Файл: Занятие для подростков 1011 классов по профилактике суи цидального поведения.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 234
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
117
стремление к рискованным действиям, отрицание проблем;
снижение успеваемости, пропуск занятий, невыполнение до- машних заданий;
приведение в порядок дел, примирение с давними врагами;
символическое прощание с ближайшим окружением (раздача личных вещей, фото, подготовка и выставление ролика, посвященного друзь- ям и близким);
дарение другим вещей, имеющим большую личную значи- мость;
попытка уединиться: закрыться в комнате, убежать и скрыться от друзей (при наличии других настораживающих признаков).
1 ... 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Катализаторы суицидального поведения
Это любые ситуации, которые могут привести несовершеннолетнего к ощущению крайней безысходности, глубокого отчаяния. К подобным ситуа- циям можно отнести:
- затяжной буллинг (травля, отвержение) в классе, значимой группе сверстников, ином коллективе.
- проблема + отсутствие поддержки со стороны значимых людей.
- проблема + неуверенность в себе, низкая самооценка.
- резкая смена социального статуса.
- внезапные неудачи.
- острое переживание ситуации позора, унижения, особенно публично- го.
- внезапные изменения в жизни (например, потеря значимого челове- ка).
- страх наказания.
- длительное ожидание (страх) неудачи + заниженная или завышенная самооценка.
- затяжной или, наоборот, внезапный острый конфликт с друзьями, сверстниками, значимыми людьми.
Это любые ситуации, которые могут привести несовершеннолетнего к ощущению крайней безысходности, глубокого отчаяния. К подобным ситуа- циям можно отнести:
- затяжной буллинг (травля, отвержение) в классе, значимой группе сверстников, ином коллективе.
- проблема + отсутствие поддержки со стороны значимых людей.
- проблема + неуверенность в себе, низкая самооценка.
- резкая смена социального статуса.
- внезапные неудачи.
- острое переживание ситуации позора, унижения, особенно публично- го.
- внезапные изменения в жизни (например, потеря значимого челове- ка).
- страх наказания.
- длительное ожидание (страх) неудачи + заниженная или завышенная самооценка.
- затяжной или, наоборот, внезапный острый конфликт с друзьями, сверстниками, значимыми людьми.
118
Приложение 2
Алгоритм действий
при общении с родителями ребенка,
демонстрирующего признаки суицидального поведения
1. Пригласить родителей в школу или договориться встретиться в дру- гом месте (не желательно сообщать по телефону).
2. Сказать о том, что поведение ребенка, включая внешний вид, психи- ческое состояние, очень схоже с суицидальным. Рассказать о признаках дан- ного поведения.
3. Объяснить родителям, почему сделаны данные выводы, выразить собственную озабоченность, в связи с которой была организована встреча с родителями, цель которой – обсудить план помощи ребенку в случае суици- дальных тенденций, и план снятия причин, провоцирующих данную угрозу.
4. Поговорить с родителями о возможных причинах необычного для ребенка поведения, назвать основные причины (выделяемые психологией, педагогикой).
5. Расспросить родителей о том, замечали ли о они ранее признаки суи- цидального поведения, высказывал ли ребенок мысли о нежелании жить, предпринимал ли ранее попытки самоубийства, угрожал ли родителям.
6. Предложить родителям вместе с вами наблюдать за ребенком и от- мечать все происходящие изменения, рассказать, что нужно обратить внима- ние (на маркеры) и обязательно держать связь с вами, чтобы вовремя принять решение об экстренной помощи (вплоть до госпитализации, если это необхо- димо).
7. Предложите родителям одновременно с наблюдением убрать с до- ступных мест опасные вещи (лекарства, острые предметы), изменить манеру общения с ребенком, больше с ним разговаривать, интересоваться его делами более подробно, по возможности снизить нагрузку на психику ребенка (по- скольку его восприятие обострено), переключить ребенка с негативных мыс- лей на позитивные, запланировать совместную поездку или выходные вме- сте, не оставлять его надолго в одиночестве.
8. Заранее переговорите с психологом ваше вашей образовательной организации, какую помощь он может оказать помощь в конкретном случае с конкретным ребенком. Предложите родителям обратиться к школьному пси- хологу, к другим специалистам в вашем населенном пункте, заранее выяс- нить, где такие имеются, возможно, в том числе понадобится консультация терапевта, педиатра, психиатра, возможно, врач сочтет нужным назначит те- рапию, направленную на снятие психоэмоционального напряжения, даст направление на консультацию к эндокринологу для выявления нарушений в гормональной сфере, влияющей на саморегуляцию и поведение ребенка, его эмоции.
9. Определите с родителями конкретные действия меры, которые пред- примут они и определите сроки, когда вы это сделаете, договоритесь быть на связи или периодически общаться до момента решения проблемы.
119 10. Расскажите родителям, дайте пару конкретных советов, как пра- вильно вести себя вести в экстренной ситуации, что говорить ребенку, как реагировать.
120
Приложение 3
Алгоритм действий при работе с классом,
в котором произошел случай незавершенного суицида
1. Сказать правду без оценочно, без шокирующих подробностей.
2. Развинчивать романтический ореол вокруг суицидента, представить произошедшее ошибкой, не оценивать проступок ребенка, не выяснять, кто из одноклассников что видел или слышал.
3. Дать возможность детям задать вопросы, иначе есть риск того, что они зададут их из любопытства ребенку-суициденту, а это будет дополни- тельной психотравмой.
4. Если дети переживают, испуганы, растеряны, позволить им прогово- рить, что они чувствуют и думают по этому поводу.
5. Снять чувство вины у детей за поступок одноклассника, если только попытка суицида не стала следствием травли в классе или затянувшегося конфликта между одноклассниками.
6. Прояснить, какие существуют конструктивные способы решения проблемных ситуаций, желательно на примерах.
7. Узнать, были ли у детей «безвыходные ситуации» и какие были найдены варианты решений.
8. Сказать, что из каждой «безвыходной ситуации» есть выход, только иногда кажется, на первый взгляд, неприемлемым. В таких ситуациях важно обращаться за помощью - это не стыдно. Сказать, кому можно обратиться помимо родителей, или родственников (телефон доверия, школьный психо- лог, классный руководитель).
9. Договориться, что в случае, когда кому-то из детей в классе очень плохо и кажется, что не хочется жить, никого не хочется видеть, они (дети) сначала позвонят классному руководителю и скажут об этом. (Так вы заклю- чите с детьми аналог антисуицидального контракта, необходимого в качестве защиты на некоторое время, пока не прекратятся обсуждении, возможно и возможная романтизация поступка).
10. Не позволять детям ни при каких условиях высмеивать суицидента.
Обговорить это заранее. Ваша цель - забота не только о психическом состоя- нии детей в классе, но и о состоянии вернувшегося ребенка-суицидента, а также минимизация постстрессовых расстройств и повторения попытки.
11. Переключить ребят на интересные дела, включить ребенка- суицидента в общую деятельность, как будто ничего не произошло, если ре- бенок не против, а если против - не настаивать.
12. Организовать просветительскую работу, желательно минимальное практическое обучение родителей.
13. Включить детей в мероприятия, направленные на формирование антисуицидальных факторов личности, которые препятствуют реализации суицидальных намерений.
14. Организовать ранее выявлении детей с суицидальными наклонно- стями.
121 15. Провести практическое мероприятие для детей, направленное на предотвращение суицидального поведения и снятие причин, провоцирующих детско-юношеский суицид.
122
Приложение 4
Алгоритм действий при работе с классом,
в котором произошел случай завершенного суицида
1. Сказать правду без подробностей (как очень печальный факт), не оценивая поступок погибшего ребенка, не выясняя, кто из одноклассников что-то видел или слышал. Сказать, никого ни к чему не призывая, но и не скрывая своего горя.
2. Развенчать романтический ореол вокруг суицидента, представить произошедшее как непоправимую ошибку.
3. Дать возможность детям, если есть такая потребность, сказать, что они чувствуют и думают по этому поводу. Поговорить о чувствах каждого из присутствующих, если дети хотят высказаться.
4. Поговорить о чувствах родных и близких погибшего.
5. Снять чувство вины у детей.
6. Прояснить, какие существуют конструктивные способы решения проблемных ситуаций (желательно на примерах).
7. Спросить, были ли у детей безвыходные ситуации, и какие были найдены варианты решений.
8. Сказать, что из каждой «безвыходной ситуации» есть выход, только иногда кажется, на первый взгляд, неприемлемым. В таких ситуациях важно обращаться за помощью - это не стыдно. Сказать, кому можно обратиться помимо родителей, или родственников (телефон доверия, школьный психо- лог, классный руководитель).
9. Если дети желают присутствовать на церемонии прощания, догово- ритесь идти вместе, но строго добровольно, никого не принуждая и не обя- зывая, не выясняя причин в случае отказа. Не позволять детям (даже старше- классникам) нести гроб, обговорить это заранее.
11. Со взрослыми детьми решить, поедут ли дети на кладбище. Пред- ложить пособветоваться с родителями (строго по желанию, ни в коем случае не создавать ситуацию, когда кто-то из детей едет против своей воли, потому что так решил класс). Ваша цель - забота о психическом состоянии детей в классе, минимизация постстрессовых расстройств. Если дети из класса (даже незначительная часть) решили участвовать в церемонии прощания, классный руководитель должен быть с ними.
12. Организовать просветительскую работу, желательно минимальное практическое обучение родителей.
13. В течение месяца соблюдать щадящий учебный режим в классе и создавать атмосферу принятия («дать детям привыкнуть»).
14. Включить детей в мероприятия, направленные на формирование антисуицидальных факторов личности, которые препятствуют реализации суицидальных намерений.
15. Организовать ранее выявлении детей с суицидальными наклонно- стями.
123 16. Провести практическое мероприятие для детей, направленное на предотвращение суицидального поведения и снятие причин, провоцирующих детско-юношеский суицид.
124
Рекомендации для работы классного руководителя
по оказанию помощи суицидентам
1. Организация и проведение доверительной беседы с под- ростком для того, чтобы выявить главную проблему и причины, ко- торые привели его к психическому или душевному кризису.
- важно установить контакт (эмпатийное общение). «Как твои дела? Как ты себя чувствуешь? Что с тобой происходит?» Име- ет смысл сказать: «Ты можешь поделишься своими проблемами со мной, я постараюсь понять тебя». Отчаявшегося подростка необхо- димо уверить, что он может говорить о чувствах без стеснения, даже таких отрицательных эмоциях, как ненависть, горечь или желание отомстить;
- «выслушивание»: не используйте общие слова типа: «Ну, всё не так плохо», «тебе станет лучше», «Отпусти ситуацию» и пр.
Дайте человеку возможность высказаться. Задавайте вопросы и внимательно слушайте;
- если вы чувствуете, что подросток размышляет о суициде, снимите табу с этой темы, не воспринимайте её как запретную, опасную, не нужно бояться суицидента. Так для проверки наличия
мыслей о суициде иногда используют вопрос такого плана: «Поче- му ты не думаешь о суициде? / Почему ты больше не думаешь о су- ициде?»;
- «будьте внимательными» к косвенным признакам поведе- ния суицида: это изменение привычек, шутки на тему суицида, за- вершение дел. Часто это повышенный энергетический тонус, вслед- ствие того, что проблемы и планы на будущее отрицаются;
- не спорьте! Уважайте чувства, которые человек испытыва- ет. Дайте ему возможность проговорить их.
- взрослый должен сохранять спокойствие.
2. Оценить средства и возможности, которые имеются, для решения проблем подростка и сделать ему конструктивные предло- жения по дальнейшим действиям, что поможет снять у него ощуще- ние безысходности сложившейся ситуации. Попытаться решить следующие задачи:
- выяснить, были ли у подростка ранее сходные ситуации, и
как он их разрешал;
- «подчёркивайте временной характер проблем», т.к.суи- цидент застревает на своём решении, вся жизнь сводится к острой проблеме, которую «невозможно» решить;
- совместно запланировать деятельность по преодолению кризиса, т.е. побудить подростка к словесному оформлению своих планов на будущее, позволяя ему самостоятельно проявить инициа- тиву в планировании своей деятельности;
- создание «ситуации успеха», в которой подросток поверит в себя, почувствует свою значимость, сможет получить эмоцио- нальное удовлетворение. Включать его в деятельность, которая бу- дет интересна ему.
3. Информирование родителей подростка об особенностях его поведения, при необходимости об особенностях возраста и по- ведения, а также педагога-психолога, директора школы.
Все указанные действия необходимо проводить очень осто- рожно, поскольку публичное озвучивание своих подозрений может нанести вред: если подозрения были обоснованными, то слухи о ваших разговорах могут спровоцировать свершение суицида, если необоснованными, то нежелательные для вас последствия.
Разговор о смерти с подростком должен быть открытым, правдивым, но он не должен быть длинным. Исчерпав тему смерти, нужно уделить основное внимание теме ж и з н и