Файл: Занятие для подростков 1011 классов по профилактике суи цидального поведения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 232

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

10
Таблица интерпретации показателя CDI
Суммарный показатель
Интерпретация
Свыше 70
Очень значительно превышает средний
66-70
Значительно выше среднего
61-65
Выше среднего
56-60
Чуть выше среднего
45-55
Средний
40-44
Чуть ниже среднего
35-39
Ниже среднего
30-34
Много ниже среднего
Ниже 30
Значительно ниже среднего
«Шкала депрессии Бека» (Beck Depression Inventory)
Подростковый вариант опросника
Шкала депрессии Бека (Beck Depression Inventory) предложена А.Т.
Беком в 1961 г. и разработана на основе клинических наблюдений, позво- ливших выявить ограниченный набор наиболее релевантных и значимых симптомов депрессии и наиболее часто предъявляемых пациентами жалоб.
После соотнесения этого списка параметров с клиническими описаниями де- прессии, содержащимися в соответствующей литературе, был разработан опросник, включающий в себя 21 категорию симптомов и жалоб. Каждая ка- тегория состоит из 4-5 утверждений, соответствующих специфическим про- явлениям/симптомам депрессии. Эти утверждения ранжированы по мере увеличения удельного вклада симптома в общую степень тяжести депрессии.
В соответствии со степенью выраженности симптома, каждому пунк- ту присвоены значения от 0 (симптом отсутствует, или выражен минималь- но) до 3 (максимальная выраженность симптома). Некоторые категории включают в себя альтернативные утверждения, обладающие эквивалентным удельным весом.
Показатель по каждой категории рассчитывается следующим образом: каждый пункт шкалы оценивается от 0 до 3 в соответствии с нарастанием тяжести симптома. Суммарный балл составляет от 0 до 62 и снижается в со- ответствии с улучшением состояния.
Обработка и интерпретация результатов
При интерпретации данных учитывается суммарный балл по всем ка- тегориям.

До 9 баллов удовлетворительное эмоциональное состояние - 4 балла,

От 10 до 19 баллов легкая депрессия - 3 балла

От 19 до 22 баллов умеренная депрессия - 2 балла

Более 23 баллов тяжелая депрессия - 1 балл
Уровень депрессии в 19 баллов считается клиническим нарушением; уровень выше 24 баллов указывает на необходимость терапии - возможно с применением антидепрессантов.

11
Стимульный материал (подростковый вариант опросника)
Инструкция: «В этом опроснике содержатся группы утверждений.
Внимательно прочитайте каждую группу утверждений. Затем определите в каждой группе одно утверждение, которое лучше всего соответствует тому, как Вы себя чувствовали НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ И СЕГОДНЯ. Поставьте галоч- ку около выбранного утверждения. Если несколько утверждений из одной группы кажутся Вам одинаково хорошо подходящими, то поставьте галочки около каждого из них. Прежде, чем сделать свой выбор, убедитесь, что Вы прочли Все утверждения в каждой группе»
1.

0 Мне не грустно.

1 Мне грустно или тоскливо.

2 Мне все время тоскливо или грустно и я ничего не могу с собой поделать

3 Мне так грустно или печально, что я не могу этого вынести.
2.

0 Я смотрю в будущее без особого разочарования.

1 Я испытываю разочарование в будущем.

2 Я чувствую, что мне нечего ждать впереди.

3 Я чувствую, что будущее безнадежно и поворота к лучшему быть не может.
3.

0 Я не чувствую себя неудачником.

1 Я чувствую, что неудачи случались у меня чаще, чем у других людей.

2 Когда оглядываюсь на свою жизнь, я вижу лишь цепь неудач.

3 Я чувствую, что потерпел неудачу как личность (родители).
4.

0 У меня не потерян интерес к другим людям.

1 Я меньше, чем бывало, интересуюсь другими людьми.

2 У меня потерян почти весь интерес к другим людям и почти нет никаких чувств к ним.

3 У меня потерян всякий интерес к другим людям и они меня со- вершенно не заботят.
5.

0 Я принимаю решения примерно так же легко, как всегда.

1 Я пытаюсь отсрочить принятые решения.

2 Принятие решений представляет для меня огромную трудность.

3 Я больше совсем не могу принимать решения.

6.

0 Я не чувствую, что выгляжу сколько-нибудь хуже, чем обычно.

1 Меня беспокоит то, что я выгляжу непривлекательно.


12

2 Я чувствую, что в моем внешнем виде происходят постоянные изменения, делающие меня непривлекательным.

3 Я чувствую, что выгляжу гадко и отталкивающе.
7.

0 Я не испытываю никакой особенной неудовлетворенности.

1 Ничто не радует меня так, как раньше.

2 Ничто больше не дает мне удовлетворения.

3 Меня не удовлетворяет всё.
8.

0 Я не чувствую никакой особенной вины.

1 Большую часть времени я чувствую себя скверным и ничтож- ным.

2 У меня довольно сильное чувство вины.

3 Я чувствую себя очень скверным и никчемным.
9.

0 Я могу работать примерно так же хорошо, как и раньше.

1 Мне нужно делать дополнительные усилия, чтобы что-то сде- лать.

3 Я не могу выполнять никакую работу.
10.

0 Я не испытываю разочарования в себе.

1 Я разочарован в себе.

2 У меня отвращение к себе.

3 Я ненавижу себя.
11.

0 У меня нет никаких мыслей о самоповреждении.

1 Я чувствую, что мне было бы лучше умереть.

2 У меня есть определенные планы совершения самоубийства.

3 Я покончу с собой при первой возможности.
12.

0 Я устаю ничуть не больше, чем обычно.

1 Я устаю быстрее, чем раньше.

2 Я устаю от любого занятия.

3 Я устал чем бы то ни было заниматься.
13.

0 Мой аппетит не хуже, чем обычно.

1 Мой аппетит не так хорош, как бывало.

2 Мой аппетит теперь гораздо хуже.

3 У меня совсем нет аппетита.

13

Опросник детской депрессии» (CDI), М. Ковач. Таблица перевода суммы баллов в Т – показатели
Общий балл
А
В
С
Д
Е
Т- показатель мал дев мал дев мал дев мал дев мал дев мал дев мал дев мал дев мал дев мал дев мал дев мал дев Т- показатель
7-12 7-12 13-
17 13-
17 7-12 7-12 13-
17 13-
17 7-12 7-12 13-
17 13-
17 7-12 7-12 13-
17 13-
17 7-12 7-12 13-
17 13-
17 7-12 7-12 13-
17 13-
17 100 48 53 41 12 12 5
6 16 10 100 99 47 44 52 12 8
16 99 98 46 43 51 40 98 97 50 39 11 15 16 97 96 45 42 11 96 95 44 41 49 38 8
5 8
10 9
95 94 43 40 48 11 12 15 16 10 94 93 47 37 15 93 92 42 39 46 36 10 7 14 92 91 41 38 45 10 10 91 90 40 35 14 15 9
90 89 37 44 34 10 11 4
7 14 8
89 88 39 36 43 7
13 9
88 87 38 35 42 33 8
14 87 86 37 41 32 9
13 9
86 85 34 40 9
10 6
13 85 84 36 33 31 9
4 12 8
84 83 35 39 12 13 8
7 83 82 32 38 30 6
12 82 81 34 31 37 29 8
7 6
11 8
81 80 33 36 8
9 8
8 12 80

14 79 32 30 35 28 8
11 7
79 78 29 27 5
3 11 7 78 77 31 28 34 10 77 76 30 33 26 8
11 7
6 76 75 29 27 32 7
7 5
7 6
10 75 74 26 31 25 7
3 7
5 10 74 73 27 30 24 9
10 6
73 72 28 25 6
72 71 26 24 29 23 7
4 9
9 6
71 70 23 28 22 6 6
6 5
5 70 69 25 27 6
4 6
8 9
69 68 24 22 26 21 5
68 67 23 21 2
8 8
5 67 66 25 20 6
4 8
66 65 22 20 24 19 7
5 65 64 21 19 23 5
5 5
3 2
5 4
5 7
4 64 63 20 18 22 18 3
7 63 62 21 17 5
7 4
4 62 61 19 17 6
61 60 18 16 20 16 6
6 4
60 59 19 4
4 4
4 3
59 58 17 15 18 15 3
4 5
6 3
58 57 16 14 17 14 4
2 3
57 56 15 13 16 1
2 5
5 3
56 55 13 5
3 55 54 14 12 15 12 3 3
3 1
3 4
54

15 53 13 11 14 3
3 53 52 12 13 11 2
2 4
4 2
52 51 10 12 4
2 2
51 50 11 9
11 10 2
1 3
2 50 49 10 8
9 2
1 2
3 49 48 9
10 2
2 2
3 3
48 47 7
9 8
1 47 46 8
6 8
7 2
1 1
46 45 7
7 1
0 1
2 2
1 1
45 44 6
5 6
6 1
1 0
1 2
44 43 4
1 0
43 42 5
3 5
5 0
1 1
42 41 4
4 4
0 1
1 1
41 40 2
3 0
0 0
0 40 39 3
1 2
3 0
0 0
39 38 2
2 0
0 0
0 0
38 37 1
0 1
0 0
0 37 36 0
1 36 35 0
35 34 0
34 мал дев мал дев мал дев мал дев мал дев мал дев мал дев мал дев мал дев мал дев мал дев мал дев
7-12 7-12 13-
17 13-1 7
7-12 7-12 13-
17 13-
17 7-12 7-12 13-
17 13-
17 7-12 7-12 13-
17 13-
17 7-12 7-12 13-
17 13-
17 7-12 7-12 13-
17 13-
17
Общий балл
А
В
С
Д
Е

16
Комплексная программа по сопровождению несовершеннолет-
них группы суицидального риска
Актуальность. Основной задачей развития обучающихся в подрост- ковом возрасте является самоопределение в сфере общечеловеческих ценно- стей и общения между окружающими людьми. Подростки приобретают навыки межличностного общения со сверстниками как своего, так и проти- воположного пола, осваивают изменения собственного тела, ставят перед со- бой задачи, связанные с будущим, испытывают потребность в эмансипации от родителей.
Подростки стремятся быть самостоятельными и независимыми от мне- ния взрослых, что связано с развитым «чувством взрослости», развитием критичности мышления. В среде сверстников происходит формирование соб- ственной системы ценностей, отработка социальных ролей и функций (друг, подруга, и др.), межличностных отношений, в связи с чем компания выступа- ет местом защиты собственных интересов и моделью будущих социальных отношений с миром.
Сложности, с которыми сталкиваются обучающиеся в подростковом возрасте: перестройки в организме, изменения тела, непонимание собствен- ного поведения, противоречивые чувства и желания, конфликты с родителя- ми, взрослыми, сверстниками, друзьями, в том числе, возрастание учебных нагрузок, завышенные ожидания к обучающемуся со стороны окружающих или их безразличие к жизни несовершеннолетнего, а также отсутствие у под- ростков конструктивного опыта справляться с трудными жизненными ситуа- циями и др., - могут выступать причинами снижения стрессоустойчивости, работоспособности, общего эмоционального фона, формируя субъективное ощущение одиночества, безвыходности ситуации, что может привести к воз- никновению суицидальных тенденций в поведении.
В связи с этим, наиболее злободневной проблемой в психолого- педагогической работе субъектов образовательного процесса (учителей, пе- дагогов-психологов, социальных педагогов, руководителей учреждений, ро- дителей) является проблема суицидального поведения несовершеннолетних, особенно по причине увеличения самоубийств среди детей и подростков в нашей стране за последние несколько лет (более чем на 37%).
Рост числа обучающихся с суицидальным поведением обуславливает необходимость осуществления образовательными организациями превентив- ных мер, направленных как на снижение факторов, оказывающих влияние на формирование антивитальных убеждений, суицидальных намерений у несо- вершеннолетних, так и на формирование ценностных ориентаций, здорового образа жизни, развития навыков совладания с трудными жизненными ситуа- циями, положительной картины будущего.
Понятие «суицидальное поведение» объединяет все проявления суици- дальной активности, к которой относятся мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения. Психологическим смыслом подросткового су-


17 ицида (суицидального поведения) является «крик о помощи», стремление привлечь внимание к своему страданию. В данном возрасте, как правило, нет истинного желания умереть, само представление о смерти крайне неотчетли- во, инфантильно, присутствует лишь желание «умереть не до конца». Смерть может представляется как «отдых» от невзгод, желаемым длительным сном, так и выступать средством наказания обидчиков.
Всем субъектам, участвующим в процессе воспитания обучающихся, важно формировать у несовершеннолетних антисуицидальные факторы лич- ности - те положительные жизненные установки, личностные особенности, которые препятствуют осуществлению суицидальных намерений.
Именно поэтому, педагогический коллектив, руководители образова- тельных организаций, родители должны не только быть просвещены об осо- бенностях и причинах суицидального поведения детей, подростков, но и об- ладать необходимым уровнем компетентности в вопросах профилактики, предупреждения самоубийств.
Цель программы:повышение профессиональной компетентности участников образовательного процесса (классного руководителя, педагога- психолога, социального педагога, руководителей образовательных организа- ций) при взаимодействии с обучающимися группы суицидального риска.
Задачи:
1.
Раскрыть способы выявления обучающихся группы суицидаль- ного риска;
2.
Описать профессиональные компетенции субъектов образова- тельного учреждения в работе с группой суицидального риска.
3.
Предоставить алгоритмы действий сотрудников образовательных организаций в работе с данной категорией обучающихся и их родителя- ми/законными представителями.
4.
Раскрыть способы и формы работы с данной категорией школь- ников.
Научные, методологические и методические основания программы
В качестве научно-методологических основ программы выступают ис- следования известных отечественных и зарубежных учёных представленные в следующих концепциях:
- культурно-исторический подход к психическому и социальному ста- новлению личности в нормальном и аномальном развитии
(Л.С. Выготский, Т.А. Власова, А.Н. Леонтьев);
- концепция роли социальных условий в развитии ребенка и роли об- щения в становлении личности (Л.И. Божович, В.И. Мясищев,
С.Л. Рубинштейн, А.А. Леонтьев);
- психодинамические теории суицидального поведения (З. Фрейд,
К.Г. Юнг, Дж. Хиллман, К. Хорни, Э. Берн), а также экзистанциально- гуманистическая (Г.С. Салливан, Е.С. Шнейдман);


18
- патопсихологическая концепция самоубийств (И.А. Сикорский,
С.С. Корсаков, В.М. Бехтерев, А.В. Петров);
- мультифакторная теория суицидального поведения, в которой основ- ное значение отдается клиническим, социально-психологическим, индивиду- ально-личностным факторам (А.Г. Амбрумова, Д. Вассерман, В.С
Ефремов, М.И. Хасьминский).
Практическая направленность
Программа по сопровождению несовершеннолетних группы суици- дального риска направлена на повышение профессиональной компетентно- сти всех участников образовательного процесса при осуществлении первич- ной и вторичной профилактики суицидального поведения. Программа отно- сится к виду социально - профилактических психолого-педагогических про- грамм.
Целевая группа:
Программа предназначена для классных руководителей, учителей- предметников, педагогов-психологов, социальных педагогов, заместителей директора по воспитательной работе, руководителей образовательных орга- низаций – всех лиц, участвующих в обучении несовершеннолетних. Ориен- тация на данных сотрудников школ обусловлена их значимостью в преду- преждении суицидальных намерений обучающихся, поскольку большую часть времени несовершеннолетние проводят в школе. Понимание проблемы суицидального риска, знания и компетентные действия, внимание и отзывчи- вость педагогов, руководителей школы могут спасти жизнь школьникам, находящимся в кризисной ситуации, снизить риск суицидальных намерений, помочь в решении тяжелых жизненных обстоятельств малоопытным, нуж- дающимся в поддержке взрослых подросткам.
Компетентность работников
образовательных организаций
при оценке суицидального риска среди обучающихся
Выявление группы суицидального риска является одним из приоритет- ных направлений деятельности образовательной организации в рамках про- филактики суицидального поведения обучающихся. Данная приоритетность обусловлена тем, что своевременная организация комплексного сопровожде- ния, осуществление психолого-педагогической работы с выявленной катего- рией школьником может значительно снизить риски суицидальных действий.
В связи с этим школе необходимо оказать компетентную помощь дан- ным обучающимся. Так, ответственность за организацию деятельности по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся группы суици- дального риска в образовательной организации возлагается на заместителя