Файл: Учебник издание второе, переработанное и дополненное П. А. Михненко введение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 1983

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

<2> Понятия формализованного и неформализованного знания были введены Майклом Полани в
1966 г.
Неформализованное знание - знание, которым обладает личность, зависящее от ситуации, с трудом поддающееся формализации и распространению.
Формализованное знание - знание, кодируемое с помощью формального языка и передаваемое от личности к личности.
По мнению И. Нонака и Х. Такеучи, в организации существует четыре способа трансформации формализованного и неформализованного знания:
1) социализация - из неформализованного в неформализованное;
2) экстернализация - из неформализованного в формализованное;
3) комбинация - из формализованного в формализованное;
4) интернализация - из формализованного в неформализованное.
Социализация - процесс распространения знания среди людей. Например, распространение каких-либо профессиональных навыков при непосредственном наблюдении за работой других людей
(обучение в процессе работы путем "обмена опытом") или неформальное обсуждение способов решения сложных проблем (проведение "мозговых штурмов").
Экстернализация - процесс создания аналогий, метафор, гипотез и моделей для формализации
(кодификации) неформализованного знания. Например, записывание своих мыслей или их словесное объяснение. В производственных организациях экстернализация выражается в процессе создания концептуальных моделей будущей продукции.
Комбинация - процесс включения концепций в систему знаний. Изменение структуры знаний посредством добавления, корректировки, классификации, комбинации и т.п. Осуществляется в процессе обмена знаниями между людьми, переписки, компьютерного общения и т.п. Например, получение систематизированных знаний в учебных заведениях. В организациях комбинация представляет собой,
например, изменение менеджерами концепции бизнеса или продукта, политики компании и т.п.
Интернализация <1> - воплощение формализованного знания в неформализованное, когда опыт посредством социализации, экстернализации и комбинации трансформируется в неформализованное знание индивидуума в форме общих интеллектуальных моделей или умений. Для создания организационного знания необходимо, чтобы неформализованное знание, накопленное одними сотрудниками, было социализировано другими сотрудниками организации (т.е. сформировался новый цикл создания знания).
--------------------------------
<1> Интернализация (от лат. internus - внутренний) - процесс осваивания внешних структур, в результате которого они становятся внутренними регуляторами. В социологии интернализацию определяют как процесс перехода знания из субъективного в объективное для общества. После этого оно может быть передано следующим поколениям.
Примером интернализации организационного знания может служить практика японских компаний,
заключающаяся в написании книг и статей о компании и ее руководителях. Книги призваны способствовать укреплению организационной культуры компании.
Создание организационного знания - это непрерывное взаимодействие формализованного и неформализованного знания. В процессе создания нового организационного знания социализация начинается с создания поля взаимодействия, способствующего распространению интеллектуальных моделей и опыта сотрудников. Диалог, или коллективное размышление, осуществляется с использованием метафор или аналогий, помогающих сотрудникам выразить свое неформализованное знание. Образование связей с формализованным знанием является результатом этапа комбинации,
при помощи которой создается новый продукт, услуга и т.п. Обучение на практике стимулирует интернализацию.
По мнению авторов концепции, социализация формирует так называемое дружественное знание
- общие для всех интеллектуальные модели, профессиональные навыки и т.п. Экстернализация порождает концептуальное знание. Комбинация приводит к появлению системного знания, например новых технологий или прототипов продуктов. В результате интернализации появляется операционное
знание о производственных и иных процессах, использовании нового продукта и т.п.
Организация сама по себе не может создавать знания. Создание организационного знания заключается в использовании неформализованного знания сотрудников, созданного на индивидуальном уровне. Знание в организации развивается на основе четырех способов трансформации, переходя на более высокий организационный уровень. Нонака и Такеучи называют этот процесс спиралью знания.
Способность использовать интеллектуальные ресурсы и создавать новые решения для удовлетворения человеческих потребностей начинает занимать центральное место в экономике,
основанной на знаниях.


Интеллектуальный капитал (Intellectual capital) - собирательное понятие, под которым подразумеваются неденежные и нематериальные ресурсы, полностью или частично контролируемые организацией и участвующие в создании ценности.
Примечание. Интеллектуальный капитал - знания, навыки и производственный опыт конкретных людей и нематериальные активы, включающие патенты, базы данных, программное обеспечение,
товарные знаки и др., которые производительно используются в целях максимизации прибыли и других экономических и технических результатов.
Интеллектуальный капитал часто подразделяют на три категории <1>:
1. Отношенческий капитал. Все отношения, которые организация устанавливает с клиентами,
потребителями, посредниками, партнерами, владельцами и т.п.
2. Организационный капитал. Бренды, интеллектуальная собственность, процессы, системы,
организационные структуры, формализованная информация (на носителях) и т.п.
3. Человеческий капитал. Все качества, которые характеризуют индивидуумов как ресурсы организации и которые невозможно заменить машинами или формализованной записью информации:
компетенции, отношение к работе и организации, навыки, неявные знания, личные отношения и связи и т.п.
--------------------------------
<1> Руус Й. Интеллектуальный капитал: практика управления. 2-е изд. СПб.: Высшая школа менеджмента СПбГУ, 2008.
Все ресурсы, составляющие интеллектуальный капитал организации, формируют основу ее конкурентного преимущества. При этом динамика интеллектуального капитала значительно отличается от динамики финансовых или материальных ресурсов, следовательно, управлять ими необходимо по-другому.
Денежные и материальные ресурсы являются аддитивными по своей природе. При использовании их объем убывает, а при инвестировании - увеличивается. Другими словами, для них справедлив закон убывающей отдачи. При этом оба этих ресурса находятся в собственности или под контролем организации.
Ресурсы интеллектуального капитала по своей природе неаддитивны, так как их количество не уменьшается в процессе использования, и их не обязательно становится больше только от того, что в них инвестируют.
Человеческие ресурсы, как правило, подчиняются закону возрастающей предельной отдачи.
Например, во время беседы двух человек, обладающих большими, но разными объемами знаний, оба будут узнавать новое, но дистанция между их объемами знаний будет увеличиваться. Человеческие ресурсы не принадлежат никому, но контролируются самим человеком. Между компетенцией человека и организацией, желающей использовать этот ресурс, стоит сам человек.
Отношенческие ресурсы не находятся ни в собственности, ни под контролем организации. Она лишь в ряде случаев может оказывать влияние на отношения.
Организационные ресурсы принадлежат организации и полностью ей подконтрольны. Строго говоря, это единственный из ресурсов интеллектуального капитала, который и принадлежит организации, и ею контролируется.
Процесс управления интеллектуальным капиталом (Intellectual Capital Management Process,
ICMP) направлен на увеличение стоимости, создаваемой организацией. Необходимость этого процесса возрастает по мере того, как растет зависимость организации от интеллектуального капитала.
Контрольные вопросы
1>1>1>1>2>2>1>1>3>3>2>1>2>1>1>1>
1   ...   32   33   34   35   36   37   38   39   40

1. Что представляет собой процесс организационных изменений?
2. Назовите этапы процесса изменений в соответствии с моделью К. Левина.
3. Объясните сущность теории жизненного цикла организации.
4. Что представляет собой телеологическая теория организационных изменений?
5. Какой тезис лежит в основе диалектической теории организационных изменений?
6. Что представляет собой теория эволюции организаций?
7. Что является целью (целями) организационных изменений?
8. Что демонстрирует собой матрица формирования ситуационных переменных внешней среды?
9. В чем состоит принцип распределенной ответственности при осуществлении организационных изменений?
10. Что представляет собой оперативная интеграция подразделений при осуществлении организационных изменений?

11. Какие цели преследует и как осуществляется оптимизация организационной структуры?
12. Назовите характерные симптомы (признаки) структурного несоответствия организации.
13. Что называется обучающейся организацией?
14. Что представляет собой и как используется в организации интеллектуальный капитал?
Практикум к главе 18
Задание. Оперативная интеграция подразделений компании в процессе осуществления
организационных изменений.
1. Приведите пример организации. Укажите:
а) название, вид деятельности и миссию;
б) организационно-правовую форму;
в) организационную структуру управления (постройте органиграмму ОСУ с указанием основных структурных подразделений);
г) основные факторы ее внешней среды и характер их изменения.
2. Сформулируйте долгосрочную цель развития компании.
3. Сформулируйте возможные симптомы (признаки) структурного несоответствия организации поставленной цели.
4. Разработайте план осуществления организационных изменений, направленных на достижение долгосрочной цели:
а) в соответствии с принципом распределенной ответственности сформулируйте систему взаимосвязанных задач развития, обеспечивающих адаптацию к изменяющимся условиям и переход на новую стратегическую позицию;
б) сформулируйте неявные задачи подразделений;
в) постройте и опишите систему горизонтальной координации процесса решения общих задач компании (укажите рекомендуемые координационные механизмы и способы интеграции подразделений).
5. Запишите перечень ожидаемых результатов организационных изменений.
6. Сформулируйте ожидаемые оперативные изменения экономической эффективности деятельности компании.
7. Запишите общие выводы.
ЛИТЕРАТУРА
Адизес И. Идеальный руководитель. Почему им нельзя стать и что из этого следует / Пер. с англ.
М.: Альпина Бизнес Букс, 2008.
Адизес И. Развитие лидеров: как понять свой стиль управления и эффективно общаться с носителями иных стилей / Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2008.
Адизес И. Стили менеджмента: эффективные и неэффективные / Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес
Букс, 2009.
Акофф Р. Акофф о менеджменте / Пер. с англ. Под ред. Л.А. Волковой. СПб.: Питер, 2002.
Арменаксис А.А., Бедиан А.Г. Организационные изменения: обзор теоретических и эмпирических исследований в 90-х годах XX века // Управление изменениями: Хрестоматия. 2-е изд. / Пер. с англ.; Под ред. Г.В. Широковой. СПб.: Высшая школа менеджмента СПбГУ, 2010.
Беляков В.Г. Закрытое акционерное общество и общество с ограниченной ответственностью - две формы ведения бизнеса: опыт сравнительного анализа / Вестник Санкт-Петербургского ун-та. 2008. Сер.
8. Вып. 2.
Богданов А.А. Тектология. Всеобщая организационная наука: В 2 кн. / Ред. кол. Л.И. Абалкин [и др.]. М.: Экономика, 1989 (Экономическое наследие).
Веснин В.Р. Управление персоналом. Теория и практика: Учебник. М.: Проспект, 2010.
Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.
Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Учеб. пособие. 2-е изд., доп. и перераб. Таганрог: ТРТУ,
2003.
Гончарук В.А. Алгоритмы преобразований в бизнесе. М.: Дело, 2001 (Маркетинговое консультирование).
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (в ред. от
6 декабря 2011 г. N 405-ФЗ).
Данкан Р. Какой должна быть организационная структура // Теория организации: Хрестоматия /
Пер. с англ.; Под ред. Т.Н. Клеминой. СПб: Высшая школа менеджмента СПбГУ, 2009.
Дафт Р. Теория организации / Пер. с англ. М.: ЮНИТИ, 2006.
Друкер П. Задачи менеджмента в XXI веке / Пер. с англ. и ред. Н.М. Макаровой. М.: Вильямс, 2000.
Друкер П. О профессии менеджера / Пер. с англ. М.: Вильямс, 2009.


Друкер П. Практика менеджмента: Учеб. пособие / Пер. с англ. М.: Вильямс, 2009.
Дэвис Дж., Маркис К. Будущее организационной теории в начале XXI века: институциональные поля и механизмы / Теория организации: Хрестоматия / Пер. с англ. Под ред. Т.Н. Клеминой. СПб.:
Высшая школа менеджмента СПбГУ, 2009.
Дэй Д., Лесли К, Лоусон Э. Секрет успешной реорганизации / Вестник McKinsey. 2004. N 2.
Камерон К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры / Пер. с англ. А.
Токарева; Под науч. ред. И.В. Андреевой. СПб.: Питер, 2001.
Катценбах Дж. Истинные лидеры преобразований / Вестник McKinsey. 2002. N 1.
Кетс де Врис М. Мистика лидерства. Развитие эмоционального интеллекта / Пер. с англ. М.:
Альпина Бизнес Букс, 2007.
Классики менеджмента / Под ред. М. Уорнера; Пер. с англ. Ю.Н. Каптуревского. СПб.: Питер, 2001.
Клемина Т.Н. Заботы и тревоги теории организации // Российский журнал менеджмента. 2007. Т. 5.
N 4.
Компания - создатель знания. Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах / И. Нонака, Х.
Такеучи. М.: Олимп-бизнес, 2003.
Константинов Г., Липсиц И., Филонович С. Как выбраться из ловушки молодости // Эксперт. 2002. N
8.
Корицкий Э.Б. Организационные идеи А.А. Богданова и их резонанс. К 130-летию А.А. Богданова //
Российский журнал менеджмента. 2003. N 2.
Корпорации в России: Правовой статус и основы деятельности: Учеб. пособие / С.Д. Могилевский,
И.А. Самойлов. М.: Дело, 2006.
Кравченко А.И. История менеджмента: Учеб. пособие для вузов. 5-е изд. М.: Академический
Проект; Трикста, 2005.
Крейнер С. Бизнес-путь: Джек Уэлч. 10 секретов величайшего в мире короля менеджмента. СПб.:
Крылов, 2004.
Кристофферсон С., Макниш Р., Сиас Д. "Проклятие победителя": ошибки слияний // The McKinsey
Quarterly. 2004. N 2.
Кушелевич Е.И., Филонович С.Р. Модели жизненных циклов организаций. В кн.: Менеджмент: век
XX - век XXI / Под ред. О.С. Виханского, А.И. Наумова. М.: Экономистъ, 2004.
Малыженков П.В. Изменения внешней среды предприятия и способы управления, основанные на знаниях // Вестник Нижегородского гос. ун-та им. Н.И. Лобачевского. 2004. N 2.
Маршев В.И. История управленческой мысли. М.: Инфра-М, 2010 (Учебники ЭФ МГУ им.
Ломоносова).
Минцберг Г. Менеджмент: природа и структура организаций глазами гуру / Пер. с англ. М.: Эксмо,
2009.
Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации / Пер. с англ. СПб.: Питер,
2011.
Михненко П.А. Как стать успешным. М.: НТ Пресс, 2006.
Михненко П.А. Как я учился деловому общению. М.: НТ Пресс, 2005.
Михненко П.А. Модель адаптивной организационной системы // Менеджмент в России и за рубежом. 2008. N 3. С. 3 - 10.
Михненко П.А. Прикладные задачи менеджмента и маркетинга с решениями в MS Excel. М.:
Изумруд, 2005.
Михненко П.А. Принцип распределенной ответственности в системе организационных изменений //
Экономический анализ. Теория и практика. 2010. N 23 (188).
Михненко П.А. Секреты эффективных бизнес-решений. М.: НТ Пресс, 2007.
Михненко П.А. Синектика. Немного творчества // Новости менеджмента. 2010. N 4. С. 62 - 68.
Михненко П.А. Теория менеджмента: Учебник. М.: МФПУ "Синергия", 2012.
Михненко П.А. Теория организации: Учебник. М.: МФПУ "Синергия", 2013.
Михненко П.А. Экспертные оценки // Новости менеджмента. 2010. N 5. С. 5 - 14.
Нельсон Б. Библия менеджмента / Пер. с англ. М.: Вильямс, 2006.
Объяснение развития и изменений в организациях // Управление изменениями: Хрестоматия. 2-е изд. / Э.Э. Ван-де-Вен, М.С. Пул; Пер. с англ.; Под ред. Г.В. Широковой. СПб.: Высшая школа менеджмента СПбГУ, 2010.
Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. М.: Вильямс, 2008.
Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури; Пер. с англ. 3-е изд. М.: Вильямс, 2008.
Пенроуз Э. Биологические аналогии в теории фирмы // Управление изменениями: Хрестоматия. 2-е изд. / Пер. с англ.; Под ред. Г.В. Широковой. СПб.: Высшая школа менеджмента СПбГУ, 2010.
Персональный менеджмент: Учебник / С.Д. Резник [и др.]. 2-е изд. М.: Инфра-М, 2004.
Практикум по менеджменту: деловые игры: Учеб. пособие / Д.Д. Вачугов, В.Р. Веснин, Н.А.
Кислякова; Под ред. Д.Д. Вачугова. 2-е изд. М.: Высшая школа, 2001.


Рубин Ю.Б. Конкуренция: упорядоченное взаимодействие в профессиональном бизнесе. 2-е изд.
М.: Маркет ДС, 2006.
Рубин Ю.Б. Курс профессионального предпринимательства: Учебник. 12-е изд., перераб. и доп. М.:
МФПУ "Синергия", 2012.
Рубин Ю.Б. Основы бизнеса: Учебник. 10-е изд. М.: Маркет ДС, 2008.
Рубин Ю.Б. Предпринимательство: Учебник. 13-е изд., перераб. и доп. М.: МФПУ "Синергия", 2014.
(Университетская серия).
Руус Й. Интеллектуальный капитал: практика управления. 2-е изд. СПб.: Высшая школа менеджмента СПбГУ, 2008.
Семенков И. Стадии развития организации // Управление персоналом. 2001. N 9.
Сенге П. Пятая дисциплина. Искусство и практика самообучающихся организаций / Пер. с англ. М.:
Олимп-Бизнес, 2003.
Таранов П.С. Приемы влияния на людей. М.: ФАИР, 2007.
Теория менеджмента: Учебник для вузов. Стандарт 3-го поколения / Под ред. А.М. Лялина. СПб.:
Питер, 2009.
Теория организации: Учеб. пособие / В.Н. Парахина, Т.М. Федоренко. М., 2007.
Управление изменениями: Хрестоматия. 2-е изд. / Пер. с англ.; Под ред. Г.В. Широковой. СПб.:
Высшая школа менеджмента СПбГУ, 2010.
Управление - это наука и искусство: А Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тэйлор, Г. Форд / Сост. Г.Л.
Подвойский. М.: Республика, 1992.
Управленческие решения: Учебник по специальности "Менеджмент организации" / Л.И. Лукичева,
Д.Н. Егорычев; Под ред. Ю.П. Анискина. М.: Омега-Л, 2006.
Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Филонович С. Чем болеют компании // Секрет фирмы. 2001. N 11.
Фиш Р. Менеджмент изменений - организационные и научные выводы // Управленческое консультирование. 2008. N 2.
Фуколова Ю. Ставим мозги на счетчик // Секрет фирмы. 2010. N 11.
Чанько А.Д. Опыт диагностики организационной культуры российских компаний // Российский журнал менеджмента. 2005. Т. 3. N 4.
Чоудхари С. Менеджмент XXI века: когда-нибудь мы все будем так управлять / Пер. с англ.; Под ред. С. Чоудхари. М.: Инфра-М, 2009.
Широкова Г.В. Управленческие стереотипы и жизненный цикл организации // Вестник
С.-Петербургского ун-та (Менеджмент). 2005. N 2.
Широкова Г.В. Характеристики стадий жизненного цикла российских компаний, созданных "с нуля"
// Российский журнал менеджмента. 2007. Т. 5. N 4.
Широкова Г.В., Меркурьева И.С., Серова О.Ю. Особенности формирования жизненных циклов российских компаний (эмпирический анализ) // Российский журнал менеджмента. 2006. Т. 4. N 3.
Широкова Г.В., Серова О.Ю. Модели жизненных циклов организаций: теоретический анализ и эмпирические исследования // Вестник Санкт-Петербургского ун-та (Менеджмент). 2006. N 1.
Beer M., Nohria N. Resolving the Tension between Theories E and O of Change / Breaking the Code of
Change. Boston, 2000.
Интернет-ресурсы
Вересов Н.Н. Все схвачено: психологические аспекты и сущность управленческого контроля.
[Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.elitarium.ra/2005/07/22/vse_skhvacheno_psikhologicheskie_aspekty_i_sushhnost_upravlencheskog o_kontrolja.html
Кнорринг В.И. Теория и практика управления в СССР. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.elitarium.ru/2007/07/13/teorija_i_praktika_upravlenija_v_sssr.html
Шеметов П.В. Организационные коммуникации: совершенствование и управление ими.
[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://
www.elitarium.ru/2009/05/15/organizacionnye_kommunikacii.html
Шеметов П.В. Эффективный управленческий контроль. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.elitarium.ru/2009/05/06/upravlencheskijj_kontrol.html http://www.kamaz.ru/download/strategy/stratrus.pdf http://www.Nestle.ru/aboutus/history www.24company.ru www.aeroflot.ru www.arb.ru