Файл: Занятие для подростков 1011 классов по профилактике суи цидального поведения.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 235
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
19 директора образовательной организации, курирующего воспитательную ра- боту.
Вопрос о необходимости психолого-педагогического сопровождения детей и подростков с высоким уровнем суицидального риска необходимо рассмотреть в системе деятельности психолого-педагогического консулиума
(ПМПк) образовательной организации. Все материалы психолого- педагогического сопровождения (результаты диагностики, программы со- провождения) должны храниться в образовательной организации до момента окончания обучения несовершеннолетним.
При отсутствии в образовательной организации педагога-психолога, рекомендуется привлечение психолога из других образовательных организа- ций (в том числе специалистов ППМС - центров).
Стоит отметить, что в выявлении детей группы суицидального риска должны быть задействованы следующие специалисты:
- администрация образовательной организации (заместитель директора по воспитательной работе),
- педагоги образовательной организации (классные руководители, учи- теля, воспитатели),
- психологи (педагоги-психологи образовательной организации и/или других учреждений),
- социальные педагоги.
1. Компетентность руководителя образовательной организации при оценке суицидального риска школьников входит:
- осуществление контроля за обеспечением психолого-педагогического сопровождения обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС, а также требованиями к ОО в части охраны здоровья обучающихся, создания психо- логической безопасности образовательной среды;
- создание условий для системного взаимодействия специалистов школьной психологической службы, в частности в вопросах профилактики суицидальных писков среди несовершеннолетних;
- обеспечение повышения психологической компетентности педагогов общеобразовательной организации в вопросах профилактики суицидального поведения несовершеннолетних;
- оперативное реагирование на поступивший сигнал о возникшей ситу- ации потенциального суицидального риска среди обучающихся и обеспече- ние взаимодействия всех субъектов системы профилактики ОО по своевре- менному решению проблемы;
- ежедневное неукоснительное соблюдение норм психолого- педагогической этики в коллективе.
2. Компетентность заместителя руководителя общеобразователь-
ной организации по воспитательной работе при оценке суицидального риска:
20
- осуществление контроля за планированием и организацией деятель- ности педагогических работников ОО в сфере профилактики суицидального риска;
- обеспечение координации и контроля взаимодействия субъектов си- стемы профилактики с ОО по вопросам профилактики суицидального риска;
- повышение компетентности родителей в вопросах профилактики суи- цидального риска среди обучающихся (с использование разнообразных форм информационной и просветительской работы);
- отслеживание наличия планов индивидуальной работы педагогов с обучающимися группы суицидального риска и контроль данной работы;
- ежедневное неукоснительное соблюдение норм психолого- педагогической этики в коллективе.
3. Компетентность классного руководителя при оценке суицидаль- ного риска обучающихся класса:
- своевременное выявление совместно с педагогом-психологом, соци- альным педагогом и постановка на внутришкольный профилактический учет обучающихся группы суицидального риска;
- составление совместно с педагогом-психологом, социальным педаго- гом индивидуального плана работы по профилактике суицидального риска среди выявленных школьников;
- наблюдение и контроль за психоэмоциональным состоянием несо- вершеннолетних, входящих в группу суицидального риска;
- осуществление совместно с социальным педагогом патронажа семей обучающихся группы суицидального риска;
- осуществление контроля за организацией досуга несовершеннолетних группы суицидального риска;
- своевременное привлечение специалистов системы профилактики с
ОО с целью организации и проведения информационно-просветительской работы с родителями по вопросам профилактики суицидального риска, а также с педагогами по вопросам организации работы с несовершеннолетни- ми, входящими в группе суицидального риска;
- ежедневное неукоснительное соблюдение норм психолого- педагогической этики в коллективе.
4. Компетентность педагога-психолога при оценке суицидального риска обучающихся класса:
- проведение исследования выраженности показателей суицидального риска среди обучающихся с использованием психодиагностического инстру- ментария, отобранного в соответствии с возрастными особенностями обсле- дуемого класса и учетом поставленных задач;
- предоставление развернутого обобщенного анализа результатов пси- ходиагностики выраженности показателей суицидального риска среди обу- чающихся;
21
- составление адресных психологических рекомендаций на основе ре- зультатов психодиагностики по организации работы заместителя руководи- теля по воспитательной работе, классного руководителя, учителя- предметника, родителей;
- внесение данных по выявленным несовершеннолетним в соответ- ствующий банк данных;
- ознакомление педагогического коллектива ОО с результатами диа- гностики, совместное планирование деятельности педагогов с их учетом;
- организация и проведение профилактической и психокоррекционной работы на основании результатов психодиагностики (с учетом возрастных особенностей и использованием различных актуальных для данной возраст- ной группы форм работы);
- участие в разработке программ, направленных на формирование цен- ностных ориентаций ЗОЖ среди обучающихся ОО, здоровой психологиче- ской атмосферы в учреждении, модели взаимодействия семьи и школы;
- ведение соответствующей аналитической отчетности с оценкой эф- фективности проведенной работы с группой риска и их семьями, отслежива- ние динамики;
- ежедневное неукоснительное соблюдение норм психолого- педагогической этики в коллективе.
5. Компетентность социального педагога при оценке суицидального риска:
- выявление совместно с педагогами ОО школьников группы суици- дального риска из числа семей, находящихся в социально-опасном положе- нии, а также семей, попавших в трудную жизненную ситуацию;
- внесение данных по выявленным детям группы суицидального риска в социальный паспорт класса и школы;
- оказание консультационной и социальной поддержки по различным вопросам (в том числе профилактики суицидального поведения) семьям, находящимся в социально-опасном положении и попавшим в трудную жиз- ненную ситуацию;
- ведение совместно с классными руководителями патронажа указан- ных семей;
- участие в разработке программ, направленных на формирование цен- ностных ориентаций ЗОЖ среди обучающихся ОО, здоровой психологиче- ской атмосферы в учреждении, модели взаимодействия семьи и школы;
- ежедневное неукоснительное соблюдение норм психолого- педагогической этики в коллективе.
6. Компетентность учителя-предметника при оценке суицидального риска:
- наблюдение и контроль за психоэмоциональным состоянием несо- вершеннолетних, входящих в группу суицидального риска, и своевременное информирование классного руководителя или иному субъекту системы про-
22 филактики ОО об изменениях поведения обучающихся, вызывающих трево- гу, настороженность и опасения;
- формирование у обучающихся понятий ценности человеческой жиз- ни, смысла жизни в рамках изучения предмета (например, в ходе обсуждения произведений, авторов, биографии ученых и т.д.);
- ежедневное неукоснительное соблюдение норм психолого- педагогической этики в коллективе.
7. Компетентность медицинского работника при оценке суицидаль- ного риска заключается в выявлении школьников, которые могут потенци- ально попасть в группу риска в связи с имеющимися или возникшими тяже- лыми проблемами с состоянием здоровья, а также в своевременном инфор- мировании классного руководителя или иному субъекту системы профилак- тики ОО об возникших предположениях в изменении поведения несовер- шеннолетних.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 13
8. Компетентность библиотечного работника при оценке суицидаль- ного риска заключается в организации тематических выставок литературы для разных категорий субъектов системы профилактики ОО, касающейся во- просов профилактики суицидального поведения несовершеннолетних, а так- же в своевременном информировании классного руководителя или иному субъекту системы профилактики ОО о заинтесованности обучающихся в ли- тературе суицидальной тематики (возникновение вопросов у школьников о том, каких авторов почитать, где найти книги, куда обратиться и т.д.).
В свою очередь, другие работники образовательной организации в рамках выполнения своей должностной деятельности также могут наблюдать какие-либо изменения в поведении несовершеннолетних, на которые стоит обратить внимание и проинформировать классного руководителя, школьного психолога обучающегося, что может выступить мерой предупреждения суи- цидального риска.
Важно отметить, что в работе с группой суицидального риска все субъ- екты образовательного процесса должны знать, что образовательная орга-
низация не имеет права:
1. Бездействовать при поступлении сигнала о риске суицида у обучаю- щегося.
2. Скрывать, замалчивать о попытках суицида среди несовершеннолет- них, не сообщать своевременно о произошедшем в соответствующие органы.
3. Не оказывать меры к педагогическим работникам в случае примене- ния ими недопустимых методов воспитания (психологическое давление, фи- зическое насилие).
4. Ограничивать предоставление субъектам ОО средств и каналов со- общения о попытках суицида.
23 5. Не обеспечивать своевременное и объективное расследование суи- цидальной попытки согласно поступившему сообщению.
6. Работать односторонне, не привлекая социальных партнеров в во- просах предупреждения суицидального поведения в образовательной среде.
7. Самостоятельно ставить диагноз обучающемуся о наличии психиче- ского отклонения или расстройства – на это есть специализированные учре- ждения и органы, занимающиеся вопросами охраны психического здоровья граждан.
Организация работы классного руководителя
с несовершеннолетними группы суицидального риска
Жизненные ситуации, толкающие ребенка на самоубийство, как прави- ло, не содержат в себе ничего необычного. Дети и подростки склонны пре- увеличивать размах и глубину столкновения с трудностями, в результате чего даже самые заурядные, ничтожные проблемы воспринимаются ими как не- разрешимые. Они не уверены в собственных силах и считают себя неспособ- ными справиться с трудностями, склонны проецировать результирующую картину собственного поражения в будущее. У детей и подростков с суици- дальными намерениями более, чем у ребенка в «норме», преувеличено нега- тивное восприятие мира, собственной персоны и своего будущего. Смерть для них является приемлемым и даже желанным способом избавления от трудностей.
Именно в связи с данными особенностями восприятия мира детей и подростков в сложной жизненной ситуации, важна грамотная, компетентная работа классного руководителя с детьми данной категории.
Классному руководителю в работе с классом необходимо использовать алгоритм раннего выявления суицидальных намерений методом наблюдения
(Приложение 1), в котором можно отметить маркеры суицидального поведе- ния, т.е. черты, которые присущи при суицидальных мыслях намерениях.
Поэтому целью данного наблюдения является выявление маркеров суици- дального поведения школьников, недопущение и предотвращение попыток самоубийства, что уже выступает способом профилактики суицидального поведения.
В то же время, классный руководитель должен помнить, что наличие маркеров суицидального поведения (одного или нескольких) еще не является показателем того, что у ребенка присутствуют данные намерения. Возможны и ситуации, когда при наличии даже нескольких маркеров, суицидальных намерений у обучающегося нет. В связи с этим важно помнить, что наблюде- ния и анализ является способом первичного, раннего выявления данной кате- гории детей, однако, этот метод имеет минимальную погрешность, в связи с чем необходима дополнительная информация о состоянии ребенка, жизнен- ной ситуации, в которой он находится.
Педагогу важно знать об обстоятельствах, в которых находится школь- ник, поскольку именно они могут выступить катализатором непоправимых