Файл: Сафарова Сара Ариф кызы москва 2023 Ответы на вопросы к семинарскому занятию 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 165

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Вторая подструктура социальной структуры общества − социально-демографическая, в которой в качестве фундаментальной общности выступает народонаселение как непрерывно воспроизводящая себя совокупность людей.

Третья подструктура − социально-пространственная, выступающая как форма организации общества и выражающая отношения людей между собой в связи с их принадлежностью к одному и тому же либо к разным типам поселения (внутригородские, межпоселенческие и т. п.).

Четвертая подструктура − социально-классовая, рассматриваемая в рамках марксистского подхода как определенная историческая форма развития производства, а в рамках ленинских идей трактующая классы как группы людей, как отличающиеся по месту в исторически определенной системе общественного производства, по отношению к средствам производства, по роли в общественной организации труда и способу получения доли общественного богатства.

Пятая подструктура − профессионально-образовательная, в рамках которой общество характеризуется с точки зрения профессиональных и образовательных параметров.

Некоторые исследователи выделяют в качестве подструктуры социальной системы социализирующие институты − семья, школа и др., обеспечивающие сохранение, преемственность и трансляцию культурных традиций, усвоение общественно-исторического опыта и накопленных человечеством знаний через обучение и воспитание.

При описании социальной структуры общества исследователи опираются на теорию социальной стратификации, которая не противоречит учению о классовой структуре общества.

Слово "стратификация" (от лат. stratum − слой и facio − делаю) обозначает систему признаков и критериев социального расслоения, неравенства в обществе, социальную структуру общества. Теории социальной стратификации возникли в противовес теории классов и классовой борьбы. В рамках классовой доктрины не оставалось места стратам, исследованию горизонтальной и вертикальной неоднородности, т. е. выяснению таких сторон социальных отношений, которые в чем-то не менее важны, чем классовые. На деле слоевой срез социальной структуры общества существенно дополняет и обогащает классовый срез, дает возможность получить более полную картину социальной дифференциации по широкому кругу признаков (образование, психология, занятость, бытовые условия, доходы, партийная принадлежность, квалификация и т. д.) Само понятие «страты» заметно обогатилось со времени его появления в начале XX в. Множество страт не имеют прямого отношения к классовому делению общества или носят межклассовый характер. Классовая и стратификационная модели не исключают одна другую. На основе вычленения в научном анализе реально существующих классов, слоев, различных социальных групп может быть построена достаточно "объемная", а не одномерная модель социальной структуры, имеющая прочную эмпирическую базу. В последнее время в мировой литературе понятие "классы" занимает столь же прочное место, как и понятие "страты", и оба они используются как в национальных, так и в международных сравнительных исследованиях, в том числе и при исследовании природы социальных противоречий и конфликтов.



2. Власть – это способность и возможность оказывать решающее воздействие на поведение и деятельность людей с помощью различных средств: авторитета, права, принуждения (включая прямое насилие) и других.

Власть – это способность одного лица подчинять себе другое лицо.

Термин власть употребляется также для обозначения ее субъектов, носителей власти, выборных лиц или органов, например: общее собрание всех членов первобытного рода, старейшина, вождь, жрец, парламент, правительство и.т.д.

Дюверже говорил что власть имеет биологическую природу.

Маркс говорил, что власть имеет социальную природу (в основе общественные и экономические отношения).

Фрейд говорил, что власть имеет психологическую природу.

Без власти в обществе наступит хаос, поэтому оно пронизано властными отношениями.

Власть в обществе порождается потребностью управления, необходимостью согласования общих целей при наличии многообразных интересов, ценностей, потребностей. Она обусловлена также природным и социальным неравенством людей.

Власть всегда есть отношение между людьми - властеотношение. Структура властеотношения: субъект, объект, само властное воздействие.

Субъект власти – это носитель власти, от которого исходит властный импульс, это активное начало власти. Например, субъектом власти может быть лицо, группа лиц, народ в целом, орган общественной или государственной власти, государство в целом, международные организации, мировое сообщество.

Объект власти – это те, на кого направлено властное подчиняющее воздействие. Объектами власти могут быть те же, кто является ее субъектами, т.е. лицо, группа лиц, народ в целом, орган общественной или государственной власти, государство в целом, международные организации, мировое сообщество. Важно, что объект власти в одном властеотношении может стать субъектом в другом властеотношении.

Властное воздействие – это взаимодействие между субъектом и объектом власти, которое возникает в процессе реализации власти. Оно заключается в том, что со стороны субъекта осуществляется проявление воли, а со стороны объекта власти осуществляется подчинение субъекту. Подчинение может быть добровольным, когда воля субъекта власти совпадает с волей объекта либо принудительным. Существуют властеотношения, в
которых объект и субъект власти совпадают, например, в родовой общине, когда решения принимаются общим собранием.

Виды власти. Поскольку общество пронизано властными отношениями, существует множество видов власти.

Неформальная власть. В малых социальных группах (семья, объединение по интересам, школьный класс, студенческая группа), где все друг друга знают и персонально контактируют власть держится на авторитете лидера. Авторитет зависит от личностных качеств, заслуг, одаренности.

Формальная власть. В политических партиях, государстве, крупных корпорациях, в иных организациях власть опирается на положение и внешнее воздействие официальных органов управления и должностных лиц. При этом имеет значение не личностные качества носителей власти, а их официальный статус. Объект власти вынужден подчиняться безличным правилам и велениям.

Соответственно сферам жизни общества различают духовную, социальную, экономическую, политическую власти, информационную, теневую, военную, семейно-бытовую, религиозную и другие. Одним из основных видов является политическая власть. Она подразделяется на международную, государственную, партийную, муниципальную, региональную. Цель политической власти – регулирование и управление процессом общественной и государственной жизни. Самой высшей и развитой формой политической власти является государственная власть.

Государственная власть – это система властеотношений реализующая функции государства, основанная на аппарате принуждения. Она опирается на специальный аппарат управления и принуждения. Располагает монопольным правом издавать законы и иные нормативные акты, обязательные для всех. Обладает монополией на применение легитимного (поддерживаемого, одобряемого населением) насилия. Государственная власть осуществляет управление обществом в пределах определенной территории.

Методы, способы, обеспечивающие доминирование воли властвующего субъекта зависят от социальных интересов и волевой установки сторон. При совпадении интересов и воли субъектов для осуществления власти достаточно информационного воздействия. При расхождении интересов и воль возможны пути: а) убеждение; б) принуждение (в т.ч. прямое насилие).

3. Концепция постиндустриального общества разработана Дэниелом Беллом. Он выделяет три стадии развития общества. Доиндустриальное общество состязается с природой. Для него характерна высокая зависимость от природных богатств и ручного труда. Динамика его роста сильно зависит от численности населения. Индустриальное общество зависит от источников энергии. Темпы роста определяет организация производства массовой продукции и массовых рынков. Постиндустриальное общество зависит по большей части от информации. Залог его динамичного роста состоит в успешности кодификации теоретических знаний.


Д. Белл следующим образом определяет постиндустриальное общество: «Постиндустриальное общество — это такое общество, в экономике которого приоритет перешел от преимущественного производства товаров к производству услуг, проведению исследований, организации системы образования и повышению качества жизни, в котором класс технических специалистов стал основной профессиональной группой и, что самое важное, в котором внедрение нововведений во все большей степени стало зависеть от развития теоретического знания. Постиндустриальное общество предполагает возникновение нового класса, представители которого на политическом уровне выступают в качестве экспертов или технократов».

Таким образом, по Беллу, индустриальные общества с развитием технологий трансформируются, превращаясь в общества постиндустриальные, обладающие следующими признаками: переход от товарного производства к экономике обслуживания; господствующее положение в обществе класса профессионалов и технических специалистов; главенствующее значение теоретических знаний как источника новаторства и формулирования политических принципов в обществе; создание новой «интеллектуальной» технологии; возможность саморазвивающегося технологического роста.

Отечественный исследователь Д.В. Иванов в работе «Постиндустриализм и виртуализация экономики» обобщает исследования 1960—1970-х гг. по поводу прогнозов, каким будет грядущее общество, следующим образом.

1. Определяющим фактором общественной жизни в целом будет теоретическое знание. Ручной и механизированный труд будет вытеснен производством теоретического знания. Экономические и социальные функции капитала переходят к информации, поэтому ядром социальной организации становится университет как центр производства, переработки и накопления знания. Промышленная корпорация теряет главенствующую роль.

2. Определяющим фактором социальной дифференциации станет не отношение к собственности, а уровень знаний. Профессиональная структура окажется более существенной для стратификации, чем классовая, по этой причине подавляющее число конфликтогенных факторов переместятся из экономической сферы в сферу культуры.

3. Экономика постиндустриального общества будет прежде всего обслуживающей, а не производящей. В численно преобладающем «третичном» секторе вырастет и обособится информационный бизнес, который станет «четвертичным» сектором экономики.