ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 219
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
21
масштаб ЧС (локальная, местная, территориальная и т. д.);
удаление источника ЧС от населенного пункта, объекта;
пространственно-временные характеристики воздействия поражающих факторов источника ЧС;
численность и охват эвакуируемого населения, время и срок проведения эвакуации;
метеоусловия на момент возникновения ЧС;
рельеф местности;
характер застройки;
наличие средств индивидуальной и коллективной защиты населения;
состояние дорожно-транспортной составляющей эвакуационных мероприятий (автомобильных и железных дорог, акватории водоёмов и т. д.), на момент ЧС и в ближайшее время её развития.
Среди особенностей эвакуации населения в мирное время необходимо выделить её кратковременный характер, за исключением эвакуации при авариях на объектах атомной отрасли.
Из районов ЧС эвакуация населения проводится по производственно- территориальному принципу. Она может носить местный либо региональный характер. Решение на проведение эвакуации принимается главой субъекта
Российской Федерации. В ряде случаев для эвакуации представляется целесообразным подавать автомобильный транспорт непосредственно к жилым домам, административным зданиям и иным объектам (рисунок 2.1).
Рисунок 2.1. Эвакуация населения организована с применением автомобильного транспорта, поданного непосредственно к жилым домам
22
В зависимости от времени и сроков проведения выделяются следующие варианты эвакуации населения.
Упреждающая
(заблаговременная) эвакуация проводится при получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения запроектной аварии на ПОО или стихийного бедствия.
Экстренная (безотлагательная) эвакуация выполняется в случае возникновения ЧС. Вывоз (вывод) из опасной зоны может осуществляться при малом времени упреждения и в условиях воздействия поражающих факторов источника ЧС.
Эвакуация осуществляется, как правило, с развертыванием эвакуационных пунктов (сборных, промежуточных и приёмных). При угрозе катастрофического (природного или техногенного характера) затопления эвакуация населения может проводиться без развертывания сборного эвакуационного пункта (далее – СЭП). При этом оперативные группы, сформированные из личного состава СЭП, организуют вывоз
(вывод) населения на границу зоны ЧС с последующей отправкой к местам временного размещения [14-17].
Рассматривая такую особенность эвакуации, как вид ЧС, говоря, к примеру, о землетрясении, следует указать, что в качестве СЭП, а также мест временного размещения подлежащего эвакуации населения до момента его вывоза из зоны ЧС, целесообразно использовать места, находящиеся на удалении от построек, деревьев и иных объектов, угрожающих обрушением, в том числе городские площадки, пустыри, стадионы и другие безопасные в случае повторных толчков места
(рисунок 2.2).
Рисунок 2.2. Временное размещение населения перед вывозом в безопасный район после землетрясения. Префектура Иватэ, Япония, 14.03.2011 г.
23
При этом потерявшее кров население следует временно размещать в палатках, железнодорожных вагонах, одноэтажных домах сборной конструкции, судах водного транспорта и т. п. Также в условиях землетрясений следует планировать сроки проведения эвакуационных мероприятий населения из зоны ЧС с учётом дорожно-транспортных возможностей. Эвакуация из зон крупномасштабных землетрясений осуществляется, как правило, после восстановления транспортных систем.
В период пребывания людей в зоне ЧС организуется их первоочередное жизнеобеспечение.
Перевозки населения на расстояние до 100 км выполняются, как правило, автотранспортом, местными и пригородными поездами, воздушными, морскими и речными судами. Перевозки населения на расстояние свыше 100 км – железнодорожным транспортом, воздушными, морскими и речными судами.
Эвакуированное население в загородной зоне размещается на территории соответствующего субъекта Российской Федерации с учётом местных условий.
Каждой организации, переносящей свою деятельность в военное время в загородную зону, заблаговременно (в мирное время) определяется производственная база и назначается (выделяется) федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления район (пункт) размещения в загородной зоне.
При отсутствии загородной зоны на территории субъекта Российской
Федерации на территории другого субъекта выделяется загородная зона по согласованию с органами исполнительной власти этого субъекта.
Районы размещения населения в загородной зоне согласовываются с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, органами военного управления
(штабами военных округов) и мобилизационными подразделениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Аналогичный порядок распространяется на закрепление загородной зоны для размещения и хранения материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации в безопасные районы.
Приведённые обстоятельства требуют их всестороннего учёта при планировании эвакуационных мероприятий, адекватная научно обоснованная реализация которого позволит обеспечить успешное решение задач, стоящих перед эвакуацией.
Развитие техносферы создаёт такие обстоятельства и условия, которые практически нивелируют отличия эвакуации, проводимой в условиях военных действий, от эвакуационных мероприятий, выполняемых при ЧС мирного времени. Так, к примеру, авария на РОО требует от всех эвакоорганов такой же оперативности, напряжённости всех
24 сил и средств, как и при эвакуации населения из районов, подвергшихся нападению противника.
Рассматривая эвакуацию населения следует указать на такое действие, как рассредоточение персонала организаций, заключающееся в организованном вывозе (выводе) личного состава (персонала) объектов, продолжающих производственную деятельность в военное время, из категорированных городов, а также зон возможных сильных разрушений объектов особой важности, с размещением их для проживания и отдыха в загородной зоне. Таким образом, эвакуация и рассредоточение по своим содержанию и задачам являются разными мероприятиями.
Эвакуационные мероприятия считаются выполненными в полном объёме, когда всё подлежащее эвакуации население будет вывезено
(выведено) за границы зоны действия поражающих факторов источника
ЧС в безопасные районы.
25
3. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ
ЭВАКУАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ
Планирование эвакуационных мероприятий осуществляют эвакуационные комиссии при участии должностных лиц и специалистов
Главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации
(далее –управлений ГОЧС), органов исполнительной власти, а также объектов экономики. Планы эвакуации оформляются в виде разделов планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС в мирное время.
Планирование начинается с изучения директивных документов ФОИВ и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В безопасных районах эвакуационные комиссии при участии управлений ГОЧС, а также администрации органов местного самоуправления и объектов экономики разрабатывают планы приёма, размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуируемого населения, которые также оформляются в виде разделов планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время. Планированию эвакуации предшествует изучение эвакуационными органами, управлениями
ГОЧС руководящих и нормативных документов, директивных указаний, сбор и подготовка необходимых исходных данных, выбор районов размещения эвакуируемого населения и проведение их рекогносцировки [14-19].
В текстовой части планов эвакуации, разрабатываемых в административно-территориальных образованиях (субъектах Российской
Федерации, районах, городах и других населенных пунктах), расположенных в зонах возможных ЧС природного и техногенного характера, отражаются следующие разделы:
порядок приведения эвакуационных комиссий в готовность;
порядок оповещения населения о начале эвакуации;
численность эвакуированного населения с разбивкой по категориям;
районы размещения эвакуированного населения;
сроки выполнения эвакуационных мероприятий;
маршруты вывоза (вывода) населения;
порядок развертывания сборных эвакуационных пунктов, их пропускная способность, закрепленные за ними объекты экономики;
порядок вывоза населения транспортом из зон ЧС природного и техногенного характера;
пункты посадки населения на транспорт, пункты высадки в безопасных
(вне зоны действия поражающих факторов источника ЧС) районах;
организация обеспечения общественного порядка и регулирования дорожного движения на маршрутах эвакуации;
организация комплексной разведки (инженерной, радиационной, химической и биологической);
26
организация обеспечения эвакуированного населения средствами индивидуальной защиты (далее – СИЗ);
организация защиты населения в местах сбора и на маршрутах эвакуации;
порядок вывоза эвакуированного населения из промежуточных пунктов эвакуации на границах зоны ЧС к местам размещения в безопасных районах;
порядок размещения эвакуированного населения в безопасных районах и его первоочередного жизнеобеспечения;
санитарно-противоэпидемические и лечебно-эвакуационные мероприятия;
порядок управления эвакуацией населения;
организация информации и инструктирование населения в ходе эвакуации.
К текстовой части плана отрабатываются приложения на картах в виде схем, графиков, расчётов:
расчёт населения, подлежащего эвакуации;
распределение предприятий, организаций и учреждений по сборным эвакуационным пунктам, пунктам посадки и местам размещения в безопасных районах;
потребность и возможности транспорта (железнодорожного, автомобильного, водного, воздушного), его распределение по эвакуационным направлениям и маршрутам для вывоза населения;
дислокация сборных эвакуационных пунктов, исходных пунктов эвакуации пешим порядком (рисунок 3.1), станций (пунктов, пристаней) посадки и высадки населения;
состав эвакуационных органов и сроки их приведения в готовность;
схема оповещения руководителей предприятий, учреждений, организаций и населения о начале эвакуации;
организация связи;
карта размещения эвакуированного населения в безопасных районах.
Районы размещения эвакуируемого населения следует наносить на топографические карты масштаба 1:200000 или 1:100000. При этом на ней отражаются:
административные границы;
прогнозируемые границы зон действия поражающих факторов источника ЧС (радиоактивного загрязнения, химического заражения, сейсмически опасных районов, зоны опасных гидрологических явлений, снежных лавин и т. д.);
маршруты эвакуации населения (для пешего выхода и с использованием транспортных средств), количество транспорта на каждом
27 маршруте, численность выводимого
(вывозимого) населения, промежуточные эвакуационные пункты и (далее – ПЭП);
закрепленные за объектами, учреждениями и организациями населённые пункты;
условный номер объекта, количество эвакуируемых, площади капитальных зданий и сооружений, предназначенных для размещения эвакуированного населения, в кв. м;
станции (пункты), пристани высадки, численность высаживаемого населения;
маршруты вывоза прибывающего по эвакуации населения от пунктов высадки и ПЭП до мест размещения.
Рисунок 3.1. Пешая колонна при эвакуации из зоны чрезвычайной ситуации
Штабы ГО городских районов совместно с объектами экономики отрабатывают схемы марша пеших колонн, включающих следующие элементы:
маршрут движения от исходного пункта до ПЭП или места размещения;
перечень колонн, их состав и нумерация;
исходный пункт, пункты регулирования и время прохождения их всеми колоннами;
места и продолжительность привалов эвакуируемого населения;
медицинские пункты, пункты обогрева, питания, водоснабжения;
наличие защитных сооружений ГО вблизи маршрута;
наличие ПЭП;
пункты размещения в безопасных районах;
28
сигналы управления и оповещения.
Текстовой части планов эвакуации объектов экономики, размещённых в зоне возможных ЧС природного и техногенного характера, включают следующие сведения:
порядок оповещения рабочих, служащих и членов их семей о начале эвакуации и их инструктирования;
численность рабочих, служащих и членов их семей, подлежащих эвакуации;
сборный эвакуационный пункт, за которым закреплён или который развёртывает объект экономики, время развертывания СЭП и прибытия на него рабочих и служащих объекта, а также членов их семей;
маршруты вывоза (вывода) эвакуируемых, ПЭП, пункты посадки, высадки;
пункты размещения эвакуируемых в безопасных районах;
начальники эшелонов, старшие автомобильных колонн и другие должностные лица;
лица, ответственные за организацию перевозки персонала и членов их семей;
порядок размещения в безопасных районах рабочих, служащих и членов их семей;
организация защиты эвакуируемых в местах сбора и на маршрутах эвакуации;
организация первоочередного жизнеобеспечения эвакуируемого населения в местах размещения;
организация управления и связи в ходе эвакуации.
Планы эвакуации, разрабатываемые жилищно-эксплуатационными организациями, должны иметь аналогичное содержание.
В текстовой части плана приёма и размещения эвакуируемого населения, разрабатываемого в административном районе (вне опасных зон), указываются следующие сведения:
количество прибывающего эвакуируемого населения с разбивкой по категориям;
наименования прибывающих по эвакуации объектов экономики;
здания и сооружения (в том числе и быстровозводимые), планируемые для размещения эвакуируемого населения;
порядок размещения эвакуируемого населения;
пункты высадки и их оборудование;
промежуточные эвакуационные пункты, их местонахождение, порядок приведения в готовность, пропускная способность;
порядок и сроки доставки эвакуируемого населения в пункты размещения;
29
порядок оповещения должностных лиц, ответственных за размещение и обеспечение эвакуируемого населения;
организация первоочередного жизнеобеспечения эвакуируемого населения в пунктах (районах)размещения;
организация управления и связи в ходе эвакуации;
порядок проведения инструктажа и информирования местного и прибывающего эвакуируемого населения.
Разрабатываемые в плане данные представляются с разбивкой по городам, сельским и поселковым административным органам.
К плану прилагаются карта и расчёт размещения эвакуируемого населения по населенным пунктам.
В текстовой части плана приёма и размещения прибывающего по эвакуации населения, разрабатываемого органами местного самоуправления (вне зон возможных ЧС природного и техногенного характера), приводятся следующие данные:
организация оповещения о начале эвакуации и времени прибытия эвакуируемого населения;
организация управления и связи в ходе эвакуации;
количество прибывающего эвакуируемого населения с разбивкой по категориям;
служебные, административные, культурно-бытовые и другие здания, планируемые для размещения эвакуируемого населения;
порядок развёртывания ПЭП, порядок и сроки доставки эвакуируемого населения из ПЭП в места размещения, транспорт, выделяемый для этих целей;
организация первоочередного жизнеобеспечения эвакуируемого населения в пунктах размещения;
порядок проведения инструктажа и информирования местного и прибывающего эвакуируемого населения.
К плану прилагается карта и расчёт размещения эвакуируемого населения по населённым пунктам.
Планирование эвакуационных мероприятий осуществляется во взаимодействии с органами военного командования по вопросам:
выделения транспортных средств округа (флота), предназначенных для обеспечения перевозок эвакуируемого населения, и уточнения маршрутов эвакуации;
выделения сил и средств для совместного с органами МЧС, МВД
России и войск Национальной гвардии Российской Федерации регулирования движения на маршрутах эвакуации, а также охраны общественного порядка на маршрутах эвакуации, в местах сбора и размещения эвакуируемого населения;