Файл: Занятие для подростков 1011 классов по профилактике суи цидального поведения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 236

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

111
на еду и самые необходимые нужды. Вы, классный руководитель, узнали о
том, что случился несчастный случай – умерла его мама. Ваня очень любил
её, всё старался сделать для того, чтобы она радовалась. Он отлично учил-
ся, а также имел дополнительный заработок, раздавал листовки несколько
раз в неделю, чтобы быть хоть немного финансово независимым. Теперь его
учёба сошла на нет, он не хочет учится, бросил заработок, домой не ездит.
Бабушка волнуется за него, но он не выходит с ней на связь. С друзьями-
одноклассниками встречаться не хочет, говорит, что ему нужно побыть
одному. К Вам, как к классному руководителю, обращается бабушка Вани с
просьбой поддержать Ваню и проследить, чтобы он не сделал ничего плохо-
го.
Какие чувства испытывает Ваня? Что беспокоит бабушку?
На что Вам, как классному руководителю, необходимо было обратить внимание в истории Вани?
Какие действия Вы предпримете, чтобы помочь?
Ситуация 4.
Егор, учащийся 10 класса в школе-интернате. Активист, проявляет
себя в разных видах внеучебной деятельности. У него много друзей и знако-
мых, он - душа компании. Недавно он начал проявлять себя с другой сторо-
ны: записался на секцию по борьбе, расстался с девушкой, хотя встречался с
ней второй год. В учёбе стал более усидчивым, ответственным. Чаще начал
звонить родителям, общаться с друзьями. Он добился успехов в соревнова-
нии, получил небольшое денежное поощрение от спонсоров. Полученные
деньги он полностью потратил на подарок своей маме. Стал волонтёром и
начал участвовать в благотворительных акциях. Продал свои дорогие доро-
гостоящие вещи и купил на вырученные деньги компьютер своему отцу. Ро-
дители обрадовались, однако такой поступок их насторожил. Они позвони-
ли классному руководителю, чтобы узнать какие события происходят в
жизни ребёнка и что могло повлиять на такое его поведение. Педагог вызвал
Егора к себе и из разговора выясняется, что Егор не строит никаких планов
на будущее, говорит, что просто наслаждается настоящим периодом вре-
мени. На замечания классного руководителя о том, что у каждого человека
должна быть цель и планы на будущее, он говорит, что у него будущего нет.
Далее он отказывается говорить на эту тему, говорит, что всё будет хо-
рошо. Затем классному руководителю поступает звонок от друга Егора о
том, что Егор оставил для родителей подарок, который этот друг должен
передать им. В ответ на расспросы друга Егор говорит о том, что не смо-
жет передать им ничего сам.
Почему Егор так поступает? Какие чувства он испытывает? Что беспо- коит друга Егора?
Что Вас, как классного руководителя, должно насторожить в истории
Егора?
Какие действия Вы предпримете, чтобы помочь?


112
Ситуация 5.
Катя, ученица девятого класса. У неё хорошая успеваемость, она
справляется с программой обучения и занимается танцами. Она проживает
в полной семье, есть младшие брат и сестра. Недавно она проходила меди-
цинский осмотр, после которого стала хуже выглядеть. У неё заплаканные,
опухшие глаза. Она стала более раздражительной, молчаливой. Успевае-
мость в школе упала. Лена – её лучшая подруга, забеспокоилась о состоянии
Кати. Она стала проводить с ней больше времени, больше общаться, гулять
на свежем воздухе. Только Лена знала о том, что случилось и хранила тайну
Кати. Состояние Кати улучшилось. Она стала более веселой и энергичной,
говорила, что ей было немного тяжело, а теперь всё нормализовалось. В
этом она убедила родителей, одноклассников, учителей, которые обратили
внимание на перемены в поведении подростка. Однако у Лены остались со-
мнения, т.к. Катя перестала заниматься танцами, тайно вела какой-то
дневник. По этому вопросу она подошла к Вам как к классному руководите-
лю, чтобы проконсультироваться.
Какие чувства испытывает Катя? Почему она ведёт себя так, что скры- вает?
Правильно ли поступает Лена, что не рассказывает никому о проблеме
Кати?
Как Лена может повлиять на положительное разрешение проблемы?
Что Вас, как классного руководителя, должно насторожить в истории
Кати?
Как Вы можете помочь?
Ситуация 6.
Вова выпускник девятого класса. Он из полной, благополучной семьи.
Учеба всегда давалась тяжело, а в этом году стал постоянно находить пу-
ти, чтобы отвертеться от выполнения уроков и любой ответственности,
стал прогуливать школу. Никакие замечания на него не влияют. Классный
руководитель позвонила его родителям и побеседовала об успеваемости их
сына. После чего, со слов одноклассников, Вова получил большой разнос от
родителей, они лишили его денежных средств, а также пригрозили впредь
поступать с ним более кардинальным образом при неуспешной сдачи экза-
менов. При выставлении годовых оценок на классном часу Вове выставляют
«двойки» по двум предметам, о которых он знал, но продолжал вести себя
беспечно по отношению к сложностям с учебой, рассчитывая на снисходи-
тельность учителей. Вова достаёт из портфеля свой ручной ножик и гово-
рит: «Если мне не поставят «3», то вы все будете виноваты в моей смер-
ти».
Почему Вова так поступает?
Как должен отреагировать на такой поступок классный руководитель?
Что Вас, как куратора, должно насторожить в истории Вовы?
Может ли случится суицид в данной ситуации?
Нужна ли Вове помощь и в чём?


113
Ситуация 7.
Женя восьмиклассница. Она из неблагополучной семьи. Родители в раз-
воде. Живёт она с мамой, с отцом почти не общается. Матери нет до неё
дела, они живут в одном доме, но мать не заботится ни о том, кушала ли
она, есть ли у неё, что одеть и обуть. Женя увлекается фотографией, те-
матика которых специфичная – загробный мир. Её привлекает рок, тяже-
лая музыка. Друзей у неё практически нет. В социальных сетях она ведёт
свою группу, куда выкладывает фотографии и записи о том, как покончить
жизнь самоубийством. Там же она выкладывает свои идеи по поводу смер-
ти, делает заметки о том, что жизнь ничего не значит, что хватит тер-
петь издевательства и рай будет после того, как все уйдут из жизни. Вчера
в женском туалете школы Женя наглоталась таблеток в большом количе-
стве, ей вызвали скорую помощь и успели спасти. Нашли её предсмертную
записку, где она пишет о том, кому она оставляет свои дорогие вещи, при-
знается в кого влюблена.
Почему Женя решилась на суицид?
Какие чувства она испытывала?
Готовилась ли она к суициду или он произошёл спонтанно?
Что могло выдать её как суицидента и рассекретить её замысел?
Какие трудности в жизни Жени могли заставить её принять такое ре- шение?
Какие действия Вы могли бы предпринять, чтобы не допустить слу- чившееся?
Ситуация 8.
Ксюша семиклассница. Она живет с мамой и папой, есть младший
брат. Общительна, но стесняется собственной внешности, поскольку она
имеет лишний вес. В школе учится хорошо, учителя ее любят, как и она их.
Однако, в середине учебного года в классе, где учится Ксюша, меняется
учитель биологии, более строгий и менее снисходительный, но справедливый.
У подростка изменились оценки – из отличницы она стала хорошисткой, по-
скольку по биологии получает «3» и «4». У нее изменилось настроение – она
стала более ранима, часто глаза на мокром месте. В социальных сетях по-
явились грустные высказывания о бессмысленности жизни и борьбы с труд-
ностями. После школы, Ксюша купила большое количество обезболивающих
таблеток, и, придя домой, выпила их в большом количестве. Одумавшись,
она успела позвонить маме и сообщить о содеянном. Ей вызвали скорую по-
мощь и успели спасти.
Почему Ксюша решилась на суицид?
Какие чувства она испытывала?
Готовилась ли она к суициду или он произошёл спонтанно?
Что могло выдать её как суицидента и рассекретить её замысел?


114
Какие трудности в жизни Ксюши могли заставить её принять такое ре- шение?
Какие действия Вы могли бы предпринять, чтобы не допустить слу- чившееся?
Психолог: Таким образом, для в качестве профилактики суицидального поведения огромная роль отводится ближайшему окружению: семье, друзь- ям, взрослым. Именно оно может сформировать адекватную самооценку, по- строить взаимоотношения с подростком на уважении, оказать поддержку, научить справляться с трудными ситуациями. Необходимо вселять в детей уверенность в свои силы и возможности, оптимизм и надежду, проявлять к ним сочувствие и понимание, осуществлять контроль за поведением под- ростков в классе, анализировать их отношения со сверстниками.
Всё это позволяет вовремя оказать учащемуся необходимую помощь, организовать соответствующую работу.

115
Приложение 1
Алгоритм раннего выявления суицидальных намерений методом
наблюдения и анализа поведения
1. Анализ наличия/отсутствия маркеров суицидального поведения (ка- кие именно, какое количество).
2. Анализ внешних проявлений в настоящий момент времени.
3. Анализ способности ближайшего окружения оказать помощь в настоящий момент.
4. Анализ взаимоотношений ребенка с референтной группой.
5. Анализ психического состояния ребенка в настоящий момент.
6. Анализ адекватность оценивания ребенком в настоящий момент си- туации, в которой он находится.
7. Анализ наличия зависимостей (алкогольной, табачной и иной) в настоящий момент времени.
8. Анализируем наличие в жизни ребенка ситуации, которая может стать катализатором непоправимых событий.
9. Если такая ситуация (ситуации) выявлены, то необходимо обдумать, как нейтрализовать ее (их) или уменьшить негативное воздействие – искать выход!
Примерные вопросы к беседе для оценки риска суицида
1) Было ли у тебя чувство подавленности в последнее время?
2) Бывали ли у тебя мысли о том, что жизнь безнадежна? Возни- кало ли желание умереть?
3) Сколько раз? Как часто посещали тебя эти мысли? Как долго они длились, когда последний раз?
4) Пытался ли ты убить себя? Как ты это делал?
5) Почему попытка не удалась? Тебе оказали помощь? Кто?
6)
В чем именно она заключалась?
7) Что произошло с тобой после этого?
8) Как ты собираешься совершить следующую попытку самоубийства?
9) Ты намерен сделать это прямо сейчас? Мог бы ты сказать мне об этом? Как часто возникают эти мысли? Как долго они длятся?
10)
Происходило ли и нашей жизни что-то такое, что подтал- кивало тебя к решительным действиям?
11)
Есть ли у тебя план? Какой?
12)
Как бы ты сделал это? Каковы твои намерения?


116
Вопросы на определение эмоционального состоянии
Чем сильнее ощущение безнадежности, тем выше риск
13)
Есть ли у тебя какие-нибудь надежды на будущее? На следую- щую неделю? Следующий год?
14)
Что ты думаешь о будущем? Есть ли какой-то выход из этого по- ложения?
15)
Кто мог бы оказать тебе поддержку? Обращался ли ты к психо- логу? Это помогло?
Вопросы на определение модели суицидального поведения
16)
Кто-либо в вашей семье говорил о самоубийстве? Делал попыт- ки? Совершал самоубийство?
17)
Кто-нибудь из твоих друзей говорил когда-либо о суициде? Пы- тался это сделать? Совершал самоубийство?
Маркеры суицидального состояния

Высказывания о нежелании жить: «Было бы лучше умереть», «Не хочу больше жить», «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придётся обо мне волноваться», «Мне нельзя помочь»;
 фиксация на теме смерти в литературе и живописи, частые разго- воры об этом, сбор информации о способах суицида и их соотношение;
 активная предварительная подготовка к выбранному способу со- вершения суицида (например, сбор таблеток, хранение отравляющих ве- ществ);
 сообщение друзьям о принятии решения о самоубийстве (прямое и косвенное). Косвенные намеки на возможность суицидальных действий, например, помещение своей фотографии в черную рамку, появление среди сверстников с петлей на шее из подручных средств;
 стойкая тяга к прослушиванию грустной музыки и песен;
 раздражительность, угрюмость, подавленное настроение, прояв- ление признаков страха, беспомощности, безнадёжности, отчаяния, чувство одиночества (меня никто не понимает и я никому не нужен), сложности кон- тролирования эмоций, внезапная смена эмоций (то эйфория, то приступы от- чаяния). Негативные эмоции связаны с нарушением (блокированием) удовле- творения потребности в безопасности, уважении, независимости (автоном- ности). Накануне и в день совершения самоубийства возможно спокойствие;
 угроза нарушению позитивной социальной идентичности «Я»,
«мое окружение», потеря перспективы будущего;
 необычное, нехарактерное для данного человека поведение, в том числе более безрассудное, импульсивное, агрессивное, аутоагрессив- ное, антисоциальное, несвойственное стремление к уединению, снижение социальной активности у общительных людей и, наоборот, возбужденное поведение и повышенная общительность у малообщительных и молчали- вых. Возможны злоупотребление алкоголем, психоактивными веществами;