ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 185
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
32
предприятия на патентной системе;
предприятия, которые на ОСН.
На основе информации Министерства финансов России № 113-3 / 2012 «Об упрощенной системе учета и отчетности для малого бизнеса», можно отметить, что «малые предприятия для бухгалтерского учета могут вести учетную политику на основе правил управления и размера предприятию для обеспечения рационального ведения бухгалтерского учета» [15].
Согласно п.п. 1 п. 2 ст. 6 закона № 402-ФЗ, «индивидуальным предпринимателям не обязательно вести бухгалтерский учет, при условии, что они самостоятельно ведут учет доходов и расходов и других объектов, которые подлежат налогообложению. Но если ИП захочет вести бухгалтерский учет, то он может выбрать как общую, так и упрощенную систему налогообложения, в любом случае необходимо будет сдавать отчетность в ФНС» [7].
В п. 4 ст. 6 закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте» разрешает субъектам малого предпринимательства использовать для ведения бухучёта упрощённые способы. [7]. В 2021 году это касается организаций, у которых:
среднесписочная численность работников за 2020 г. — не более 100 человек;
доход от предпринимательской деятельности за 2020 г. — не выше 800 млн. руб.;
в уставном капитале доля участия государства, субъектов РФ, муниципалитета, общественных и религиозных организаций и фондов — не более 25%;
доля иностранных компаний и (или) организаций, которые не относятся к малым, не превышает 49%.
Существуют следующие способы сокращения бухгалтерского учета на малом предприятии [15]: а) сокращение рабочего плана счетов. План счетов является неотъемлемой частью организации бухгалтерского учета на предприятии. Малое предприятие может самостоятельно выбирать, какие счета необходимо оставить, какие убрать, а какие добавить.
К примеру, малое предприятие, которое работает в сфере торговли, могут исключить счета, которые относят к сфере торговли – 20,21,23 и т. д., и работать только с 44 счетом
«Расходы на продажу» и открыть к нему субсчета: «Транспортные расходы»,
«Представительские расходы», «Расходы на оплату труда» и прочие. Более подробно рассмотрено в таблице 2.1
33
Таблица 2.1 – Сокращенные счета бухгалтерского учета
Счета, которые можно сократить
Элементы учета
Общий счет
Счет 10 — «Материалы» [3]
Счет 07 — «Оборудование к установке» [3]
Счет 11 — «Животные на выращивании и откорме» [3]
«Производственные запасы» [5]
Счет 10 –
«Материалы» [5]
Счет 20 — «Основное производство» [3]
Счет 23 — «Вспомогательные производства»
[3]
Счет 25 — «Общепроизводственные расходы» [3]
Счет 26 — «Общехозяйственные расходы»
[3]
Счет 28 — «Брак в производстве» [3]
Счет 29 — «Обслуживающие производства и хозяйства» [3]
Счет 44 — «Расходы на продажу» [3]
Расходы на производство и продажу
Счет 20 –
«Основное производство» [3]
Счет 41 — «Товары»
Счет 43 — «Готовая продукция»
Готовая продукция и товары на перепродажу
Счет 41 –
«Товары на продажу» [3]
Счет 51 — «Расчетные счета» [3]
Счет 52 — «Валютные счета» [3]
Счет 55 — «Специальные счета в банках» [3]
Счет 57 — «Переводы в пути» [3]
«Деньги на счетах в банках» [3]
Счет 51 –
«Расчетные счета» [3]
Счет 62 — «Расчеты с покупателями и заказчиками» [3]
Счет 71 — «Расчеты с подотчетными лицами» [3]
Счет 73 — «Расчеты с персоналом по прочим операциям» [3]
Счет 75 — «Расчеты с учредителями» [3]
Счет 76 — «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» [3]
Счет 79 — «Внутрихозяйственные расчеты»
[3]
Дебиторская и кредиторская задолженность
Счет 76 —
«Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
Счет 80 — «Уставный капитал» [3]
Счет 82 — «Резервный капитал» [3]
Счет 83 — «Добавочный капитал» [3]
«Разные виды капитала» [3]
Счет 80 —
«Уставный капитал» [3]
Счет 90 — «Продажи» [3]
Счет 91 — «Прочие доходы и расходы» [3]
Счет 99 — «Прибыли и убытки» [3]
«Финансовые результаты» [3]
Счет 99 —
«Прибыли и убытки» [3] б) изменение расчета стоимости основных средств.
34
Например, включать в стоимость ОС только цену покупки, а остальные затраты, связанные, например, с монтажом, установкой оборудования, списывать в полном объеме в квартале, в котором они приобретались. Это будет выгодно малым предприятиям, находящимся на общей системе налогообложения, так как снижается налог на имущество предприятия; в) начисление амортизации один раз в год на 31 декабря текущего года. Остальные организации должны списывать амортизацию ежемесячно по 1/12 части от годовой суммы. г) одномоментное списание сырья, инструментов, товаров, спецодежды в расходы в том квартале, когда они были приобретены. В этом заинтересованы плательщики УСН, налоговая база которая рассчитывается как «Доходы-Расходы» и оплачивают материалы на дату покупки; д) учет материалов и нематериальных активов по покупной цене. Расходы на них списываются сразу; е) исключение оценочных резервов — по оплате отпусков или под обесценивание товара. При ведении упрощенного бухучета, малый бизнес может списать созданные ранее резервы; ж) введение упрощенных регистров учета. Для ведения бухгалтерского учета малому бизнесу приходится использовать регистры учета. Они нужны для классификации данных из первичных документов; з) ведение бухгалтерского учета кассовым методом — выручкой считается момент поступления денег от покупателя, а расходами – погашении задолженности. Это удобно предприятиям на УСН и учитывают доходы и расходы по факту оплаты.
Таким образом, организация бухгалтерского учета на малых предприятиях требует соблюдения рядя условий, а именно:
необходимо определить какой вид бухучета будет применяться на предприятии: полный или упрощенный;
проверка организации на принадлежность к малому бизнесу;
утверждение рабочего плана счетов и сокращение количества счетов, применяемых для бухучета;
разработка упрощенных бухгалтерских регистров. Можно использовать два регистра: журнал учета, а второй - оборотно-сальдовая ведомость по счетам;
фиксирование всех изменения в учетной политике;
использование принципа двойной записи и кассового метода учета;
35
сдать упрощенную бухгалтерскую отчетность, а именно бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах.
2.1.2 Особенности организации бухгалтерского учета и построения рабочего плана счетов на предприятиях торговли лекарственными средствами на примере ООО «СТАМЕД
ПЛЮС»
В современных условиях основной задачей фармацевтического сектора является не только получение максимальной прибыли, но и выполнение одной из основных социальных функций по обеспечению населения качественными и доступными лекарствами. Для достижения этих целей необходимо вести бухгалтерский учет. Фармацевтические организации - это специализированные организации, связанные с системой здравоохранения.
Деятельность аптеки связана с производством, упаковкой, анализом и продажей лекарственных средств.
В соответствии с Учетной политикой ООО «СТАМЕД ПЛЮС» (см. Приложение В пункт В. 1) «обязанность по ведению бухгалтерского учета возложена на главного бухгалтера
(ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете")» [7].
Бухгалтерский учет ведется с использованием специализированной бухгалтерской компьютерной программы "1С: Бухгалтерия 8", редакция 3.0. Рабочий план счетов (см.
Приложение А).
ООО «СТАМЕД ПЛЮС» ведет оперативный бухгалтерский и статистический учет, что позволяет компании предотвращать убытки и брак, а также увеличивать прибыль. Компания организует бухгалтерскую работу таким образом, чтобы удовлетворить следующие требования: надежность, своевременность, сопоставимость, доступность, рентабельность.
При организации учета в аптечной сети, руководствуются следующими принципами:
регулирование бухгалтерского учета;
постоянное усиление роли бухгалтерского учета в предоставлении бухгалтерской информации пользователям;
применение управленческих принципов в бухгалтерском учете.
Организационная структура бухгалтерской службы предприятия ООО
1 2 3 4 5 6 7
«СТАМЕД
ПЛЮС» представлена на рисунке 2.1
36
Рисунок 2.1 – Организационная структура бухгалтерской службы ООО «СТАМЕД ПЛЮС»
На основании структуры, ООО «СТАМЕД ПЛЮС» имеет следующие особенности бухгалтерского учета:
«самостоятельно устанавливает организационную форму бухгалтерской работы, исходя из конкретных управленческих условий» [14];
определяет в установленном порядке форму и методы бухгалтерского учета, а также технологию обработки учетной информации;
разрабатывает систему бухгалтерского учета, отчетности и внутреннего производственного контроля;
разрабатывает учетную политику в установленном порядке.
Начальником бухгалтерии является главный бухгалтер, который является должностным лицом предприятия и непосредственно возглавляет бухгалтерию этого предприятия. Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю компании, а также назначается и снимается с занимаемых должностей.
В обязанности главного бухгалтера входит внедрение надежного бухгалтерского учета и отчетности в компании, обеспечение материально-технической ценности и управление бухгалтерией.
Согласно действующим нормативным правовым актам главный бухгалтер ООО
«СТАМЕД ПЛЮС» обеспечивает:
соответствие проводимых операций законодательству Российской Федерации;
контроль за оборотом товаров и соблюдением обязательств;
37
согласование документов по оформлению кассовых операций;
проверка правильности ведения кассовой книги;
подготовка достоверной финансовой отчетности на основе основных бухгалтерских документов и записей и их своевременное представление в налоговые органы;
разработка учетной политики компании;
оперативно информировать сотрудников по вопросам бухгалтерского учета, контроля и отчетности.
В ООО «СТАМЕД ПЛЮС» есть касса для хранения наличных денег и проведения платежей. Порядок работы с наличными деньгами в ООО «СТАМЕД ПЛЮС» осуществляется
«в соответствии с Положением о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой
Банка России на территории Российской Федерации, утвержденным Банком России от
29.01.2018 N 630-П» [40].
Учетная политика ООО «СТАМЕД ПЛЮС» является основным документом, регулирующим ведение бухгалтерского учета (см. Приложение В пункты В.1 и В.2). Аптека, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, положениями регулирующих органов по бухгалтерскому учету, самостоятельно разрабатывает свою учетную политику в зависимости от структуры, отрасли и особенностей своей деятельности. Учетная политика
ООО «СТАМЕД ПЛЮС» устанавливается главным бухгалтером на основании Положения по бухгалтерскому учету и утверждается руководителем компании.
Нормативной базой для формирования и раскрытия учетной политики общества являются «ПБУ 1/2008 Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», утвержденное приказом Минфина России от 06.10.2008 г. №106н (в ред.
Приказа Минфина РФ от 07.02.2020 г.)» [8].
Учетная политика ООО «СТАМЕД ПЛЮС» определяет порядок организации бухгалтерского учета в компании и содержит комплекс методов его ведения, в который входят:
− «методы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности и возмещения стоимости активов» [5];
− методы организации документооборота и инвентаризации;
− методы использования бухгалтерских и учетных систем.
Рабочий план счетов является частью регулирующей системы бухгалтерского учета в
ООО «СТАМЕД ПЛЮС». Инструкции по использованию плана счетов содержат краткое описание синтетических счетов, такие как структура и назначение счета, экономическое содержание отраженных в нем фактов, последовательность записей применительно к
38 наиболее частым хозяйственным операциям, взаимосвязь учетной записи с другими учетными записями. Ни план счетов, ни инструкции по его использованию не определяют правила оценки, группировки, документирования, обобщения балансов, процедур бухгалтерского учета - это сфера применения других элементов регулирующей системы бухгалтерского учета
(положений, стандартов, руководств, рекомендаций).
Группировка счетов и порядок их расположения в плане счетов на предприятии основаны на экономическом содержании фактов экономической жизни, обобщенных сводными статьями, и в основном вытекают из схемы обращения денежных средств хозяйствующего субъекта. Использование этой функции группировки дает информацию об объектах учета, которые организованы в счетах определенного раздела. В то же время другие важные особенности группировки учетных записей принимаются во внимание в той мере, в какой это необходимо, включая цель и структуру, отношения между учетными записями и многое другое.
Рабочий план счетов ООО «СТАМЕД ПЛЮС», предоставлен в приложении А п.1. «Учет основных средств ведётся на счете 01, амортизация основных средств учитывается на счете 02» [3]. «При осуществлении капитальных вложений расходы по строительству или приобретению объектов основных средств и нематериальных активов согласно счетам поставщиков и подрядчиков, отражаются по дебету счета 08 с кредита счета 60» [3].
В аптеке отражаются операции с лекарствами, которые для организации являются товаром, на счете 41. Если учет ведется по продажной цене, начисленную торговую наценку отражают на счете 42.
Таким образом, бухгалтерский учет в торговой сети аптек ООО «СТАМЕД ПЛЮС» ведется в соответствии с действующими РСБУ. Инвентаризация проводится в установленном законом порядке и на условиях, установленных действующим законодательством. Принципы учета применяются общие, а методы закрепляются в учетной политике. Бухгалтерский учет в аптеке начинается с формирования регистров и счетов, а также анализа специализированного документооборота. Формы документов могут быть стандартизированы и использоваться произвольно.
Большое значение при организации бухгалтерского учета в ООО «СТАМЕД ПЛЮС» имеет формат работы специалистов с первичными документами, данными и информацией.
Бухгалтер в аптеке должен в первую очередь правильно отражать финансово-экономические, коммерческие и производственные процессы в бухгалтерском учете. Для получения достоверных данных о состоянии организации необходимо правильно обеспечивать документальный контроль за сохранностью товаров и материалов, а также денежных средств.
39
При ведении бухгалтерского учета особое внимание на предприятии следует уделять законности и целесообразности расходования денежных средств. Несоблюдение утвержденных оценок и стандартов может привести к ошибкам в бухгалтерском учете, дополнительным налогам и другим финансовым последствиям.
2.1.3 Особенности организации бухгалтерского учета и построения рабочего плана счетов на предприятиях строительства
Строительство – это одна из сфер, которая имеет ряд специфических особенностей, отличающих ее от других отраслей экономики. Главной особенностью, является ее конечная продукция, а также специфические особенности условий труда работников на предприятии, и все необходимое оборудование, для осуществления деятельности. Конечный продукт — это всегда недвижимое имущество относительно земли на котором он находится, он может быть построен по индивидуальному проекту и рассчитан на длительное использование.
Строительство, как одна из отраслей экономики, участвует в создании основных фондов для всех отраслей хозяйствования. Если взять план счетов строительной отрасли, то можно увидеть, что «принятие к учету возведенных объектов, а также их изменение их первоначальной стоимости при модернизации или реконструкции, отражается по Дт счета 01, в корреспонденции с счетом 08» [17].
«Счет 08 ««Вложения во внеоборотные активы» направлен на обобщение информации о затратах организации на объекты, которые в дальнейшем будут учитываться как основные средства» [3]
«К счету 08 «Вложения во внеоборотные активы» могут быть открыты субсчета» [3]:
08.1 «Приобретение земельных участков» [3];
08.2 «Приобретение объектов природопользования» [3];
08.3 «Строительство объектов основных средств» [3];
08.4 «Приобретение отдельных объектов основных средств» [3];
08.5 «Приобретение нематериальных активов» [3];
08.6 «Перевод молодняка животных в основное стадо» [3];
08.7 «Приобретение взрослых животных» [3];
08.8«Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ» [3].
40
«На счете 20 - основное производство» [3] - в строительных организациях ведется учет затрат по объектам.
На счете 23, на соответствующих субсчетах учитываются затраты по «содержанию автотранспорта и затраты ремонтно-механических мастерских».
На счете 26 ведется учет общепроизводственных и общехозяйственных расходов строительства.
Все расчеты строительные организации ведут на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» [3].
Бухгалтерский учет в сфере строительства имеет ряд особенностей, ведь компании могут выступать в качестве инвестора, заказчика, покупателя и т. д.
«Застройщиком является фирма, которая обеспечивает на принадлежащей ей земле строительство, реконструкцию, капремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта» [40].
Бухгалтерский учет ведется в соответствии с учетной политикой предприятия, которая разрабатывается на предприятии всех типов. Одной из особенностей строительной отрасли, является то, что все строительные объекты, которые принадлежат одной фирме, могут быть расположены в других городах. Поэтому допускается возможность наличия у компании дочерних филиалов в других регионах, по месту нахождения объектов строительства.
В соответствии с требованиями Налогового кодекса «организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны встать на учет в налоговой инспекции по месту нахождения каждого такого подразделения» [6]. Также фирмы в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 23 Налогового кодекса «обязаны сообщать в инспекцию о создании или закрытии обособленного подразделения в течение одного месяца» [6].
Если у компании есть дочерние предприятия, необходимо решить следующие организационные проблемы:
определение деталей бухгалтерского учета хозяйственных операций в филиалах;
назначить бухгалтера, который будет отвечать за подготовку бухгалтерских записей по операциям, проводимым в компании;
установление условий и порядка подачи всех необходимых документов в головной офис для своевременного учета в бухгалтерском учете.
Порядок должен быть определен в методе учета и оценки отражения движения полученных сумм, а также как формируется и предоставляются отчеты об использовании