 человек населения
91 90 88 87 83 82 81 81 91 90 88 87 83 82 81 81 76 78 80 82 84 86 88 90 92
О
бщ ая численност ь ин валидов, при ходящаяся на
1000 человек насел ени я
Года

70
Рисунок 4 – Состав инвалидов
1
Данная статистика показала, что инвалиды составляют более 8% населения. В среднем, если взять среднестатистическую группу людей из 100 человек, 8 из них будут инвалидами, из этих 8 инвалидов, 5 человек будут в возрасте от 54 лет, 3 человека – в возрасте от 18 до 54 лет, 1 человек – ребёнок в возрасте до 18 лет.
Также недостаточную эффективность имеющейся государственной политики в области социальной защиты инвалидов доказывает тот факт, что не все основные целевые ориентиры социальной политики, обозначенные
«Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» достигнуты. Так, в данном нормативно – правовом акте в качестве цели было обозначено достижение к 2020 году уровня занятости инвалидов в Российской Федерации 40% от общего числа инвалидов.
2
По данным Росстата на период 2020 года лишь 14% от общего числа инвалидов признаны работающими
3
. Сложившаяся ситуация говорит о недостаточной
1
Составлено автором по: статистические данные, предоставленные Федеральной службой государственной статистики.
2
Бакалдина Е. Государственная социальная политика Российской Федерации: выбор приоритетов // Вестник Кемеровского государственного университета. 2014. № 4. С.106.
3
Статистические данные, предоставленные Федеральной службой государственной статистики.
5%
30%
65%
дети в возрасте до 18 лет трудоспособного возраста старше трудоспособного возраста


71 эффективности имеющейся государственной политики в области социальной защиты инвалидов.
На сегодняшний день принято считать, что существуют следующие направления реабилитации и абилитации инвалидов: а) социально – бытовая реабилитация и абилитация; б) социально – средовая реабилитация и абилитация; в) социально – психологическая реабилитация и абилитация; г) социально – педагогическая реабилитация и абилитация; д) профессиональная ориентация; е) социально – психологическая адаптация; ж) социально – производственная адаптация при осуществлении трудовой и профессиональной деятельности; з) информирование, консультирование и формирование положительной мотивации к занятиям физкультурно – оздоровительными мероприятиями и спортом; и) информирование, консультирование и формирование положительной мотивации инвалидов к активному участию в социокультурной жизни общества.
1
Несмотря на то, что в рамках обеспечения социальной защиты инвалидам оказывается помощь по разным направлениям реабилитации и абилитации, существует ряд основных факторов, препятствующих эффективной реализации государственной политики социальной защиты инвалидов в Свердловской области.
Классификация факторов, препятствующих эффективной реализации государственной политики социальной защиты инвалидов в Свердловской области, представлена в таблице 11.
1
ГОСТ Р 58258-2018. Реабилитация инвалидов. Система реабилитации инвалидов и абилитации детей-инвалидов [Электронный ресурс] : Введ. 2019-07-01. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_311157/ (дата обращения 09.11.2020).

72
Таблица 11 – Классификация факторов, препятствующих эффективной реализации государственной политики социальной защиты инвалидов в
Свердловской области
1
№ п/п
Виды факторов
Факторы
1
Экономические
− необходимость финансовой обеспеченности инвалидов через трудоустройство;
− отсутствие экономической возможности сделать реабилитационный центр в каждом городе;
− низкие заработные платы сотрудников социальной сферы;
− отсутствие финансовой прозрачности в центрах социальной помощи.
2
Правовые
− недостаточность общей нормативно-правовой и административно-правовой базы;
− отсутствие единой терминологии;
− разночтения в понятийном аппарате и отсутствие единого подхода к реабилитации инвалида.
3
Организационные
− межведомственная разрозненность;
− отсутствие преемственности в работе с инвалидом разных учреждений;
− разрозненность реабилитационных услуг, отсутствие единой информационной базы;
− отсутствие специалистов по разным типам и этапов реабилитации в ведомственных учреждениях (дефицит психологов);
− большое число отчетных документов у сотрудников, нет времени работать вживую с инвалидом.
4
Психологическое
− неготовность части родителей самим активно включаться в процесс реабилитации ребенка-инвалида;
− безынициативность и отсутствие мотивации инвалидов к реабилитации;
− отсутствие заинтересованности у сотрудников в успешной и качественной работе с инвалидами.
Экономические факторы, препятствующие эффективной реализации государственной политики социальной защиты инвалидов в Свердловской области, непосредственно влияют на качество жизни инвалидов. Поскольку не всем инвалидам государство может гарантировать трудоустройство, возможности обеспечивать себя самому у инвалида может и не быть, что ограничивает его свободу и отделяет инвалида от общества, порождая
1
Составлено автором по: материалы отчета по результатам опроса методом дискуссионных фокус – групп с обобщением мнений участников, предоставленный ГАУ СО «Областной центр реабилитации инвалидов».


73 неравенство. Также ввиду ограниченности денежных средств не каждый муниципалитет имеет возможность сделать реабилитационный центр, что опять же ограничивает инвалидов в их жизнедеятельности, снижает эффективность реализации социальной защиты. Низкие заработные платы сотрудников, задействованных в работе с инвалидами, способствуют снижению мотивации у сотрудников качественно выполнять свою работу, что пагубно сказывается на отношении сотрудников к людям с ОВЗ. Отсутствие финансовой прозрачности в центрах социальной помощи позволяет расходовать денежные средства, выделенные на развитие центра, не по назначению, качество оказываемых услуг падает, неудовлетворенность инвалидов полученными услугами растёт.
Правовые факторы, препятствующие эффективной реализации государственной политики социальной защиты инвалидов в Свердловской области, основаны на недостаточности общей нормативно-правовой и административно-правовой базы, отсутствии единой терминологии, разночтении в понятийном аппарате и отсутствии единого подхода к реабилитации инвалида. Всё это делает систему реабилитации и абилитации разрозненной, ограничивает деятельность государственных органов, задействованных в социальной защите инвалидов, что способствует снижению эффективной реализации государственной политики социальной защиты инвалидов в Свердловской области.
Организационные факторы, препятствующие эффективной реализации государственной политики социальной защиты инвалидов в Свердловской области, тесно связаны с правовыми, поскольку эти две группы факторов способствуют разрозненности системы социальной защиты инвалидов.
Отсутствие преемственности в работе с инвалидом разных учреждений не позволяет инвалиду ощутить себя «в надежных руках», часто человек с ОВЗ не знает куда можно обратиться за помощью, он ограничивается в лучшем случае медицинской помощью, а о других видах реабилитации и абилитации

74 не знает, нет органа, который бы организовал всю цепочку реабилитации инвалида.
Заключительная группа факторов, препятствующих эффективной реализации государственной политики социальной защиты инвалидов в
Свердловской области, – это психологические факторы. На сегодняшний день инвалид имеет низкую мотивацию к реабилитации и абилитации, вызванную рядом стереотипов, распространённых в обществе, и низкой заинтересованностью сотрудников ведомств в комплексной реабилитации инвалида. Данные причины влекут за собой снижение инициативности инвалида в решении собственных проблем.