ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 221
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
30
выделения сил и средств округов (флотов) для целей инженерного обеспечения эвакуации, радиационной и химической защиты населения;
выделения сил и средств округов (флотов), для обеспечения санитарно-противоэпидемических и лечебно-эвакуационных мероприятий;
организации вывоза (вывода) военнослужащих и членов их семей из зон ЧС, их размещения и первоочередного жизнеобеспечения в безопасных районах;
организации разведки силами округов (флотов);
использования военных городков и другого имущества Минобороны
России для размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуируемого населения.
В отдельных случаях (при нахождении в пограничной зоне) организуется взаимодействие с пограничным командованием.
На всё население, подлежащее эвакуации, по месту жительства (в жилищно-эксплуатационных органах), на предприятиях, в учреждениях и организациях составляются эвакуационные списки. Не занятые в сфере производства и обслуживания члены семей рабочих и служащих включаются в списки по месту работы главы семьи.
Эвакуационные списки составляются заблаговременно и уточняются при периодической корректировке планов эвакуации, а также при введении режима повышенной готовности (при угрозе возникновения ЧС).
Списки составляются в трёх экземплярах, первый из которых остаётся на объекте или в жилищно-эксплуатационной организации; второй экземпляр с получением распоряжения на проведение эвакуации направляется в СЭП (в оперативную группу) и после завершения вывоза(вывода) населения передается в соответствующую эвакуационную комиссию; третий – с началом вывоза (вывода) эвакуируемого населения направляется в эвакоприёмную комиссию, работающую в районе размещения.
Эвакуационные списки и паспорта являются основными документами для учёта, размещения и обеспечения эвакуируемого населения.
Размещение эвакуированного населения планируется осуществлять, как правило, в границах своих административно-территориальных образований.
Районы размещения в полном объёме должны соответствовать следующим основным требованиям:
обеспечивать безопасность населения от поражающих факторов источника ЧС, т. е. должны быть вне зон их действия;
обеспечивать необходимые условия для отдыха и жизни людей по первоочередным видам жизнеобеспечения;
соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям.
31
Для кратковременного размещения эвакуируемого населения используются служебно-бытовые помещения, клубы, пансионаты, лечебно-оздоровительные учреждения, туристические базы, дома отдыха, санатории, а также центры временного размещения Федеральной миграционной службы России (рисунок 3.2).
Рисунок 3.2. Пункт кратковременного размещения эвакуированного населения, развёрнутый в спортивном зале образовательного учреждения
С учётом этих требований каждому предприятию, учреждению или организации заблаговременно назначается район размещения, который для крупных объектов экономики может включать несколько населенных пунктов.
Закреплённые за объектами экономики районы размещения тщательно изучаются и осваиваются. В них организуется ремонт дорог, мостов, оборудование источников водоснабжения, выявляется наличие защитных сооружений, включая укрытия простейшего типа и т. д.
При планировании эвакуации и рассредоточения работников организаций кроме мобилизационных и производственных планов
(заданий) в обязательном порядке учитывается миграция населения.
В особый период районы размещения эвакуируемого населения, а также помещения (здания) и маршруты эвакуации должны быть согласованы с органами военного командования – военными комиссариатами, начальниками гарнизонов или штабами военных округов
(флотов).
При недостатке имеющейся пригодной для жилья площади возможно строительство землянок (рисунок 3.3), для чего заблаговременно подбираются соответствующие земельные участки, учитываются
32 строительные материалы, назначаются строительные организации, которые будут выполнять их строительство (оборудование).
Рисунок 3.3. Строительство землянки для временного размещения эвакуированного населения в безопасном районе
При отсутствии необходимых условий для размещения эвакуируемого населения в границах своих административно- территориальных образований, оно может быть размещено на территориях соседних административно-территориальных образований по согласованию с соответствующими главами администраций.
В летнее время, в районах с тёплым климатом, возможно кратковременное размещение людей в палатках (рисунок 3.4).
Рисунок 3.4. Подготовка палаток для временного размещения эвакуированного населения в летнее время года
33
Отдельные частные вопросы по планированию эвакуационных мероприятий с целью их лучшего понимания подробно представлены во взаимной связи с видами обеспечения эвакуации разделе «Основные виды обеспечения эвакуации населения» настоящего пособия.
Перечень документов по организации и проведению эвакуационных мероприятий представлен в Приложениях 1-4.
Каждый эвакуированный гражданин должен чётко знать и строго выполнять правила поведения при эвакуации, которые разрабатываются эвакуационными органами, оформляются в виде специальных памяток
(Приложение 5) и заранее распространяются среди населения.
Правильно выполненное, учитывающее все стороны
ЧС планирование эвакуационных мероприятий позволяет в последующем в полной мере реализовать основные виды обеспечения эвакуации населения, его коммунально-бытовое обслуживание и целый ряд иных составляющих.
Эвакуация граждан Российской Федерации, находящихся за пределами страны, при возникновении чрезвычайных ситуаций в местах их пребывания, в пособии не рассматривается. Порядок эвакуационных мероприятий при указанных обстоятельствах отражён в постановлении
Правительства Российской Федерации от 18.11.2014 № 1216 «О комплексе мер по обеспечению эвакуации граждан Российской Федерации из иностранных государств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций».
34
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 12
4. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭВАКУАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ
К основным видам обеспечения эвакуации населения относятся следующие:
транспортное обеспечение;
медицинское обеспечение;
инженерное обеспечение эвакуации населения;
охрана общественного порядка и обеспечение безопасности дорожного движения;
разведка;
коммунально-бытовое обслуживание;
финансовое обеспечение [14-17].
4.1. Транспортное обеспечение эвакуации населения
4.1.1. Общие положения
Транспортное обеспечение из районов ЧС является первой и наиболее значимой составляющей обеспечения эвакуации населения. Оно включает комплекс организационных и технических мероприятий, охватывающих подготовку, распределение и эксплуатацию транспортных средств, предназначенных для выполнения эвакуационных перевозок.
Для реализации данного комплекса мероприятий требуется решение целого ряда задач, к которым относятся:
поддержание в постоянной готовности транспортных органов, сил и средств, привлекаемых к выполнению перевозок;
максимальное использование возможностей всех видов транспорта и транспортных средств для организации эвакуационных перевозок в сжатые сроки;
обеспечение устойчивости работы транспорта, ремонт и техническое обслуживание транспортных средств, участвующих в выполнении эвакуационных перевозок.
Решение указанных задач достигается:
заблаговременным планированием эвакуационных перевозок и своевременной корректировкой планов;
постоянной готовностью ФОИВ, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, территориальных органов МЧС
России, специально уполномоченных для решения задач в области ГО, защиты от ЧС и пожарной безопасности, органов транспорта, транспортных предприятий и учреждений, населения, войсковых частей и формирований к осуществлению эвакуационных перевозок;
35
организацией управления, а также контролем за выполнением эвакуационных перевозок.
Важнейшей составляющей транспортного обеспечения является непосредственно проведение эвакуации
(порядок использования транспортных средств). Следует учитывать, что проведение эвакуации населения требует наличия парка транспортных средств, возможности их привлечения к осуществлению эвакомероприятий, максимального использования пропускной способности транспортных коммуникаций.
Эвакуация населения проводится, как правило, комбинированным способом, в два этапа: сначала на промежуточные пункты, расположенные в безопасных районах, а затем наконечные пункты эвакуации.
Использование транспортных средств при комбинированном способе эвакуации населения предусматривает два варианта проведения эвакуации:
первоначальное использование видов транспорта с последующим выводом пешим порядком на конечные пункты эвакуации к местам размещения;
вывод эвакуированного населения пешим порядком из опасной зоны с последующей посадкой на транспортные средства и вывозом на конечные пункты к местам размещения;
комбинированный способ эвакуации предполагает организацию на сети путей сообщения за границами опасных районов промежуточных пунктов эвакуации.
Работа городского транспорта в ходе эвакуации населения предполагает три схемы его возможного использования:
доставка эвакуированных от мест жительства к СЭП;
доставка эвакуируемых от мест жительства до мест размещения;
вывоз эвакуируемого населения из опасной зоны в безопасную.
Необходимыми условиями организации работы городского транспорта при эвакуации являются уплотнение графиков движения транспортных средств, перераспределение транспортных средств по маршрутам эвакуационных перевозок, назначение запасных(дополнительных) маршрутов.
Эвакуация населения из районов радиоактивного загрязнения требует следующей организации работы транспорта:
осуществление перевозок эвакуированного населения внутри загрязненной и незагрязненной зон различными, находящимися в границах этих зон, транспортными средствами;
запрещение пересечения границ между загрязненной и незагрязненной зонами транспортными средствами;
вывоз эвакуируемых от границ зоны загрязнения к местам размещения осуществляется транспортом незагрязнённой зоны только после прохождения эвакуируемыми санитарной обработки;
36
движение транспортных средств, используемых в границах зон, должно быть организовано челночным способом.
Проведение эвакуации населения из районов химического заражения
(загрязнения) местности, а также из районов размещения ХОО имеет свои особенности. Прежде всего такая эвакуация осуществляется с учётом прогнозируемого направления движения облака, содержащего аварийно химически опасное вещество (далее – АХОВ) и иные опасные химические вещества. При этом перевозки осуществляются в направлении, перпендикулярном его движению, в один этап, челночным способом.
Транспортные средства, осуществляющие эвакуацию населения из районов предполагаемого маршрута движения облака, содержащего опасные химические вещества, используются таким образом, чтобы организовать вывоз эвакуируемых лиц до подхода облака. Для организации эвакуации населения составляются согласованные прогнозы перемещения зараженного облака и графики движения транспортных средств, которые постоянно корректируются с учетом реального хода процесса эвакуации.
Эвакуация населения из лавино- и селеопасных районов осуществляется пешим порядком за пределы зон поражения селевым потоком или снежной лавиной и транспортом с СЭПов, расположенных за пределами зон поражения, в непострадавшие районы [14-17].
4.1.2. Обеспечение эвакоперевозок автомобильным транспортом
Обеспечение эвакоперевозок автомобильным транспортом имеет определённые специфические составляющие.
Основной задачей автомобильного транспорта (далее – АТ) по обеспечению эвакоперевозок является вывоз населения городов, сельских населённых пунктов в районы временного или постоянного проживания или на пункты пересадки на другие виды транспорта (рисунок 4.1).
Рисунок 4.1. Использование автомобильного транспорта при эвакуации населения из зоны чрезвычайной ситуации
37
Эта задача решается всеми автотранспортными средствами предприятий автомобильного транспорта общего пользования, ведомственных предприятий, а также привлечением автотранспортных средств иных предприятий.
Эвакуация населения автомобильным транспортом может осуществляться двумя способами:
прямой перевозкой людей из зон опасности непосредственно в конечные пункты эвакуации;
поэтапной перевозкой людей с пересадкой их в ПЭП.
Планирование автотранспортного обеспечения эвакуации осуществляется с целью оптимального распределения усилий всех участвующих в процессе эвакуации транспортных средств, организованных действий автомобильного транспорта и своевременного вывоза населения из опасных районов.
Исходными данными для составления планирующих документов являются:
задание руководителям автотранспортных формирований (далее –
АТФ) на эвакуацию населения по возможным вариантам возникновения и развития аварий, катастроф, вероятных стихийных бедствий;
выписки из планов эвакуации и её обеспечения;
документы, определяющие порядок взаимодействия с эвакуируемыми объектами, местными органами управления и другими видами транспорта.
Планирование начинается с изучения директивных документов
ФОИВ и органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, которым по планам ГО подчиняются руководители автотранспортных формирований, заданий на осуществление автотранспортных перевозок, уяснения полученной задачи, условий взаимодействия и всестороннего обеспечения.
В решении руководителей автотранспортных формирований должны быть отражены:
порядок действий сил при угрозе возникновения техногенных аварий и стихийных бедствий или при внезапном их возникновении;
направления (объекты), на которых должны быть сосредоточены основные силы АТФ;
способы эвакуационных перевозок на основных направлениях и этапах эвакуации, распределение АТФ по объектам эвакуации;
очерёдность вывоза населения и материальных ценностей, пункты и порядок погрузки на АТ и выгрузки с него, порядок взаимодействия с другими видами транспорта, основы обеспечения и технического прикрытия дорог, состав пунктов управления, порядок их развертывания и меры по поддержанию устойчивого управления.
38
На основе принятого решения осуществляется разработка планов и проводятся необходимые расчёты, отрабатываются и согласовываются вопросы, требующие взаимодействия с другими аварийно-спасательными службами и местными ЭК.
План автотранспортного обеспечения со всеми необходимыми приложениями, календарный план и другие документы, определяющие порядок действий формирований АТФ и управления ими, разрабатываются руководителями АТФ и утверждаются руководителем органов исполнительной власти соответствующего уровня субъекта Российской
Федерации (муниципального образования, района).
При необходимости планирующие документы должны своевременно уточняться и обновляться, их содержание должно быть определённым, обеспечивающим эффективные действия службы и устойчивое управление ее формированиями.
Календарный план основных мероприятий по приведению АТФ в готовность и осуществления эвакуации населения является основным документом оперативного управления процессом автотранспортного обеспечения эвакуации. Календарным планом определяется перечень основных мероприятий, которые излагаются в хронологической последовательности, определяются номенклатура и объем затрат материальных средств, количество привлекаемых средств и сроки исполнения, ответственные за выполнение каждого мероприятия.
Календарным планом предусматривается выполнение мероприятий приведения АТФ в готовность и осуществление эвакуации по основным вариантам возможного развития событий при возникновении аварий и стихийных бедствий.
Основные планирующие документы по применению АТФ дополняются пояснительными записками, схемами, расчётами, таблицами и другими поясняющими документами. К таким документам относятся:
план (расчёт) использования автомобильных колонн;
схема оповещения, сбора личного состава управления АТФ;
схема управления АТФ;
структура, количественный и персональный состав отделений, групп управления АТФ;
расчёт на обеспечение горюче-смазочными материалами автомобильного транспорта, используемого при эвакуации населения, план технического прикрытия (схема и пояснительная записка к ней);
график движения автомобильных колонн (автосанитарных отрядов) и другие документы.
План дорожного обеспечения составляется как приложение к плану автотранспортного обеспечения или как самостоятельный документ, определяющий содержание и порядок выполнения мероприятий по