Файл: Принцип работы dsg.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 41

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Что такое DSG? С немецкого аббревиатура DSG расшифровывается как «коробка непосредственного включения передач» (Direkt Schalt Getriebe). Часто ее называют «преселективной», то есть умеющей держать готовые передачи для следующего переключения.

Идея создания такой КПП принадлежит французскому изобретателю Адольфу Кегрессу. В 30-х годах прошлого века автомобильный инженер сотрудничал с компанией Citroen. Он предложил ставить агрегат с двумя сцеплениями и гидромеханическим управлением на переднеприводный Citroen Traction Avant. Новая трансмиссия не получила массового применения из-за сложной конструкции.

О достоинствах и особенностях коробки рассказал технический консультант Фольксваген Фаворит Хофф Максим Пономаренко.

Принцип работы DSG

Принципиальное отличие преселективной АКП от других — в двух сцеплениях, оперативно переключающих передачи. В «механике» или роботизированной коробке для смены передачи диск сцепления отсоединяется от маховика, водитель или роботизированный компьютер выбирает нужную «скорость», и после этого диск встает на место. За это время крутящий момент на коробку не передается и автомобиль теряет в динамике.

Система DSG позволяет избавиться от провалов мощности. В основе коробки работа двух валов, расположенных соосно: первый — полый, а второй — внутри него. Двигатель соединен с каждым из них через свое, отдельное многодисковое сцепление — тоже внешнее и внутреннее. На первичном, то есть внешнем валу, закреплены шестерни четных передач (2-, 4-, 6-й), на внутреннем — нечетных — 1-, 3-, 5-й и передача заднего хода.

Когда автомобиль стартует, к вращающемуся маховику прижимается диск с нечетным рядом, а диск с четными «скоростями» разомкнут. Во время разгона вычислительный блок коробки дает команду приготовить вторую передачу, чтобы в момент ее включения отсоединить диск нечетного ряда и моментально пустить в работу диск четного. Настроенное управление переключением позволяет не терять крутящий момент.

Роботизированная коробка передач DSG 6 встала на конвейер Volkswagen в 2003 году. Двойное сцепление на ней работало  масляной ванне, получив название «мокрого». Масло в такой коробке отбирает часть мощности, увеличивая расход топлива. В 2008 году немецкий автоконцерн представил семиступенчатую DSG 7 с «сухим» сцеплением.


Преимущества DSG

  • Коробка DSG за счет оптимальных режимов включения нужных «скоростей» позволяет снизить расход топлива. Автомобили с ней потребляют примерно на 10% меньше горючего, чем машины, на которых обычная коробка переключения передач.

  • Отличительная особенность всех подобных трансмиссий — динамичное ускорение. Для переключения передачи вверх коробке нужно всего 8 мс, у нее отсутствует эффект резиновой тяги как на гидромеханических АКП.

  • Ездить на DSG можно в мануальном режиме, то есть переключать передачи вручную.

  • Такая АКП на 20% легче аналогичной гидромеханической трансмиссии.

Недостатки DSG

  • Стоимость АКП сказывается на цене авто, заметно увеличивая ее.

  • Недешевая замена масла (на шестиступенчатой коробке) каждые 60 тысяч километров. Полный объем — 6,5 литров.

Преселективная коробка устанавливается на разные модели и марки, объединенные под именем автоконцерна Volkswagen: Audi TT (A1, A3, A4, S4, A5, A7, A6, Q5, R8), SEAT Ibiza (León, Altea), Škoda Octavia (Superb, Yeti), Volkswagen Polo (Golf, Jetta, Touran, New Beetle, Passat, Passat CC, Sharan, Scirocco, Caddy).

Расширенная гарантия на DSG

Среди многих автовладельцев закрепилась сомнительная слава коробки с двумя сцеплениями. Само наименование DSG превратилось в символ ненадежной конструкции с затратным ремонтом. На самом деле Volkswagen давно взял сложившуюся ситуацию под контроль. Важный шаг в сторону контроля качества — масштабная сервисная акция.

Концерн дает расширенную гарантию на семиступенчатые коробки, выпущенные до 1 января 2014 года. По словам представителей автоконцерна, обозначенный срок соответствует появлению на конвейере модернизированной трансмиссии без типичных проблем прошлого поколения. Особые условия обслуживания ограничены 150 тысячами пробега или 5 годами возраста механизма. В сервисную акцию входит замена синтетического масла минеральным — менее агрессивным по отношению к электронным компонентам. При этом обновляется прошивка блока управления АКП. Обнаруженные неисправности устраняются бесплатно — это касается ремонта, замены отдельных элементов или трансмиссии в сборе.

В любом случае аббревиатуры DSG не стоит бояться: при должном уровне обслуживания она не подведет, а по числу достоинств «умный робот» выигрывает у классической АКПП. А еще коробка ДСГ потребует меньше денег на ремонт в сравнении с обычным «автоматом».

Какие неисправности характерны для ДСГ?

Самая частая проблема — толчки при смене передачи, сопровождающие движение. Диски сцепления слишком резко смыкаются и машину дергает. Второй известный недостаток — вибрация при старте, лязг, скрежет и другие посторонние шумы во время смены скоростей.



Главная причина некорректной работы семиступенчатой трансмиссии — ее «сухое» сцепление. Оно быстро изнашивается из-за тяжелых условий эксплуатации в плотном городском трафике, с заторами на небольшой скорости. Поэтому у вопроса «как эксплуатировать DSG?» есть один очевидный ответ — избегать режима «газ-тормоз», ведь главный враг робота суть пробка.

Среди прочих проблем: износ втулок валов, вилки выключения сцепления, нарушенные контакты соленоидов, грязь на датчиках и масло в антифризе.

Как определить неисправность ДСГ при покупке автомобиля с пробегом?

  • Не включаются отдельные передачи — коробка «перескакивает» их.

  • Переключение передач сопровождается ударами — коробка «пинается».

  • При движении раздается гул.

  • Машина вибрирует на старте.

  • Осмотр на подъемнике показывает, что из коробки подтекает масло.

Если есть подозрение на некорректную работу коробки, стоит заказать дополнительную проверку, или отложить такой вариант.

Доверяйте свой выбор проверенным площадкам автомобилей с пробегом. FAVORIT MOTORS — это команда опытных специалистов, чьи результаты подтверждены первыми местами в рейтингах продаж. Мы продаем подготовленные машины, прошедшие детальную диагностику. У них нет скрытых неисправностей и «прозрачная» юридическая история. Вы приобретаете автомобиль, в точности соответствующий Вашим ожиданиям, точно подходящий для Ваших задач.

сего лишь 18 лет назад Direct-shift Gearbox, или по-немецки Direktschaltgetriebe (коробка с прямым переключением передач), выглядела ни много ни мало прорывом в развитии трансмиссий. А когда в 2008-м появилась еще одна версия DSG — наиболее массовая — как-то само собой пришло понимание — вот он, агрегат, способный подвинуть классический «автомат». Но прошли годы, и, несмотря на многочисленные и едва ли не непрерывные модернизации, эта коробка уже не вызывает былой эйфории. Впрочем, есть у нее и поклонники, считающие, что недостатков у преселективной трансмиссии меньше, чем достоинств. Разберемся, особенно в первых, а попутно выясним — насколько немецкое изделие стало со временем надежнее.

«Мокрая» и «сухая»: плюсы и минусы

Достоинства DSG очевидны. Они легче классических «автоматов» и в производстве дешевле современных АКП. Могут передавать больший крутящий момент, чем вариаторы. По сравнению с коробками, несущими гидротрансформатор, обеспечивают непосредственную (а не через поток масла) связь между двигателем и колесами. Основное же преимущество — быстродействие. DSG способны переключать передачи за менее чем 200 миллисекунд. Что обуславливает не только интенсивность разгона, но и вкупе с другими особенностями — лучшую экономичность и экологичность автомобилей, использующих такие «роботы».


За подобную оперативность переключений отвечает устройство DSG. Два сцепления связаны с валами, один из которых располагается внутри другого. Валы, в свою очередь, имеют собственные пакеты шестерен, отвечающие за четные и нечетные передачи.

Здесь показан разрез коробки с пакетами сцеплений, работающими в масляной ванне

Когда автомобиль разгоняется или замедляется на одной передаче, следующая (верхняя или нижняя) уже включена. Для перехода на нее достаточно разомкнуть одно сцепление и сомкнуть второе. За такой принцип работы эти «роботы» и были названы преселективными, то есть с «предварительно выбранной передачей».

В общем-то, едва ли не сразу было понятно, что у «мокрой» и «сухой» DSG есть свои характерные недостатки. Первая способна передавать больший крутящий момент. Жидкость, в которой «купаются» сцепления, имеет фрикционные свойства и охлаждает узел. Но, с другой стороны, ее наличие снижает КПД агрегата. Второй источник растрат — маслонасос, постоянно создающий давление в гидроприводах переключения передач и сцеплений.

Для мощных и относительно крупных двигателей объемом от двух литров это непринципиально. Однако небольшим моторчикам, каковые в определенный момент стали основой ваговского автопарка, «мокрая» DSG по сравнению с «автоматами» не приносила никаких экономических дивидендов. Именно для небольших ДВС и была разработана DQ200 (или 0AM/0BM) с сухими сцеплениями. По последним все понятно — момент могут передавать меньший, зато не ограничивают КПД. А для того, чтобы исключить энергопотери, в дополнение к насосу устроили гидроаккумулятор. На фото ниже это бочонок с шестигранником-торксом. А под ним электронасос, который работает только по необходимости, «заряжая» гидроаккумулятор жидкостью и давлением.

«Мокрая» DQ250 (или 02E) рассчитана на 400 Нм. DQ200 — на 250 Нм. В 2009 году появился 7-ступенчатый «робот» DQ500 (0BH/0BT) со сцеплениями в масляной ванне, ориентированный на 600 Нм. Его определили микроавтобусу Transporter, а также Audi Q3, RS3 и некоторым другим моделям.


В 2012 году VW представил разновидность «сухой» «семиступки» DQ200e, которая работала в составе гибридного силового агрегата на Jetta.

Спустя два года выпустили еще один вариант — 6-ступенчатую DQ400e с мокрыми «сцепами», способную выдержать 400 Нм и применявшуюся на Golf GTE и Passat GTE, представлявших собой подзаряжаемые гибриды.

Наконец, в 2015–2017 гг. у VW появилась DQ380/DQ381 — урезанная по моменту (400 Нм) разновидность DQ500, которой сейчас комплектуют многие модели концерна.

А вот разработку перспективной 10-ступенчатой коробки DQ511, способной переваривать 550 Нм, начатую в 2013-м, прекратили еще четыре года назад. В условиях активного развития темы полноценных «электричек» этот «робот» перестал быть актуальным.

Это что касается агрегатов с поперечным расположением. Но в 2009 году у VAG дебютировала продольная роботизированная коробка — DL501 (0B5 или S tronic у Audi).

Семь ступеней, естественно, пакеты фрикционов в «жиже» и 600 перевариваемых Нм. Устанавливали ее на многие Audi.

В 2015 году у DL501 появилась младшая модификация DL382, в разных версиях способная выдержать 400 и 500 Нм. На части моделей она заменила более выносливую коробку. В том же году специально для работы вместе с 5,2-литровым V10 (560–600 Нм) выпустили также 7-ступенчатый «робот» DL800. Его можно встретить на Audi R8 и Lamborghini Huracan.

Нам в свете массовой российской эксплуатации этот агрегат, само собой, неинтересен. Да и относительно свежие изделия, появившиеся в последние шесть лет, слишком редкие гости в сервисах. Как, впрочем, и DSG с приставкой e — гибриды VAG у нас официально не продавались. Но «преселективы» DQ200, DQ250, DQ500 и DL501 в специализированных мастерских знают хорошо.

Результат всех модернизаций

Помимо типов сцепления у этих моделей DSG есть и другие особенности конструкции. Так, DQ200 имеет два контура смазки — на шестерни с дифференциалом (обычная «трансмиссионка»; 1,7–1,9 л) и на блок мехатроника, управляющего переключениями передач и сцеплением (спецжидкость G52 512 A2; 1 л).