ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 191
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
41 полученных денежных средств. При утверждении учетной политики в строительной организации, следует учесть следующие особенности:
особенности расчетов с заказчиками и генеральными подрядчиками по суммам полученных строительных материалов и оборудования к установке;
сделать открытие к счету 60 отдельных субсчетов для учета расчетов с заказчиками и генеральными подрядчиками;
для учета 60 счета необходимо открыть дополнительные субсчета второго порядка для учета авансов и третьего порядка для учета авансов по видам;
«если есть необходимость, то стоит организовать учет продаж на 90 счете -
Продажи и финансовых результатов на счете 99, по видам поступлений в зависимости от выбранного метода определения финансового результата» [3].
Таким образом, анализируя действующие нормативные документы, касающиеся взаимоотношений сторон в процессе строительства, порядка отражения бухгалтерского учета, а также налогообложения их деятельности, можно выделить три возможных варианта ведения бухгалтерского учета
признание незавершенного строительства по фактическим затратам на балансе подрядчика до завершения строительства;
признание незавершенного строительства по договорной стоимости работ, принятых к оплате заказчиком, на балансе подрядчика до завершения данного строительства;
подрядчик по мере передачи работ организатору снимает с баланса стоимость этих работ и передает в налоговый орган финансовый результат.
Важной особенностью учета в строительстве является совмещение видов строительства и промышленного производства в основных направлениях деятельности крупных строительных компаний. Возможность использовать различные методы определения дохода от сдачи конструкции, то есть определения финансового результата основного бизнеса
- еще одна особенность строительного учета. Подрядчик вправе определять доход после завершения строительных работ на объекте или после завершения отдельных этапов строительства, для отдельных выполненных работ. Подрядчик имеет право использовать оба метода одновременно, чтобы учесть работы, выполняемые по разным строительным контрактам.
42 2.2 Методика бухгалтерского учета на предприятиях в разрезе особенностей ведения бизнеса
2.2.1 Особенности первичного документирования операций, синтетического и аналитического учета на предприятиях малого бизнеса
«Начальным этапом бухгалтерского учета на малом предприятии является сплошное документирование всех хозяйственных операций путем составления определенных носителей первичной учетной информации» [18].
Первый этап организации бухгалтерского учета в малом бизнесе - это первичное документирование всех проводимых операций. Для утверждения первичных документов небольшая компания может использовать единые формы и на их основе самостоятельно разработать документацию, которая «должна содержать обязательные реквизиты, предусмотренные Федеральным законом «О бухгалтерском учете», и гарантировать точность отражения заполненных документов. в бухгалтерском учете. коммерческие сделки» [7].
Первичные документы, на основании которых данные принимаются к бухгалтерскому учету, проверяются на полноту и правильность их исполнения, а также на правомерность документированных операций при наличии логической связи между отдельными показателями.
Для обобщения, классификации и накопления информации, содержащейся в основных бухгалтерских документах, принятых к бухгалтерскому учету, и отражения ее на бухгалтерских счетах и финансовой отчетности, предназначены бухгалтерские записи.
Малому предприятию «рекомендуется вести бухгалтерский учет с применением систем регистров бухгалтерского учета, также необходимо учитывать письмо Минфина России от 24 июля 1992 г. № 59 - О рекомендациях по применению учетных регистров бухгалтерского учета на предприятиях, а также соответствующие отраслевые инструкции, разработанные министерствами и ведомствами» [20] для компаний соответствующих секторов
(строительство, торговля, фармацевтика и т. д.).
При этом малые предприятия могут самостоятельно адаптировать применяемые бухгалтерские записи к спецификациям своей работы, а именно:
создание единой методологической базы бухгалтерского учета, предполагающая ведение бухгалтерского учета на принципах и двойной записи;
взаимосвязь между данными аналитического и синтетического учета;
43
полное отражение всех хозяйственных операций в бухгалтерской отчетности на основании основных бухгалтерских документов;
накопление и систематизация данных первичных документов в рамках показателей, необходимых для управления и контроля хозяйственной деятельности малых предприятий, а также для составления финансовой отчетности.
«При сокращённом и простом видах упрощённого учёта можно не вести бухгалтерские регистры имущества. В этом случае все хозоперации заносят в книгу (журнал) учёта фактов хозяйственной жизни, при полном виде упрощённого бухучёта для регистрации фактов хозяйственной жизни можно разработать свои бланки регистров» [15].
Для ведения бухучёта упрощёнными способами можно самостоятельно разработать подходящие первичные документы (акты, накладные и др.). За основу обычно берут бланки из альбомов унифицированных форм первичных документов и просто удаляют лишние поля или добавляют новые. Главное — сохранить все обязательные реквизиты первичных документов из п. 2 ст. 9 закона 402-ФЗ [7]: наименование и дату документа, название организации, содержание факта хозяйственной жизни, его измерители и их величину, наименование должностей составителей документа, их фамилии и личные подписи.
Малые предприятия ведут бухгалтерский учет в соответствии с «Положением о ведении бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» [9],
«Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий»
[3].
«Кроме того, для малых предприятий, являющихся юридическими лицами, разработаны Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержден приказом Минфина РФ от 21.12.98 г. № 64н, в которых сформулированы общие принципы организации бухгалтерского учета на малых предприятиях [14].
«Типовые рекомендации разработаны в соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации и предназначены для всех субъектов малого бизнеса, кроме кредитных организаций» [1].
Однако с введением плана счетов финансово-хозяйственной деятельности организации необходимые изменения в типовые рекомендации не вносились, это обстоятельство следует учитывать при их применении.
«На основе плана счетов и инструкций по эксплуатации малый бизнес утверждает рабочий план счетов, в котором перечислены синтетические и аналитические счета, необходимые для проводки» [7].
44
Таким образом, в зависимости от профиля и типа бизнеса малые предприятия могут использовать как упрощенный план счетов, предлагаемый стандартными рекомендациями, так и полный план счетов.
Решение процессов, которое принимает малый бизнес, зависит от объема продаж, рабочего плана, количества сотрудников, задействованных в обработке бухгалтерской информации, и требований владельцев. Иными словами, малому бизнесу предоставляется право выбора необходимых счетов из плана счетов для отражения операций по фактам хозяйственной деятельности конкретного предприятия.
В малых предприятиях, которые осуществляют ограниченное количество коммерческих сделок, законодательство рекомендует использовать как простую форму бухгалтерского учета, так и упрощенную. Форма бухгалтерского учета выбирается главным бухгалтером по согласованию с руководителем малого бизнеса. Этот выбор зависит от количества операций и объема рабочего процесса, опыта и квалификации бухгалтеров, наличия IT-инструментов и программного обеспечения, а также от сложившихся в компании традиций.
Бухгалтерский учет на малых предприятиях может быть организован по обычной форме бухгалтерского учета: журнальный, базовый, автоматизированный и др.
Таким образом, малые предприятия, использующие упрощенную форму бухгалтерского учета, могут разработать рабочий план счетов с сокращенной номенклатурой счетов, составленный «на основе типового плана счетов бухгалтерского учета финансово- хозяйственной деятельности предприятия и инструкций – план бухгалтерского учета приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. N 94н (в ред. От 11 августа 2010 г.)» [16].
Первичные бухгалтерские записи принимаются к бухгалтерскому учету, если они составлены по форме, входящей в альбомы единых форм первичной бухгалтерской документации.
2.2.2 Особенности первичного документирования операций, синтетического и аналитического учета на предприятиях торговли лекарственными средствами на примере
ООО «СТАМЕД ПЛЮС»
Все коммерческие операции, проводимые аптекой, должны сопровождаться подтверждающими документами. Эти документы служат первичными бухгалтерскими документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. При заполнении форм первичных учетных документов движения лекарственных средств и других материальных
45 ценностей и активов необходимо обеспечить единство учета и отчетности в розничных аптечных организациях.
Учет перевозки лекарственных средств, изделий медицинского назначения и фармацевтических препаратов, как правило, осуществляется на основе натурных
(количественных) измерений в денежных суммах в соответствии с действующими приказами и инструкциями в валюте Российской Федерации. Формы первичных учетных документов, не содержащие типовых форм для внутреннего учета, утверждаются приказом или приказом ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета в фармацевтических розничных организациях (аптечных организациях).
«Первичные учетные документы, фиксирующие факт совершения хозяйственных операций, являются основанием для записей в регистрах бухгалтерского учета» [29].
Бухгалтерский учет в торговой сети аптек автоматизирован и ведется с использованием специализированной бухгалтерской компьютерной программы "1С: Бухгалтерия 8", редакция
3.0, схема автоматизированного бухгалтерского учета в ООО «СТАМЕД ПЛЮС» представлена на рисунке 2.2.
Рисунок 2.2 – Схема автоматизированного бухгалтерского учета в ООО «СТАМЕД
ПЛЮС»
46
«Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции или же после ее окончания» [30]. При поставке лекарственных средств в ООО «СТАМЕД
ПЛЮС» поставщик обязан предоставить товарно - сопроводительные документы:
ТОРГ-12 (товарная накладная);
форма ТОРГ-13 (см. Приложение Г, рисунок Г.4);
форма ТОРГ-4 «Акт о приемке товара, поступившего без счета поставщика» (см.
Приложение Г, рисунок Г.2);
требование-накладная (форма М-11) (см. Приложение Г, рисунок Г.3);
счет-фактура;
УПД (универсальный передаточный документ) (см. Приложение Г, рисунок Г.1);
товарно-транспортная накладная от поставщика;
инвентаризационная опись (см. Приложение Г, рисунок Г.5);
акт выполненных работ (услуг) поставщика.
Лицо, ответственное за прием лекарств в аптеке, должно поставить печать аптеки и подписать все представленные документы.
На товаросопроводительных документах, которые остаются в аптеке, ставится печать о допуске, после чего эти документы прикрепляются к товарному отчету.
Если препараты поступают в аптеку в неправильном количестве, указанном в прилагаемых документах, или не соответствуют качеству, в этом случае составляется акт с несоответствием количества и качества на момент поступления. товар по форме № ТОРГ-2.
«Акт должен быть составлен в присутствии представителя поставщика лекарственного средства, если по каким-либо причинам представитель не может присутствовать при приеме лекарственного средства, приглашаются представители незаинтересованной стороны» [22].
Если препараты поступают в аптеку без учета поставщика, после приемки составляется акт приема-передачи полученных медицинских изделий без учета поставщика по форме
ТОРГ-4, который оформляется в два экземпляра: первый экземпляр прилагается к отчету соответствующего лица; второй - с человеком, принимающим лекарство.
В Методических рекомендациях №98/124 [21] есть специальные документы для оформления покупки лекарственного сырья. Этими документами должны пользоваться все аптеки, в том числе коммерческие.
Для подготовки отчета сотрудники ООО «СТАМЕД ПЛЮС» назначают ответственного за прием лекарств, оформление накладных на прием товаров по группе.
Согласно пункту 1.2.3. Методических рекомендаций №98/124 «при продаже лекарственных средств: «учет готовых лекарственных средств, отпущенных населению,
47 ведется на основе натуральных измерений в денежном выражении по кассовым контрольным лентам, а также по требованиям - накладным лечебно - профилактических учреждений, по выписанным покупателям счетам, по счетам мелкорозничной сети при безналичном расчете»
[21].
Требование-накладная (форма
М-11
) (см. Приложение Г, рисунок Г.3) выписывается
ООО «СТАМЕД ПЛЮС» «в случае продажи лекарственных средств лечебно- профилактическим учреждениям, другим аптечным организациям, а также отделам аптеки
(при внутриаптечной передаче)» [21].
«В соответствии с Методическими рекомендациями №98/124, требование - накладная нумеруется порядковым номером с начала года и выписывается в трех экземплярах лечебно - профилактическими учреждениями и другими покупателями с заполнением соответствующих граф» [21].
«Отделы аптечной организации, прикрепленная мелкорозничная сеть выписывают требования - накладные в трех экземплярах. При выдаче товаров первый экземпляр передается вместе с товарным отчетом в бухгалтерию аптечной организации, второй вместе со счетом покупателю для оплаты или предъявления в банк, третий получателю. На ядовитые, наркотические и другие лекарственные средства, внесенные в списки постоянного Комитета по контролю наркотиков, а также спирт этиловый, требование - накладная выписывается на один экземпляр больше, который и хранится у материально ответственного лица, отпустившего лекарственное средство. При реализации лекарственных средств по бесплатным и льготным рецептам, составляется сводный реестр рецептов на бесплатный и льготный отпуск (форма №АП-9)» [21].
Методическими рекомендациями №98/124 «установлено, что всеми материально- ответственными лицами или главными бухгалтерами аптечных учреждений и отделов должен составляться товарный отчет» [21] (см. приложение А п. 1).
Журнал хозяйственных операций ООО «СТАМЕД ПЛЮС» с основными операциями, которые осуществляет предприятие (таблица 2.2):
48
Таблица 2.2 - Журнал хозяйственных операций ООО «СТАМЕД ПЛЮС»
Наименование хозяйственной операции
Дт
Кт
Первичный документ
Регистр учета
Оплачены с расчетного счета денежные средства за лекарственные препараты поставщику
60 51
Выписка банка по расчетному счету
Журнал операций с поставщиками
Карточки счетов 60,51
Отражена стоимость полученных лекарств
41 60
Товарная накладная или универсальный передаточный документ поставщика
Регистр информации о приобретенных товаров
Отражена сумма НДС по поступившим лекарствам
19 60
Счет-фактура
Карточка 60 счета
Переданы лекарства с склада в розничную торговлю
41.2 41.1
Накладная на отпуск товара
Карточка счета 41
Отражена торговая наценка на оприходованные лекарства
41 42
Бухгалтерская справка
Карточка 42 счета
Списывается торговая наценка, относящаяся к проданным лекарственным препаратам
90 42
Бухгалтерская справка
Карточка 42 счета
Списание лекарственных препаратов с истекшим сроком годности
90 41
Акт о списании товаров
(ТОРГ-16)
Оборотно-сальдовая ведомость по 41 счету
Признан доход от реализации лекарственных препаратов
50 90.1
Кассовый чек, журнал кассира-операциониста по форме КМ-4
Анализ 90.1 счета
Отражена задолженность покупателя за проданные медикаменты
62 90.1
Товарная накладная, счет- фактура
Оборотно-сальдовая ведомость по 62 счету
Оплата медикаментов покупателем банковской картой
57 90.1
Кассовый чек, журнал кассира-операциониста по форме КМ-4
Оборотно-сальдовая ведомость по 57 счету
49
Продолжение Таблицы 2.2
Поступили на расчетный счет денежные средства от покупателей
51 62
Выписки банка по расчетному счету
Карточка 51 счета
Начислена ЗП фармацевту
20 70
Расчетно-платежная ведомость
Оборотно-сальдовая ведомость по 70 счету
Реализация товаров по льготным рецептам на сумму части стоимости товаров, оплаченных покупателем (50
% от продажной стоимости)
91.2 41
Выписанный врачом рецепт на льготное приобретение товара, товарный отчет аптеки за день, накладная- требование форма № АП-9
Оборотно-сальдовая ведомость по 41 счету
Отпуск медицинских товаров по льготным рецептам, на сумму торговой наценки, приходящейся на отпущенные товары
91.2 42
Бухгалтерская справка
Оборотно-сальдовая ведомость по 42 счету
Проданы лекарственные средства государственному бюджетному предприятию
62 90.1
Товарная накладная (ТОРГ-
12), УПД
Оборотно-сальдовая ведомость по 62 счету
Списывается торговая наценка, относящаяся к проданным лекарственным препаратам государственным бюджетному предприятию
90.2 42
Бухгалтерская справка
Оборотно-сальдовая ведомость по 42 счету
Учтены материалы для производства раствора для электрофореза
20 10
Рецептурный справочник, требование накладная
Карточка 20 счета
Бухгалтерские регистры различаются по внешнему виду и содержанию. По внешнему виду бухгалтерские регистры на делятся на:
карточки - предназначены для учета основных средств (инвентарные карточки), материальных ценностей в местах их хранения (инвентарные карточки на складах);
сводные листы - бухгалтерские регистры большего формата с большим объемом информации. Они предназначены для синтетического и аналитического учета, а также могут использоваться как комбинированные регистры;