ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 190
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
57 затрат и объектами калькуляции, определение стоимости выполненных работ и остатков незавершенных работ.
2.3 Особенности формирования бухгалтерской отчетности в разрезе особенностей бизнеса
В основе бухгалтерской отчетности лежит набор показателей, индикаторов и обобщенных сведений, отражающих результаты работы предприятия за определенный период. Процесс формирования документов производится с учетом рекомендаций, предусмотренных стандартами ПБУ и ФЗ N №402 [7]. При подготовке отчетов бухгалтер должен соблюдать учетную политику оценки имущества и отражения хозяйственных операций, обеспечивать достоверное предоставление данных, а также принимать во внимание, насколько эти показатели являются существенными.
Прежде чем рассмотреть порядок составления отчетности, нужно упомянуть общие правила подготовки отчетов, а именно:
− документы составляются на русском языке в валюте РФ;
− указываемые данные должны быть сопоставимыми с информацией за предшествующий период;
− все цифровые показатели приводятся в тысячах руб. без использования десятичных знаков;
− недопустим зачет между статьями пассивов и активов, убытка и прибыли, за исключением ситуаций, когда такой зачет предусматривается ПБУ;
− в предоставленных бумагах не должно быть помарок и подчисток;
− при отсутствии какого-нибудь значения в соответствующей графе проставляется прочерк;
− показатели с отрицательными значениями указываются в круглых скобках.
Бухгалтерская отчетность должна предоставлять актуальные данные о работе предприятия, включая деятельность филиалов и прочих подразделений. На бумагах в обязательном порядке ставятся подписи директора и главного бухгалтера (либо соответствующего специалиста, если учет производится сторонней организацией).
Формы бухотчетности составляются по рекомендациям, принятым Госкомстатом и
Министерством финансов РФ. Впоследствии данные в них могут использоваться как для анализа внутри фирмы, так и для оценивания эффективности ее работы сторонними
58 пользователями. Поэтому отчеты должны быть доподлинными, своевременными и отвечать таким требованиям:
− содержать последовательную, нейтральную и непрерывную информацию;
− не допускается создание скрытых резервов;
− заполнять следует только графы и бланки документации, непосредственно касающиеся работы компании;
− при недостаточности данных, необходимых для получения представления о деятельности фирмы, это указывается в отчетах в форме дополнительных пояснений;
− важно соблюдать отчетный период;
− в документах должны присутствовать сведения, которые позволяют сравнить представленные данные с этими же показателями за минувшие периоды.
Чтобы полностью соблюсти порядок составления бухгалтерской отчетности, все существенные показатели следует приводить обособленно. В отдельных случаях их можно указывать общей суммой, но раскрывая в пояснениях по балансу и прибыли/убыткам.
Результаты деятельности малых предприятий отражаются в финансовых отчетах, содержащих показатели, которые служат источником информации как для внутренних, так и для внешних пользователей информации.
Обращаю внимание, что процедура обучения и отчетности для малого бизнеса - это набор характеристик, которые необходимо изучить для дальнейшего уточнения источников информации, необходимых для выполнения аналитических процедур. «Финансовая отчетность, подготовленная малым бизнесом в соответствии с действующим законодательством, должна обеспечивать правильное понимание следующих характеристик»
[24]:
«финансовое положение экономического субъекта на отчетную дату» [24];
«доходы и расходы предприятия» [24];
«денежные потоки за отчетный период» [24].
В рамках реализации государственной политики в области поддержки малого бизнеса для малого бизнеса предусмотрены упрощенные методы бухгалтерского учета, в том числе создание упрощенной (финансовой) бухгалтерской отчетности.
«В Федеральном законе № 402-ФЗ О бухгалтерском учете, имеется упоминание о том, что необходимо разработать стандарт, который будет закреплять порядок упрощенного ведения учета и формирования отчетности малыми субъектами хозяйствования» [7].
«Однако подобный стандарт в настоящее время не разработан и предприятия малого бизнеса должны руководствоваться соответствующими правилами ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденными до вступления в силу
59
Федерального закона № 402-ФЗ2» [7]. Обозначим и охарактеризуем перечень законодательных актов, определяющих порядок представления бухгалтерской отчетности малыми предприятиями (см. таблица 2.4).
Таблица 2.4 – Законодательные акты, которые регулируют бухгалтерскую отчетность предприятиями малого бизнеса
Законодательный акт
Дата утверждения
(изменения)
Основная суть
1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете»
[7]
Последняя редакция
04.11.2014 г.
«Ст. 6 п. 4. Субъекты малого предпринимательства имеют право применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и, как следствие, упрощенный порядок формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности»
[7]
2. «Федеральный закон о развитии малого и среднего предпринимательства в
Российской Федерации»
[1]
Последняя редакция
29.12.2015 г.
«Ст. 7 п. 2. информирует о возможности упрощения системы ведения бухгалтерской отчетности для предприятий малого бизнеса, осуществляющих отдельные виды деятельности»
[1]
3. «Приказ Минфина РФ № 64н о типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства» от
21.12.1988 г.»
[14]
Не указано
«В п. 5 детально описывается процесс формирования отчетности предприятиями малого бизнеса, а также определяется ее состав, т.е. представлены основные формы бухгалтерской отчетности малых предприятий»
[14]
4. Приказ «О формах бухгалтерской отчетности организации»
[24]
Последняя редакция
06.04.2015 г.
«Обозначено, что для предприятий малого бизнеса предусмотрен упрощенный порядок формирования бухгалтерской отчетности»
[24]
Более детально хотелось бы рассмотреть бухгалтерскую отчетность предприятий в разрезе организационно-правовых форм. Так в обществе с ограниченной ответственностью
(далее ООО). «Согласно ПБУ 4/99 бухгалтерская отчетность включает: бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств, иных приложений (пояснений) к бухгалтерской отчетности» [24].
В упрощённом виде вести бухучёт и сдавать отчётность могут малые предприятия, некоммерческие организации и участники проекта «Сколково».
Бухгалтерская упрощённая отчётность состоит лишь из:
60
бухгалтерский баланс. В упрощённом балансе показатели статей предоставляются в укрупнённом виде, а остатки по однородным счетам плюсуются. Каждой строке присваивается код показателя, имеющего самую большую долю.
отчёт о финансовых результатах. Данные предоставляются также в укрупнённом виде и коды строк указываются те, что соответствуют самому большому показателю.
В упрощённой отчётности предполагается также отчёт о целевом использовании средств – но он сдаётся только некоммерческими организациями.
Следует отметить, что упрощенный бухгалтерский учет и отчетность - это право, а не обязанность ООО. То есть, даже если ООО соответствует критериям малого бизнеса, оно все равно может вести регулярный учет и отправлять отчеты в виде расширенного пакета документов.
Эти отчеты организации отправляют один раз в год - до 31 марта следующего года.
Если 31 марта выходной, вы можете взять его в первый рабочий день после этой даты. Кроме того, компания может отправлять отчеты в любой удобный день месяца, то есть с 1 по 31 марта.
Финансовая отчетность ООО имеет некоторые особенности. «В отличие от публичных компаний с ограниченной ответственностью, компании с ограниченной ответственностью в строке 1320 «Собственные акции, выкупленные акционерами», в Разделе III «Капитал и резервы» указывают значение «0», потому что у них нет акций. Кроме того, ООО, которые не размещают ценные бумаги и не проводят другие операции с ценными бумагами, не обязаны публиковать свои отчеты.
Если говорить уже про акционерное общество, то состав представляемой годовой бухгалтерской отчетности зависит от категории акционерного общества.
Для акционерного общества, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, комплект отчетности включает в себя:
«бухгалтерский баланс» [24];
«
отчет о финансовых результатах» [24];
«
отчет об изменениях капитала» [24];
«
отчет о движении денежных средств» [24];
«отчет о целевом использовании полученных средств (в случае необходимости)» [24];
иных приложений (пояснений) к бухгалтерской отчетности.
Акционерные общества, относящихся к субъектам малого предпринимательства, заполняет в составе годовой отчетности только 2 формы:
бухгалтерский баланс;
61
отчет о финансовых результатах.
Кроме того, если акционерное общество подлежит обязательному аудиту, то в составе отчетности представляется также аудиторское заключение.
Сроки подготовки годового отчета акционерного общества строго не закреплены.
Стандартный срок - после окончания отчетного года и до даты годового собрания акционеров.
В то же время вы должны понимать, что подготовка и утверждение отчета занимает намного больше, чем один день, поэтому предполагается, что в течение некоторого времени можно будет пройти следующие этапы:
составление годового отчета акционерного общества;
подтверждение достоверности данных;
утверждение годового отчета акционерного общества на уровне совета директоров, или же руководителем компании;
подготовка вопроса об утверждении отчета для годового собрания.
Акционерное общество вправе самостоятельно определять порядок утверждения годового отчета и уполномоченный на это орган. Что касается совета директоров, то утверждать отчет на собрании нет необходимости. Если уставом предусмотрено утверждение отчета собранием, то совет директоров в любом случае предварительно утверждает документ.
Сроки подготовки годового отчета акционерного общества и сроки его раскрытия не следует путать. Сроки раскрытия годового отчета акционерного общества закреплены в законе, за нарушения грозят финансовые штрафы.
Также акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и перечень которых утверждает Правительство РФ; должны предоставлять отчетность по
МСФО. Но не все акционерные общества должны отчитываться по МСФО.
Формировать консолидированную финансовую отчетность по правилам МСФО обязана организация, если она одновременно:
контролирует одну или несколько компаний. Такую организацию называют материнской, а подконтрольные ей – дочерними. При этом есть исключения, когда материнская компания не обязана составлять консолидированную отчетность по группе;
в принципе обязана формировать отчетность по правилам МСФО.
А также если у публичного акционерного общества (далее ПАО) «зарегистрирован проспект эмиссии ценных бумаг, конвертируемых в акции», то ПАО обязано публиковать консолидированную отчетность по МСФО вне зависимости от допуска этих ценных бумаг к организованным торгам.
62
Бухгалтерская отчетность в ООО «СТАМЕД ПЛЮС», состоит из бухгалтерского баланса (см. приложение Б, рисунок Б.1), отчета о финансовых результатах (см. приложение
Б, рисунок Б.2), отчета о движении капитала, отчет о движении денежных средств отчёт об пояснения к бухгалтерскому балансу.
Таким образом, финансовая бухгалтерская отчетность строится на основе набора показателей, показателей и общей информации, отражающих результаты деятельности компании за определенный период. Документы создаются с учетом рекомендаций стандартов
РСБУ и МСФО. При создании отчетов бухгалтер должен придерживаться принципов бухгалтерского учета при оценке недвижимости, а хозяйственные операции отражать достоверное предоставление данных, а также учитывать важность этих показателей. Годовым отчетным периодом является промежуток с 1.01 по 31.12. Если компания была создана в середине года, то отчетный период отсчитывается от дня ее внесения в ЕГРЮЛ или ЕГРИП.
63 3 ОРГАНИЗАЦИЯ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ В РАЗРЕЗЕ
ОСОБЕННОСТЕЙ ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА
3.1 Особенности организации внутреннего контроля на предприятиях малого бизнеса
Основная цель внутреннего контроля на малом предприятии - ориентировать процесс управления на достижение целей организации при минимизации связанных рисков. Хотя это одно из звеньев в направлении и чередуется с другими этапами управления, менеджер при принятии решения использует контроль на каждом этапе, обеспечивая оптимальный уровень управления. При внедрении управления организацией нет ни одного шага, не связанного с внедрением контроля.
Под слежкой понимаются действия, направленные на установление достоверности информации, полученной из различных независимых источников, и выявление причин ее искажения путем сравнения информации об одном и том же событии или факте. [45].
Многие организации не уделяют достаточно времени осуществлению внутреннего контроля, ограничиваясь только проведением юридических проверок, инвентаризацией или мониторингом исполнения бюджета. Однако несоблюдение мер внутреннего контроля может привести к возникновению неконтролируемой задолженности, спорам с контрагентами и налоговыми органами и даже банкротству организации.
На мой взгляд, этих проблем можно избежать, если создать эффективную систему внутреннего контроля (СВК) внутри самих организаций.
Система внутреннего контроля является важнейшим инструментом управления организацией и обеспечения эффективности ее хозяйственной деятельности, финансовой устойчивости и повышения инвестиционной привлекательности.
Внутренний контроль - это непрерывный процесс, осуществляемый всеми сотрудниками и руководством на всех уровнях структурной иерархии и во всех сферах деятельности, направленный на обеспечение условий для достижения целей деятельности, определенных Законами и Кодексами Российской Федерации.
Внутренний контроль в организации осуществляется на основании: законодательства, нормативных актов Российской Федерации, устава организации, стратегии развития организации, ее организационной системы, использования информационных стандартов
(РСБУ, МСФО).
64
«В российской практике вопросы, связанные с созданием систем внутреннего контроля в компаниях и организациях, активно обсуждаются в профессиональном сообществе с момента вступления в силу нормативных актов. ст. 19 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ О бухгалтерском учете» [7].
ФЗ № 402 разделяет «понятия внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни и внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета» [7].
Относительно первого Закон устанавливает, что «экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни» [4].
Касательно внутреннего контроля функционирования учетной системы компании п. 2 ст. 19
Закона определяет, что «экономический субъект, бухгалтерская (финансовая) отчетность которого подлежит обязательному аудиту, обязан организовывать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности» [31].
Кроме того, следует отметить, что многие существующие сегодня нормативные документы относятся к понятию внутреннего контроля. Однако, несмотря на наличие нормативных документов и большое количество публикаций по данной теме исследования, многие субъекты хозяйствования недооценивают необходимость системы внутреннего контроля. Особенно это актуально для малого бизнеса.
Предметом контроля в экономике малых предприятий является финансово- хозяйственная деятельность малого предприятия, а предметом контроля - производственные, расчетные и управленческие процессы, а также финансовые показатели: выручка, затраты, поступления, расходы, налоги, прибыль. и другие.
Контрольные действия включают в себя различные контрольные процедуры, используемые при выполнении контрольных функций. Совокупность этих источников представляет собой информационное обеспечение системы внутрихозяйственного контроля.
Информационное обеспечение и контрольные мероприятия относятся к средствам контроля
Комбинация этих источников обеспечивает информационную поддержку системы внутрихозяйственного контроля. Действия по поддержке и контролю информации, относящейся к элементам управления [32].
«Согласно Методическим указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49, одной из мер внутреннего контроля является инвентаризация имущества и расчетов на предприятии, которая выявляет фактическое наличие активов, сравнивает их с данными бухгалтерского учета и проверяет полноту отражения в бухгалтерском учете по счетам, расчетов и обязательств, и составленный на их основе порядок проведения инвентаризации в учреждении
65 и утвержденный приказ учреждения, устанавливающий правила бухгалтерского учета или иной локальный акт» [25].
«Инвентаризация активов и пассивов проводится по поручению руководителя организации перед составлением годовой отчетности, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством, в порядке, установленном Методическими указаниями» [25].
«Согласно ст.12 Федерального закона о бухгалтерском учете - инвентаризация имущества проводится для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации. Данная статья регламентирует, что порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации, за исключением тех случаев, когда проведение инвентаризации обязательно» [7].
«В свою очередь п.2 ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете», определяет случаи обязательной инвентаризации, а именно, при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия; перед составлением годовой бухгалтерской отчетности; при смене материально ответственных лиц; при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества; в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями; при реорганизации или ликвидации организации; в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ» [7].
«Несоблюдение требований законодательства в отношении инвентаря может привести к задержке объявления:
наличие имущества предприятия (профицит, дефицит);
полнота и правильность расчета стоимости ТМЦ, кассовых, расчетных счетов и др .;
активы и обязательства;
НЗП;
авансовые расходы и резервы на будущие платежи и другие статьи бюджета.
Наличие этих статей может представлять собой серьезное правонарушение со стороны малого бизнеса, который может привести к санкциям со стороны сообщающих сторон.
Поэтому именно инвентаризация помогает своевременно выявить все вышеперечисленные нарушения.
Малое предприятие документально оформляет учет результатов проведенной инвентаризации, используя:
унифицированные формы первичной учетной документации;
66
разрабатываются собственные формы первичной учетной документации, которые утверждаются в Приказе № 1 в приложении к пункту о порядке проведения инвентаризации»
[25].
«Важнейшим документом учетной политики малого предприятия в части инвентаризации должно быть Положение об инвентаризации имущества и обязательств», которое утверждено отдельным пунктом в Положении об учетной политике» [25].
Так, например, при инвентаризации незавершенного производства и будущих расходов комиссия должна: а) «констатировать фактическое наличие простоев (деталей, узлов, агрегатов) и незавершенного производства и сборки изделий в производстве» [25]; б) «определить реальную целостность незавершенного производства» [25]; в) «определить остальную незавершенную работу по отмененным заказам, а также по заказам, исполнение которых приостановлено» [25].
По окончанию инвентаризационной проверки составляется специальный документ, образец которого рекомендован вышеприведенными «Методическими указаниями по инвентаризации активов и финансовых обязательств» [39].
«При этом руководитель малого бизнеса может рассмотреть вопрос об ответственности за состав инвентаризационной комиссии и своим приказом назначить новый состав комиссии для проведения повторной полной инвентаризации» [25].
Таким образом, инвентаризация является основным средством проверки безопасности активов малого бизнеса. Фактическая доступность недвижимости проверяется и сравнивается с данными бухгалтерского учета. С помощью инвентаризации проверяется правильность данных текущего учета материальных и финансовых ресурсов, выявляются ошибки бухгалтерского учета, учитываются неучтенные хозяйственные объекты, индивидуально учитывается сохранность хозяйственных объектов.
3.2 Особенности организации внутреннего контроля на предприятии ООО «СТАМЕД
ПЛЮС»
Внутренний контроль в ООО «СТАМЕД ПЛЮС» осуществляется путем: оценки качества и безопасности медицинской организации группой собственных и привлеченных специалистов, которые занимаются сбором и анализом показателей качества деятельности медицинской организации, а также нежелательных явлений при оказании медицинской