Файл: Занятие для подростков 1011 классов по профилактике суи цидального поведения.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 231
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Методическое пособие
для специалистов
психолого-педагогической службы
по сопровождению несовершеннолетних
группы суицидального риска
Белгород, 2020
2
Содержание
1.
Пояснительная записка
3 2
Диагностический минимум по выявлению несовершеннолетних группы суицидального риска
Обоснование выбора психодиагностического инструмента- рия
Содержание диагностического минимума по выявлению несовершеннолетних группы суицидального риска
4 2.1 Опросник детской депрессии» (CDI), М. Ковач
5 2.2 «Шкала депрессии Бека» (Beck Depression Inventory) Подростко- вый вариант опросника
10 3
Комплексная программа по сопровождению несовершеннолетних группы суицидального риска
Актуальность и перспективность программы
Научные, методологические, нормативно-правовые и методические основания
16 3.1 Компетентность работников образовательных организаций при оценке суицидального риска среди обучающихся
18 3.2 Организация работы педагога-психолога с несовершеннолетними группы суицидального риска
27 4
Диагностический блок
31 5.
Коррекционно – развивающий блок
74 6.
Блок профилактики и просвещения
85 6.1 Занятие для подростков 10-11 классов по профилактике суи- цидального поведения
85 6.2 Проект квест-игры «Случай в горах»
89 6.3 Занятие для классных руководителей по профилактике суи- цидального поведения обучающихся
102 7.
Приложение
115 8.
Информационные листовки и буклеты
126 9.
Литература
129
3
Пояснительная записка
Одна из острейших проблем любого современного общества – пробле- ма аутоагрессивного поведения, в т.ч. суицидов, особенно среди подростков и молодежи. Каждый год в мире от суицида погибает практически один мил- лион человек. Частота подростковых суицидов в РФ составляет 19–20 случа- ев на 100 тыс. подросткового населения
1
Поскольку большая часть времени жизни современного ребёнка и под- ростка связана с образовательным учреждением, то именно система образо- вания может стать реальной площадкой для работы по раннему выявлению и профилактике суицидального и девиантного поведения учащихся. В связи с чем особую актуальность приобретает деятельность специалистов психолого- педагогической службы, направленная на своевременное выявление и преду- преждение факторов детского неблагополучия, профилактику социально- эмоциональных проблем у детей и подростков, развитие ресурсов личности несовершеннолетних, пропаганду жизненных ценностей.
Сложности, с которыми сталкиваются обучающиеся в подростковом возрасте: перестройки в организме, изменения тела, непонимание собствен- ного поведения, противоречивые чувства и желания, конфликты с родителя- ми, взрослыми, сверстниками, друзьями, в том числе, возрастание учебных нагрузок, завышенные ожидания к обучающемуся со стороны окружающих или их безразличие к жизни несовершеннолетнего, а также отсутствие у под- ростков конструктивного опыта справляться с трудными жизненными ситуа- циями и др., - могут выступать причинами снижения стрессоустойчивости, работоспособности, общего эмоционального фона, формируя субъективное ощущение одиночества, безвыходности ситуации, что может привести к воз- никновению суицидальных тенденций в поведении.
В данном методическом пособии представлен практический материал для специалистов психолого-педагогической службы образовательных орга- низаций для организации комплексного психолого-педагогического сопро- вождения несовершеннолетних группы суицидального риска.
1
Круглый стол на тему: «Детский суицид: «черная» статистика»,10 февраля 2012 г. РИА
Новости. URL: http://ria.ru/press_video/20120210/562226591.html
4
Диагностический минимум по выявлению несовершеннолет-
них группы суицидального риска
Обоснование выбора психодиагностического инструментария
Суициды составляют определенную социальную угрозу для молодого населения, и это требует эффективных методов диагностики суицидального поведения и прогнозирования риска на раннем этапе. В настоящее время не существует универсальной психодиагностической методики для определения суицидального риска у детей и подростков В диагностических целях, для изучения мотивов, предрасположенности и склонности к суицидальному по- ведению психологи применяют широкий спектр психодиагностических ме- тодов. Тестовые методики, опросники и анкеты являются одними из наибо- лее распространенных диагностических инструментов, используемых при оценке суицидального риска. Специализированные опросники, предназна- ченные для оценки суицидального риска, делят на две группы: первая - мето- дики, включающие относительно прямые вопросы о наличии суицидальных мыслей и переживаний; вторая – опросники, выявляющие индивидуальные личностные факторы, наиболее тесно связанные с высокой вероятностью со- вершения суицида. Широкое распространение получили клинические опрос- ники, которые, чаще используют в медицинской психологии и психотерапев- тической практике.
Однако, применение комплекса опросников, зачастую ориентирован- ных на индивидуальное предъявление, осложняет реализацию цели широкого охвата, а также связано с энергозатратностью, высокой требовательностью к человеческим и временным ресурсам, особенно в образовательных организа- циях с высокой численностью обучающихся.
Целью методических рекомендаций является подбор такого диагности- ческого материала, который позволил бы оперативно быстро получить ин- формацию об обучающихся с наличием склонности к суицидальному пове- дению. Также важным критерием является скрининговая форма проведения диагностического обследования с минимальным количеством затраченного на него времени.
Следовательно, критериями для отбора диагностического инструмен- тария стали такие показатели, как краткость, лаконичность, информатив- ность, простота в обработке.
5
Диагностический минимум по выявлению несовершеннолетних
группы суицидального риска
№
Название теста
Авторы
Направленность теста
Возраст ис-
пытуемых
Выявление обучающихся младшего школьного возраста, относящихся к «группе
суицидального риска»
1
Опросник на вы- явление депрес- сии у детей и подростков CDI.
(Children’s depres- sion inventory, M.
Kovacs, 1992)
М. Ковач
Определение количе- ственных показателей спектра депрессивных симптомов – сниженного настроения, гедонистиче- ской способности, вегета- тивных функций, само- оценки, межличностного поведения от 7 до 17 лет
Выявление обучающихся подросткового и старшего школьного возраста, относя-
щихся к «группе суицидального риска»
2
Шкала депрессии
Бека (Beck De- pression Inventory,
BDI, 1961 )
А.Т. Бек
Определение состояния пониженного настроения - депрессии с учетом его глубины, выявления осо- бенностей межличност- ных контактов подростка со сверстниками, форми- рования планов на буду- щее, трудностей адапта- ции подростка в сложной для него социальной ситу- ации
Подростковый вариант от 10 до 17 лет
Опросник детской депрессии» (CDI), М. Ковач
Опросник детской депрессии (CDI) разработан М. Ковач в 1992 году и адаптирован сотрудниками лаборатории клинической психологии и психиат- рии НИИ психологии, позволяет определить количественные показатели спектра депрессивных симптомов – сниженного настроения, гедонистиче- ской способности, вегетативных функций, самооценки, межличностного по- ведения.
Опросник CDI предназначен для самостоятельного заполнения под- ростками и детьми, его использование не требует медицинской квалифика- ции, т.к. выявляет функциональное состояние депрессии у здоровых людей в рамках нормального психического функционирования.
Тест представляет собой самооценочную шкалу из 27 пунктов для де- тей и подростков от 7 до 17 лет. Состоит из 27 триад высказываний. Испыту- емому предлагается выбрать одно высказывание в каждой группе, в зависи- мости от того, как он себя чувствует себя в последнее время. Каждый пункт
6 содержит 3 варианта, соответственно кодируемых как 0, 1 или 2. показатели прямо пропорциональны глубине депрессии.
Предъявление. Попросите ребенка записать свое имя или запишите его сами. Убедитесь в том, что ребенок полностью понял содержание опрос- ника и инструкцию – тщательно и полно оценит, как он себя чувствовал в те- чение последних двух недель. Для маленьких детей и для детей с трудностя- ми в течении проведения диагностики необходимо зачитать как инструкцию, так и каждый пункт шкал.
Инструкция: «Прочитайте внимательно каждую группу приведенных ниже утверждений и зачеркните соответствующий квадратик, в зависимости от того, как Вы себя чувствуете в последнее время (последние две недели).
Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или непра- вильных ответов нет».
Опросник
1А
Я бываю грустным только иногда
0
Я часто бываю грустный
1
Мне всегда грустно
2 2Е
У меня никогда ничего не получается
2
Я редко бываю уверен, что у меня что-нибудь получится
1
У меня все получается хорошо
0 3С
Я практически все делаю хорошо
0
Я много делю не так
1
Я все делаю неправильно
2 4Д
Многое приносит мне удовольствие
0
Кое-что доставляет мне радость
1
Меня ничего не радует
2 5В
Я плохой всегда
2
Я часто бываю плохим
1
Я редко бываю плохим
0 6А
Я редко думаю о том, что со мной может случится плохое
0
Я беспокоюсь о том, что со мной может случиться что-то плохое.
1
Я уверен, что со мной произойдет что-нибудь ужасное
2 7Е
Я ненавижу себя
2
Я не люблю себя
1
Я себе нравлюсь
0 8А
Все плохое происходит в результате моих ошибок
2
Многое плохое происходит в результате моих ошибок
1
Плохое, как правило, происходит не по моей вине
0
7 9Е
Мне нравится то, как складывается моя жизнь
0
Мне бывает очень трудно, но я справляюсь
1
Моя жизнь меня не радует
2 10А
Я плачу каждый день
2
Я часто плачу
1
Я плачу редко
0 11А
Я все время испытываю беспокойство
2
Я часто испытываю беспокойство
1
Я редко испытываю беспокойство
0 12В
Мне нравится быть с людьми
0
Мне не нравится быть с людьми
1
Мне совсем не хочется быть с людьми
2 13А
Я не могу решиться на многое
2
Мне трудно на многое решиться
1
Я легко принимаю решения
0 14Е
Я выгляжу хорошо
0
Кое-что в моем облике меня не устраивает
1
Я выгляжу уродливо
2 15С
Мне все время приходится заставлять себя выполнять школьные задания
2
Мне часто приходится себя заставлять выполнять школь- ные задания
1
Выполнение школьных заданий для меня не большая про- блема
0 16Д
Я плохо сплю каждую ночь
2
Я часто сплю плохо
1
Я сплю очень хорошо
0 17Д
Я редко устаю
0
Я часто устаю
1
Я все время чувствую себя усталым
2 18Д
В большинстве случаев не хочу есть
2
Я часто не хочу есть
1
Я ем очень хорошо
0 19Д
Меня не беспокоят боли
0
Меня часто беспокоят боли
1
8
Меня все время беспокоят боли
2 20Д
Я не чувствую себя одиноким
0
Я часто чувствую себя одиноким
1
Я всегда чувствую себя одиноким
2 21Д
Школа никогда не приносит мне удовольствие
2
Иногда школа мне приносит удовольствие
1
Школа часто радует меня
0 22Д
У меня много друзей
0
У меня есть друзья, но мне хотелось бы иметь их больше
1
У меня нет друзей
2 23В
С моей учебой все в порядке
0
Я учусь не так хорошо, как прежде
1
Сейчас у меня плохие отметки по тем предметам, которые раньше шли хорошо.
2 24С
Я никогда не стану таким хорошим, как другие ребята
2
Если захочу я смогу стать таким хорошим, как другие
1
Я такой же хороший как другие ребята
0 25Е
Меня никто по настоящему не любит
2
Я не уверен в том, что меня кто-нибудь любит
1
Я уверен в том, что меня любят
0 26В
Обычно я делаю то, что мне сказали
0
Как правило, я не делаю того, что мне говорят
1
Я никогда не делаю того, что меня просят сделать
2 27В
Я чувствую себя одиноким с людьми
2
Я часто радуюсь
1
Я все время радуюсь
0
9
Бланк ответов
Ф.И._________________________________________________________________________
Класс____________Возраст_________________
№
0
1
2
№
0
1
2
№
0
1
2
1А
10А
19Д
2Е
11А
20Д
3С
12В
21Д
4Д
13А
22Д
5В
14Е
23С
6А
15С
24С
7Е
16Д
25Е
8А
17Д
26В
9Е
18Д
27В
Интерпретация
Шкала А (негативное настроение: 1, 6, 8, 10, 11, 13) – общее сниже- ние настроения негативная оценка собственной эффективности в целом. По- стоянное ожидание неприятностей, склонность к плаксивости, повышенный уровень тревожности.
Шкала В (межличностные проблемы: 5, 12, 26, 27) – идентификация себя с ролью плохого, агрессивное поведение, высокий негативизм, непо- слушание.
Шкала С (неэффективность: 3, 15, 23, 24) – высокий уровень убежде- ния неэффективности в школе.
Шкала Д (ангедония: 4, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22) – высокий уровень истощаемости, наличие чувства базы одиночества
Шкала Е (негативная самооценка: 2, 7, 9, 14, 25) – негативная оценка собственной неэффективности, наличие суицидальных мыслей.
Подсчитывается общий показатель – это сумма баллов, выбранных ребенком вариантов ответов по всем пунктам теста.
По каждой шкале теста также подсчитывается балл.
Затем с помощью специальной таблицы последующие показатели конвертируются в Т–показатели, для этого нужно знать возраст и пол ребен- ка.
Таблица перевода суммы баллов в Т – показатели представлена в При-
ложении 1.