Файл: Занятие для подростков 1011 классов по профилактике суи цидального поведения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 239

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

104
Психолог: В нашем обществе существует достаточно много различного рода мифов о суициде. Подобные предубеждения не просто являются невер- ными, но и не позволяют вовремя отреагировать на те сигналы, или маркеры суицидального поведения, которые есть у потенциального суицидента – че- ловека, решившего свести счеты с жизнью. Эти ложные убеждения могут лишить Вас и окружающих возможности вовремя оказать помощь данному человеку и даже спасти ему жизнь.
Давайте рассмотрим данные мифы о суициде:
1.Те, кто говорят о самоубийстве, редко совершают его.
Нет. 90% суицидентов перед совершением самоубийства приводят важные словесные доказательства своих намерений; 40% — обращаются к специалистам. Т.е. почти каждому суициду предшествует предупреждение или другие сигналы о готовности к поступку. Когда кто-то говорит о совер- шении самоубийства, речь скорее всего идет о предупреждении, — или же это «крик о помощи».
2. Человек, который решается на самоубийство желает умереть.
Нет. Подавляющее большинство суицидентов хотят не смерти, а из- бавления от психической боли. Если человек твердо решил уйти из жизни, он исключит факты, которые ему помешают.
3. Склонность к суициду наследуется.
Нет. Не существует достоверных данных о генетической предрасполо- женности к самоубийству. Тем не менее суицид в семье может быть деструк- тивной моделью для подражательного поведения.
4. Те, кто пытаются покончить с собой, — психически больны.
Нет. Большинство суицидальных попыток совершаются психически здоровыми людьми. Большинству предпринимающих попытки самоубийства не мог бы быть поставлен диагноз психического заболевания.
5. Неудавшийся суицид в подростковом возрасте может повториться
у взрослого ещё раз.
Нет. Много молодых людей переживают суицид, получают врачебную помощь, выздоравливают и затем ведут нормальную здоровую жизнь. Это может быть следствием переживания возрастного кризиса или тяжелых жиз- ненных обстоятельств, перенесенных в конкретном возрасте.
6. Риск самоубийства исчезает, когда кризисная ситуация проходит.
Нет. Под внешним спокойствием может скрываться твердо принятое решение, а некоторый подъем сил после минования острого кризиса лишь помогает выполнить задуманное. После того как кризис проходит у человека не остается ресурсов. Он потратил их при борьбе с кризисным состоянием.
Поэтому человеку необходима ещё внешняя поддержка.
7. Проблемы суицидента надуманы и преувеличены.
Нет. Большинству людей сложные жизненные ситуации позволяют мобилизовать собственные силы, поскольку случившаяся проблема или воз- никший кризис является вызовом среды организму человека. Если он его преодолевает, за ним следует развитие. Однако, не у всех есть силы для пре-


105 одоления возникших сложностей, поэтому единственным возможным вари- антом разрешения может выступить мысль о самоубийстве.
Надеюсь, нам удалось развеять некоторые предубеждения о некой лег- комысленности в поведении потенциальных и реальных суицидентов, по- скольку данное поведение не является таковым.
В том числе в формировании суицидального поведения играют значи- тельную роль возрастные особенности подросткового возраста. К таковым относятся:
1) эгоцентризм личности – концентрация на собственных убеждениях, чувствах, событиях собственной жизни и, как следствие, снижение способно- сти к восприятию чужой точки зрения и проч. Попадая в тяжелые жизненные условия, подросток начинает переживать, страдать, замыкаться на себе, и то- гда эгоцентризм здесь приобретает характер отрицания себя.
2) аутоагрессия, которая может возникнуть при повышенном уровне агрессии и негативном отношении к себе. Такой подросток испытывает тре- вогу, чувство вины, переживает депрессивное состояние, у него занижена са- мооценка, он часто не понимает, что с ним происходит, не может и не умеет поделиться своими ощущениями.
3) пессимистическая установка, которая развивается у подростка на фоне страха и тревоги по отношению к собственному будущему.
4) реакция группирования - стремление быть частью группы сверстни- ков, к общению с ними делает подростка не только подверженным группо- вому мнению, но и достаточно уязвимым в случае прекращения взаимодей- ствия со значимой группой.
Суицидальное поведение вызвано переживанием кризиса, возникшего при столкновении личности с препятствием на пути удовлетворения ее важ- нейших потребностей.
Так подросток не может достигнуть самого важного, того, что напол- нено для него огромным смыслом, является для него в настоящий момент самым ценным. В связи с этим он испытывает глубочайшие переживания и пытается справиться с ними. Не находя конкретного решения в сложившийся ситуации, поддержки и одобрения окружающих, взаимности чувств, уваже- ния, подросток может решиться на самоубийство.
Таким образом, личностным смыслом (мотив) самоубийства может выступать:
1 – призыв о помощи! (он считает, что никому не нужен, никто его не понимает и хочет привлечь к себе внимание, чтобы изменить ситуацию с по- мощью других);
2 – избегание (испытывает страдания, считает, что дальше будет хуже, и он не в силах это вынести, смерть для него – способ избежать страданий);
3 – самонаказание (подросток совершил поступок, который не может сам себе простить или за который его винят другие, поэтому он наказывает себя, искупает свою вину);


106 4 – протест или месть (подросток считает, что его никто не любит, ни- кто не понимает);
5 – отказ (подросток отказывается жить, потеряв что-то самое важное, то, чего не вернуть).
В подростковом возрасте наиболее типичны такие мотивы, определя- ющие социальное поведение, как протест и призыв к помощи. Протестная форма может возникнуть из-за существования подростка в рамках двойной морали. С одной стороны, мораль подростка - послушание, с другой стороны, мораль взрослых - непомерные требования. Когда гармонии нет, несовер- шеннолетний начинает протестовать в ответ на педагогическое давление. В то же время формой призыва к помощи он сообщает о тяжелых эмоциональ- ных нагрузках, которые испытывает.
Но как понять, что подросток задумал совершить суицид? Как не упу- стить времени?
Для того, чтобы ответить на эти вопросы, необходимо изучить этапы
суицидального поведения и характерные для них особенности (маркеры):
1 этап – суицидальные мысли (тенденции)
2 этап – суицидальные замыслы (проявления)
3 этап – суицидальные действия (попытка)
Рассмотрим подробнее каждый из этапов.
1 этап - Суицидальные мысли - характеризуется, представлениями, фантазиями на тему своей смерти, но не на тему лишения себя жизни, как самопроизвольной активности.
Предупреждающие
знаки
(маркеры)
Если Вы заметили:
- снижение настроения
- нарушение сна, режима питания
- резкое изменение состояния (всегда грустный, спокойный
– веселый, чрезмерно радостный, и наоборот)
- злоупотребление алкоголем, наркотиками
- саморазрушающее поведение (самоповреждающее)
- разговоры о смерти (выбор тематических песен, стихо- творений, литературы, фильмов)
- социальное отчуждение
- снижение внимания к себе (неопрятность, неряшливость)
- резкое снижение успеваемости, прогулы уроков, отказ по- сещать школу, секции, кружки

107
Примером этому могут являться высказывания: «…хорошо бы уме-
реть», «заснуть и не проснуться»; «если бы со мной произошло что-нибудь,
и я бы умер...» и т. д.)
Ваши действия:
1. Поговорить с подростком для того, чтобы выявить причину возник- новения подобных мыслей:
«…находясь в сложных жизненных ситуациях, многие задумываются о
том, что жизнь не имеет смысла, потому что им действительно тяжело.
Я вижу, что у тебя есть трудности, которыми ты можешь поделиться со
мной, возможно, вместе мы найдем выход…».
2. Выслушать подростка. Не использовать обесценивающих фраз: «Ну, всё не так плохо», «тебе станет лучше», «Отпусти ситуацию» и пр. Дайте че- ловеку возможность высказаться. Задавайте вопросы и внимательно слушай- те.
3. Предложить Вашу помощь в решении сложившейся ситуации: обсу- дить возможный план действий, предложить обратиться за помощью к роди- телям, друзьям, одноклассникам, - искать совместно с подростком конструк- тивные выходы из ситуации.
4. Проинформировать родителей о существующих затруднениях в жиз- ни их ребенка.
2 этап - Суицидальные замыслы и намерения - характеризуется воз- никновением идеи о самоубийстве с последующей разработкой плана и дета- лей его совершения (выбор способа, времени, места).
Выявление
намерений
(маркеры)
1. резкое изменение поведения (те же тен- денции, что и на 1 этапе)
2. разговоры об отсутствии смысла жизни, не желанием жить
3. приведение дел в порядок (раздает друзь- ям вещи, завершает давно начатые дела, старается попрощаться с близкими)
4. наличие плана (выбран способ, время и место)
Факторы,
увеличивающие
риск
- суицидальные попытки в прошлом
- годовщины утрат и потерь
- актуальное переживание потери
- зависимое поведение (алкоголизм, нарко-


108 мания)
- смертельная болезнь
- психические заболевания
Ваши действия:
1. Если выявлены суицидальные намерения, необходимо открыто, сме- ло об этом поговорить:
«Ты хочешь умереть? Почему?»,
«…такое впечатление, что ты говоришь о собственной смерти…»,
«Ты хочешь покончить жизнь самоубийством, а я хочу, чтобы ты
жил…».
Подобные вопросы не спровоцирует самоубийство, тогда как избегание этой темы в индивидуальной беседе с классным руководителем увеличивает тревожность, недоверие к нему. Задавая данные вопросы, подросток получа- ет возможность выговориться, он понимает, что с Вами можно поговорить даже на эту тему, тем самым, поделившись своими переживаниями, он может получить облегчение.
2. Определить степень суицидальной опасности, позволяет оценить риск суицидального поведения, поскольку реакция подростка на вопрос от- ветит сама за себя.
- степень разработанности плана, деталей
- степень летальности
- доступность средств
«Как ты собираешься это сделать?»
«У тебя есть какой-то план?»
3 этап – суицидальные действия (попытка) – акт суицида.
Если Вы стали свидетелем суицида:
НЕ делать
Делать
паниковать, выглядеть шокированным
спорить и отговаривать
приуменьшать боль
не пытаться улучшить и испра-
сохранять самообладание
выслушать все, что подросток го- ворит
проявлять сочувствие его положе- нию

109
Э. Гроллман (в своей работе «Суицид: Превенция, интервенция, пост- венция») обобщил самые широкие рекомендации в работе с суицидентом, озаглавив их -
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13

«Что можно сделать для того, чтобы помочь»:
1. Подбирайте ключи к разгадке суицида.
2. Примите суицидента как личность.
3. Установите заботливые взаимоотношения.
4. Будьте внимательным слушателем.
5. Не спорьте.
6. Задавайте вопросы.
7. Не предлагайте неоправданных утешений.
8. Предложите конструктивные подходы.
9. Вселяйте надежду.
10. Оцените степень риска самоубийства.
11. Не оставляйте человека одного в ситуации высокого суицидального риска.
12. Обратитесь за помощью к специалистам.
13. Осознайте важность сохранения заботы и поддержки.
Психолог: Предлагаю Вам рекомендации по работе с подростками- суицидентами, а также следующие ситуации, для того, чтобы Вы смогли по- пробовать предметно разобраться с тем, как использовать полученные знания и рекомендации в случае необходимости на практике. Вам необходимо про- честь ситуацию и ответить на вопросы, несколько случаев мы обсудим вме- сте.
(классным руководителям предлагаются рекомендации в виде памяток
по работе с суицидентами и классом, предложенные в конце документа, а
также психолог раздает заготовленные заранее листочки с ситуациями
(кейсами). В зависимости от времени от 1 до 3-4-х ситуаций рассматрива-
ется по желанию участников или выбору психолога)
Кейсы:
Ситуация 1. вить состояние
предлагать простые ответы на сложные вопросы
не обесценивать переживания и проблемы («у других хуже, чем у тебя», «у всех бывало»)
попытаться понять подростка! для него важно осознавать, что его понимают!
воспринимать проблемы подрост- ка серьезно, говорить о них от- крыто и откровенно

110
На перемене вы невольно слышите разговор двух подруг. Аня говорит:
«Петя бросил меня, мы встречались с ним так долго! А вчера он без объяс-
нения причин написал мне смс, что мы с ним больше не будем вместе. Я уже
так привыкла к нему, он познакомил меня со своими родителями, у нас были
совместные планы, мы столько прошли всего вместе! Я не хочу жить без
него! Но он не отвечает на мои звонки, сообщения в контакте. Фотографии
удалил, из друзей удалил. Будто ничего и не было. Я в растерянности. Не по-
нимаю, что произошло. Всю свою будущую жизнь я представляла рядом с
ним, а тут такое… Я этого не переживу! Нет смысла в моей жизни даль-
ше». Настя отвечает: «Отпусти ситуацию, всё пройдёт. Я бы тебе помог-
ла, но у меня встреча с Сашей сегодня. Я тебе позвоню вечером».
Какие чувства испытывает девушка, которую бросил парень? В чём она нуждается сейчас больше всего? К кому она могла бы обратиться за помо- щью?
Может ли эта ситуация вылиться в суицид?
Какие действия вы предпримете, как выстроите беседу?
Ситуация 2.
Дмитрий учится в десятом классе. Живет с мамой, ее единственный
сын, отец бросил их, когда Дима был маленьким. Учеба с детства давалась
тяжело, однако, он всегда стремился быть хорошистом. У него хорошие
отношения с учителями, но дома с мамой у них часто случаются конфлик-
ты. Она просит его соблюдать порядок в его комнате, быть более аккурат-
ным и опрятным внешне, в то время как Дима со страхом задумывается о
своем будущем: он боится не сдать ЕГЭ и не поступить в вуз, о котором
мечтает, считает, что мама его не понимает и придирается к нему. Пере-
стал спать по ночам: делает уроки. В школе упала успеваемость, поскольку
он сонлив, ему сложно стало сосредотачивать внимание, успевать за тем-
пом работы в классе. Стал опаздывать на первый урок, поскольку утром с
трудом просыпается. Социальный педагог уже неоднократно делала ему
замечания по поводу опозданий в школу, в ответ на которые Дима демон-
стрировал бурные эмоциональные реакции: возмущается со слезами на гла-
зах, что он не специально и все к нему придираются. После этого он не-
сколько дней перестал ходить в школу.
Какие чувства испытывает Дмитрий? В чём он нуждается сейчас боль- ше всего? К кому он могл бы обратиться за помощью?
Может ли эта ситуация вылиться в суицид?
Какие действия вы предпримете, как выстроите беседу?
Ситуация 3.
Ваня выпускник школы. Два года назад по общему решению с матерью
он переехал в город к тете, чтобы учиться в профильном классе со спец.
подготовкой по тем экзаменам, которые он планирует сдавать для поступ-
ления в вуз. У него неполная семья – мать и бабушка, отца, сестер и братьев
нет. Материально положение достаточно тяжелое, денег хватает только